На главную
страницу

Леонид Енгибаров
15.03.1935-25.07.1972

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Леонид Енгибаров в фильме "Сердце на ладони". Фото с сайта канала "Культура" Леонид Енгибаров Леонид Енгибаров

Леонид Георгиевич ЕНГИБАРОВ

Леонид Енгибаров  Родился 15 марта 1935 г. в Москве. Его отец (армянин по национальности) работал шеф-поваром в ресторане гостиницы "Метрополь", мать была домохозяйкой (родом из Тверской губернии). Жила семья Енгибаровых в деревянном одноэтажном домике в Марьиной Роще.
  Прежде чем посвятить свою жизнь цирку, Енгибаров перепробовал несколько других профессий. Закончив среднюю школу в 1952 г., он поступил в институт рыбного хозяйства. Однако, проучившись в нём всего полгода, он перевёлся в институт физкультуры. В то время он профессионально занимался боксом и к середине 50-х сумел достичь на этом поприще хороших результатов. На первенстве Москвы по боксу в сезоне 1952-1953 годов Енгибаров одержал 9 побед и потерпел одно поражение (от соперника из Львова). В итоге он занял 3-е место в своей весовой категории. Начав в 1952 г. с 3-го разряда, он в 1954 г. имел уже 1-й разряд по боксу.
  В 1955 г. в Государственном училище циркового искусства открывается отделение клоунады, и Леонид принимает решение поступить на него. Его принимают. По мнению тех, кто видел Енгибарова в те годы, уже в училище чётко определилась его творческая индивидуальность как ковёрного мастера пантомимы.
  Закончив училище в 1959 г. (в его аттестате была всего лишь одна тройка - по технике безопасности), Леонид отправляется в Ереван и поступает в труппу армянского циркового коллектива. Он делает первые самостоятельные шаги на профессиональной цирковой арене. Стоит отметить, что в отличие от большинства тогдашних клоунов, которые веселили зрителей с помощью стандартного набора трюков и хохм, Енгибаров пошёл совершенно иным путем и, наверное, Леонид Енгибаров. Сценка "Зонтик"впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.
  Уже с первых своих шагов на арене Енгибаров стал вызывать у публики и коллег по профессии самые противоречивые отзывы. Публика, которая привыкла в цирке развлекаться, а не размышлять, была разочарована таким клоуном. И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа “думающего клоуна”. Стоит отдать должное Енгибарову, он не отрекся от избранного пути и вскоре доказал свою правоту.
  Ю.Никулин вспоминал: "Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищён. Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она ещё несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно".
  Что представляли собой миниатюры Енгибарова? Конечно, описывать их - дело неблагодарное, их нужно видеть. Вот описание миниатюры под названием Леонид Енгибаров. Сценка "Акробат""Жажда". В ней героя Енгибарова мучает сильная жажда, и он замечает на высоком постаменте кувшин с водой. Естественно, он пытается до него добраться, однако даётся ему это не сразу. Он много раз карабкается на постамент, падает, вновь поднимается, и так несколько раз. Наконец ему удается достать кувшин, он бережно берёт его в руки, мысленно уже предвкушая тот момент, когда живительная влага утолит его страдания. И в тот момент, когда он уже готов опорожнить кувшин, внезапно появляется маленькая девочка. Она подходит к нему и, показывая на кувшин, просит отдать его ей. И клоун отдаёт. А девочка садится в сторонке и начинает поливать водой из кувшина свои песочные куличики, чтобы лучше лепились. Кульминацией этой сценки является то, как реагирует клоун на этот поступок девочки: он начинает... улыбаться. "Клоун с осенью в душе" - так называли Енгибарова благодарные зрители.
  С ростом популярности Енгибарова на него стали обращать внимание и представители других творческих профессий, в том числе и кинематографисты. Ещё в 1956 г. Леонид появился в крошечном эпизоде фильма "Коммунист", сыграв одного из бандитов, убивавших главного героя картины (его играл Е.Урбанский). Однако съёмки в этом эпизоде были всего лишь развлечением для тогда ещё студента ГУЦИ Енгибарова.
Леонид Енгибаров. Сценка "Зонтики"   Между тем в 1962 г. артисту предложили сыграть в кино... самого себя. Режиссёры "Арменфильма" Г.Малян и Л.Исаакян задумали снять фильм о цирковом клоуне и назвали его "Путь на арену". Картина была тепло принята зрителем и подняла популярность Енгибарова ещё на одну ступеньку.
  А через год после выхода картины на экран к артисту пришла и широкая международная известность. На Международном конкурсе клоунов в Праге в 1964 г. Енгибаров получил 1-ю премию - кубок имени Э.Басса. Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста, которого всего лишь несколько лет назад мало кто воспринимал всерьёз.
  Конец 60-х годов можно считать самым удачным в творческой карьере Енгибарова. Он с успехом гастролирует как по стране, так и за её пределами (в Румынии, Польше, Чехословакии). Помимо цирка, он выступает с "Вечерами пантомимы" на эстраде. Кроме этого, он пишет замечательную прозу (сам В. Шукшин называет его прекрасным писателем), которую публикуют журналы: "Волга", "Москва", "Урал" и др. И, наконец, он снимается в кино у таких мастеров, как: С.Параджанов (фильм "Тени забытых предков", 1964), Р.Быков ("Айболит-66", 1966), В.Шукшин ("Печки-лавочки"), Т.Абуладзе ("Ожерелье для моей любимой", оба - 1972). Тогда же выходят и два фильма, рассказывающие о творчестве талантливого клоуна: "Знакомьтесь, Леонид Енгибаров" и "Леонид".
  В 1971 г. Енгибаров покинул Союзгосцирк, после того как его партнёра Белова не выпустили вместе с ним на зарубежные гастроли. Енгибаров создал эстрадный театр пантомимы и вскоре выпустил в свет спектакль "Звёздный дождь". Правда, затея с созданием театра далась ему Леонид Енгибаров. Сценка "Канатоходец"нелегко - в Министерстве культуры встретили это начинание артиста с прохладцей. Когда он изъявил желание назвать свой коллектив "Театром Енгибарова", ему запретили это делать. "Какой ещё может быть театр? - заявили ему. - Назовите просто - ансамбль". На первых афишах он так и значился - как ансамбль. Когда в газете "Советская культура" один из корреспондентов попытался написать восторженную рецензию на этот спектакль, его тут же одернули, сказали: "Эта тема сейчас нежелательна".
  Между тем популярность Енгибарова у зрителей была огромной, он по праву считался одним из лучших цирковых артистов Советского Союза. В начале 1972 г. с ним произошёл случай, как нельзя лучше характеризующий отношение к нему простой публики. Леонид приехал в Ереван и пошёл в родной для него цирк. В тот момент там уже шло представление, и, чтобы не мешать, Енгибаров тихонечко прошёл в директорскую ложу и сел в углу. Однако кто-то из актёров узнал о его присутствии, и вскоре уже весь коллектив был оповещён об этом. Поэтому каждый из выходящих на арену артистов считал своим долгом сделать приветствующий жест в сторону директорской ложи. Это не укрылось и от зрителей, они стали шептаться между собой и всё чаще оглядываться в сторону ложи. В конце концов инспектору манежа не оставалось ничего иного, как прервать представление и объявить на весь манеж: "Дорогие друзья! Сегодня на нашем представлении присутствует клоун Леонид Енгибаров. Сценка "Скакалка". Леонид Енгибаров!" Не успело стихнуть эхо этих слов под сводами цирка, как весь зал в едином порыве поднялся со своих мест и разразился оглушительными аплодисментами.
 Артист был крайне смущён таким вниманием к своей персоне, но ничего поделать с этим уже не мог. Пришлось ему встать и выйти из темного угла на свет. Зрители продолжали горячо аплодировать, он пытался движением рук их унять, но у него, естественно, ничего не получилось. И тогда он, в благодарность за такую любовь, на ходу придумал пантомиму: раскрыв двумя руками свою грудную клетку, достал оттуда сердце, разрезал его на тысячи маленьких кусочков и бросил зрителям. Это было великолепное зрелище, достойное таланта прекрасного артиста.
  В июле того же года Енгибаров приехал в Москву. Тот месяц был отмечен небывалой жарой и засухой. В Подмосковье горели торфяные болота, и в отдельные дни воздух был таким, что в нескольких метрах от себя невозможно было увидеть человека. И в один из таких дней - 25 июля - Енгибарову стало плохо, и он попросил свою маму - Антонину Андреевну - вызвать врача. Вскоре тот приехал, диагностировал отравление, выписал какое-то лекарство и покинул дом. Вскоре после его ухода артисту стало ещё хуже. Матери вновь пришлось вызывать "Скорую". Пока врачи ехали, Леонид мучился от боли и во время одного из приступов внезапно попросил у матери: "Дай холодного шампанского, мне станет легче!" Видимо, он не знал, что шампанское сужает сосуды. Не знала об этом и его мама. Леонид выпил полбокала и вскоре умер от разрыва сердца. Ему было всего 37 лет.
  Когда Л.Енгибарова хоронили на Ваганьковском кладбище, в Москве начался проливной дождь. Леонид Енгибаров. Сценка "Калейдоскоп"Казалось, само небо оплакивает потерю этого прекрасного артиста. По словам Ю.Никулина, все входили в зал Центрального дома работников искусств, где проходила гражданская панихида, с мокрыми лицами. А пришли тысячи...
   На могиле великого клоуна и сейчас постоянно стоят живые цветы.
 

