На главную
страницу

Галина Дёмина
05.12.1925-08.10.2005

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Галина Яковлевна ДЁМИНА

Галина Дёмина
Народная артистка России (1999).
   Родилась 5 декабря 1925 г. в Горьком. С сестрой Галина Дёмина устраивала домашний театр, часто бегала в кино, обожала Веру Марецкую и Любовь Орлову. Во время войны работала в госпитале и делала первые шаги на сцене в эстрадно-цирковом училище. В 1944 г. поступила в студию при местном театре драмы, которую окончила в 1947 г. и в том же году стала актрисой этого театра.
   В театре имени Горького Галина Дёмина начинала как травести, переиграла с десяток разных мальчишек от Стёпки в "Мужестве" до Радика Юркина в "Молодой гвардии". Затем были девушки, матери и бабушки в спектаклях "Униженные и оскорблённые", "Женский монастырь", "Флаг адмирала", "Жили-были старик со старухой". Там же сыграла и мужскую роль, о которой мечтала с детства. "Очень хотелось попробовать, смогу ли я осилить роль мужчины", - вспоминала актриса. Случай представился, когда начались репетиции спектакля "Чрезвычайный посол". Дёмина уговорила дать ей эпизодическую роль портного. "Хорошо, только ты не меняй голоса, оставь его таким, какой он есть", - сказал режиссёр. На премьере сцена с портным шла под непрерывный хохот зрителей, после чего члены худсовета возмутились: "Зачем столько смеха на таком серьёзном спектакле? К чему всё это?" Эту роль актриса сыграла ещё один раз, а потом её заменили. Однако Галина Яковлевна сделала для себя вывод, что и с этой работой она справилась. Галина Дёмина в роли Портного в спектакле Горьковского театра "Чрезвычайный посол"
   В 1965-71 гг. Галина Дёмина одновременно с работой в театре преподавала в Горьковском театральном училище.
   В 1971 г. горьковчане приехали на гастроли в Москву, где в спектакле "Моё сердце с тобой" Галину Дёмину в роли Настасьи увидел знаменитый режиссёр Борис Равенских. В министерстве культуры он категорично заявил: "Её надо брать в Малый театр!" Директор Малого Михаил Царёв поддержал коллегу. В приватной беседе Равенских сказал Дёминой: "Мы тебя берём, а в коллективе проходи сама..." В 1973 г. она вошла в труппу этого театра.
   В коллективе, сплошь состоящем из народных артистов, легенд советского театра и "великих старух" сцены Галина Яковлевна "прошла". Её полюбили и вскоре тоже сделали одной из "старух". Она с блеском играла в таких успешных постановках Малого театра, как "Золотые костры", "Ретро", "Любовь Яровая", "Зыковы", "Дети Ванюшина", "Чудаки" и практически во всех пьесах Островского.Галина Дёмина
   Главная особенность дёминских героинь - органическая "народность", естественность, я рко выраженная русская характерность. "На улице меня никто за артистку не принимает, слишком уж простое лицо, - часто говорила Галина Яковлевна. - Ведь сколько я матерей переиграла, сколько слёз на сцене пролила!"
   В кино Дёмина пришла сразу на возрастные роли. Лучшие из них сыграла в картинах "Однолюбы", "Полынь - трава горькая" и "Карусель на базарной площади". Снималась также в фильмах "Прощание", "Суд в Ершовке", "Журавль в небе", "Зонтик для новобрачных", "Прости меня, Алёша", "Счастье Анны", "Сообщница", "Только не уходи", "Три сестры", "Взятка".
   Несмотря на продолжительную болезнь, она до последних дней принимала участие в спектаклях. Последний раз на сцену Малого театра Галина Яковлевна вышла 5 октября 2005 г., в день открытия юбилейного сезона, в роли Анфусы Тихоновны в спектакле "Волки и овцы" А.Н.Островского. В тот вечер она говорила тихо, но зал всё равно её слышал и реагировал, потому что она была удивительно органичной. Почти в каждой сцене зрители ей аплодировали. И символической получилась последняя фраза Анфусы Тихоновны - она уходит, машет задорно ручкой и говорит: "Прощайте уж"!  В ночь на 8 октября 2005 г. Галина Яковлевна ушла из жизни - тихо, как жила.




Интервью с Г.Я. Дёминой:

    - Галина Яковлевна, как вы попали в Малый театр?
Галина Демина и Иван Любезнов в спектакле Малого театра "Ретро"     - Я окончила нижегородскую школу, тогда она называлась горьковской. Мечтала, конечно, о Малом театре, поскольку педагоги всё время говорили: "Галя, тебе надо в Малый театр". У себя в училище мы, студенты, считались вспомогательным составом театра, и я переиграла всех мальчишек в репертуаре. А на экзамен делала Домну Пантелеевну в "Талантах и поклонниках" Островского. Я всегда добром поминаю моих горьковских педагогов Виталия Александровича Лепского, Георгия Апоменовича Воровского и многих других. Они и воспитывали нас в стиле Малого театра. У нас из училища очень хорошие ученики выходили: Е. Евстигнеев, М. Зимин...
   А попала я в Малый после гастролей нашего театра в Москве. Была такая традиция. Каждые пять лет мы приезжали в Москву, а Малый театр - в Горький. И судьба распорядилась так, как и предрекали педагоги. На гастролях в 1971 г. я играла Настасью в пьесе "Мое сердце с тобой" по Чепурину. Роль с юмором и драматизмом. Сюжет о том, как комсомольцы приезжают в колхоз. Вы знаете, я не могу объяснить, Галина Демина в роли Мигачёвой в спектакле Малого театра "Не было ни гроша, да вдруг алтын" как рождается роль. Но я так верю в искусство, что, когда мне дают роль, я начинаю верить, что она это уже я. Такая, какая она есть. И в этой роли Настасьи я имела такой успех, какой имела, может быть, только на гастролях с М. Царёвым в спектакле "Дети Ванюшина" в Польше. Семнадцать раз занавес открывался.
    - А что вы ощутили, когда вас приняли в Малый театр?
   - Стены были уже знакомые, но у меня затряслись коленки, когда я увидела Гоголеву. Молодёжь всегда вставала, когда она проходила мимо. Это в традиции театра. Тут вообще такое отношение к старшим, старейшим с большим уважением. А поначалу я как во сне была. Как во сне! Потому что роли за ролями у меня были, много вводов. И за полчаса, и за час. Но принял меня Малый театр после роли Трефены в спектакле "Над светлой водой" по Белову. Я в деревне никогда не жила, но почему-то очень хорошо её чувствую. Я очень благодарна этой роли. Тогда были конференции со зрителями. Люди очень волновались за судьбы героев.
   - А что это такое зрительские конференции?
   - Теперь этого, к сожалению, уже нет. Участники спектакля оставались на сцене после спектакля, а зрители высказывали им свое мнение. Очень горячо и заинтересованно. Тогда один зритель даже сказал: "Где они такую крестьянку взяли? ". Это обо мне. Виктор Коршунов и Галина Демина в спектакле Малого театра "На всякого мудреца довольно простоты" Очень мне нравилась эта роль. А потом Е. Гоголева мне как-то сказала: "Я против вас выступала, потому что у нас своих "старух" много. Но после спектакля "Над светлой водой" моё мнение резко изменилось. Вы - артистка Малого театра". Так я оказалась в труппе Малого театра.
    - А что бы вы сегодня хотели сыграть?
    - Я матерей до сих пор не наигралась. Во мне ещё много "материнского молока". Вы посмотрите, какая жизнь, сколько трагедий, бед. И всё через материнское сердце проходит.
    - За что вы любите Малый театр?
   - Театр это наш дом. Во Франции есть театр Мольера, в Англии Шекспира, а наш - Дом Островского. Малый театр - театр реалистический. И, конечно, это всячески сохраняется. В основе репертуара классика. Я часто хожу в наш театр на спектакли. Люблю посидеть на диване перед лифтом. У нас все актеры сидят на этом диване и встречают всех, кто входит. Я с удовольствием смотрю наши спектакли. Новички меня очень интересуют. Галина Демина и Михаил Царев в спектакле Малого театра "Дети Ванюшина" Расстраиваюсь, когда молодежь не сохраняет текст. Правильно раньше делали, когда в спектакле в основном были заняты старики, а молодых актёров один или два. Тогда не так заметно, если молодые что-то не дотянут. Когда молодёжи много (это моё наблюдение), мне чего-то не хватает, какого-то питания.
   К счастью, традиции классики у нас в театре остались. И руководство наше молодец, что бережёт это. Несмотря на то что театр классический, всё, что играется на сцене, звучит очень современно. Да, например, "Свои люди сочтёмся". Молодёжь с таким интересом смотрит этот спектакль: банкротство и сегодня тема дня. Злободневный спектакль. Поэтому я считаю: читать и смотреть классику - получить ответы на все вопросы. Или один из последних наших спектаклей "Коварство и любовь" Шиллера. Вдруг такой интерес у молодёжи! Как у нас замирает зал на последней сцене в этом спектакле! Это очень важно сейчас, когда так много наносного с Запада.
   - А дух Малого театра из чего складывается?
    - Мне кажется, из вежливости, внимания. Как-то один молодой актёр в беседе сказал: "У вас...". Его поправили: "У нас...". Да, действительно, войдя в театрГалина Дёмина это уже "у нас" и "наше". Если что-то случается с кем-то, Малый театр стеной за него встаёт. Думается, вас не замечают, не до вас. Но не дай Бог, что случится болезнь, например... Тут мне нехорошо стало, когда я пришла на спектакль. Как все поднялись, засуетились... И потом ещё долго спрашивали, как я себя чувствую. И после этого я так остро ощутила: какой же это родной дом.
   - А что бы вы хотели пожелать Малому театру в его юбилей?
    - Я бы хотела пожелать оставаться во многом таким, какой он есть. А молодым я бы пожелала немножко внимательнее быть к речи на сцене. Очень расстраиваюсь, когда в зале сижу и не слышу, что говорят на сцене. Или съедают окончания фраз. А на что же тогда партнёру отвечать? И что должен понять зритель? Ведь есть и решающие фразы в сцене. Недавно пересмотрела несколько наших спектаклей и ещё раз поняла - у нас очень хорошие актёры.
    - А что бы вы пожелали зрителям Малого театра?
   - Зрителям Малого театра я хочу пожелать, чтобы любили наш театр. Чтобы ходили к нам. Любили наших актёров. Ведь что в театре главное? Актёр и зритель! Пока живы актёр и зритель, театр живёт. Я нашего зрителя люблю. Люблю, когда я в роли, в моменты паузы, когда зритель замирает и слушает. Я люблю эту тишину. Тогда такое рождается! И когда идёшь домой после спектакля, думаешь: "Господи, за что же такое счастье?!"

Вероника ЗУЕВА.
"Подмосковье", 22.01.2000
 

    Галина Дёмина в роли Маланьи в спектакле Малого театра "Трудовой хлеб" Татьяна ПАНКОВА: Галина Яковлевна не работала, а служила в театре. Партнёр она была изумительный: всё на лету подхватывала, умела импровизировать. С ней можно было быть спокойной, не страшно что-нибудь забыть, перепутать - она сама "выведет". И человек она была замечательный, удивительно доброжелательный. Вы знаете, когда принимают в труппу молодых актёров, проходит какое-то время, пока узнаешь фамилию, запомнишь, иногда перепутаешь... Нет, Галина Яковлевна в тот же день, как объявляли о приходе новых артистов, уже их знала, подходила к ним, знакомилась и следила за их работами, хотя она и не работала педагогом. Такая доброжелательность по отношению к искусству театра, к сцене, к своим товарищам всегда меня восхищала.
   Я как на праздник шла на спектакль "Не было ни гроша, да вдруг алтын", где моей партнершей была Галина Яковлевна. Я с ней играла довольно много, в том числе небольшие роли, как в "Воскресении", да и ещё целый ряд работ, но вот эту - "Не было ни гроша" - мы особенно любили. Во-первых, она сама блистательно играла там, и, во-вторых, как я уже говорила, всегда помогала, попадала в тон. Если я начинала говорить громко, и она чувствовала, что не надо так, она, бывало, "осадит" немножко, и я понимала, что "перегромчила". Я ужасно любила с ней играть.
Галина Дёмина и Максим Галкин на съёмках тележурнала "Ералаш"    Помню, как она пришла в Малый театр, удивительно бойкая, хотя уже была в возрасте. Вы бы ни за что не назвали её пожилым человеком. Она бегала как метеор, меленько семеня своими маленькими ножками. Боже мой, она во всех углах театра побывает, всё узнает, всё расскажет! И все первые работы её прекрасны, а как великолепно она работала у Хейфеца в "Ретро", просто бесподобно! Малюсенькая, она играла медсестру, которая с сумасшедшими гигантами справлялась. И верилось, она убеждала в этом.
   В "Трудовом хлебе" она играла великолепно. Саша Коршунов всегда брал Галину Яковлевну в свои спектакли, и она каждый раз была их украшением. Вообще, вот, мне кажется, признак большой актрисы: как только выходит на сцену, внимание зрителя на ней. И вот так всегда: стоит Галочке появиться, выглянуть или слово сказать - все аплодируют. А как она играла Бальзаминову, это было изумительно!
    Людмила ПОЛЯКОВА:  ...Она всегда сохраняла чувство юмора, несмотря на все свои несчастья и бытовые неурядицы. Я познакомилась с Галиной Яковлевной на съёмках фильма "Прощание с Матёрой". Его снимала Лариса Шепитько. Она тогда угадала этот подлинно-русский тип - тихая женщина, с каким-то внутренним светом. К сожалению, нас постигла трагедия - Лариса погибла, но ЭлемГалина Дёмина в фильме "Гардемарины, вперёд!" Климов, доснимавший "Прощание с Матёрой", оставил почти всех старух, которых она выбрала, и в том числе Галину Яковлевну. Когда я смотрела материал, а потом уже готовый фильм, меня поражал удивительный внутренний свет, тепло и покой, исходившие от неё. Вот тогда я Галину Яковлевну и запомнила.
   А спустя несколько лет мы с ней встретились уже на сцене Малого театра. Говорят, что нельзя переиграть детей и животных. Я не знаю, сочетала ли она в себе эти качества детскости и "кошачести", но такую органику, как у Галины Яковлевны, трудно себе представить. Мне ужасно нравилось с нею играть. Ведь вот какая удивительная вещь: она очень любила свою Анфусу в "Волках и овцах", и, как ни странно, там у неё проблем с текстом почти не было. То есть все эти бесконечные повторяющиеся междометия она употребляла очень точно и вовремя. А в "Своих людях" почему-то часто текст забывала. Но я люблю такие моменты. Мне интересно, когда спектакль играется уже десять лет, выкручиваться из какой-то ситуации, потому что это создаёт новизну. Если Галина Яковлевна забывала текст, она никогда не терялась, не начинала нервничать.Галина Дёмина в спектакле Малого театра "Три сестры" Ничего подобного! Она смотрела мне прямо в глаза каким-то хулиганским взглядом: дескать, ну, выкручивайся! Я не помню, что дальше! И мне приходилось задавать какие-то наводящие вопросы: ты, наверное, хотела сказать то-то и то-то? Но даже в такие моменты Галина Яковлевна всегда оставалась убедительной и естественной. Она была такая трогательная, милая, со всеми своими бедами, неприятностями с собаками, кошками... Она была эталоном подлинности. Ни разу, ни в одном её проявлении на сцене, я не видела фальши, ни единого сбоя.
    Эдуард МАРЦЕВИЧ: Галина Яковлевна Дёмина оказалась в Малом театре совершенно для меня неожиданно. Я знал, что она вроде бы тюзовской структуры, играла "Сын полка" в своё время... В первой же постановке, в которой я её увидел, Галина Яковлевна произвела на меня удивительное впечатление своей необычностью. А потом вышел спектакль Хейфеца "Ретро" - это было просто диво, явление актрисы большого масштаба. Такое маленькое существо - и вдруг такая человечная, я бы сказал, и актёрская и в то же время женская философия. И даже порок был, когда она приходила с бутылками и требовала своего места в этой компании женщин, отстаивавших мужчину, которого играл Любезнов. Ну, а потом я уже увидел её с Михаилом Ивановичем Царёвым в спектакле "Дети Ванюшина". Это была такая мамочка, домашняя, сердечная, и в то же время забитая женщина - все её обижают, гонят... Я увидел другую грань.
   Однажды мы сидели в музее Островского, и Галина Яковлевна сказала, что очень хотела бы сыграть Домну Евстигнеевну в "Не было ни гроша, да вдруг алтын". А я как раз тогда думал над постановкой. Я люблю эту пьесу с детства, потому что она шла в Вильнюсе, и я смотрел её много раз. И всегда обращал внимание, что там на редкость музыкальный язык. Кстати, сам Островский очень высоко ценил эту пьесу. Разговорились мы с Галиной Яковлевной, я ей пообещал, и она выступила в "Не было ни гроша" в роли Домны Евстигнеевны. Это была радость, потому что Галина Яковлевна - талантливый человек, желавший выразить себя в роли Мигачёвой в полную силу. И, конечно, такой дуэт, как она с Татьяной Петровной Панковой, редко случается. "Старухи" - это замечательное амплуа, традиционное для Малого театра. "Стариков" почему-то нет, а вот "старухи"... Были Яблочкина, Рыжова, Турчанинова, Гоголева... И Дёмина.
Галина Демина в роли Маланьи в спектакле Малого театра "Трудовой хлеб"     Общение с ней было истинным счастьем. Встречаясь с талантливым человеком, ты всегда у него что-то берёшь, и это дополняет твои собственные возможности, понимание, отношение к людям и миру. В актёре должно быть всё. В каждом человеке заложена Вселенная, как в капле океана весь океан. Так и в актёре должна быть заложена психология всех эпох. И я бы назвал Галину Яковлевну Дёмину актрисой, которая действительно могла играть всё: и мальчиков, и дедушек, и такую вот хулиганку, как в "Не было ни гроша, да вдруг алтын"... Долго упрашивать Галину Яковлевну не приходилось, она всё подхватывала с удовольствием, моментально, у неё было великолепное чувство юмора.
  Ещё я занимал её в "Воскресении". Она играла арестантку - такую вроде бы кротк ую, молящуюся, а потом выяснялось, что у этой женщины очень сложная судьба, что она прошла огонь и воду.
   Вообще, с Галиной Яковлевной легко работалось. Она была очень инициативной и, главное, очень любила сцену, это была самая большая любовь в её жизни. Она очень полюбила Малый театр, хотя пришла сюда уже зрелым, сложившимся мастером. Для неё это был какой-то божественный подарок. Она служила Малому театру верой и правдой. И эта великая любовь сделала Галину Яковлевну великой актрисой. Она уникальна. Такой сейчас нет и, наверное, долго не будет...


Фильмография:
1. Счастье Анны - 1970
2. Веришь - не веришь - 1971
3. Журавль в небе - 1977
4. Прощание - 1982
5. Однолюбы - 1982
6. Полынь - трава горькая - 1982
7. Подросток - 1983
8. Прости меня, Алёша - 1983
9. Вера. Надежда. Любовь - 1984
10. Не ходите, девки, замуж - 1985
11. Зонтик для новобрачных - 1986
Галина Демина на сборе труппы Малого театра. 6 сентября 2005 г. 12. Карусель на базарной площади - 1986
13. Борис Годунов - 1986 - старуха
14. Гардемарины, вперёд! - 1987 - нянька Вера
15. Зыковы - 1987
16. Радости земные - 1988
17. Бес в ребро - 1990
18. Сообщница - 1990
19. На тебя уповаю - 1992
20. Только не уходи... - 1992
21. Три сестры - 1994
22. Дом на камне - 1994
23. Три сестры - 1994
24. Му-му - 1998
25. Не послать ли нам... гонца? - 1998
26. Граница. Таёжный роман - 1999
27. Третьего не дано - 2000
28. Старые клячи - 2000

Использованы материалы:
Официальный сайт Малого театра
"Подмосковье", 22.01.2000
"Московская правда", 15.10.2005
Сайт "Характерные актёры российского кино"
Сайт "Праздники.ру"
Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия
Фотографии из книги "Звёзды Малого театра (Выдающиеся мастера)", с сайтов Малого театра, "Характерные актёры российского кино" и из архивов автора.
Материалы предоставлены Алексеем Новиковым

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz