Биографии

Степан Акопович АКОПОВ

СССР




Степан Акопович АКОПОВ   14(26).12.1899 - 09.08.1958

Народный комисар среднего машиностроения СССР в 1941-46.
Народный комиссар (министр) автомобильной промышленности СССР в 1946-47.
Министр автомобильной и тракторной промышленности СССР в 1947-50.
Министр машиностроения СССР в 1953-54.
Министр автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в 1954-55.
       *   *   *
Родился в Тифлисе в семье армянского торговца.
Образование получил в Московском механико-машностроительном институте имени Н.Э. Баумана (1931 г.).
В 1919 вступил в РКП(б).
Во время существования суверенной Грузии занимался подпольной комсомольской работой в Тифлисе (организатор, секретарь райкома). После оккупации Грузии Красной армией - в Тифлисском горкоме комсомола .
В январе 1924 г. назначен инструктором Бауманского райкома ВКП(б) г. Москва, с 1926 г. заместитель заведующего организационно-распределительным отделом Бауманского райкома ВКП(б) г. Москва.
С февраля 1927 г. заведующий организационно-распределительным отделом Звенигородского укома ВКП(б) Московской области.
С 1931 г. работал на Подольском крекинго-электровозостроительном заводе (Московская область) вначале инженером, начальником цеха, заведующим производственным отделом, заместителем технического директора, а с марта 1934 г. техническим директором завода.
С августа 1935 г. находился в спецкомандировке в США.
С августа 1936 г. директор Подольского крекинго-электровозостроительного завода.
С сентября 1937 г. директор Уральского завода тяжелого машиностроения им. С.Орджоникидзе (Свердловск).
С февраля 1940 г. заместитель, с мая 1940 г. 1-й заместитель наркома тяжелого машиностроения СССР.
С октября 1940 г. 1-й заместитель наркома, с 11.09.1941 г. нарком среднего машиностроения СССР.
Во время Великой Отечественной войны руководил эвакуацией предприятий отрасли за Урал, а затем организацией производства военной техники и вооружений.
17.02.1946 г. его наркомат преобразован в Наркомат автомобильной промышленности СССР, а Акопов сохранил свой пост.
В августе 1947 г. ведомство Акопова было вновь переименовано, на этот раз в Министерство автомобильной и тракторной промышленности СССР.
Когда в 1949-50 гг. И.В. Сталин начал очередную перестановку кадров, Акопов в числе многих других лишился своего поста и 18.04.1950 г. был переведён в Министерство сельскохозяйственного машиностроения СССР заместителем министра и начальником Главного управления комбайновой промышленности.
После смерти Сталина занимал крупные посты в машиностроении: 1-й зам. министра (с марта 1953 г.) и министр (июнь 1953 г. - апрель 1954 г.) машиностроения СССР, министр автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР (с апреля 1954 г.).
В июле 1955 г.вышел на пенсию.
В 1946-50 гг. и 1954-58 гг. депутат Верховного Совета СССР. Награждён тремя орденами Ленина, орденом Кутузова 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и медалями. Военинженер 2 ранга (1938 г.)
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Использованные материалы:

Государственная власть СССР.Высшие органы власти и управления и их руководители.1923-1991 гг. Историко-биографический справочник. /Сост.В.И.Ивкин.М.,1999.Зенькович Н.А. Самые закрытые люди. М., 2004.
Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000.
 

© 2003-2010, Проект WMS.



Hosted by uCoz