Михаил
Пантелеймонович БОЛДУМАН
Народный
артист СССР (1965). Лауреат Сталинской премии
(1946, дважды; 1950 - за театральные работы). Родился 11
(23) июля 1898 г.
на станции Израиловка Могилёвской губернии в молдавско-украинской
семье дворян.
И, хоть мать его была княжной, ребёнок по метрической
записи значился "из крестьян". Михаил Болдуман считался
достаточно слабым учеником, окончив гимназию с посредственными оценками, но в
дальнейшем удивлял образованнейших людей обширными знаниями и владением
несколькими языками, причём французским с великолепным произношением. Тайной
осталось, где и как он жил в течение всей гражданской войны с семнадцатого по
двадцать первый год. Известно лишь, что был юный Болдуман пацифистом и кровь
соотечественников проливать не мог. Сценическую деятельность он
начал в Жмеринке
(Винницкая область) в 1921 г. Актёру Болдуману после нескольких лет
службы в столь далёком от магистралей большой культуры театре удалось достойно
показаться в труппе Киевского театра русской драмы, куда он был принят в 1924-м.
На престижной украинской
сцене он быстро завоевал симпатии публики в ролях Сатина ("На дне" М.Горького),
Кошкина ("Любовь Яровая" К.Тренёва), Яго
("Отелло"), Короля ("Гамлет" Шекспира). Москва позвала его в 1931 г., в
бывший театр Корша, который был закрыт через два сезона. Но и этого хватило для
серьёзного признания таланта и мастерства тридцатипятилетнего артиста. В числе
трёх ведущих "коршевцев" он получил пригласительное письмо от заведующего
труппой Московского художественного театра Е.Калужского и в 1933 г. был принят во
вспомогательный состав. Была в Михаиле Пантелеймоновиче
притягательная загадка, которую даже в театре, где, кажется, все занют обо всех
на свете, разгадать не умели. Приветливый, воспитанный, откровенно добрый, он
был скромен и замкнут настолько, что в повседневной жизни даже голос старался
приглушать и всю свою замечательную "фактуру" как-то затушёвывал. Перед
репетициями и между выходами на сцену во время спектаклей предпочитал
одиночество: то ходил, словно "вышагивая вдохновенье", то неподвижно сидел на
знаменитой скамеечке перед сценой, и только губы его шевелились, отражая работу
души. Как применялся в ролях язык его
сильных и красивых рук? Жест никогда не был случайным, анархичным, но всегда
содержательным, продуктивным. Болдуман был дружно признан лучшим из
лучших Вершининых за всю историю постановок "Трёх сестёр" Чехова.
Наконец, в одной из последних своих
ролей - главы рабочей семьи из спектакля "Чти отца своего" - актёр удивил даже
партнёров абсолютной, как бы природной тяжестью натруженных рук. Любая кафедра сценической речи могла
бы взять аудиозаписи Болдумана за образец владения голосом и словом. Такое же
органное, роскошное звучание было ... у Василия Ивановича Качалова. Болдуман
владел несколькими голосовыми регистрами, словно солист Большого театра, мог
взять и высокую, и невероятно низкую басовую ноту, но никогда не рассматривал
голос как самоцель, подчиняя его всему "оркестру" выразительных средств. Он на
редкость просто произносил стихи. Болдуман сохранял мелодику речевых тактов,
ритмическими были в стихопроизношении логические паузы - всё, что делает стих
поэзией и приближает в восприятии слушателя к музыке. И при этом артист был
прост и естествен настолько, что казалось. говорить стихом для него вполне
первородно. После блистательного исполнения роли
Бориса Годунова в равном партнёрстве с великим И.М.Москвиным и замечательной
К.Н.Еланской в 1935 г. Болдуман был переведён в основной состав труппы МХАТ.
Вершинин, Борис Годунов, Синцов,
Платон Кречет, позже инженер Майоров в "Глубокой разведке" и моряк Горбунов в
"Офицере флота", затем король Леонт в "Зимней сказке" Шекспира, в первые же
послевоенные годы вывели Михаила Пантелеймоновича Болдумана в ряд самых
привлекательных актёрских имен страны. Хуже обстояли дела у Болдумана с
кинемографом, хотя все были уверены, что экран тоскует по столь совершенному
мастеру, не только, кстати, героических характеров.
