Павел Павлович ГАЙДЕБУРОВ
Народный
артист РСФСР (1940). Родился 15 (27) февраля 1877 г.
в Санкт-Петербурге в семье известного литератора
Павла Александровича Гайдебурова (1841-1894). Окончив гимназию в Петербурге, брал уроки у актёра
П.М.Свободина. В 1896 г. поступил в университет на юридический факультет. В
любительских спектаклях под руководством В.Давыдова, М.Писарева, П.Ленского,
Н.Михайловского, Н.Тамарина и др. играл Буланова, Счастливцева ("Лес"
А.Н.Островского), Милона ("Недоросль" Д.И.Фонвизина), Анучкина, Жевакина
("Женитьба" Н.В.Гоголя), Хлестакова, Тихона ("Гроза" Островского),
Вожеватова ("Бесприданница" Островского) и др. В домашнем спектакле у
Михайловского "Спор двух философов о прекрасном" К.Пруткова Гайдебуров
впервые выступил как режиссёр (1894). В 1899 г. за участие в студенческих выступлениях был исключен из университета,
после чего начал профессиональную сценическую деятельность в антрепризе
Н.Васильевой. За первый месяц пребывания в этой труппе исполнил пятнадцать
больших разнохарактерных ролей, в том числе Треплева ("Чайка" А.Чехова),
Петра ("Власть тьмы" Л.Толстого), Чацкого ("Горе от ума"
А.Грибоедова), Франца ("Геншель" Г.Гауптмана), Фрица ("Забава"
А.Шницлера), Жоржа д'Обенаса ("Спиритизм" В.Сарду), Христиана ("Царь
Борис" А.Толстого) – всё в режиссуре Васильевой. В июле-августе 1900 г.
в
Товариществе драматических артистов (с участием С.Клеманского) играл в Театре
Шереметьева в Останкино, выступал и как режиссёр. В сезоне 1900–1901 гг. вновь играл
в труппе Васильевой в Житомире и Гельсингфорсе (ныне Хельсинки, Финляндия):
Незнамов ("Без вины виноватые" Островского), Пастор ("Потонувший
колокол" Гауптмана), Чичиков ("Мёртвые души" Гоголя), Котельников
("Татьяна Репина" А.Суворина), Раскольников ("Преступление и
наказание" по Ф.М.Достоевскому), Фёдор ("Царь Фёдор
Иоаннович" А.К.Толстого), Моцарт ("Моцарт и Сальери"А.С.Пушкина) и
др. Критика отмечала особое исполнение Гайдебуровым роли князя Мышкина
("Идиот" по Достоевскому). В мае-июле 1901 г. участвовал в антрепризе
Г.Яковлева-Востокова (театр "Салон", Ревель, ныне - Таллин, Эстония). В сентябре
1901 г. чеховским "Дядей Ваней" (Астров) открыла сезон собранная и
возглавленная Гайдебуровым драматическая труппа в Зимнем театре Елизаветграда.
Сезон 1902–1903 гг. Труппа драматических артистов под управлением Гайдебурова играла
в Новгороде. Необычными и смелыми для провинциального театрального уклада были
нововведения Гайдебурова, в том числе стремление осуществлять коллективные
принципы строительства театра.
Гайдебуров – организатор и руководитель (совместно с Скарской) Общедоступного
театра в Петербурге (1903–1914), Первого Передвижного драматического театра
(1905–1928, с 1920 – Государственный Передвижной театр, с 1925 – Государственный
Передвижной театр имени П.Гайдебурова и Н.Скарской), "Издательства Передвижного
театра" (1906–1924). Передвижной театр, связанный с Общедоступным, отличался от
него и организационной структурой, и по репертуару (хотя с 1908 г. спектакли,
поставленные в Общедоступном театре, переносились в репертуар Передвижного
театра, причём состав исполнителей чаще всего оставался неизменным). Спектакли
Общедоступного театра, проходившие один-два раза в неделю, оплачивал Народный
дом. Передвижной театр был создан на основе труппы Общедоступного на
кооперативных началах. Зимой его труппа играла в Лиговском народном доме, где
представляла новый спектакль практически еженедельно. До начала Первой мировой
войны "передвижники" ежегодно совершали поездки по городам севера и центра
России, Украины, Белоруссии, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока. В отличие от
Общедоступного, основывавшего репертуар в основном на классике, Передвижной
театр стремился играть современные пьесы-новинки и для провинции и для
столичного зрителя, в том числе Чехова, Горького, Ибсена. Постепенно оба театра
объединились, слились их названия.
В обоих театрах Гайдебуров много ставил, играл в собственных спектаклях и
работах других режиссёров: Тартюф ("Тартюф" Мольера, режиссёр А.Брянцев),
Гамлет ("Гамлет" У.Шекспира, режиссёр А.Таиров), Войницкий ("Дядя Ваня"
Чехова, режиссёр Таиров), Яго ("Отелло" Шекспира, режиссёр А.Зонов) и др.
Мерчбенкс, Пастор ("Кандида" Б.Шоу, режиссёр Зонов), Подколесин
("Женитьба" Гоголя, режиссёр Брянцев) и др. В 1929–1932 гг. Гайдебуров и
Скарская представляли театрализованные эстрадные композиции по литературным
произведениям: "Хозе Наварро" П.Мериме, "Мать" Горького, "Беглец"
К.Витфогеля, "Гамлет" (монолог) Шекспира, "Бетховен" (отрывки)
Жижмора, "Женитьба Бальзаминова" Островского (режиссура Скарской,
исполнитель всей программы Гайдебуров). С 1933 г. – руководитель
Колхозно-совхозного передвижного театра имени Леноблисполкома, где поставил
"Ревизора" Гоголя (1934), "Дворянское гнездо" по Тургеневу (совм. с
Скарской, 1943), "Шестеро любимых" А.Арбузова (1935), "Власть тьмы"
Л.Н.Толстого (1936), "Платон Кречет" А.Корнейчука (1936), "
Борис Годунов" Пушкина (1937), "Недоросль
Фонвизина" (1938) и др.
Работал в Малом драматическом театре (поставил "Сын народа" Ю.Германа,
1939), в Большом драматическом театре (поставил "Вишнёвый сад" Чехова,
1940), в Ленинградском театре драмы и комедии ("Уриэль Акоста" К.Гуцкова,
1941, режиссёр; роль – Акоста), в Государственном театре русской
драмы Карело-Финской ССР (постановки: "Профессор Мамлок" Фр.Вольфа, роль –
Мамлок, 1941; "Парень из нашего города" К.Симонова, 1942; "Царь Фёдор
Иоаннович" А.К.Толстого, роль – Фёдор, 1942; "Русские люди" Симонова,
1942, и др.), в Ярославском драматическом театре им. Ф.Г.Волкова: Брусилов
("Генерал Брусилов" И.Сельвинского, режиссёр И.Ростовцев, 1943), Хлестаков
("Ревизор" Гоголя, режиссёр Ростовцев, 1944), поставил "Нашествие"
Л.М.Леонова (1943).
В 1944–50 гг. – актёр московского Камерного театра: Нахимов
("Адмирал Нахимов" И.Луковского, режиссёр А.Таиров, 1944),
Шмага ("Без вины виноватые" Островского, режиссёр Таиров, Л.Лукьянов,
1945), Инспектор Гуль ("Он пришёл" Д.Пристли, режиссёр Таиров, Лукьянов,
1945), Сосновский ("Верные сердца" О.Берггольц, режиссёр Таиров, 1945),
Старик ("Старик" Горького, режиссёр Таиров, Лукьянов, 1946), Мийлас
("Жизнь в цитадели" А.Якобсона, режиссёр Таиров, Лукьянов, Сухоцкая, 1947),
Оболенский ("Актёры" А.Васильева, Л.Эльстона, режиссёр Таиров, 1949). В
1950–54 гг. ставил и играл в Крымском областном драматическом театре им.
М.Горького (Симферополь), в том числе "Старик" Горького (роль – Старик;
Сталинская премия, 1952), в Передвижном театре Министерства морского и
речного флота (Москва), в Центральном театре транспорта (Москва), в Московском
гастрольном драматическом театре. С 1954 г. работал в Театре им. Евг.Вахтангова:
Сорин ("Чайка" Чехова, режиссёр Б.Захава), Лоренцо ("Ромео и
Джульетта" Шекспира, режиссёр И.Раппопорт,
работа не была завершена).
Снимался в кино: Кулигин ("Гроза", режиссёр В.Петров), Старик-осетин
("Друзья", режиссёр Л.Арнштам), Лорд Раглан ("Адмирал Нахимов",
режиссёр В.Пудовкин), Доктор Белов ("Поезд милосердия", режиссёр В.Граник,
Т.Родионова, фильм на экраны не вышел), Пашкевич ("Мичурин", режиссёр
А.Довженко), Роджерс ("Секретная миссия", режиссёр М.Ромм).
В 1925–27 гг. Гайдебуров руководил учебной мастерской Ленинградского института
сценических искусств (ЛИСИ).
Выступал также как поэт и переводчик.
Умер Павел Гайдебуров в Москве 4 марта 1960 г.
Фильмография:
1. Гроза - 1934 - Кулигин 2. Друзья - 1938 - Старик-осетин 3.
Адмирал
Нахимов - 1946 - лорд Раглан 4. Мичурин
- 1948 - Пашкевич 5. Секретная миссия - 1950 - Роджерс
Использованные материалы:
Энциклопедия "Кругосвет" Фотографии
из энциклопедии "Кругосвет"и из архива автора.
|