Владимир Высоцкий. Енгибарову - от зрителей.

Шут был вор: он воровал минуты -
Грустные минуты, тут и там, -
Грим, парик, другие атрибуты
Этот шут дарил другим шутам.

В светлом цирке между номерами
Незаметно, тихо, налегке
Появлялся клоун между нами
Иногда в дурацком колпаке.

Зритель наш шутами избалован -Сценка "Бокс"
Жаждет смеха он, тряхнув мошной,
И кричит: "Да разве это клоун!
Если клоун - должен быть смешной!"

Вот и мы... Пока мы вслух ворчали:
"Вышел на арену, так смеши!" -
Он у нас тем временем печали
Вынимал тихонько из души.

Мы опять в сомненье - век двадцатый:
Цирк у нас, конечно, мировой, -
Клоун, правда, слишком мрачноватый -
Невесёлый клоун, не живой.

Ну а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло, в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки.
Леонид Енгибаров. Сценка "Канатоходец"
Мы потом смеялись обалдело,
Хлопали, ладони раздробя.
Он смешного ничего не делал -
Горе наше брал он на себя.

Только - балагуря, тараторя, -
Все грустнее становился мим:
Потому что груз чужого горя
По привычке он считал своим.

Тяжелы печали, ощутимы -
Шут сгибался в световом кольце, -
Делались всё горше пантомимы,
И морщины глубже на лице.

Но тревоги наши и невзгоды
Он горстями выгребал из нас -Леонид Енгибаров
Будто обезболивал нам роды, -
А себе - защиты не припас.

Мы теперь без боли хохотали,
Весело по нашим временам:
Ах, как нас прекрасно обокрали -
Взяли то, что так мешало нам!

Время! И, разбив себе колени,
Уходил он, думая своё.
Рыжий воцарился на арене,
Да и за пределами её.

Злое наше вынес добрый гений
За кулисы - вот нам и смешно.
Вдруг - весь рой украденных мгновений
В нём сосредоточился в одно.

В сотнях тысяч ламп погасли свечи.
Барабана дробь - и тишина...
Слишком много он взвалил на плечи
Нашего - и сломана спина.

Зрители - и люди между ними -Леонид Енгибаров
Думали: вот пьяница упал...
Шут в своей последней пантомиме
Заигрался - и переиграл.

Он застыл - не где-то, не за морем -
Возле нас, как бы прилёг, устав, -
Первый клоун захлебнулся горем,
Просто сил своих не рассчитав.

Я шагал вперёд неукротимо,
Но успев склониться перед ним.
Этот трюк - уже не пантомима:
Смерть была - царица пантомим!

Этот вор, с коленей срезав путы,
По ночам не угонял коней.
Умер шут. Он воровал минуты -
Грустные минуты у людей.

Многие из нас бахвальства ради
Не давались: проживём и так!
Шут тогда подкрадывался сзади
Тихо и бесшумно - на руках...
Могила Леонида Енгибарова на Ваганьковском кладбище
Сгинул, канул он - как ветер сдунул!
Или это шутка чудака?..
Только я колпак ему придумал, -
Этот клоун был без колпака.
                                                         1972 г.




Фильмография:

1. Коммунист - 1956 - эпизод
2. Путь на арену - 1963
3. Тени забытых предков - 1964
4. Айболит-66 - 1966
5. Берег юности - 1969
6. Ожерелье для моей любимой - 1971
7. Печки-лавочки - 1972




Использованные материалы:
Ф.Раззаков "Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели"
Сайт http://www.armenianhouse.org/
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Материалы и фотографии предоставлены Натальей (сайт http:// vchekmariov.narod.ru/)

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz