Евгений
Вениаминович ЧЕРВЯКОВ
Родился 15
(27) декабря 1899 г. в селе Абдулино Самарской
губернии в семье железнодорожного врача.
Вскоре отца перевели в Уфу в управление
железной дороги. Учился Евгений в мужской
гимназии, участвовал в любительских
спектаклях. В гражданскую войну стал
добровольцем Красной Армии, воевал с
дутовцами. В 1918 г. окончил студию
драматического искусства в Уфе. В 1919-21 гг.
- актёр рабочего театра в Ейске. С 1924 г. -
ассистент режиссёра и актёр Ленинградской к/ст
"Севзапкино". В 1927 г. закончил
Государственный техникум кинематографии в
Москве. Был актёром и режиссёром Уфимского
театра. Сниматься в кино начал ещё студентом
("Золотой запас", "Крест и маузер", оба -
1925), был ассистентом режиссёра на киностудии
"Ленфильм". С 1933 г. - режиссёр к/ст
"Востокфильм", с 1935 г. - к/ст "Мосфильм". В
фильме "Поэт и царь" впервые в советском кино
исполнил роль А.С.Пушкина (1927, соавтор
сценария и сорежиссёр В.Р.Гардина).
В истории кино Червяков останется
как создатель "лирического" жанра в советском
кино. "Кинопоэма" - такой подзаголовок дал он
своему первому фильму - "Девушка с далекой
реки" (1927). К этому же жанру можно отнести и
две последующие работы Червякова: "Мой сын"
(1928) и "Золотой клюв" (1929). Через все эти
картины проходили зрительные образы, казалось
бы не относящиеся к делу. Но именно они
вызывали сочувствие к героям, делая зрителей
как бы соучастниками событий. Достигалось это
с помощью затуманенных, снятых вне фокуса
кадров, лирических повторений и рефренов,
эмоциональных акцентов на отдельных
зрительских образах.
По свидетельствам современников,
картины Червякова производили очень сильное
впечатление. В 20-х годах его имя ставилось в
одном ряду с именами Всеволода Пудовкина и
Александра Довженко. Известны слова Довженко:
"Он первый создал у нас лирический жанр, и я
много у него воспринял".
К сожалению, ни один из трёх
вышеназванных фильмов не сохранился: последние
копии сгорели во время войны. Такая же участь
постигла и большинство актёрских работ
Червякова (а он был талантливый характерный
актёр).
Критики много писали о
червяковских лентах. Но четвертый его фильм -
"Города и годы" (1930) по роману Федина - был
встречен с удвоенным вниманием. Наперебой
обвиняли режиссера в "грубом искажении
величайшей исторической эпохи", в сочувствии к
"общественно-отрицательным персонажам". Под
напором критики Червяков был вынужден изменить
сценарий, что исказило смысл всего фильма. Но
это не спасло Червякова: на нём поставили
крест.
Следующий фильм Червякова -
"Заключённые", про строительство
Беломороалтийского канала с великолепным
Михаилом Астанговым и Верой Януковой в главных
ролях - вышел только через шесть лет. Но по
последним (по иронии судьбы сохранившимся)
картинам Червякова нельзя судить ни о его
вкладе в советское кино, ни даже о его
даровании. Затравленный и уничтоженный, он
ставил примитивные фильмы по шаблонным и
лживым чужим сценариям, не вкладывая в них ни
ума, ни таланта. Имя его постепенно стали
забывать. В эти годы Червяков сам написал
несколько интересных сценариев, ни один из
которых не был реализован.
Червяков много работал с
актёрами. По словам его друга и коллеги актёра
Геннадия Мичурина, он "стремился передать
смятение и душевную борьбу своего героя только
глазами, совершенно расслабив мускулы лица и
тела". И это в двадцатые годы, когда основное
внимание уделялось жестам, движению!
Он много преподавал в Театральном
институте, выпустил несколько курсов, среди
его учеников - режиссёр детского кино Илья
Фрэз, актёры Сергей Поначевный, Леонид Кмит
(знаменитый Петька из "Чапаева").
Великая Отечественная война
застала Евгения Червякова в Ленинграде. Он
отказался эвакуироваться, написал заявление:
"Хочу остаться в городе Ленина, чтобы защищать
его любыми средствами". Записался в народное
ополчение, успев до этого поставить по
сценарию Михаила Розенберга короткометражку "У
старой няни". Она вышла в серии "Боевых
киносборников", напоминала о бдительности... До
сих пор на "Ленфильме" ходят легенды о
партизане, в январские ночи 1942 г.
появлявшемся в немецких тылах на чёрном
"хорьхе" в форме немецкого офицера. К "хорьху"
сбегались немецкие солдаты. И "молчаливый
полковник" безжалостно расстреливал их из
автомата, всех до одного. Это была последняя
"роль" "лирического" режиссёра и актёра
Евгения Червякова: 16 февраля 1942 г. в бою
под Ленинградом он был смертельно ранен и на
следующий день скончался...
Похоронен Евгений Червяков около
станции Мга. На обелиске выбиты его воинское
звание - старший лейтенант - и гражданская
профессия.
Фильмография:
1. Золотой запас - 1925
2. Крест и маузер - 1925
3. Поэт и царь - 1927 - Пушкин
4. Новый Вавилон - 1929
5. Города и годы - 1930
6. Заговор мёртвых - 1930
7. Три солдата - 1932
Поставил фильмы:
1. Девушка с далёкой реки - 1927
2. Мой сын - 1928
3. Золотой клюв - 1929
4. Города и годы - 1930
5. Заключённые - 1936
6. Честь - 1938
7. Станица Дальняя - 1939
8. У старой няни (новелла в киноальманахе
"Боевой киносборник №2") - 1941
Использованные материалы:
Невское время No 239(2120), 25 декабря 1999
г.
Интернет-газета "БАШвестЪ", 17 февраля 2004
г.
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Фотография с сайта "Kinoexpert". |