Заслуженный артист
РСФСР (1940). Лауреат Сталинской
премии (1950 - за участие в
фильме"Сталинградская битва").
Родился 12 (25) июля 1893
г. в Полтаве. С шести лет учился игре на
скрипке, но музыка не стала главным его
увлечением. В третьем классе гимназии мальчик
организовал кружок по изучению литературы, в
пятом - серьёзно увлёкся философией. Но
главной - влекущей, непостижимой любовью стал
театр, куда он впервые попал в восьмилетнем
возрасте. "Меня пленяла в театре какая-то
напряжённая насыщенность театрального зала,
когда я ощущал, что все сидящие в нём зрители
живут одними и теми же чувствами, одними и
теми же помыслами и стремлениями... Всё
увиденное и услышанное мною в театре поднимало
мою душу. Мне казалось, что и сам я становлюсь
лучше и благороднее. И что театр - могучее
оружие, которое может способствовать
уничтожению несправедливости в обществе", -
вспоминал Гайдаров.
Гастрольная афиша Полтавы
пестрела именами самого высокого ранга - Мария
Заньковецкая, Вера Комиссаржевская, Мамонт
Дальский. Как-то на концерте в Просветительном
здании имени Н. В. Гоголя юноша увидел
прелестнейшую молодую актрису Ольгу Гзовскую,
исполнявшую под музыку стихи в прозе
Тургенева. Гайдарова потрясла её молодость,
грациозность, певучий голос удивительного
тембра...
В 1912 г. Владимир
переезжает в Москву. Ему девятнадцать, и
страстное желание постигнуть смысл
человеческого существования приводит его на
философское отделение историко-филологического
факультета Московского университета. Но Москва
- это ведь и Московский Художественный театр!
"После первого же спектакля я влюбился в МХТ,
в его руководителей, актёров..." Настойчивый юноша хочет
испытать себя, и удача идёт ему навстречу -
случайное знакомство с режиссёром Евреиновым,
рекомендательное письмо к секретарю МХТ...
Увы, сроки экзаменов давно миновали, и
приходится довольствоваться скромным
положением вольнослушателя. Недолгие занятия
убедили
Владимира, что театру можно принадлежать
только полностью, но готов ли он к этому
сейчас? Бросить университет? Однако в МХТ он
лишь вольнослушатель... "Эти вопросы волновали
и мучили меня, и я снова и снова приходил в
разлад с самим собой".
Гайдаров оставляет
студию. В МХТ он вернётся в 1914 г., "с
соблюдением всех формальных правил", сдав
приёмный экзамен. Первым театральным опытом
стали "души" двух тарелок и одного из ужасов
"Царства ночи" в "Синей птице" Метерлинка,
подготовленные с помощью известного режиссёра
Л. Сулержицкого. "Леопольд Антонович так
увлекательно рассказывал о наших задачах в
исполнении этих сцен, что я невольно верил ему
и, проделывая движения тарелок, наделил их
какой-то резкостью и остротой, как будто
"душа" моих тарелок была очень строптива, а из
ужасов - я выбрал ужас войны, который нападал
даже на своих собратьев, вылетавших из
подземелья в "Царстве ночи"...
Поначалу он исполнял одного
из Шуйских в "Царе Фёдоре", Гостя в "Пире во
время чумы", Городового в "На дне"; в 1915-м
начал репетировать Серёжу в "Селе
Степанчикове", Аликсана в "Розе и крест",
Всеволода в "Младости" Л.Андреева во Второй
студии и др. На репетициях "Горя от ума"
познакомился с Ольгой Гзовской, имя которой
уже гремело по России. Всеобщая любимица,
названная "феей сцены", казалась начинающему
актёру недосягаемой, он и не предполагал, что
пройдёт совсем немного времени - и их
творческие и человеческие пути объединятся
навсегда.
В 1915 г. Гайдаров впервые
сталкивается с кино и появляется на
экране в эпизодической роли в цыгансом хоре в
фильме "Мара Крамская", поставленном по
сценарию Ольги Гзовской. Потом у него был
эпизод в "Урагане".
С 1916 г. Гайдаров
снимается уже в главных ролях: пианист
Стрижеекни ("Панна Мэри"), князь Ипполит
Златогорский ("На крыльях смерти"), Владимир
("Шквал"), миллиардер Старк и принц К. ("Ты ко
мне не вернёшься"). Он скоро постиг нехитрую
тогда специфику кино, и его послужной список
быстро рос. Его партнёршами были тогдашние
звезды - Вера Орлова, Наталия
Лисенко, балерина Мария Рейзен и, конечно же,
Ольга Гзовская. Популярность Гайдарова была
столь велика, что когда он ушёл от
И. Ермольева, тот продолжал выпускать
афиши с его именем, меняя, правда, инициалы.
До сих пор это сбивает с толку исследователей
кинематографа.
1920-й год стал для
Гайдарова поворотным - с опозданием на три
года он закончил университет и навсегда
расстался с МХТ. Произошло это так: терзаемый
сомнениями по поводу роли Глумова в пьесе
Островского "На всякого мудреца довольно
простоты" Владимир иотправился за советом к
Станиславскому. Попутно он был намерен
определиться с поездкой в Эстонию, куда их с
Гзовской пригласили на гастроли. Но разговор
так и не состоялся. Случайно услышанный
обрывок фразы, потрясение от осознания, что
Станиславский готовит ему дублёра и - сгоряча
принятое решение. "Я был ошеломлён... Если бы
я мог трезво поразмыслить, то понял бы, что
Константином Сергеевичем руководило вполне
естественное стремление "застраховать" будущий
спектакль. Но тогда я не мог хладнокровно
размышлять!"
Гайдаров и Гзовская уезжают
на гастроли, которые растянутся на двенадцать
лет. Европа встретит их повсеместным
признанием и высочайшими гонорарами.
"Единодушное мнение отметило глубокую
проникновенность исполнения при предельном
совершенстве формы", - написала в январе 1921
г. эстонская газета "Сегодня".
"Проникновенность исполнения" и "совершенство
формы" в разных вариантах будут обыгрывать все
европейские газеты. Кроме того, импозантная
внешность "героя-любовника" привлекла к
Гайдарову кинопродюсеров. Он начинает
сниматься во множестве картин, в том числе и у
культовых немецких режиссёров Фридриха Мурнау
и Роберта Вине. Казалось бы, чего ещё желать?
Но их мучительно тянет в Россию. Артисты
отказываются от новых контрактов и
возвращаются в Москву.
В 1934 г. чета
Гайдаровых переезжает в Ленинград. Выдающимся
успехом пользуются их литературные композиции
и иллюстрации лекций по классической
литературе. Профессор литературы А. А. Гвоздев
пишет в 1935 г. об этих выступлениях: "Секрет
успеха Гзовской и Гайдарова заключается в
исключительной ясности и простоте их
художественного истолкования классики...
включение двух крупных артистов в работу нашей
концертной эстрады является значительным
вкладом в художественную жизнь
Ленинграда".
Сложнее будут
складываться отношения с театром. С 15 мая
1938 г. Владимир Гайдаров - актёр
Академического театра драмы им. А. С. Пушкина.
Его дебютом стала роль Великатова в "Талантах
и поклонниках" Островского. Постановщик
спектакля Владимир Кожич отличался особым
взглядом на традиционные образы, и работа с
ним принесла Гайдарову настоящую творческую
радость. В том же году он встретился с
Всеволодом Мейерхольдом и сыграл Казарина в
новой редакции лермонтовского "Маскарада". К
сожалению, подобных встреч за двадцать лет
работы в Театре им. Пушкина было немного,
немного было и самих ролей. Впрочем,
недостаток работы в театре восполнялся научной
работой, концертами, лекциями в студенческой
аудитории...
А Ольга Гзовская, вспоминая
отъезд за границу и вновь мысленно возвращаясь
в 1920 год, напишет однажды: "Часто мы с
Гайдаровым корили себя за опрометчивый шаг.
Но... он был сделан!.. За него, как показали
дальнейшие годы, мы заплатили дорогой
ценой".
Владимир Гайдаров прожил
долгую жизнь: он скончался в Ленинграде 17
декабря 1976-го, пережив свою супругу на
четырнадцать лет...
Фильмография:
1. Мара Крамская - 1915 - цыган в
хоре
2. Ураган - 1915 - эпизод
3. Панна Мэри - 1916 - пианист
Стрижеекни
4. На крыльях смерти - 1916 - князь Ипполит
Златогорский
5. Шквал - 1916 - Владимир
6. Ты ко мне не вернёшься - 1916 -
миллиардер Старк и принц К.
7. Её влекло бушующее море - 1917 -
рыбак
8. Её жертва - 1917 - Леон Рунич
9. Когда его час настанет - 1917 - Михаил
Арренстоун
10. Не надо крови - 1917 - студент Сергей
Глаголин
11. И смерть была им суждена - 1917 - Джон
Старк
12. Песнь свободы - 1917 - певец
Ларионов
13. Горничная Дженни - 1918 - Жорж
Анжер
14. Иола - 1918 - художник Арно
15. Отец Сергий - 1918 - Николай I
16. Голгофа женщины - 1919
17. Дама под маской - 1928 - Флягин
18. Тернистый путь княгини - 1928 - студент
Алексей Колосов
19. Преступление Ван-Гельдена - 1929 -
Ван-Гельден
20. Александр I и королева Марго - 1931 -
Александр I
21. Железная маска - 19.. - Людовик
XIX/Бертран
22. Манон Леско - 19.. - кавалер Де
Грие
23. Метель - 19.. - Владимир
24. Падение Трои - 19.. - Парис
25. Белая рабыня - 19..
26. Степные песни - 1932-33 - Данила
Рогозный
27. Сталинградская битва - 1949 - генерал
Паулюс
28. Герои Шипки - 1954 - лорд
Солсбери
29. Раздумья - 19.. - Хилтон
30. Фритьоф Нансен - 19.. - английский
посол
31. Ошибка Оноре де Бальзака - 1968
Использованные материалы:
Светлана Рухля. "Совершенство формы" ("Санкт-Петербургские ведомости" 30 июля 2005 г.,
сайт http://www.theatre-music.narod.ru/). Журнал "Нева", №8, 2004
Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия
Фотографии с сайта "Советский экран" и из
архивов автора.