На главную
страницу

Владимир Гайдаров
25.07.1893-17.12.1976

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Владимир Георгиевич  ГАЙДАРОВ

Владимир ГайдаровЗаслуженный артист РСФСР (1940). Лауреат Сталинской премии (1950 - за участие в фильме"Сталинградская битва").
   Родился 12 (25) июля 1893 г. в Полтаве. С шести лет учился игре на скрипке, но музыка не стала главным его увлечением. В третьем классе гимназии мальчик организовал кружок по изучению литературы, в пятом - серьёзно увлёкся философией. Но главной - влекущей, непостижимой любовью стал театр, куда он впервые попал в восьмилетнем возрасте. "Меня пленяла в театре какая-то напряжённая насыщенность театрального зала, когда я ощущал, что все сидящие в нём зрители живут одними и теми же чувствами, одними и теми же помыслами и стремлениями... Всё увиденное и услышанное мною в театре поднимало мою душу. Мне казалось, что и сам я становлюсь лучше и благороднее. И что театр - могучее оружие, которое может способствовать уничтожению несправедливости в обществе", - вспоминал Гайдаров.
   Гастрольная афиша Полтавы пестрела именами самого высокого ранга - Мария Заньковецкая, Вера Комиссаржевская, Мамонт Дальский. Как-то на концерте в Просветительном здании имени Н. В. Гоголя юноша увидел прелестнейшую молодую актрису Ольгу Гзовскую, исполнявшую под музыку стихи в прозе Тургенева. Гайдарова потрясла её молодость, грациозность, певучий голос удивительного тембра...
   В 1912 г. Владимир переезжает в Москву. Ему девятнадцать, и страстное желание постигнуть смысл человеческого существования приводит его на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Но Москва - это ведь и Московский Художественный театр! "После первого же спектакля я влюбился в МХТ, в его руководителей, актёров..."
   Настойчивый юноша хочет испытать себя, и удача идёт ему навстречу - случайное знакомство с режиссёром Евреиновым, рекомендательное письмо к секретарю МХТ... Увы, сроки экзаменов давно миновали, и приходится довольствоваться скромным положением вольнослушателя. Недолгие занятия убедили Владимир Всеволодов и Владимир Гайдаров в фильме "Сталинградская битва" Владимира, что театру можно принадлежать только полностью, но готов ли он к этому сейчас? Бросить университет? Однако в МХТ он лишь вольнослушатель... "Эти вопросы волновали и мучили меня, и я снова и снова приходил в разлад с самим собой".
    Гайдаров оставляет студию. В МХТ он вернётся в 1914 г., "с соблюдением всех формальных правил", сдав приёмный экзамен. Первым театральным опытом стали "души" двух тарелок и одного из ужасов "Царства ночи" в "Синей птице" Метерлинка, подготовленные с помощью известного режиссёра Л. Сулержицкого. "Леопольд Антонович так увлекательно рассказывал о наших задачах в исполнении этих сцен, что я невольно верил ему и, проделывая движения тарелок, наделил их какой-то резкостью и остротой, как будто "душа" моих тарелок была очень строптива, а из ужасов - я выбрал ужас войны, который нападал даже на своих собратьев, вылетавших из подземелья в "Царстве ночи"...
   Поначалу он исполнял одного из Шуйских в "Царе Фёдоре", Гостя в "Пире во время чумы", Городового в "На дне"; в 1915-м начал репетировать Серёжу в "Селе Степанчикове", Аликсана в "Розе и крест", Всеволода в "Младости" Л.Андреева во Второй студии и др. На репетициях "Горя от ума" познакомился с Ольгой Гзовской, имя которой уже гремело по России. Всеобщая любимица, названная "феей сцены", казалась начинающему актёру недосягаемой, он и не предполагал, что пройдёт совсем немного времени - и их творческие и человеческие пути объединятся навсегда.
   В 1915 г. Гайдаров впервые сталкивается с кино и появляется на экране в эпизодической роли в цыгансом хоре в фильме "Мара Крамская", поставленном по сценарию Ольги Гзовской. Потом у него был эпизод в "Урагане".
   С 1916 г. Гайдаров снимается уже в главных ролях: пианист Стрижеекни ("Панна Мэри"), князь Ипполит Златогорский ("На крыльях смерти"), Владимир ("Шквал"), миллиардер Старк и принц К. ("Ты ко мне не вернёшься"). Он скоро постиг нехитрую тогда специфику кино, и его послужной список Владимир Гайдаров в фильме "Сталинградская битва" быстро рос. Его партнёршами были тогдашние звезды - Вера Орлова, Наталия Лисенко, балерина Мария Рейзен и, конечно же, Ольга Гзовская. Популярность Гайдарова была столь велика, что когда он ушёл от И. Ермольева, тот продолжал выпускать афиши с его именем, меняя, правда, инициалы. До сих пор это сбивает с толку исследователей кинематографа.
   1920-й год стал для Гайдарова поворотным - с опозданием на три года он закончил университет и навсегда расстался с МХТ. Произошло это так: терзаемый сомнениями по поводу роли Глумова в пьесе Островского "На всякого мудреца довольно простоты" Владимир иотправился за советом к Станиславскому. Попутно он был намерен определиться с поездкой в Эстонию, куда их с Гзовской пригласили на гастроли. Но разговор так и не состоялся. Случайно услышанный обрывок фразы, потрясение от осознания, что Станиславский готовит ему дублёра и - сгоряча принятое решение. "Я был ошеломлён... Если бы я мог трезво поразмыслить, то понял бы, что Константином Сергеевичем руководило вполне естественное стремление "застраховать" будущий спектакль. Но тогда я не мог хладнокровно размышлять!"
   Гайдаров и Гзовская уезжают на гастроли, которые растянутся на двенадцать лет. Европа встретит их повсеместным признанием и высочайшими гонорарами. "Единодушное мнение отметило глубокую проникновенность исполнения при предельном совершенстве формы", - написала в январе 1921 г. эстонская газета "Сегодня". "Проникновенность исполнения" и "совершенство формы" в разных вариантах будут обыгрывать все европейские газеты. Кроме того, импозантная внешность "героя-любовника" привлекла к Гайдарову кинопродюсеров. Он начинает сниматься во множестве картин, в том числе и у культовых немецких режиссёров Фридриха Мурнау и Роберта Вине. Казалось бы, чего ещё желать? Но их мучительно тянет в Россию. Артисты отказываются от новых контрактов и возвращаются в Москву.
Владимир Гайдаров в фильме "Сталинградская битва"     В 1934 г. чета Гайдаровых переезжает в Ленинград. Выдающимся успехом пользуются их литературные композиции и иллюстрации лекций по классической литературе. Профессор литературы А. А. Гвоздев пишет в 1935 г. об этих выступлениях: "Секрет успеха Гзовской и Гайдарова заключается в исключительной ясности и простоте их художественного истолкования классики... включение двух крупных артистов в работу нашей концертной эстрады является значительным вкладом в художественную жизнь Ленинграда".
    Сложнее будут складываться отношения с театром. С 15 мая 1938 г. Владимир Гайдаров - актёр Академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Его дебютом стала роль Великатова в "Талантах и поклонниках" Островского. Постановщик спектакля Владимир Кожич отличался особым взглядом на традиционные образы, и работа с ним принесла Гайдарову настоящую творческую радость. В том же году он встретился с Всеволодом Мейерхольдом и сыграл Казарина в новой редакции лермонтовского "Маскарада". К сожалению, подобных встреч за двадцать лет работы в Театре им. Пушкина было немного, немного было и самих ролей. Впрочем, недостаток работы в театре восполнялся научной работой, концертами, лекциями в студенческой аудитории...
   А Ольга Гзовская, вспоминая отъезд за границу и вновь мысленно возвращаясь в 1920 год, напишет однажды: "Часто мы с Гайдаровым корили себя за опрометчивый шаг. Но... он был сделан!.. За него, как показали дальнейшие годы, мы заплатили дорогой ценой".
   Владимир Гайдаров прожил долгую жизнь: он скончался в Ленинграде 17 декабря 1976-го, пережив свою супругу на четырнадцать лет...

