Степан Акопович
АКОПОВ 14(26).12.1899
- 09.08.1958
Народный
комисар среднего машиностроения СССР в 1941-46. Народный комиссар
(министр) автомобильной промышленности СССР в 1946-47. Министр автомобильной
и тракторной промышленности СССР в 1947-50. Министр машиностроения
СССР в 1953-54. Министр автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного
машиностроения СССР в 1954-55. * *
* Родился в Тифлисе в семье армянского торговца. Образование получил в Московском
механико-машностроительном институте имени Н.Э. Баумана (1931 г.). В 1919 вступил в
РКП(б). Во время существования суверенной Грузии занимался подпольной
комсомольской работой в Тифлисе (организатор, секретарь райкома). После оккупации Грузии Красной армией - в
Тифлисском горкоме комсомола . В январе 1924 г. назначен инструктором
Бауманского райкома
ВКП(б) г. Москва, с 1926 г. заместитель заведующего организационно-распределительным
отделом Бауманского райкома ВКП(б) г. Москва. С февраля 1927
г. заведующий организационно-распределительным отделом Звенигородского
укома ВКП(б) Московской области. С 1931 г. работал на Подольском крекинго-электровозостроительном
заводе (Московская область) вначале инженером, начальником цеха, заведующим
производственным отделом, заместителем технического директора, а
с марта 1934 г. техническим директором завода. С августа 1935
г. находился в спецкомандировке в США. С августа 1936 г. директор
Подольского крекинго-электровозостроительного
завода. С сентября 1937 г. директор
Уральского завода тяжелого машиностроения им. С.Орджоникидзе (Свердловск). С февраля 1940 г.
заместитель, с мая
1940 г. 1-й заместитель наркома тяжелого машиностроения СССР. С октября 1940 г.
1-й заместитель
наркома, с 11.09.1941 г. нарком среднего машиностроения СССР. Во время Великой
Отечественной войны руководил эвакуацией предприятий отрасли за Урал, а затем
организацией производства военной техники и вооружений. 17.02.1946 г. его наркомат
преобразован в Наркомат автомобильной промышленности СССР, а Акопов сохранил
свой пост. В августе 1947
г. ведомство Акопова было вновь переименовано, на этот раз в Министерство
автомобильной и тракторной промышленности СССР. Когда в 1949-50 гг. И.В. Сталин
начал очередную перестановку кадров, Акопов в числе многих других лишился своего
поста и 18.04.1950 г. был переведён в Министерство сельскохозяйственного
машиностроения СССР заместителем министра и начальником Главного управления комбайновой
промышленности. После смерти Сталина занимал крупные посты в машиностроении: 1-й
зам. министра (с марта 1953 г.) и министр (июнь 1953 г. - апрель 1954 г.) машиностроения
СССР, министр автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения
СССР (с апреля 1954 г.). В июле 1955 г.вышел на пенсию. В 1946-50 гг. и 1954-58 гг.
депутат Верховного Совета СССР. Награждён тремя орденами Ленина,
орденом Кутузова 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени,
Красной Звезды и медалями. Военинженер 2 ранга (1938 г.) Похоронен
в Москве на Новодевичьем кладбище.
Использованные материалы: Государственная власть СССР.Высшие органы власти
и управления и их руководители.1923-1991 гг. Историко-биографический
справочник. /Сост.В.И.Ивкин.М.,1999.Зенькович
Н.А. Самые закрытые люди. М., 2004. Залесский К.А. Империя Сталина.
Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000.
|