Константин Эдуардович
ГИБШМАН (фон Гибшман)
Родился в 1884 г.
Происходил из обрусевших остзейских немцев. По образованию - инженер.
Сценическую
деятельность начал в 1905 г. как актёр Театра им. В.Ф.Комиссаржевской.
Играл роль Первого мистика в "Балаганчике" А.Блока с Пьеро
- Мейерхольдом (1906). Покинул этот театр вслед за Мейерхольдом
(1907), гастролировал в составе его труппы по юго-западу России:
в драме К.Гамсуна "У царских врат" играл Чучельника с
Иваром Карено - Мейерхольдом (1908). В петербургском театре-кабаре
Мейерхольда "Лукоморье" дебютировал как драматург пародией
"Блэк энд уайт, или Негритянская трагедия", с набором
якобы английских слов (1908); в 1910/11 гг. ставил и играл её же
в "Доме интермедий" Мейерхольда. Выступал в летних театрах
Куоккалы и Терийок; в кабаре "Бродячая собака" (1912-15)
и "Привал комедиантов" (1916-19); в группе мастеров студии
Мейерхольда на Бородинской (1913). Кроме того был актёром Весёлого
театра для пожилых детей" Н.Евреинова и Ф.Комиссаржевского
(1909); "Невского фарса" В.Лин (1911); Троицкого театра
миниатюр А.Фокина (1911-13); "Кривого зеркала" А.Кугеля
и Н.Евреинова (1913); в сезоне 1913/14 гг. исполнял свой репертуар
чтеца-эксцентрика и заменял конферансье Н.Балиева на просцениуме
"Летучей мыши" (Москва). В 1919 г. сыграл
в петроградском "Эрмитажном театре" (руководитель В.Мейерхольд)
главную роль Мужика в пьесе Л.Толстого "Первый винокур"
(режиссёр Ю.Анненков); тогда же выступал в театре "Студия"
и написал для него кукольное урбанистическое обозрение "Цирк".
После преобразования "Студии" в Малый драматический театр
(1919) играл, в числе других ролей, Трумфа в комедии И.Крылова "Трумф"
(режиссёр С.Радлов), выполняя по ходу действия серию кульбитов.
В 1920-22 гг. - актёр театра "Народная комедия", участник
цирковых комедий-импровизаций руководителя театра Радлова; играл
Нижнего жильца в "Работяге Словотёкове" М.Горького, затем
Фальстафа в "Виндзорских проказницах" Шекспира и др. В
1926/27 гг. исполнил свыше десятка ролей на сцене Ленинградского
театра Сатиры (главный режиссёр Д.Гутман). В 1939/41 гг., не расставаясь
с эстрадой, Гибшман возвратился к Радлову и в руководимом им Театре
им. Ленсовета (в "Пассаже") сыграл Робинзона в Бесприданнице
А.Островского и др. роли. Работая в качестве конферансье,
создал маску конферансье робкого, растерянного, подавленного необходимостью
выступать перед публикой. Его речь была невнятна, путанна, прерывалась долгими
томительными паузами. Номера объявлялись неясно, сбивчиво, с частыми
повторениями одних и тех же слов. Движения неловкие, скованные. Всё, что делал и
произносил Гибшман, казалось импровизацией. Снимался
в фильмах "Золотой клюв", "Иудушка Головлёв",
"Юность поэта", "Пётр Первый" и др. Зимой
1941-42 гг. вместе женой и дочерью работал во фронтовой бригаде. Во время
переезда с концерта на концерт был ранен. Лечился в госпитале в
селе Алёховщина Ленинградской области. Рана заживала, он торопился
на фронт... Умер 18 марта 1942 г. за шахматной доской. Похоронен
в с. Алёховщина.
Фильмография:
1. Золотой клюв - 1929 2. Иудушка Головлёв -
1933 3. Поручик Киже - 1934 4. Женитьба - 1936 5. Юность
поэта - 1936 6. Пётр Первый - 1937 - Буйносов
Использованные материалы:
Энциклопедия "Эстрада России. XX век" Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия Фотографии
предоставлены Инной Джужа и Ириной Л.
|