Первая его роль в кино - мастер
Жученко в фильме "Свой парень"
("Строители") (1930). Жаль, что довоенная постановка
"Поднятой целины" Шолохова в кино была несовершенной, слишком уж обытовленной и
проникнутой интонацией агитки. Иначе бы две актёрские работы, М.Болдуман -
Нагульнов и Н.Добронравов - Давыдов, стали бы достоянием "золотого
кинофонда". Зато в фильме "Мечта" вместе с
великолепными актёрами Ф.Раневской, Е.Кузьминой, А.Войцик, Р.Пляттом,
М.Астанговым, В.Соловьёвым Михаил Болдуман блистает в роли пана Домбека. Картина
стала отечественной киноклассикой. Были у Болдумана другие фильмы,
другие роли. При этом - ни одной неудачи актёра. Но это в театре, не признав
успех спектакля, можно было отметить триумф любого актёра в роли. В кино закон
другой: как бы ни блистала в сером фильме актёрская работа, её позабудут вместе
с картиной. Всё же Болдуман и здесь умудрился
выйти за рамки правил. Как всякий по-настоящему верующий
человек, Болдуман умел не роптать на судьбу и быть ей благодарным даже в тяжелых
испытаниях. Ему пришлось заменять внезапно, на
одной из выпускных репетиций, умершего Николая Хмелёва в роли Ивана Грозного.
Трудно было втиснуть свою неукротимую индивидуальность в сценический рисунок,
целиком построенный для другого талантливого артиста. Он преодолел и это
препятствие. Играя короля в "Зимней сказке"
Шекспира на сценах Англии Михаил Пантелеймонович был признан одним из лучших
шекспировских исполнителей в мире, и Королевское общество наградило его
орденским знаком Елизаветы Второй "Золотой Лев". Имел он к тому времени и другие
награды, но по скромности почти не надевал их. А вот "Золотой Лев", маленький,
изящный, ему нравился... А жизнь, казалось, внимательно следит
за тем, чтобы, давая в одном месте, отнять в другом. У него она отняла
отцовство. С актрисой МХАТ Екатериной Ивановной Воиновой детей у Болдумана не
было. Он любил жену, не корил её ни в чём. Но сама природа его отзывалась
отеческой заботой о любом существе, попавшем в беду. Он мог пригреть и выпестовать птенца
галки, упавшего с кровли городского дома на асфальт перед театром. Мог
обнаружить на букете сирени майских жучков и, спасая их от гибели, отправиться
в кремлевский Александровский сад и рассыпать на кусты жучков из бумажных
кулёчков. Это зрелище произвело устрашающее впечатление на блюстителей порядка и
охрану Кремля. Вскоре Болдуман был задержан, подвергнут допросу и тщательно
проверен. Его отпустили, оставив под подозрением. Когда внезапно умерла Екатерина Ивановна,
Михаила Болдумана посетили тяжкие раздумья. Он пытался уходить от них в люди. В цирк,
например. И в цирке, в зрительской его части,
встретил девушку, которая плакала тихо и безутешно - у неё погибла в катастрофе
мама... Через короткое время её отец,
знаменитый дрессировщик Юрий Владимирович Дуров, представил семье своего друга.
Дочь взглянула и радостно вздрогнула: то был человек, запомнившийся ей не только
своим соболезнованием. Наташа его не знала. Узнав, была заинтересована ещё
более, и всё-таки ни в каких фантазиях во сне и наяву она не могла предположить,
что через год станет его женой. По взаимной любви, которой суждено будет
продлиться и после его ухода из жизни, и всё это несмотря на тридцать шесть лет
разницы в возрасте. Наташа, по собственному признанию, обрела в Болдумане "отца
и мужа".
Встретились и достойно отнеслись друг
к другу две незаурядные личности. Наташа сразу поставила будущему мужу непременное условие: установить памятник на
могиле первой жены, прежде чем они пойдут под венец... Венчались они с Михаилом
Пантелеймоновичем церковным браком, но советский ЗАГС решительно отказывался их
регистрировать, поскольку вышло постановление, запрещающее официальные браки с
разницей свыше тридцати лет. На отдыхе в Ялте, где действовали
украинские поправки к брачному законодательству, Болдуман преодолел препятствия
- их зарегистрировали. Забыли, однако, спросить, какую фамилию избирает невеста,
и в брачном свидетельстве появилась Наталья Юрьевна Болдуман. Это противоречило
традициям цирковой династии. Изменить что-либо в ЗАГСе отказались, и она в
отчаянии разорвала с таким трудом добытый документ. Пришлось ещё раз пройти круг
объяснений, просьб, увещеваний. Одиссея завершилась благополучно. Сказались
уважение в знаменитому мхатовскому актёру и добрая память о его работах на
украинской сцене. К жене Болдуман относился с
бесконечным вниманием и нежностью. Называл Масей. Если вдруг произносил имя
"Наташа", она понимала, что супруг чем-то недоволен. С мыслью о ребёнке Михаил
Пантелеймонович уже расстался, похоронив мечту и растрачивая на молодую жену
невостребованную отцовскую любовь... Но... В один из памятных дней она
почувствовала себя плохо и опытнейший врач литфонда определил у Дуровой
беременность... На одном из представлениий Наталья упала в обморок и была
очевидна срочность медицинского вмешательства... Она приходила в сознание и тут
же лишалась его вновь. В какой-то момент врачи зафиксировали клиническую смерть.
Необходимо было кесарево сечение. При такой операции надо получить согласие мужа
и письменный его выбор из двух жизней, жены и ребёнка... Ему пришлось написать
фразу, о которой без ужаса не мог вспоминать до конца своих дней: "Оставить
только жену"... Но спасли не только роженицу - родился мальчик. Михаил-младший возместил мучения.
которым подверглись его родители перед появлением сына на свет. В возрасте год и
восемь месяцев он свободно читал. Отец накупил ему множество игрушек. Миша
радовался игрушкам как все дети. Но были у него особые игры с отцом. Например,
увлекательнейшие путешествия по всему земному шару. Они укладывались на карту,
растеленную в комнате, и "отправлялись в рейс"... К семи годам ребёнок знал
географию в масштабе высшего учебного заведения, с отцом они много болтали
по-французски, по-английски и по-немецки. В четыре года Миша как-то заглянул в
школу, да так и остался её учеником. В 14 лет он получил аттестат зрелости и
отправился за дальнейшими знаниями на биологический факультет Московского
университета. В целях конспирации при получении паспорта молодой Болдуман
приписал к отеческой фамилии букву "у". В 1973 г. специально
"на Болдумана" во МХАТе была поставлена романтическая
пьеса "Сон разума", где он сыграл Франсиско
Гойю. В 1974 г. - Райнера в "Соло для
часов с боем". Но последние годы в театре приносили
Михаилу Пантелеймоновичу не только радости. Он, как и многие коллеги,
приветствовал приход в театр нового лидера Олега Ефремова... С другой стороны,
актер тяжело переживал конфликт между новым руководством и старым своим
коллегой и товарищем Борисом Николаевичем Ливановым, славой Художественного
театра... Вскоре, после кончины Ливанова, Михаил Пантелеймонович замкнулся и стал
с опаской относиться к Ефремову. Отношения их восстанавливались
медленно... Умер Михаил Болдуман в Москве 28 декабря 1983
г. в возрасте 85 лет. После уходи из жизни Михаила
Пантелеймоновича, Наталья Юрьевна похоронила его прах на Введенском кладбище
рядом с первой подругой
жизни под прекрасными белыми колоннами. А на поминках Болдумана в какой-то
момент она попросила Олега Николаевича покинуть её дом... Но Ефремов
улыбнулся и протянул ей лист бумаги. Она прочитала духовное завещание мужа, в
котором он поручал О.Н.Ефремову заботу о своей семье и её защиту.
Фильмография: 1. Свой парень ("Строители")
- 1930 - мастер Жученко 2. Конвейер смерти ("Товар
площадей") - 1933 3. Конец полустанка - 1935 4. Дочь
Родины - 1937 5. Поднятая целина - 1939 - Нагульнов 6. Салават Юлаев -
1940 7. Мечта - 1941 - пан Домбек 8. Серебристая пыль - 1953 9. Мы,
русский народ - 1965 10. Цветы запоздалые - 1969 - немец,
врач 11. День за днём - 1972
Использованные
материалы: А.Кравцов "Жили-были кумиры..." Энциклопедия "Кругосвет" Энциклопедия
кино Кирилла и Мефодия Большая Советская Энциклопедия Фотографии
предоставлены Сергеем Лепешкиным и из БСЭ Материалы
предоставлены Инной Джужа (г. Киев) |