Михаил Георгиевич
ГЕЛОВАНИ
Народный артист СССР (1950).
Лауреат Сталинских премий (1941 - за участие в фильме "Великое
зарево", 1942 - за участие в фильме "Оборона Царицына", 1947
- за участие в фильме "Клятва", 1950 - за участие в фильме
"Падение Берлина") Родился 25 декабря
1892 г. (6 января 1893 г.) в селе Ласурия Кутаисской губернии. Родители его, происходившие из мелкопоместных лечхумских
дворян, занимались сельским
хозяйством. Уже в юношеском возрасте Геловани обладал прекрасным баритоном и
даже пел в церковном хоре. Очарованный театром с юных лет, зимой 1913 г. он
сыграл в
нескольких спектаклях профессиональной труппы Кутаисского театра. После
революции Геловани прошёл хорошую актёрскую школу в Театре-студии режиссёра
Г.Джабадари (1919-20 гг.), работавшей в Тифлисе. Много лет выступал на театральных сценах
Батуми, Кутаиси, Тбилиси. Среди ролей: Васька Пепел ("На дне" Горького), Коций
("Вчерашние" Дадиани), Тариэль Мклавадзе (одноимённая пьеса по повести
Ниношвили) и др. В феврале 1924 г. Госкинопром Грузии
приглашает 32-летнего Геловани на главные роли в кинолентах разных жанров.
Его кинодебютом стал образ Бахвы в кинодраме известного грузинского
кинорежиссёра Ивана Перестиани "Три жизни" (1924). Михаил Геловани сразу начал играть в фильмах-экранизациях грузинской
литературной классики остродраматические и трагедийные роли - "Девятый вал"
(1926), "Два охотника" (1927), "Хабарда" (1931), "Последний маскарад"
(1934), "Золотистая долина" (1937). Во второй половине 20-х годов актёр,
накопивший к тому времени большой опыт, вполне закономерно обратился к
кинорежиссуре и проявил себя как оригинальный и самобытный художник, взяв на
вооружение острые приёмы сатиры, пародии, эксцентрики - "Злой дух" (1927),
"Молодость побеждает" (1928), "Дело доблести" (1931), "Настоящий кавказец"
(1934). Казалось, в Грузии появился ещё один мастер кинематографа, но... В
начале второй половины 30-х годов Геловани впервые сыграл на сцене театра
роль И.В.Сталина ("Из
искры..." Дадиани), затем все отметили большое сходство его человеческой
фактуры с образом вождя, и в 1938 г. режиссёр Михаил Чиаурели пригласил
актёра на главную роль в фильме "Великое зарево" (1938) на Тбилисской
студии. Это надолго определило творческую судьбу Михаила Геловани. Образ,
созданный красивым и обаятельным актёром, Сталин хотел закрепить в сознании
миллионов людей как свой реальный. "Человек с ружьём" (1938), "Выборгская
сторона" (1938), "Ленин в 1918 году" (1939), "Валерий Чкалов" (1941),
"Оборона Царицына" (1942), "Клятва" (1946), "Падение Берлина" (1949),
"Донецкие шахтёры" (1950), "Незабываемый 1919-й год" (1951) - Геловани
становится "монополистом" одной, но самой главной в стране роли и уже не
может выйти за её пределы. У Михаила Геловани был лишь один "недостаток" - ростом он был заметно выше
Сталина. Режиссёрам и операторам приходилось идти на всевозможные ухищрения,
чтобы "укоротить" его на экране. Но всё же труднее всего было актёрам, которые
были ростом выше Геловани. Когда в конце 40-х годов кинооператор Роман Кармен приехал
на киностудию "Мосфильм", где М.Чиаурели снимал очередной фильм, прославляющий
Сталина, он увидел такую картину: Геловани прохаживается перед съёмочной
камерой, а за ним - не как-нибудь, на корточках! - следуют артисты Зубов (в роли
Молотова) и Толубеев (в роли Ворошилова). "Миша, - спросил Кармен, - в чём
дело?!", Чиаурели ответил шёпотом: "Никто не имеет права быть выше Сталина".
Сын актёра Виссарион рассказывал: "В 46-м, когда началась работа над
фильмом "Клятва", режиссёр Михаил Чиаурели вместе со Сталиным обсуждали
кандидатуры актёров на роль вождя. Чиаурели очень хвалил моего отца - Михаила
Геловани: "Талантливый актёр, товарищ Сталин. Старается проникнуть в
Ваш образ. Готов прожить Вашу жизнь, чтобы глубже почувствовать Вас". Сталин
сказал: "Любопытное желание... Если уж очень хочет, могу помочь. Может, он
начнёт с Туруханской ссылки? А?" Но кинопробы Сталину понравились и эта то ли
шуточная, то ли серьёзная реплика вождя была забыта".
Геловани
долгое время был любимым актёром Иосифа Виссарионовича. Но в какой-то момент Сталин решил, что
этот грузинский актёр страдает национальной ограниченностью и не вполне
соответствует образу "вождя народов". Он сказал министру кинематографии
Большакову: "У Геловани сильный грузинский акцент. Разве у меня такой акцент?
Подумайте о подходящем актёре на роль товарища Сталина. Лучше всего из русских".
Выбор пал на театрального актёра Алексея Дикого. Кинопроба, показанная Сталину,
получила высочайшее одобрение. Исполнение роли И.В.Сталина в кино и театре
принесло грузинскому артисту четыре Сталинские премии, орден Трудового
Красного знемени, звание народного артиста СССР, полученное по представлению
самого Сталина в 1950 г., переход в лучший театр страны - МХАТ им.
М.Горького (1942-48 гг.). По собственному заявлению, его успех стал его трагедией как актёра, т.к. ему
перестали предлагать какие бы то ни было другие роли в фильмах. Критика
восторженно писала, что Геловани "правдиво воспроизвёл образ вождя", что "он
стремился передать мудрость вождя, его неразрывную связь с народом, величие и
простоту, стальную революционную волю, исключительные обаяние и честность". Но
апология Сталина полностью подавляла разговор о жизни
и личности самого Геловани, а после смерти
вождя (1953) и особенно после XX съезда КПСС о нём забыли совсем. Кадры с
актёром в роли "вождя всех народов" были вырезаны из всех очень и не очень
популярных лент. Больше сниматься в кино его не приглашали. Творческое
бездействие угнетало актёра. В своих неопубликованных заметках актёр Борис
Тенин писал: "Роль Сталина была для Геловани - хорошего артиста и художника
- надгробной плитой. Режиссёры и в кино, и в театре обходили его за версту.
Злая воля деспота приписала его к одной роли на долгие годы, и он ничего не
смог изменить в своей судьбе". По необъяснимому капризу судьбы Михаил
Георгиевич Геловани умер от сердечного приступа 21 декабря 1956 г. - в день рождения Сталина.
В
прессе не было некрологов, которые полагаются народному артисту СССР, только
две или три обычных информации в траурной рамке. Выйти из образа Сталина
оказалось значительно труднее, чем войти в него. Похоронили
Михаила Геловани в Москве на Новодевичьем кладбище.
Фильмография:
1. Три жизни - 1924 - Бахви Пулава 2.
Девятый вал - 1926 3. Два охотника - 1927 4. Хабарда -
1931 - поэт 5. Последний маскарад - 1934 - Ростом 6.
До скорого свидания - 1935 - Ломидзе 7. Золотистая
долина - 1937 - Кирилэ 8. Великое зарево - 1938
- И.В.Сталин 9. Выборгская сторона - 1938 - И.В.Сталин 10.
Человек с ружьём - 1938 - И.В.Сталин 11. Ленин в 1918
году - 1939 - И.В.Сталин 12. Сибиряки - 1940 - И.В.Сталин 13.
Член правительства - 1940 - И.В.Сталин 14. Валерий
Чкалов - 1941 - И.В.Сталин 15. Оборона Царицына
- 1942 - И.В.Сталин 16. Клятва - 1946 - И.В.Сталин 17.
Свет над Россией - 1947 - И.В.Сталин 18. Падение
Берлина - 1949 - И.В.Сталин 19. Донецкие шахтёры
- 1950 - И.В.Сталин 20. Огни Баку - 1950 - И.В.Сталин 21.
Незабываемый 1919-й - 1951 - И.В.Сталин 22. Джамбул -
1952 - И.В.Сталин 23. Вихри враждебные - 1953 - И.В.Сталин
Поставил
фильмы: 1. Злой дух - 1927 2. Молодость побеждает - 1929 3.
Дело доблести - 1931 4. Настоящий кавказец - 1934
Использованные материалы: "Огонёк", 1989, №50
(А.Бернштейн "В роли Сталина") Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия Сайт
"Советский экран" Материалы предоставлены Инной Джужа. Фотографии
предоставлены Ириной Л., из Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия,
с сайта "Советский экран" и из архива автора.
|