Фильмография:

1. Мара Крамская - 1915 - цыган в хоре
2. Ураган - 1915 - эпизод
3. Панна Мэри - 1916 - пианист Стрижеекни
4. На крыльях смерти - 1916 - князь Ипполит Златогорский
5. Шквал - 1916 - Владимир
6. Ты ко мне не вернёшься - 1916 - миллиардер Старк и принц К.
7. Её влекло бушующее море - 1917 - рыбак 
8. Её жертва - 1917 - Леон Рунич
9. Когда его час настанет - 1917 - Михаил Арренстоун
10. Не надо крови - 1917 - студент Сергей Глаголин
11. И смерть была им суждена - 1917 - Джон Старк
12. Песнь свободы - 1917 - певец Ларионов
13. Горничная Дженни - 1918 - Жорж Анжер
14. Иола - 1918 - художник Арно
15. Отец Сергий - 1918 - Николай I
16. Голгофа женщины - 1919
17. Дама под маской - 1928 - Флягин
18. Тернистый путь княгини - 1928 - студент Алексей Колосов
19. Преступление Ван-Гельдена - 1929 - Ван-Гельден
20. Александр I и королева Марго - 1931 - Александр I
21. Железная маска - 19.. - Людовик XIX/Бертран
22. Манон Леско - 19.. - кавалер Де Грие
23. Метель - 19.. -  Владимир
24. Падение Трои - 19.. - Парис
25. Белая рабыня - 19..
26. Степные песни - 1932-33 - Данила Рогозный
27. Сталинградская битва - 1949 - генерал Паулюс
28. Герои Шипки - 1954 - лорд Солсбери
29. Раздумья - 19.. - Хилтон
30. Фритьоф Нансен - 19.. - английский посол
31. Ошибка Оноре де Бальзака - 1968

Использованные материалы:
Светлана Рухля. "Совершенство формы" ("Санкт-Петербургские ведомости" 30 июля 2005 г., сайт http://www.theatre-music.narod.ru/).
Журнал "Нева", №8, 2004
Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия
Фотографии с сайта "Советский экран" и из архивов автора.

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz