На главную
страницу

Николай Черкасов
27.07.1903-14.09.1966

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Николай Константинович ЧЕРКАСОВ

Николай Черкасов
Народный артист СССР (1947).
Лауреат Ленинской премии (1964, роль Фёдора Дронова в фильме "Всё остаётся людям").
Лауреат Сталинских премий (1941, "Александр Невский"; 1946, "Иван Грозный"; 1950, "Счастливого плавания"; 1951, "Мусоргский"; 1951, "Александр Попов").
Кавалер ордена Трудового Красного знамени (1938, за роль в фильме "Пётр I").
Кавалер ордена Ленина (1939, за исполнение ролей в фильмах "Пётр I", "Александр Невский" и "Ленин в 1918 году").
   Николай Черкасов родился 14 (27) июля 1903 г. в Петербурге, в семье железнодорожного служащего Константина Александровича Черкасова. По семейному преданию, рождался на свет будущий знаменитый актёр вяло. Поэтому врачам пришлось воспользоваться специальными щипцами, отчего у него на всю жизнь остались над висками две маленькие вмятинки. Мама - Анна Андриановна - в своём первенце души не чаяла, постоянно оберегая его от всяких напастей, следила за каждым его шагом. От этого Коля и в гимназию пошёл не с семи лет, как положено, а с девяти.
   В 1909 г. семья Черкасовых, к тому времени пополнившаяся ещё одним сыном - Костей, переехала в просторную четырёхкомнатную квартиру одного из домов в Десятой роте (затем - 10-я Красноармейская улица). Отсюда Коля в 1912 г. и пошёл учиться в гимназию №10. Одноклассники относились к Коле с уважением: он никогда никого не задирал, но если его обижали, то спуску никому не давал. Никогда не был злопамятным. Но за несдержанность в аттестате у него была выведна четвёрка по поведению. Отцу это не нравилось, и он порой наказывал своего старшего сына, однако это мало помогало. Пересилить свой характер Коля ещё не умел.
Николай Черкасов среди артистов Театра новой оперетты. 1927 г.    Первый спектакль, который Николай увидел в своей жизни, был "Руслан и Людмила" в Мариинском театре. Тогда он ещё учился в начальных классах гимназии. По словам самого Черкасова, впечатление у него осталось волшебное. Однако о театре, как о профессии, он тогда и не помышлял.
   Летом 1917 г. его внезапно захватила музыка. Интерес к ней у мальчика был настолько огромный, что он в одиночку посещал концерты графа Шереметьева, ходил на утренники в филармонию и даже ездил в Павловск, где обычно выступали знаменитые музыканты. Его кумиром был Федор Иванович Шаляпин.
   В 1919 г. Черкасов окончил Петроградскую трудовую школу и вместе с несколькими друзьями подал заявление в Военно-медицинскую академию. Но в душе он сомневался в выборе. Однажды он стал свидетелем того, как трамвай переехал прохожего. Брызнувшая на тротуар кровь вызвала в юноше такой ужас, что он сразу понял: ни о какой медицине не может быть и речи. Летом этого же года он поступает в студию мимистов, руководимую А.Кларком. Проучившись там всего лишь несколько недель, 16-летний Черкасов был зачислен мимистом в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета.
Николай Черкасов и Борис Ливанов на киностудии "Ленфильм". 1937 г.    Именно здесь юный Николай Черкасов познакомился с великим басом Фёдором Шаляпиным, причём весьма своеобразно. На премьере оперы "Вражья сила" Фёдор Иванович пел главную партию. Черкасов просочился на балкон зрительного зала и принялся смешить гримасами публику. Зрители громко смеялись. На следующий день Шаляпин вызвал комедианта в кабинет. "Покажите-ка мне, чем вы вчера развлекали народ!" - попросил он Черкасова. А потом долго хохотал, увидев, что тот вытворяет. Затем нахмурился: "Спасибо, конечно. Только вот что, давайте условимся: вы мне, пожалуйста, не мешайте, а я вам не буду!"
   С 1920 г. Черкасов начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета и экспериментальных пантомимических постановках театрально-исследовательской лаборатории Института истории искусств. При росте почти два метра молодой артист исполнял характерные роли: Злого гения в "Лебедином озере", брамина в "Баядерке" и др. Осенью 1923 г. Николай подал заявления одновременно в Институт сценических искусств и Институт экранного Николай Черкасов в фильме "Ленин в 1918 году" искусства. Талантливого юношу приняли в оба заведения.
   В 1925 г., случайно посмотрев в кинотеатре "Паризиана" фильм о приключениях комиков Пата и Паташона, Черкасов и его однокурсник по ИСИ Г.Гуревич решили воссоздать этот дуэт собственными силами. Чуть позже Гуревича заменит студент Борис Чирков. Так в их исполнении появился пародийный танец "Чарли Чаплин, Пат и Паташон", в котором Черкасов исполнял роль долговязого Пата. Летом следующего года студенческая бригада ИСИ гастролировала по Средней Азии, и самым удачным номером был именно "Чарли Чаплин, Пат и Паташон". Этот же номер способствовал зачислению Черкасова в 1926 г. в Ленинградский ТЮЗ. В ТЮЗе Черкасов играл и драматические роли, так, например, в спектакле "Дон Кихот" он с большим успехом исполнял главную роль. Однако основным амплуа молодого актёра по-прежнему считалась комедийная роль Пата.
   В 1927 г. Черкасов окончил институт. На тот же год приходится и его дебют в кино. Это была немая картина "Поэт и царь", в которой молодой актёр сыграл парикмахера Шарля. Как признается сам Черкасов, впервые увидев себя на экране, он ужаснулся своей худобе и высокому росту. Тогда он даже подумал, что на этом кино для него закрыто. Но уже в следующем году он был вновь приглашён на съемки. Следующими его работами в кино стали роли в картинах "Его превосходительство", "Мой сын" и "Луна слева". В фильме "Мой сын" Николай Черкасов в фильме "Пётр I" Черкасов вновь играл всё того же долговязого Пата. Чтобы не стать заложником этого образа, Черкасов в 1929 г. принял предложение перейти из ТЮЗа в Ленинградский театр "Мюзик-холл".
   Летом 1929 г. Николай Черкасов познакомился с юной актрисой Ниной Николаевной Вейтбрехт, которая вскоре стала его женой. Первый раз девушка увидела Николая в том самом танцевальном номере "Чарли Чаплин, Пат и Паташон". Затем была встреча на молодёжной вечеринке. "С кем тебя посадить? С умным или красивым? - спросила Нину хозяйка дома. "С талантливым!" - "Тогда знакомься, твой сосед - Коля Черкасов". Он выглядел смущённым, неловким, неуверенным в себе. В общем, был совершенно непохож на Пата, который на сцене вытворял нечто невообразимое.
   В октябре 1930 г. умер отец Черкасова. В те дни актёр был в Москве (он уже работал в Московском мюзик-холле), но на похороны отца успел приехать. Мать с женой просили его не уезжать, но он был связан работой и бросать её не собирался. Однако весной 1931 г. у него родилась дочка, и это решило исход дела: Черкасов вернулся в Ленинград окончательно и поступил на работу в только что созданный театр "Комедия". Свой выбор он объяснял тем, что лишь этот театр нигде не гастролировал, а молодому отцу это было крайне необходимо.
   Кроме работы в театре, Черкасов довольно успешно снимался в немом кино. Летом 1932 г. он удачно сыграл роль постового милиционера в первом звуковом фильме "Встречный".
   В 1934 г. Черкасов поступил в труппу Ленинградского академического театра имени А.С. Пушкина. Этот приход многими тогда был воспринят с недоумением: зачем нам нужен актёр-эксцентрик. Действительно первая его роль в этом театре в комедии "Чужой ребенок" Николай Черкасов в фильме "Друзья" была лишена всякой драматургии и строилась на одной эксцентрике. Однако уже во втором спектакле - "Вершины счастья" по пьесе Дж. Дос Пассоса - молодой актёр удачно сыграл роль серьёзного сыщика Айка Ауэрбаха. Скептики притихли.
   И всё же настоящая слава пришла к Черкасову благодаря кино. В 1934 г. он снялся в молодёжной комедии Александра Зархи и Иосифа Хейфица "Горячие денечки". Вместе с Яниной Жеймо они создали комическую пару, сопровождающую романтическую пару основных героев Николая Симонова и Татьяны Окуневской. Черкасов и Жеймо великолепно продемонстрировали свои таланты: их пара, разбитная крошка Кика и смиренный верзила Колька Лошак, придают всему фильму интонацию эстрадно-циркового розыгрыша, приглушая некоторое резонёрство сюжета, что и было задумано молодыми авторами фильма.
   Год спустя режиссер Владимир Вайншток предложил ему сыграть профессора Паганеля в "Детях капитана Гранта" (фильм снимался в августе 1935 - апреле 1936 г.). Успех этого фильма был настолько огромен, что после него посыпались предложения от многих режиссёров. Причём роли предлагались непохожие одна на другую. В 1936 г. Черкасов начал сниматься одновременно в роли царевича Алексея в исторической ленте Владимира Петрова "Пётр Первый" и профессора Полежаева в исторической драме Александра Зархи и Иосифа Хейфица "Депутат Балтики". В оба фильма актёр попал отнюдь не просто. Николай Черкасов в фильме "Александр Невский" В первом случае он сам заявился к Владимиру Петрову и заявил: "Роман Толстого знаю наизусть и готов сыграть в фильме роль самого Петра!" Дерзость актёра понравилась режиссеру, и он попросил гримёра загримировать его. Однако Пётр Первый из Черкасова явно не получался. Актёр расстроился, и тогда режиссёр внезапно предложил ему роль царевича Алексея. После недолгих колебаний Черкасов согласился.
   С ролью во втором фильме тоже помогла случайность. Снимаясь в "Петре Первом", Черкасов захаживал в павильон, где Александр Зархи работал над фильмом "Беспокойная старость" (первое название фильма "Депутат Балтики"). Напомним, что с Зархи Черкасов был знаком ещё с картины "Горячие денечки". Неожиданно режиссёр предложил актеру почитать сценарий: "Может, подыщешь для себя какую-нибудь роль". Черкасов хотел было отказаться, ведь он был по горло загружен в "Петре", но затем согласился.
   Прочитав сценарий, 34-летний актер вдруг загорелся ролью пожилого профессора Полежаева. "Да какой из тебя старик?" - удивился Зархи. Но Черкасов обладал удивительной способностью убеждать людей. И Зархи сломался. На дворе была весна 1936 г.
   С ролью Черкасов справился блестяще. Чудаковатость и старческая рассеянность персонажа Николай Черкасов в фильме "Иван Грозный" не отменяли романтической пафосности в трактовке героя-интеллигента, который с искренним восторгом принимает идею революционного обновления мира. Продемонстрировав в этом фильме способность к яркому возрастному перевоплощению, Черкасов одновременно доказал, что готов перейти от внешней театрализации к внутреннему постижению неоднозначных характеров реальных исторических личностей. Премьера "Депутата Балтики" состоялась 1 января 1937 г. в Ленинградском Доме кино и вызвала бурю восторга. Заключительная речь профессора Полежаева утонула в аплодисментах публики. Ни один советский фильм ещё не удостаивался таких оваций. В том же году на Международной выставке в Париже фильм был удостоен "Гран-при". А сам актёр был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.
    Летом 1937 г. Черкасов внезапно принял предложение сняться в первом советском фильме о Кавказе в непривычной для себя роли - горца Беты. Съёмки картины проходили в горах Кабардино-Балкарии.
     Ровно через год Черкасов начал сниматься в главной роли в фильме Сергея Эйзенштейна "Александр Невский". Причём предложение великого мастера застало актёра врасплох. Одной из причин было то, что Черкасов в душе боялся режиссёра, поскольку был наслышан, что тот нередко подавляет индивидуальность актера. После первой встречи с Эйзенштейном он понял, что им трудно будет работать вместе. Их взгляды на образ Александра Невского расходились. Однако режиссёр оказался настойчив и уговорил Черкасова продолжить работу.Николай Черкасов в фильме "Александр Попов" В итоге, образ Александра Невского вышел былинно-возвышенным. Не все знают, что в первоначальной версии фильма Александр Невский погибал, отравленный при дворе татаро-монгольского хана. Причем яд ему втёрли свои же, русские. Однако после просмотра фильма с таким финалом Сталин лично распорядился выкинуть этот эпизод, так как он не соответствовал "великому патриотическому произведению". 1 декабря 1938 г. фильм вышел на экраны. Спустя три месяца вышел ещё один фильм с участием Николая Черкасова - "Ленин в 1918 году", в котором он сыграл Максима Горького. За свои работы Николай Черкасов был удостоен орденов Ленина и Трудового Красного знамени, а в 1941 г. за роль Александра Невского - Сталинской премии.
   Черкасов очень верил в Советскую власть. В 1938 г. он подал заявление в партию и вскоре стал депутатом Верховного Совета РСФСР. Причём этот пост он не просто занимал, а действительно старался помогать людям. Много лет спустя он посчитал, сколько человек принял. Оказалось - 2565. Но часто даже самые близкие люди не знали о его добрых делах. Однажды во время депутатского приема к Николаю Константиновичу ворвалась женщина с тремя малышами. Водрузила детей на стол и заявила, Николай Черкасов с женой Н.Н.Черкасовой. 1947 г. что ей негде и не на что жить, а потому детей она оставит прямо в кабинете. Черкасов посадил семейство в свою черную "Волгу" и поехал по чиновникам. И пока не устроил мамашу с детишками, дело это не оставил. Георгий Товстоногов писал, что если можно было бы собрать в одно место всех, кому когда-нибудь в трудную минуту жизни помог Николай Константинович, пришлось бы арендовать стадион.
   Летом 1939 г. в семье Черкасовых умерла новорождённая дочь. Пережить горе помогла работа. Супруги-актёры отправились в долгую гастрольную поездку по всей стране.В начале 1941 г. они повторили попытку завести ребёнка, и на этот раз их ждала удача - на свет появился мальчик, которого назвали Андреем. А затем началась война, которая отняла у них старшую дочь: в 1942 г. она погибла в ленинградскую блокаду вместе с дедушкой - тестем Черкасова.
   В первые месяцы войны Черкасов вместе с Театром им. Пушкина был эвакуирован в Новосибирск. Там он создал концертную агитбригаду и отправился с концертами на корабли Балтийского флота и в осаждённый Ленинград. В апреле 1943 г. актёра вызвали в Алма-Ату для съёмок в фильме "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна. На экраны картина вышла в январе 1945 г. (параллельно Черкасов исполнил её и в спектакле "Иван Грозный - великий государь"). Роль Ивана Грозного стала лучшей работой актёра в кино. Здесь были сведены воедино многие пристрастия актёра - от выразительной мимики, символики жестов и умного обыгрывания собственной фигуры до карнавализации самой жизни жестокого правителя; от тончайшей психологической нюансировки его внешнего поведения до глубокого проникновения в таинственные бездны души Николай Черкасов в фильме "Дон Кихот"грозного царя, вынужденного стать таковым и по личным, и по политическим соображениям. Возможная психоаналитическая или же, напротив, диссидентская трактовка образа Ивана Грозного и всей ленты в целом окажется неизбежно упрощающей суть совместного творения Черкасова и Эйзенштейна. Для обоих Иван Грозный - центральная, ключевая личность их творчества, возникшая на парадоксальном пересечении ранних увлечений аттракционами в широком смысле этого слова и последующего перехода к глубинному анализу всех составляющих многосложного характера, а через него - к постижению исторической действительности, причем в перспективе ее развития.
   После войны на волне успеха первой серии "Ивана Грозного", съёмочный коллектив приступил к работе над второй серией картины. Однако судьба этой части фильма оказалась печальной. Ещё в процессе работы над ней у Черкасова и Эйзенштейна появились существенные разногласия. По мнению актёра, во второй части Иван Грозный начал превращаться в человека нерешительного, слабохарактерного, безвольного. Такое же мнение выразил по этому поводу и Сталин, который 25 февраля 1947 г. принял в Кремле Эйзенштейна и Черкасова. Эта беседа протекала в форме "дружественной" критики, однако на судьбе фильма это отразилось печально: фильм положили на полку, где он пролежал 11 лет. На следующий день после беседы в Кремле Н.Черкасову было присвоено звание народного артиста СССР. А С.Эйзенштейн оказался не у дел и ровно через год скончался.
Николай Черкасов в роли Мичурина в фильме "Жизнь в цвету"    Весной 1946 г. состоялась первая заграничная поездка Черкасова - в составе делегации деятелей советской кинематографии он вылетел в Чехословакию на фестиваль советских фильмов. Через несколько месяцев после этого судьба вновь забросила его в эту страну: режиссёр Григорий Александров предложил актёру одну из главных ролей в своём новом фильме "Весна", съёмки которого должны были проходить в Чехословакии. Далеко не все знают, что сниматься в этой картине Николай Константинович не хотел. И лишь когда сама Любовь Орлова, пригласив Черкасова на дачу, встала перед ним на колени, актёр согласился. В этом фильме, играя кинорежиссёра Громова, Черкасов в какой-то степени по-дружески пародировал своего давнего друга Сергея Эйзенштейна - чудаковатого, но безумно талантливого режиссёра. Именно во время этих съёмок актер чуть не погиб. В тот роковой день он сидел за рулем автомобиля, в котором, кроме него, находились ещё двое: Любовь Орлова и Григорий Александров. На одном из поворотов машину занесло, и она врезалась в дерево. Александров сломал ключицу, Черкасову выбило несколько зубов и сильно повредило лицо. Орлова не пострадала. Из-за этой аварии Черкасову пришлось отказаться от главной роли доктора Петрова в фильме "Во имя жизни" и сняться в эпизоде - в роли сторожа Лукича.
   На рубеже 40-50-х годов (когда на 16 советских киностудиях снималось всего 10-15 картин в год) Черкасов без дела не оставался. Правда, и фильмы, в которых он снимался, ничего выдающегося собой не представляли. Это были историко-биографическиеНиколай Черкасов в несыгранной роли Каренина картины, в которых актёр был вынужден изображать во многом однотипные персоны русской культуры и науки: Горького ("Академик Иван Павлов", 1949), Попова ("Александр Попов", 1949), Стасова ("Мусоргский", 1950, "Римский-Корсаков", 1953), Маяковского ("Они знали Маяковского", 1955). Кроме того, он снялся в эпизодических ролях в картинах: "Белинский" и "Жуковский". Загруженность Черкасова в кино в те годы была высокой, но в Театре имени А.С. Пушкина новых ролей у него не было. Он играл только в четырёх спектаклях: "Великий Государь", "Жизнь в цвету", "Борис Годунов" и "Ревизор". На большее у него просто не было ни времени, ни сил. Ведь актер занимался ещё и общественной деятельностью как член Советского комитета защиты мира. В этом качестве он объездил чуть ли не полмира.
    В 1952 г. свет увидела книга Черкасова "Записки советского актёра", которая имела большой успех у читателей. Получив гонорар за неё, актёр наконец сумел купить себе сборный щитовой дом и построился на Карельском перешейке в дачном посёлке Комарово. От дома актёра на Кронверкском проспекте туда можно было добраться на машине всего за полчаса. Соседями Черкасовых в дачном посёлке была семья Шостакович.
    В марте 1956 г. Черкасов снялся в главной роли в фильме Григория Козинцева "Дон Кихот". Эта роль много для него значила. Во-первых, вот уже несколько лет он не играл главных ролей в кино, во-вторых, ещё в бытность свою актёром ТЮЗа (в 1933 году) он играл Дон Кихота. Для съёмок фильма в Коктебеле была построена шестнадцатиметровая ветряная мельница. Дублёром Черкасова был каскадёр Васильев, которому предстояло вертеться на крыле этой мельницы. Но Васильева в решающий момент на Николай Черкасов. 1937 г.площадке не оказалось. Пришлось самому Николаю Константиновичу в нескольких дублях зависать вниз головой. Отметим, что актёру в это время было уже 53 года. Фильм вышел на экраны весной 1957 г. и имел большой успех. Черкасову вновь удалось совместить любовь к пластике и характерности с возвышенным представлением героя-идеалиста, упрямо воспринимающего действительность лишь с точки зрения мечты. Заслуги Черкасова были отмечены на международном кинофестивале в канадском городе Статфорде: за исполнение роли Дон Кихота ему была присуждена премия как лучшему актёру. Не забывал Черкасов и про театр. В 1957 г. он начал репетировать роль Хлудова в спектакле "Бег" по пьесе М. Булгакова. Премьера состоялась год спустя.
   Своего рода идеализм как самоотверженность в научной работе является внутренним свойством одного из последних героев, сыгранных Черкасовым в 1959 г. в спектакле "Всё остаётся людям" - учёный Фёдор Дронов, сопротивляясь тяжелой болезни, изо всех сил продолжает трудиться. В 1962 г. кинорежиссёр Георгий Натансон решил перенести эту пьесу на экран. Он вспоминает: "Мне очень понравилась пьеса Самуила Алёшина - философская, умная. После "Шумного дня" я решил взяться за неё. Алёшин предложил поставить картину на "Ленфильме". Я стал подбирать актёров и в первую очередь обратился к Черкасову. Он тогда не снимался уже пять лет и очень обрадовался моему предложению. Худсовет "Ленфильма" кинопробы одобрил: и Попова, и Быстрицкую, и Пилявскую. Про Черкасова же сказали, что он "творческий труп". Как можно так говорить об этом великом актере! Николай ЧеркасовДа, он театральный актёр, может, я не смог его сдержать на пробах... Но его не утвердили. Тогда я обратился к Товстоногову, он был последней инстанцией в Ленинграде, и тот позвонил в обком, и уже оттуда настояли на кандидатуре Черкасова. Мы снимали очень легко, весело. Черкасов всегда шутил, рассказывал истории. И ни разу не капризничал. А ведь тогда он был сильно болен, мы не знали об этом. У него была эмфизема лёгкого, доктора запрещали ему курить, он стрелял сигареты и покуривал в ладошку... Никакого преимущества у Черкасова перед другими актёрами не было, со всеми он был в добрых отношениях. Необыкновенно нежно относился к Пилявской, к Быстрицкой, которая даже немного трепетала. И это после своей всенародной славы "Тихого Дона"! Помню, на съемку пришёл Кеша Смоктуновский, в это время он играл Гамлета у Козинцева и рассказывал о своих жестких спорах с режиссёром, чего не было у меня с Черкасовым. Вероятно, мне счастливо удается создать атмосферу из-за моей огромной любви к актёрам". За эту работу Николай Константинович был удостоен Ленинской премии.
   В начале 60-х здоровье Николая Константиновича заметно ухудшилось. У него обострилась хроническая эмфизема лёгких, пошаливало сердце. С 1964 г. актёр ежегодно вынужден был ложиться в больницу. Этим не преминули воспользоваться недоброжелатели. В июне 1964 г., после того как ему была присуждена Ленинская премия за роль в фильме "Всё остается людям", актёр был уволен из театра. Вот как это произошло. В театр пришло распоряжение сократить актёрские кадры. И тогда директор театра решил "сократить" в первую очередь жён актеров, Похороны Николая Черкасоваи Нина Черкасова была в их числе. А когда Черкасов пытался её защитить, говорил, что она всю жизнь в Александринке, директор ответил, что ему надо кого-то сокращать. Тогда Черкасов сказал, чтобы сократили его, написал заявление, и его уволили. Для Черкасова это стало большим ударом. Он снова слёг.
   Несмотря на удары судьбы и ухудшающееся здоровье, актёр не сдавался. В 1965 г. он съездил в свою последнюю загранкомандировку в Лондон. В мае 1966 г. нашёл в себе силы провести отчетно-выборную конференцию Ленинградского отделения ВТО. Однако здоровье катастрофически ухудшалось. В августе 1966 г. он вновь лёг в больницу, из которой уже не вышел. 14 сентября 1966 г. Черкасова не стало. Его хотели похоронить на Литераторских мостках в лавре, там, где похоронены все великие актёры, но ленинградские власти отказали. Тогда жена послала телеграмму Косыгину, и тот приказал разрешить. В последний путь актёра провожали тысячи ленинградцев.
   27 июля 1970 г. имя Черкасова было присвоено одной из улиц в новом районе Ленинграда. В марте 1975 г. в некрополе Александро-Невской лавры был открыт памятник работы скульптора М.К. Аникушина.
   Режиссёр Георгий Натансон так отозвался о Николае Черкасове: "Сейчас таких кумиров уже нет: ни артистов, ни оперных певцов, от которых у поклонниц кружилась голова". А ведь и правда - хоть кружится голова у поклонниц от героев "Бригады", им, этим молодым людям, далеко до обаяния Николая Черкасова - человека крайне скромного и невероятно одарённого.

Фильмография:

1. Поэт и царь - 1927 - парикмахер Шарль
2. Его превосходительство - 1927
3. Мой сын - 1928 - Пат
4. Луна слева - 1928
5. Встречный - 1932 - милиционер
6. Счастье - 1932
7. Горячие денёчки - 1935 - Колька Лошак
Памятник на могиле Николая Черкасова 8. Граница - 1935
9. Подруги - 1935
10. Депутат Балтики - 1936 - профессор Полежаев
11. Дети капитана Гранта - 1936 - Жак Паганель
12. За Советскую Родину  - 1937
13. Остров сокровищ - 1937 - Билли Бонс
14. Пётр Первый - 1937-38 - царевич Алексей
15. Человек с ружьём - 1938 - генерал
16. Друзья - 1938 - осетин Бета
17. Александр Невский - 1938 - Князь Александр Невский
18. Минин и Пожарский - 1939
19. Ленин в 1918 году - 1939 - Максим Горький
20. 60 дней - 1940 - профессор Антонов, Евгений Петрович
21. Оборона Царицына - 1942
22. Его зовут Сухэ-Батор - 1942
23. Иван Грозный - 1944-45 - Иван Грозный
24. Во имя жизни - 1946 - сторож Лукич
25. Весна - 1947 - Аркадий Громов
26. Новый дом - 1947
27. Пирогов - 1947
28. Счастливого плавания! - 1949 - капитан Левашёв
29. Сталинградская битва - 1949
30. Академик Иван Павлов - 1949
31. Александр Попов - 1949 - Попов
32. Мусоргский - 1950 - Стасов
33. Римский-Корсаков - 1952
34. Они знали Маяковского - 1955 - Маяковский
35. Дон Кихот - 1957 - Дон Кихот
36. Мелодии Дунаевского - 1963
37. Всё остаётся людям - 1963 - академик Дронов
38. Третья молодость - 1965

Использованные материалы:
Сайт актёра Николая Константиновича Черкасова
Ф.Раззаков "Досье на звёзд"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Фотографии с
сайта актёра Николая Константиновича Черкасова

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz