На главную
страницу

Михаил Геловани
06.01.1893-21.12.1956

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Михаил Геловани в фильме "Падение Берлина" Максим Штраух и Михаил Геловани в фильме "Падение Берлина" Михаил Геловани в фильме "Падение Берлина"
Михаил Геловани в фильме "Падение Берлина" Михаил Геловани в фильме "Падение Берлина" Михаил Геловани в фильме "Падение Берлина"  

Михаил Георгиевич ГЕЛОВАНИ

Михаил Геловани  Народный артист СССР (1950). Лауреат Сталинских премий (1941 - за участие в фильме "Великое зарево", 1942 - за участие в фильме "Оборона Царицына", 1947 - за участие в фильме "Клятва", 1950 - за участие в фильме "Падение Берлина")
  Родился 25 декабря 1892 г. (6 января 1893 г.) в селе Ласурия Кутаисской губернии. Родители его, происходившие из мелкопоместных лечхумских дворян, занимались сельским хозяйством. Уже в юношеском возрасте Геловани обладал прекрасным баритоном и даже пел в церковном хоре. Очарованный театром с юных лет, зимой 1913 г. он сыграл в нескольких спектаклях профессиональной труппы Кутаисского театра. После революции Геловани прошёл хорошую актёрскую школу в Театре-студии режиссёра Г.Джабадари (1919-20 гг.), работавшей в Тифлисе. Много лет выступал на театральных сценах Батуми, Кутаиси, Тбилиси. Среди ролей: Васька Пепел ("На дне" Горького), Коций ("Вчерашние" Дадиани), Тариэль Мклавадзе (одноимённая пьеса по повести Ниношвили) и др.
  В феврале 1924 г. Госкинопром Грузии приглашает 32-летнего Геловани на главные роли в кинолентах разных жанров. Его кинодебютом стал образ Бахвы в кинодраме известного грузинского кинорежиссёра Ивана Перестиани "Три жизни" (1924). Михаил Геловани сразу начал играть в фильмах-экранизациях грузинской литературной классики остродраматические и трагедийные роли - "Девятый вал" (1926), "Два охотника" (1927), "Хабарда" (1931), "Последний маскарад" (1934), "Золотистая долина" (1937).
  Во второй половине 20-х годов актёр, накопивший к тому времени большой опыт, вполне закономерно обратился к кинорежиссуре и проявил себя как оригинальный и самобытный художник, взяв на вооружение острые приёмы сатиры, пародии, эксцентрики -  "Злой дух" (1927), "Молодость побеждает" (1928), "Дело доблести" (1931), "Настоящий кавказец" (1934).
Михаил Геловани. 1945 г.   Казалось, в Грузии появился ещё один мастер кинематографа, но... В начале второй половины 30-х годов Геловани впервые сыграл на сцене театра роль И.В.Сталина ("Из искры..." Дадиани), затем все отметили большое сходство его человеческой фактуры с образом вождя, и в 1938 г. режиссёр Михаил Чиаурели пригласил актёра на главную роль в фильме "Великое зарево" (1938) на Тбилисской студии. Это надолго определило творческую судьбу Михаила Геловани. Образ, созданный красивым и обаятельным актёром, Сталин хотел закрепить в сознании миллионов людей как свой реальный. "Человек с ружьём" (1938), "Выборгская сторона" (1938), "Ленин в 1918 году" (1939), "Валерий Чкалов" (1941), "Оборона Царицына" (1942), "Клятва" (1946), "Падение Берлина" (1949), "Донецкие шахтёры" (1950), "Незабываемый 1919-й год" (1951) - Геловани становится "монополистом" одной, но самой главной в стране роли и уже не может выйти за её пределы.
  У Михаила Геловани был лишь один "недостаток" - ростом он был заметно выше Сталина. Режиссёрам и операторам приходилось идти на всевозможные ухищрения, чтобы "укоротить" его на экране. Но всё же труднее всего было актёрам, которые были ростом выше Геловани. Когда в конце 40-х годов кинооператор Роман Кармен приехал на Михаил Геловани в фильме "Падение Берлина" киностудию "Мосфильм", где М.Чиаурели снимал очередной фильм, прославляющий Сталина, он увидел такую картину: Геловани прохаживается перед съёмочной камерой, а за ним - не как-нибудь, на корточках! - следуют артисты Зубов (в роли Молотова) и Толубеев (в роли Ворошилова). "Миша, - спросил Кармен, - в чём дело?!", Чиаурели ответил шёпотом: "Никто не имеет права быть выше Сталина".
  Сын актёра Виссарион рассказывал: "В 46-м, когда началась работа над фильмом "Клятва", режиссёр Михаил Чиаурели вместе со Сталиным обсуждали кандидатуры актёров на роль вождя. Чиаурели очень хвалил моего отца - Михаила Геловани: "Талантливый актёр, товарищ Сталин. Старается проникнуть в Ваш образ. Готов прожить Вашу жизнь, чтобы глубже почувствовать Вас". Сталин сказал: "Любопытное желание... Если уж очень хочет, могу помочь. Может, он начнёт с Туруханской ссылки? А?" Но кинопробы Сталину понравились и эта то ли шуточная, то ли серьёзная реплика вождя была забыта".

  Геловани долгое время был любимым актёром Иосифа Виссарионовича. Но в какой-то момент Сталин решил, что этот грузинский актёр страдает национальной ограниченностью и не вполне соответствует образу "вождя народов". Он сказал министру кинематографии Большакову: "У Геловани сильный грузинский акцент. Разве у меня такой акцент? Подумайте о подходящем актёре на роль товарища Сталина. Лучше всего из русских". Выбор пал на театрального актёра Алексея Дикого. Кинопроба, показанная Сталину, получила высочайшее одобрение.
  Исполнение роли И.В.Сталина в кино и театре принесло грузинскому артисту четыре Сталинские премии, орден Трудового Красного знемени, звание народного артиста СССР, полученное по представлению Михаил Геловани в фильме "Падение Берлина"самого Сталина в 1950 г., переход в лучший театр страны - МХАТ им. М.Горького (1942-48 гг.). По собственному заявлению, его успех стал его трагедией как актёра, т.к. ему перестали предлагать какие бы то ни было другие роли в фильмах. Критика восторженно писала, что Геловани "правдиво воспроизвёл образ вождя", что "он стремился передать мудрость вождя, его неразрывную связь с народом, величие и простоту, стальную революционную волю, исключительные обаяние и честность". Но апология Сталина полностью подавляла разговор о жизни и личности самого Геловани, а после смерти вождя (1953) и особенно после XX съезда КПСС о нём забыли совсем. Кадры с актёром в роли "вождя всех народов" были вырезаны из всех очень и не очень популярных лент. Больше сниматься в кино его не приглашали.
  Творческое бездействие угнетало актёра. В своих неопубликованных заметках актёр Борис Тенин писал: "Роль Сталина была для Геловани - хорошего артиста и художника - надгробной плитой. Режиссёры и в кино, и в театре обходили его за версту. Злая воля деспота приписала его к одной роли на долгие годы, и он ничего не смог изменить в своей судьбе".
  По необъяснимому капризу судьбы Михаил Георгиевич Геловани умер от сердечного приступа 21 декабря 1956 г. - в день рождения Сталина. В прессе не было некрологов, которые полагаются народному артисту СССР, только две или три обычных информации в траурной рамке. Выйти из образа Сталина оказалось значительно труднее, чем войти в него.
  Похоронили Михаила Геловани в Москве на Новодевичьем кладбище.

Фильмография:

1. Три жизни - 1924 - Бахви Пулава
2. Девятый вал - 1926
3. Два охотника - 1927
4. Хабарда  - 1931 - поэтМогила Михаила Геловани на Новодевичьем кладбище
5. Последний маскарад - 1934 - Ростом
6. До скорого свидания  - 1935 - Ломидзе
7. Золотистая долина  - 1937 - Кирилэ
8. Великое зарево - 1938 - И.В.Сталин
9. Выборгская сторона - 1938 - И.В.Сталин
10. Человек с ружьём - 1938 - И.В.Сталин
11. Ленин в 1918 году  - 1939 - И.В.Сталин
12. Сибиряки - 1940 - И.В.Сталин
13. Член правительства  - 1940 - И.В.Сталин
14. Валерий Чкалов  - 1941 - И.В.Сталин
15. Оборона Царицына  - 1942 - И.В.Сталин
16. Клятва - 1946 - И.В.Сталин
17. Свет над Россией  - 1947 - И.В.Сталин
18. Падение Берлина  - 1949 - И.В.Сталин
19. Донецкие шахтёры  - 1950 - И.В.Сталин
20. Огни Баку  - 1950 - И.В.Сталин
21. Незабываемый 1919-й - 1951 - И.В.Сталин
22. Джамбул - 1952 - И.В.Сталин
23. Вихри враждебные - 1953 - И.В.Сталин

Поставил фильмы:
1. Злой дух - 1927
2. Молодость побеждает - 1929
3. Дело доблести - 1931
4. Настоящий кавказец - 1934

Использованные материалы:
"Огонёк", 1989, №50 (А.Бернштейн "В роли Сталина")
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Сайт "Советский экран"
Материалы предоставлены Инной Джужа.
Фотографии предоставлены Ириной Л., из Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия, с сайта "Советский экран" и из архива автора.

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz