Галина
Яковлевна ДЁМИНА
Народная
артистка России (1999).
Родилась 5 декабря 1925 г.
в Горьком. С сестрой Галина Дёмина устраивала
домашний театр, часто бегала в кино, обожала
Веру Марецкую и Любовь Орлову. Во время войны
работала в госпитале и делала первые шаги на
сцене в эстрадно-цирковом училище. В 1944 г.
поступила в студию при местном театре драмы,
которую окончила в 1947 г. и в том же году
стала актрисой этого театра.
В театре имени Горького
Галина Дёмина начинала как травести,
переиграла с десяток разных мальчишек от
Стёпки в "Мужестве" до Радика Юркина в
"Молодой гвардии". Затем были девушки, матери
и бабушки в спектаклях "Униженные и
оскорблённые", "Женский монастырь", "Флаг
адмирала", "Жили-были старик со старухой". Там
же сыграла и мужскую роль, о которой мечтала с
детства. "Очень хотелось попробовать, смогу ли
я осилить роль мужчины", - вспоминала актриса.
Случай представился, когда начались репетиции
спектакля "Чрезвычайный посол". Дёмина
уговорила дать ей эпизодическую роль портного.
"Хорошо, только ты не меняй голоса, оставь его
таким, какой он есть", - сказал режиссёр. На
премьере сцена с портным шла под непрерывный
хохот зрителей, после чего члены худсовета
возмутились: "Зачем столько смеха на таком
серьёзном спектакле? К чему всё это?" Эту роль
актриса сыграла ещё один раз, а потом её
заменили. Однако Галина Яковлевна сделала для
себя вывод, что и с этой работой она
справилась.
В 1965-71 гг. Галина Дёмина
одновременно с работой в театре преподавала в
Горьковском театральном училище.
В 1971 г. горьковчане
приехали на гастроли в Москву, где в спектакле
"Моё сердце с тобой" Галину Дёмину в роли
Настасьи увидел знаменитый режиссёр Борис
Равенских. В министерстве культуры он
категорично заявил: "Её надо брать в Малый
театр!" Директор Малого Михаил Царёв поддержал
коллегу. В приватной беседе Равенских сказал
Дёминой: "Мы тебя берём, а в коллективе
проходи сама..." В 1973 г. она вошла в труппу
этого театра.
В коллективе, сплошь
состоящем из народных артистов, легенд
советского театра и "великих старух" сцены
Галина Яковлевна "прошла". Её полюбили и
вскоре тоже сделали одной из "старух". Она с
блеском играла в таких успешных постановках
Малого театра, как "Золотые костры", "Ретро",
"Любовь Яровая", "Зыковы", "Дети Ванюшина",
"Чудаки" и практически во всех пьесах
Островского.
Главная особенность
дёминских героинь - органическая "народность",
естественность, я рко выраженная русская
характерность. "На улице меня никто за
артистку не принимает, слишком уж простое
лицо, - часто говорила Галина Яковлевна. -
Ведь сколько я матерей переиграла, сколько
слёз на сцене пролила!"
В кино Дёмина пришла сразу
на возрастные роли. Лучшие из них сыграла в
картинах "Однолюбы", "Полынь - трава горькая"
и "Карусель на базарной площади". Снималась
также в фильмах "Прощание", "Суд в Ершовке",
"Журавль в небе", "Зонтик для новобрачных",
"Прости меня, Алёша", "Счастье Анны",
"Сообщница", "Только не уходи", "Три сестры",
"Взятка".
Несмотря на продолжительную
болезнь, она до последних дней принимала
участие в спектаклях. Последний раз на сцену
Малого театра Галина Яковлевна вышла 5 октября
2005 г., в день открытия юбилейного сезона, в
роли Анфусы Тихоновны в спектакле "Волки и
овцы" А.Н.Островского. В тот вечер она
говорила тихо, но зал всё равно её слышал и
реагировал, потому что она была удивительно
органичной. Почти в каждой сцене зрители ей
аплодировали. И символической получилась
последняя фраза Анфусы Тихоновны - она уходит,
машет задорно ручкой и говорит: "Прощайте уж"!
В ночь на 8 октября 2005 г. Галина
Яковлевна ушла из жизни - тихо, как
жила.
Интервью с Г.Я.
Дёминой:
- Галина Яковлевна,
как вы попали в Малый театр?
- Я окончила
нижегородскую школу, тогда она называлась
горьковской. Мечтала, конечно, о Малом театре,
поскольку педагоги всё время говорили: "Галя,
тебе надо в Малый театр". У себя в училище мы,
студенты, считались вспомогательным составом
театра, и я переиграла всех мальчишек в
репертуаре. А на экзамен делала Домну
Пантелеевну в "Талантах и поклонниках"
Островского. Я всегда добром поминаю моих
горьковских педагогов Виталия Александровича
Лепского, Георгия Апоменовича Воровского и
многих других. Они и воспитывали нас в стиле
Малого театра. У нас из училища очень хорошие
ученики выходили: Е. Евстигнеев, М.
Зимин...
А попала я в Малый после
гастролей нашего театра в Москве. Была такая
традиция. Каждые пять лет мы приезжали в
Москву, а Малый театр - в Горький. И судьба
распорядилась так, как и предрекали педагоги.
На гастролях в 1971 г. я играла Настасью в
пьесе "Мое сердце с тобой" по Чепурину. Роль с
юмором и драматизмом. Сюжет о том, как
комсомольцы приезжают в колхоз. Вы знаете, я
не могу объяснить,
как рождается роль. Но я
так верю в искусство, что, когда мне дают
роль, я начинаю верить, что она это уже я.
Такая, какая она есть. И в этой роли Настасьи
я имела такой успех, какой имела, может быть,
только на гастролях с М. Царёвым в спектакле
"Дети Ванюшина" в Польше. Семнадцать раз
занавес открывался.
- А что вы ощутили,
когда вас приняли в Малый театр?
- Стены были уже знакомые,
но у меня затряслись коленки, когда я увидела
Гоголеву. Молодёжь всегда вставала, когда она
проходила мимо. Это в традиции театра. Тут
вообще такое отношение к старшим, старейшим с
большим уважением. А поначалу я как во сне
была. Как во сне! Потому что роли за ролями у
меня были, много вводов. И за полчаса, и за
час. Но принял меня Малый театр после роли
Трефены в спектакле "Над светлой водой" по
Белову. Я в деревне никогда не жила, но
почему-то очень хорошо её чувствую. Я очень
благодарна этой роли. Тогда были конференции
со зрителями. Люди очень волновались за судьбы
героев.
- А что это такое
зрительские конференции?
- Теперь этого, к
сожалению, уже нет. Участники спектакля
оставались на сцене после спектакля, а зрители
высказывали им свое мнение. Очень горячо и
заинтересованно. Тогда один зритель даже
сказал: "Где они такую крестьянку взяли? ".
Это обо мне.
Очень мне нравилась эта роль. А
потом Е. Гоголева мне как-то сказала: "Я
против вас выступала, потому что у нас своих
"старух" много. Но после спектакля "Над
светлой водой" моё мнение резко изменилось.
Вы - артистка Малого театра". Так я
оказалась в труппе Малого театра.
- А что бы вы сегодня
хотели сыграть?
- Я матерей до сих пор
не наигралась. Во мне ещё много "материнского
молока". Вы посмотрите, какая жизнь, сколько
трагедий, бед. И всё через материнское сердце
проходит.
- За что вы любите
Малый театр?
- Театр это наш дом. Во
Франции есть театр Мольера, в Англии Шекспира,
а наш - Дом Островского. Малый театр - театр
реалистический. И, конечно, это всячески
сохраняется. В основе репертуара классика. Я
часто хожу в наш театр на спектакли. Люблю
посидеть на диване перед лифтом. У нас все
актеры сидят на этом диване и встречают всех,
кто входит. Я с удовольствием смотрю наши
спектакли. Новички меня очень интересуют.
Расстраиваюсь, когда молодежь не сохраняет
текст. Правильно раньше делали, когда в
спектакле в основном были заняты старики, а
молодых актёров один или два. Тогда не так
заметно, если молодые что-то не дотянут. Когда
молодёжи много (это моё наблюдение), мне
чего-то не хватает, какого-то питания.
К счастью, традиции
классики у нас в театре остались. И
руководство наше молодец, что бережёт это.
Несмотря на то что театр классический, всё,
что играется на сцене, звучит очень
современно. Да, например, "Свои люди
сочтёмся". Молодёжь с таким интересом смотрит
этот спектакль: банкротство и сегодня тема
дня. Злободневный спектакль. Поэтому я считаю:
читать и смотреть классику - получить ответы
на все вопросы. Или один из последних наших
спектаклей "Коварство и любовь" Шиллера. Вдруг
такой интерес у молодёжи! Как у нас замирает
зал на последней сцене в этом спектакле! Это
очень важно сейчас, когда так много наносного
с Запада.
- А дух Малого театра из
чего складывается?
- Мне кажется, из
вежливости, внимания. Как-то один молодой
актёр в беседе сказал: "У вас...". Его
поправили: "У нас...". Да, действительно,
войдя в театр это уже "у нас" и "наше". Если
что-то случается с кем-то, Малый театр стеной
за него встаёт. Думается, вас не замечают, не
до вас. Но не дай Бог, что случится болезнь,
например... Тут мне нехорошо стало, когда я
пришла на спектакль. Как все поднялись,
засуетились... И потом ещё долго спрашивали,
как я себя чувствую. И после этого я так остро
ощутила: какой же это родной дом.
- А что бы вы хотели
пожелать Малому театру в его юбилей?
- Я бы хотела пожелать
оставаться во многом таким, какой он есть. А
молодым я бы пожелала немножко внимательнее
быть к речи на сцене. Очень расстраиваюсь,
когда в зале сижу и не слышу, что говорят на
сцене. Или съедают окончания фраз. А на что же
тогда партнёру отвечать? И что должен понять
зритель? Ведь есть и решающие фразы в сцене.
Недавно пересмотрела несколько наших
спектаклей и ещё раз поняла - у нас очень
хорошие актёры.
- А что бы вы пожелали
зрителям Малого театра?
- Зрителям Малого театра я
хочу пожелать, чтобы любили наш театр. Чтобы
ходили к нам. Любили наших актёров. Ведь что в
театре главное? Актёр и зритель! Пока живы
актёр и зритель, театр живёт. Я нашего зрителя
люблю. Люблю, когда я в роли, в моменты паузы,
когда зритель замирает и слушает. Я люблю эту
тишину. Тогда такое рождается! И когда идёшь
домой после спектакля, думаешь: "Господи, за
что же такое счастье?!"
Вероника ЗУЕВА.
"Подмосковье", 22.01.2000
Татьяна ПАНКОВА:
Галина Яковлевна не работала, а служила в
театре. Партнёр она была изумительный: всё на
лету подхватывала, умела импровизировать. С
ней можно было быть спокойной, не страшно
что-нибудь забыть, перепутать - она сама
"выведет". И человек она была замечательный, удивительно
доброжелательный. Вы знаете, когда принимают в
труппу молодых актёров, проходит какое-то
время, пока узнаешь фамилию, запомнишь, иногда
перепутаешь... Нет, Галина Яковлевна в тот же
день, как объявляли о приходе новых артистов,
уже их знала, подходила к ним, знакомилась и
следила за их работами, хотя она и не работала
педагогом. Такая доброжелательность по
отношению к искусству театра, к сцене, к своим
товарищам всегда меня восхищала.
Я как на праздник шла на
спектакль "Не было ни гроша, да вдруг алтын",
где моей партнершей была Галина Яковлевна. Я с
ней играла довольно много, в том числе
небольшие роли, как в "Воскресении", да и ещё
целый ряд работ, но вот эту - "Не было ни
гроша" - мы особенно любили. Во-первых, она
сама блистательно играла там, и, во-вторых,
как я уже говорила, всегда помогала, попадала
в тон. Если я начинала говорить громко, и она
чувствовала, что не надо так, она, бывало,
"осадит" немножко, и я понимала, что
"перегромчила". Я ужасно любила с ней
играть.
Помню, как она пришла в
Малый театр, удивительно бойкая, хотя уже была
в возрасте. Вы бы ни за что не назвали её
пожилым человеком. Она бегала как метеор,
меленько семеня своими маленькими ножками.
Боже мой, она во всех углах театра побывает,
всё узнает, всё расскажет! И все первые работы
её прекрасны, а как великолепно она работала у
Хейфеца в "Ретро", просто бесподобно!
Малюсенькая, она играла медсестру, которая с
сумасшедшими гигантами справлялась. И
верилось, она убеждала в этом.
В "Трудовом хлебе" она
играла великолепно. Саша Коршунов всегда брал
Галину Яковлевну в свои спектакли, и она
каждый раз была их украшением. Вообще, вот,
мне кажется, признак большой актрисы: как
только выходит на сцену, внимание зрителя на
ней. И вот так всегда: стоит Галочке
появиться, выглянуть или слово сказать - все
аплодируют. А как она играла Бальзаминову, это
было изумительно!
Людмила ПОЛЯКОВА:
...Она всегда сохраняла чувство юмора,
несмотря на все свои несчастья и бытовые
неурядицы. Я познакомилась с Галиной
Яковлевной на съёмках фильма "Прощание с
Матёрой". Его снимала Лариса Шепитько. Она
тогда угадала этот подлинно-русский тип -
тихая женщина, с каким-то внутренним светом. К
сожалению, нас постигла трагедия - Лариса
погибла, но Элем Климов, доснимавший "Прощание
с Матёрой", оставил почти всех старух, которых
она
выбрала, и в том числе Галину Яковлевну.
Когда я смотрела материал, а потом уже готовый
фильм, меня поражал удивительный внутренний
свет, тепло и покой, исходившие от неё. Вот
тогда я Галину Яковлевну и запомнила.
А спустя несколько лет мы с
ней встретились уже на сцене Малого театра.
Говорят, что нельзя переиграть детей и
животных. Я не знаю, сочетала ли она в себе
эти качества детскости и "кошачести", но такую
органику, как у Галины Яковлевны, трудно себе
представить. Мне ужасно нравилось с нею
играть. Ведь вот какая удивительная вещь: она
очень любила свою Анфусу в "Волках и овцах",
и, как ни странно, там у неё проблем с текстом
почти не было. То есть все эти бесконечные
повторяющиеся междометия она употребляла очень
точно и вовремя. А в "Своих людях" почему-то
часто текст забывала. Но я люблю такие
моменты. Мне интересно, когда спектакль
играется уже десять лет, выкручиваться из
какой-то ситуации, потому что это создаёт
новизну. Если Галина Яковлевна забывала текст,
она никогда не терялась, не начинала
нервничать. Ничего подобного! Она смотрела мне
прямо в глаза каким-то хулиганским взглядом:
дескать, ну, выкручивайся! Я не помню, что
дальше! И мне приходилось задавать какие-то
наводящие вопросы: ты, наверное, хотела
сказать то-то и то-то? Но даже в такие моменты
Галина Яковлевна всегда оставалась
убедительной и естественной. Она была такая
трогательная, милая, со всеми своими бедами,
неприятностями с собаками, кошками... Она была
эталоном подлинности. Ни разу, ни в одном её
проявлении на сцене, я не видела фальши, ни
единого сбоя.
Эдуард МАРЦЕВИЧ:
Галина Яковлевна Дёмина оказалась в Малом
театре совершенно для меня неожиданно. Я знал,
что она вроде бы тюзовской структуры, играла
"Сын полка" в своё время... В первой же
постановке, в которой я её увидел, Галина
Яковлевна произвела на меня удивительное
впечатление своей необычностью. А потом вышел
спектакль Хейфеца "Ретро" - это было просто
диво, явление актрисы большого масштаба. Такое
маленькое существо - и вдруг такая человечная,
я бы сказал, и актёрская и в то же время
женская философия. И даже порок был, когда она
приходила с бутылками и требовала своего места
в этой компании женщин, отстаивавших мужчину,
которого играл Любезнов. Ну, а потом я уже
увидел её с Михаилом Ивановичем Царёвым в
спектакле "Дети Ванюшина". Это была такая
мамочка, домашняя, сердечная, и в то же время
забитая женщина - все её обижают,
гонят... Я увидел другую грань.
Однажды мы сидели в музее
Островского, и Галина Яковлевна сказала, что
очень хотела бы сыграть Домну Евстигнеевну в
"Не было ни гроша, да вдруг алтын". А я как
раз тогда думал над постановкой. Я люблю эту
пьесу с детства, потому что она шла в
Вильнюсе, и я смотрел её много раз. И всегда
обращал внимание, что там на редкость
музыкальный язык. Кстати, сам Островский очень
высоко ценил эту пьесу. Разговорились мы с
Галиной Яковлевной, я ей пообещал, и она
выступила в "Не было ни
гроша" в роли Домны Евстигнеевны. Это была
радость, потому что Галина Яковлевна -
талантливый человек, желавший выразить себя в
роли Мигачёвой в полную силу. И, конечно,
такой дуэт, как она с Татьяной Петровной
Панковой, редко случается. "Старухи" - это
замечательное амплуа, традиционное для Малого
театра. "Стариков" почему-то нет, а вот
"старухи"... Были Яблочкина, Рыжова,
Турчанинова, Гоголева... И Дёмина.
Общение с ней было
истинным счастьем. Встречаясь с талантливым
человеком, ты всегда у него что-то берёшь, и
это дополняет твои собственные возможности,
понимание, отношение к людям и миру. В актёре
должно быть всё. В каждом человеке заложена
Вселенная, как в капле океана весь океан. Так
и в актёре должна быть заложена психология
всех эпох. И я бы назвал Галину Яковлевну
Дёмину актрисой, которая действительно могла
играть всё: и мальчиков, и дедушек, и такую
вот хулиганку, как в "Не было ни гроша, да
вдруг алтын"... Долго упрашивать Галину
Яковлевну не приходилось, она всё подхватывала
с удовольствием, моментально, у неё было
великолепное чувство юмора.
Ещё я занимал её в "Воскресении".
Она играла арестантку - такую вроде бы кротк
ую, молящуюся, а потом выяснялось, что у этой
женщины очень сложная судьба, что она прошла
огонь и воду.
Вообще, с Галиной
Яковлевной легко работалось. Она была очень
инициативной и, главное, очень любила сцену,
это была самая большая любовь в её жизни. Она
очень полюбила Малый театр, хотя пришла сюда
уже зрелым, сложившимся мастером. Для неё это
был какой-то божественный подарок. Она служила
Малому театру верой и правдой. И эта великая
любовь сделала Галину Яковлевну великой
актрисой. Она уникальна. Такой сейчас нет и,
наверное, долго не будет...
Фильмография:
1. Счастье Анны - 1970
2. Веришь - не веришь - 1971
3. Журавль в небе - 1977
4. Прощание - 1982
5. Однолюбы - 1982
6. Полынь - трава горькая - 1982
7. Подросток - 1983
8. Прости меня, Алёша - 1983
9. Вера. Надежда. Любовь - 1984
10. Не ходите, девки, замуж - 1985
11. Зонтик для новобрачных - 1986
12. Карусель на базарной площади - 1986
13. Борис Годунов - 1986 - старуха
14. Гардемарины, вперёд! - 1987 - нянька
Вера
15. Зыковы - 1987
16. Радости земные - 1988
17. Бес в ребро - 1990
18. Сообщница - 1990
19. На тебя уповаю - 1992
20. Только не уходи... - 1992
21. Три сестры - 1994
22. Дом на камне - 1994
23. Три сестры - 1994
24. Му-му - 1998
25. Не послать ли нам... гонца? - 1998
26. Граница. Таёжный роман - 1999
27. Третьего не дано - 2000
28. Старые клячи - 2000
Использованы материалы:
Официальный сайт Малого театра
"Подмосковье", 22.01.2000
"Московская правда", 15.10.2005
Сайт "Характерные актёры российского кино"
Сайт "Праздники.ру"
Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия
Фотографии из книги "Звёзды Малого театра
(Выдающиеся мастера)", с сайтов Малого театра,
"Характерные актёры российского кино" и из
архивов автора.
Материалы предоставлены Алексеем Новиковым |