Эмма Владимировна
ЦЕСАРСКАЯ
Заслуженная
артистка РСФСР (1935). Родилась 3 июня 1909 г. в городе Екатеринославе (ныне – Днепропетровск,
Украина) в семье инженера. В 1925-28 гг. училась в киношколе им. Б.В. Чайковского. В 1944-63 гг. – актриса Театра-студии киноактёра. Первая же роль в фильме Ольги Преображенской и Ивана Правова "Бабы рязанские" принесла 18-летней актрисе
известность. Но снимали её мало (до "Тихого Дона" - всего четыре фильма), как-то
не вписывалась она в авангардно-революционный кинематограф 20-х годов. Однако её
знойная, мятежная красота была в полной мере востребована в роли Аксиньи в
экранизации "Тихого Дона". Картина делалась при участии германской кинофирмы "Дерусса", которая поставила
условие, чтобы Аксинью играла только Цесарская. На эту роль актриса была
утверждена без проб за девять месяцев до начала съёмок. После выхода картины для
миллионов зрителей не было сомнений, что Эмма Цесарская настоящая донская
казачка, пришедшая на экран из самой жизни. Американская газета "Дейли
Уоркер" писала о ней 21 марта 1929 г.: "Тот, кто посетит на этой неделе
"Фильм-Гильд", будет иметь удовольствие увидеть одну из наиболее замечательных
и, безусловно, самых красивых актрис, являющихся гордостью Советского Союза".
В ней чувствовалась неприрученная природа, та своевольная
стихия, которую кино тоталитарной эпохи опасалось. С лика Цесарской писал свою
Аксинью художник Георгий Верейский, иллюстрировавший роман Михаила Шолохова...
Сам Шолохов высоко оценил работу актрисы в этом фильме и на долгие годы
стал её близким другом. По воспоминаниям Эммы Цесарской писатель несколько раз смотрел фильм: "Однажды он
возбуждённо заявил мне и Абрикосову: "Вы, черти, ходите у меня перед
глазами!" В 1934 г.
кинопродюсеры трёх стран - Германии, Франции и Англии - официально пригласили
Эмму Цесарскую на роль Грушеньки в совместной постановке "Братьев Карамазовых",
назвав её единственной кандидатурой на эту роль и посулив баснословно высокий
гонорар. "Один из руководящих киноработников, К.М. Шведчиков, - вспоминала
актриса, - сказал мне, познакомившись с этим предложением: "Ну что же, если
зарубежные фирмы привлекут и наших кинематографистов, то я согласен". Через год
всё изменилось: представитель "Инторгкино" запретил мне встречаться с
французским репортёром, который имел поручение выяснить, согласна ли я сниматься
в фильме". 23 марта 1937 г. всё резко изменилось в жизни артистки. В тот
день она была в гостях. Вдруг туда позвонил её муж, Макс Осипович Станиславский:
"Поезжай домой к сыну, а меня срочно вызывают на доклад к Николаю Ивановичу
Ежову". С работы он не вернулся. Ночью в их четырёхкомнатной квартире в
Фурманном переулке раздался звонок, нетерпеливый стук. Вошли пять человек в
форме НКВД и понятые. Один из них предъявил Эмме Владимировне ордер на арест
мужа, подписанный заместителем Ежова М.Фриновским. "После ареста мужа всё
наше имущество было конфисковано, квартиру предложили освободить, а мне с
годовалым сыном дали направление в барак на окраине города. Попрощавшись с
родными, я пошла туда вместе с тётей. Пройдя большое опытное поле за Академией
им. Тимирязева, мы увидели длинный мрачно-серый и неутеплённый барак в одну
доску. Это ветхое сооружение лагерного типа было набито жёнами репрессированных
ответственных работников. Узнав меня, они закричали, перебивая друг друга, что
надо идти к Калинину и даже броситься перед ним на колени. У несчастных женщин
отобрали паспорта. Их, как я узнала впоследствии, выслали в Астрахань, а потом
арестовали. Но мне комендант барака вернул паспорт: видимо, было указано пока
меня не трогать. Обратно домой тётка вела меня под руку, и я каждую минуту
оборачивалась, опасаясь преследования. Домашний телефон перестал звонить. Многие
ночи подряд я проводила у окна, глядя из-за штор на улицу и ожидая ареста.
Вскоре мать и брат забрали меня с сыном в квартиру на Средне-Кисловском
переулке. Из кино я была фактически изгнана. Мне даже не позволили завершить
работу над ролью в фильме "Дочь Родины", хотя я снялась почти во всех сценах
картины. Взяли другую актрису". В эти дни
Цесарскую больше всего мучил страх потерять полуторагодовалого сына. "Нервы были
так напряжены, - говорила она, - что по ночам не спалось, и я совершенно точно
определяла, на каком этаже и у кого открылась дверь, чьи шаги раздаются на
лестнице и какая машина отъехала от дома. На улицу я просто боялась выйти: ко
мне сразу подходили группы людей, спрашивали, почему так долго не снимаюсь, куда
пропала". Однажды объятая страхом Э. В. Цесарская уничтожила многие ценные
документы, письма от зарубежных зрителей и иностранных кинофирм. По совету Шолохова, который не оставил её в эту трудную минуту, она написала В.М.
Молотову. 7 августа 1938 г. ей пришло извещение из Главного Управления
кинематографии с просьбой "срочно зайти в секретариат комитета". Вскоре она
попала на приём к новому руководителю ГУКа С.С. Дукельскому - человеку с гладко
обритой головой и холодным взглядом. Держа руку за бортом тёмно-синего френча,
он любезно кивнул головой и показал актрисе на стул. Эмма Владимировна, как бы
продолжая этот немой диалог, положила на стол последнюю страницу газеты
"Вечерняя Москва" с рекламой "Тихого Дона", обведённой красным карандашом.
Вместо фамилии исполнительницы роли Аксиньи стояли черные крестики. Дукельский
посмотрел текст, покачал головой и несколько наигранно произнёс, намекая на
своих репрессированных предшественников: – Что они с
вами сделали? Он вызвал по
телефону начальника московского кинопроката и, поглядывая на собеседницу, сделал
ему строгий выговор за такую рекламу. Вскоре
вечером дома, наконец, зазвонил телефон. – Эмма, вас
можно снимать? - робким голосом спросил кинорежиссёр Константин Юдин, работавший в те
дни над кинокомедией "Девушка с характером". Сниматься разрешили, вернули
грамоту заслуженной артистки РСФСР, но ничто не могло вернуть ей прежнюю радость
творчества. Душевные травмы заживают долго. Но всё же в "Девушке с характером"
Цесарская сыграла целеустремлённую и энергичную жену командира, а в картине
"Бабы" 1940 г. создала образ красивой сильной рыбачки… "Эти картины
давались мне нелегко, - рассказывала Эмма Владимировна, - я изображала
жизнерадостных и сильных героинь, но всё это было таким далёким от моей жизни! Я
работала, чтобы совершенствоваться в своей любимой профессии, и думала о том,
что обязана вырастить и воспитать сына". В 1959 г.
актриса получила документы о реабилитации и восстановлении в партии мужа и
узнала, что он был расстрелян в июне 1937 г. Благодаря заступничеству Шолохова
Цесарская много десятилетий снималась в кино, но
она ушла в тень и её уделом стали вторые роли, да и те - не часто. В 1940-х гг. она
снялась
в "Богдане Хмельницком", в "Освобождённой земле",
в 1950-х - в "Майской ночи, или Утопленнице", в "Тревожной
ночи", в 1960-х гг. мелькнула в двух
экранизациях всё того же Шолохова - в "Нахалёнке" и весёлой
короткометражке Евгения Моргунова "Когда казаки плачут". Когда в конце 50-х годов режиссер Сергей Герасимов задумал снимать новую версию
"Тихого Дона", Эмма Цесарская пришла на пробы. Она очень хотела ещё раз сыграть
Аксинью. Но Герасимов поступил с ней довольно жёстко: подвёл к зеркалу, и все
вопросы отпали... Умерла актриса 28 февраля
1990 г. в Москве, в возрасте 81 года. Похоронена на Донском кладбище. Фильмография:
1. Бабы рязанские - 1927 - Василиса 2.
Светлый
город - 1928 - Тоня 3. Её путь - 1929 - Прасковья 4.
Иуда ("Антихрист")
- 1930 - Настя 5. Тихий Дон - 1930 - Аксинья 6.
Две матери
- 1931 - Вера 7. Изменник Родины - 1933 8. Одна радость - 1933 9.
Восстание
рыбаков - 1934 - жена Неера 10. Вражьи тропы - 1935 - Фешка 11.
Любовь
и ненависть - 1935 - Василиса 12. Дочь Родины - 1937 13.
Девушка с
характером - 1939 - Иванова, жена командира 14. Шуми, городок - 1939
- Арина Тимофеевна 15. Бабы - 1940 - Ольга 16.
Богдан Хмельницкий
- 1941 - Шинкарка 17. Освобождённая земля - 1946 - Надежда, председатель
колхоза 18. Майская ночь, или Утопленница - 1952 - свояченница 19.
Тревожная
ночь - 1958 20. На диком бреге Иртыша - 1959 - Лаврова 21.
Из Лебяжьего
сообщают... - 1960 22. Високосный год - 1961 - Надежда Барташевич 23.
Нахалёнок
- 1961 - эпизод 24. Когда казаки плачут - 1963 - Дарья 25.
Спящий
лев - 1965
Использованные материалы:
Энциклопедия отечественного кино А.Бернштейн.
Последнее интервью Эммы Цесарской// Жизнь в кино. Ветераны кино вспоминают… М., 1994. Фотографии предоставлены
Сергеем Лепешкиным,
с сайтов "Энциклопедия отечественного кино", "Актёры советского кино"
и из архива автора.
|