Владислав
Вацлавович ДВОРЖЕЦКИЙ
Лауреат Государственной
премии Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко
(1975, за участие в фильме "До последней
минуты").
Родился 26 апреля 1939 г. в
Омске в актёрской семье. Его отец - Вацлав
Янович - окончил театральную студию при
Киевском польском театре, мать - Таисия
Владимировна - была балериной.
Родители Владислава
познакомились в Омске в 1937 г., где Вацлав
Янович, после 8 лет отсидки за
"контрреволюционную деятельность", отбывал
ссылку. Через год появился сын, а ещё через
три года - осенью 1941 г. - Вацлава Яновича
арестовали во второй раз. Во время этой
отсидки Вацлав Дворжецкий познакомился с
вольнонаёмной служащей, и на свет появилась
девочка, которую назвали Татьяной. Так у
Владислава появилась сестра.
Между тем Таисия
Владимировна не смогла простить мужу измены и
в 1946 г., когда Вацлава Яновича освободили,
подала на развод.
Однако чинить препятствия в общении отца и
сына не стала. Когда в самом начале 50-х
Вацлав Янович женился в третий раз - на
актрисе и режиссёре Риве Яковлевне Левите -
11-летний Владислав подружился с ней и стал
называть "моя любимая мачеха".
Несмотря на то что и отец,
и мать, и даже мачеха у Владислава имели
отношение к искусству, сам он долгое время не
представлял себя в роли актёра. У него тогда
было иное увлечение - медицина. Именно поэтому
в середине 50-х годов он поступил в
медицинское училище.
В конце того же десятилетия
Вацлав Янович и Рива Яковлевна переехали в
Саратов, где устроились на работу в местный
драматический театр. Вместе с ними переехал на
волжские берега и Владислав. Однако их
совместная жизнь там продолжалась недолго. В
один из дней, не предупредив домашних,
Владислав внезапно исчез. Отец с мачехой не на
шутку перепугались, думая, что он уехал от них
в сильной обиде на что-то. Однако вскоре
ситуация прояснилась. Владислав прислал
письмо, в котором сообщал, что он уехал в Омск
и там поступил в военное училище.
Военная служба занесла
Дворжецкого на Курильские острова. Там он
честно отдал армии два года, а когда пришла
пора увольняться, решил никуда не уезжать -
остался на Курилах. Устроился работать
заведующим аптекой, женился (в этом браке у
него родился сын Александр). Однако жизнь у
молодых не заладилась, и они расстались.
Владислав вернулся к матери в Омск.
Определённых планов относительно своей
дальнейшей судьбы у него не было, и Владислав
стоял на распутье - куда податься. И тут ему
на помощь пришла мать, которая посоветовала
пойти в т
олько что открывшуюся студию при Омском
детском театре. Так Владислав Дворжецкий
впервые всерьёз соприкоснулся с театром.
Закончив студию в 1965
г., Дворжецкий был зачислен в труппу детского
театра. Вместе с ним туда же была зачислена и
его вторая жена - Светлана, с которой он
познакомился во время учёбы в студии.
К концу 60-х годов карьера
Дворжецкого в театре складывалась не слишком
благополучно. Главных ролей в репертуаре
актёра почти не было, и ему приходилось
довольствоваться одними эпизодами. Желание
уйти в другой театр возникало у Дворжецкого
всё чаще, но одного желания для этого было
мало - требовалось приглашение кого-нибудь из
режиссёров. Но подобных приглашений актеру
долгое время не поступало. Пока в дело не
вмешался случай.
В 1968 г. в Омский детский
театр приехала ассистент режиссёра с
"Мосфильма" Наталья Коренева - по просьбе
режиссёра Самсона Самсонова она искала актёров
для фильма "Каждый вечер в одиннадцать".
Дворжецкий показался ей пучеглазым и смешным,
но она на всякий случай попросила дать ей свои
любительские фотографии. Тот дал, в душе почти
не надеясь на успех. Так оно, собственно, и
получилось - в фильм Самсонова его не взяли.
Однако прошло всего лишь несколько месяцев, и
фотографии Дворжецкого случайно оказались в
руках у режиссёров А. Алова и В. Наумова,
которые приступали к съёмкам фильма
"Бег" по М. Булгакову. Лицо актёра им
показалось интересным, и они вызвали его на
пробы. В. Дворжецкий так вспоминал об этом:
"Получив телеграмму с приглашением на
кинопробу, я ринулся перечитывать пьесу
Булгакова. Стали гадать с женой, кого бы я мог
там сыграть. Светлана сказала: "Может,
Хлудова?" Она всегда преувеличивает мои
возможности. А я, конечно, на эту роль и не
замахивался.
При первой встрече
режиссёры предупредили меня: "Не стесняйтесь,
будем вас разглядывать". Пробовали на роль
Голубкова, потом на роль начальника
контрразведки Тихого. А я целый месяц маялся в
Омске ожиданием и всё на что-то надеялся.
Наконец свершилось. Был вызван вторично.
Догадка моей жены подтвердилась - поручили
Хлудова. Работа над ролью началась с
невероятно сложной сцены в салоне поезда:
Хлудов в бреду, его преследует призрак
повешенного солдата, осмелившегося сказать
Хлудову о его зверствах... Было ужасно
страшно. Пережил и это. И потекли дни работы,
изнурительной и радостной..."
Почти одновременно с
утверждением Владислава Дворжецкого на роль
белогвардейского генерала Хлудова в кино
состоялся и дебют его отца - Вацлава
Дворжецкого. Причём так же, как и сын, он
играл врага - шефа германской разведки
Лансдорфа в фильме Владимира Басова "Щит и
меч" (1968).
Едва были завершены
съёмки в "Беге", как Дворжецкого пригласили в
ещё одну мосфильмовскую ленту-детектив
"Возвращение "Святого Луки" режиссёра
Анатолия Бобровского. И вновь актёру досталась
отрицательная роль - вор-рецидивист Карабанов
по кличке Граф. Первоначально на эту роль
предполагалось пригласить Г. Жжёнова, однако
мосфильмовское руководство, считая его актёром
глубоко положительным, запретило ему играть
бандита. "Пусть этого Графа сыграет кто-нибудь
из молодых" - таков был вердикт начальства. И
на роль пригласили никому ещё не известного
Владислава Дворжецкого, которого для пущего
эффекта даже не гримировали (среди членов
съёмочного коллектива Дворжецкого за его
лысину прозвали "Черепом").
Касаясь этой роли
Дворжецкого, писательница О.Чайковская на
страницах "Литературной газеты" отмечала:
"Дворжецкий создаёт образ настоящего зла в его
даже несколько демоническом обличье... Авторы
фильма хотели изобразить ловкого уголовника, а
Дворжецкий сыграл злого интеллектуала, поэтому
его Граф всего сильнее, когда молчит или
говорит кратко. Порой кажется, что этот актёр
может сыграть своего героя вообще без всяких
слов, так убедительно его сильное, мрачное,
беспощадное лицо".
"Бег" и "Возвращение
"Святого Луки" вышли на широкий экран в один
год - 1971-й. С этого момента имя Владислава
Дворжецкого стало известно миллионам. Как
писал тогда критик Ю.Ширяев: "В фильме "Бег" в
роли генерала Хлудова увидели нового, доселе
неизвестного актёра. И пресса заметила
"моложавого человека с неистово-пронзительным,
выжженным взглядом". Почти одновременно вышел
фильм "Возвращение "Святого Луки", в котором
всё тот же, вчера неведомый Владислав
Дворжецкий предстал этаким "фантомасом" с
налётом романтики, опасным похитителем
бесценных живописных полотен, благородным
злодеем.
Его первое появление в
искусстве уже было противоречивым. Словно он
сам, негримированный и странный, предстал
перед нами и чувствует себя прекрасно и в
высокой социальной трагедии, и в откровенном
суррогате.
Столь же противоречивым
было мнение о нём высоких знатоков. Одни
увидели в актёре всего лишь типаж, другие
ощутили его глубокие возможности,
заинтересовались..."
В числе последних
оказался и режиссёр Андрей Тарковский, который
в 1971 г. пригласил Дворжецкого на
эпизодическую роль пилота Бертона в картину
"Солярис". Как напишет затем всё тот же
Ю.Ширяев: "Можно сказать, что в "Солярисе"
Дворжецкий открыл в себе актёра. Ибо в "Беге"
он тянулся до созданной автором личности, а в
"Солярисе" сам многое для личности
творил..."
Весной 1972 г.
Дворжецкий приступил к работе над очередной
картиной - в фильме режиссёров Альберта
Мкртчяна и Леонида Попова "Земля Санникова" он
должен был сыграть роль политического
ссыльного Александра Ильина, организатора
похода к недосягаемой, легендарной земле
Санникова. К работе над этой ролью Дворжецкий
приступал с огромным воодушевлением, надеясь
на то, что она станет одной из лучших в его,
тогда ещё коротком послужном списке. Однако
этим надеждам не суждено было сбыться. В ходе
съёмок Дворжецкий настолько разошёлся во
взглядах на свою роль с режиссёрами, что дело
дошло до скандала - актёр собирался даже
покинуть съёмочный коллектив (в этом с ним
полностью солидаризировался и другой
исполнитель главной роли - Олег Даль).
Какими-то неведомыми усилиями режиссёрам всё
же удалось удержать актёров на площадке и
завершить работу над фильмом.
Несмотря на то, что съёмки
этой картины сопровождались непрерывными
скандалами и атмосферу на съёмочной площадке
порой трудно было назвать творческой, фильм
чрезвычайно понравился публике.
Параллельно со съёмками в
"Земле Санникова" Дворжецкий снимался ещё в
двух картинах: "Зарубки на память" и "Нам
некогда ждать". И вновь, как и роль Ильина,
обе они не принесли актёру большого
удовлетворения. То же самое можно сказать и
про другую работу Дворжецкого - роль
коммуниста Ярослава Галана в фильме Валерия
Исакова "До последней минуты" (1973). В самом
начале работы над этой ролью Дворжецкий так
объяснял свое желание играть её: "За последнее
время в моей актёрской судьбе наметился резкий
крен. Из разряда "отрицательных" героев волей
режиссуры перехожу в разряд "положительных".
Одноплановость ролей всегда казалась мне
опасной, и в каждой новой работе я стараюсь
найти какие-то новые повороты, грани. В
картине "До последней минуты" в чём-то это и
легче. Речь идёт о реальном человеке, о нём
сохранилось множество воспоминаний, сегодня
живы близкие ему люди. Наконец, существуют его
литературные произведения, из них можно немало
почерпнуть. Но в такой работе есть и своя
сложность, особенно важно не изменить
духовному облику героя..."
Как и большинство
картин подобного рода, этот фильм изначально
был обречён на хвалу в официальной пропаганде
(его даже удостоили Государственной премии
УССР) и полное отсутствие интереса со стороны
массового зрителя. По этой причине работа
Дворжецкого в нём так и осталась до конца не
востребованной.
Среди ролей
Дворжецкого, которые можно смело записать в
его положительный актив, стоит назвать
следующие: лётчик-испытатель в фильме "За
облаками небо" (1973), комбат Никитин в
"Возврата нет" (1973), капитан Немо в
одноименном телефильме (1975).
Между тем, по рассказам
людей, близко знавших Владислава Дворжецкого,
его внекинематографическая жизнь оставляла
желать лучшего. Разведясь с женой и покинув
Омск, он долгое время мыкался в столице без
прописки, что называется, не имея ни кола, ни
двора. Ночевал он либо у друзей, либо (когда
злоупотреблять их гостеприимством становилось
неудобно) на лавочках на Белорусском или
Киевском вокзале. Денег вечно не хватало (даже
после триумфального "Бега" он остался должен
студии приличную сумму, которая ушла на
алименты двум его детям от предыдущих браков),
поэтому Дворжецкий хватался за любую
возможность работы, соглашаясь сниматься даже
в заведомо слабых картинах.
Только в конце 70-х, когда
Дворжецкий женился в очередной раз, когда его
взяли в труппу Театра киноактёра и когда у
него появилась возможность разъезжать с
концертами по стране от Бюро
кинопропаганды, его жизнь стала понемногу
налаживаться. Осенью 1977 г. он наконец сумел
купить себе трёхкомнатную кооперативную
квартиру в Орехово-Борисово. Вызвал туда из
Омска свою мать, старшего сына Александра.
Однако насладиться покоем и счастьем в кругу
близких Дворжецкому было уже не суждено.
"Первый звонок" прозвучал в
декабре того же года, когда Дворжецкий был в
Ялте на съёмках фильма "Встреча на далёком
меридиане" - 29 декабря его свалил инфаркт.
После этого актёр вынужден был встречать Новый
год в Ливадийской больнице. В феврале 1978 г.
его выписали, предупредив о том, что ближайшие
месяцы должны пройти для него под знаком
абсолютного покоя. Однако на то, чтобы сидеть
дома и вязать (это было любимое занятие
Дворжецкого в минуты отдыха), актёра хватило
всего лишь на полтора месяца. Уже в апреле он
вновь отправился в поездку по городам страны
от Бюро кинопропаганды - зарабатывать деньги.
Родные ожидали увидеть его дома не ранее июня.
Но он внезапно объявился 24 мая. На удивленный
вопрос сына "Что случилось?" Дворжецкий
коротко ответил: "Просто
соскучился". Это была последняя встреча
Дворжецкого с близкими, когда те видели его
живым. Через два дня он уехал в Гомель
продолжать выступления перед зрителями. По
дороге туда прозвенел "второй звонок".
Дворжецкий с приятелем мчались по ночному
шоссе на машине и километров за 30 от города
не заметили стоявший на обочине неосвещённый
трейлер. Удар был настолько сильным, что крышу
автомобиля срезало как бритвой. Однако
находившиеся в салоне Дворжецкий и его
пассажир не пострадали. И всё же пережитый
ужас дал о себе знать два дня спустя: 28 мая
Владислав Дворжецкий скончался в номере
гомельской гостиницы от второго инфаркта.
Похоронили Владислава
Дворжецкого в Москве, на Кунцевском
кладбище.
Мать Владислава - Таисия Владимировна -
пережила сына всего лишь на три года. Отец -
Вацлав Янович - скончался 11 апреля 1993 г.
Его сын от брака с Ривой Левите Евгений
Дворжецкий пошёл по стопам родителей -
закончив Щукинское училище, пришёл в труппу
Центрального молодёжного театра. Активно
снимался в кино. Погиб в автокатастрофе 1
декабря 1999 г.
Ни один из трёх детей Владислава
Дворжецкого не связал свою жизнь с
искусством.
Фильмография:
1. Бег - 1970 - Хлудов
2. Возвращение "Святого Луки" - 1970 -
Карабанов
3. Нам некогда ждать ("Страницы") - 1972
4. Солярис - 1972 - Бертон
5. Возврата нет - 1973 - комбат
Никитин
6. До последней минуты - 1973 - Ярослав
Галан
7. За облаками - небо - 1973 -
лётчик-испытатель
8. Зарубки на память - 1973
9. Земля Санникова - 1973 - Ильин
10. Открытая книга - 1973 - Дмитрий
Львов
11. Сад - 1973
12. Единственная дорога - 1974
13. Капитан Немо - 1975 - капитан
Немо
14. Там, за горизонтом - 1975
15. Легенда о Тиле - 1976 - Филипп
II
16. Встреча на далёком меридиане - 1977
17. Юлия Вревская - 1977
18. Емельян Пугачёв - 1978
19. Однокашники - 1978
Использованные материалы:
Ф. Раззаков "Досье на звёзд"
Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия
Фотографии предоставлены Ириной Л., с сайта
"Актёры советского кино", сайта канала
"Культура", сайта "Московский некрополь". |