Арчил
Михайлович ГОМИАШВИЛИ
Народный артист
Грузинской ССР (1966)
Родился 23 марта 1926 г. в
Грузии, в городе Чиатура. Его отец в 20-е годы
был пастухом, одним из первых в деревне
выучившим русский язык. Это тут же сказалось
на его карьере - его приняли в комсомол и
отправили в Москву, в Школу красной
профессуры. Проучившись там пару лет, он затем
был направлен в Донбасс, на должность
председателя профсоюза угольщиков. Когда у
него родился сын, он отправил в Чиатуру
телеграмму, чтобы первенца назвали Виктором -
в честь победы революции. Так и сделали, но
значительно позднее имя Виктор пришлось
поменять на Арчил - в честь деда, известного в
Грузии священнослужителя.
Но партийная карьера отца
Гомиашвили завершилась трагически - в конце
1930-х годов он был репрессирован, исключён из
партии и направлен в ГУЛАГ. На свободу вышел
лишь в 1944 г., однако в партии так и не
восстановился. До конца своих дней (а дожил он
до 80 лет) не оправился он от этого удара.
Арчил два года проучился в
Тбилисском художественном техникуме при
Академии художеств (1940-42 гг.), но
потом
связался со шпаной и и его несколько раз
арестовывали, однако срока он так и не получил
- его спасла внезапная амнистия, объявленная в
стране. По одному делу, по словам самого
Гомиашвили, вместе с ним проходил знаменитый
грузинский вор в законе Джаба Иоселиани, едва
не ставший потом руководителем Грузии.
В качестве художника
Гомиашвили был приглашён Г. Товстоноговым к
нему в Тбилисский театр им. Грибоедова -
оформлять постановку пьесы Л.Хелман "Лисички".
Георгий Александрович неожиданно предложил ему
сыграть в спектакле роль Лео Хаммера и
актёрская деятельность привлекла Арчила...
Следом за переехавшим в
Москву Товстоноговым, перебрался в столицу и
Гомиашвили. Увлечение театром привело его в
Школу-студию МХАТ, где он проучился несколько
лет, но после скандала с дракой (7 ноября 1948
г. в ресторане гостиницы "Националь"
Гомиашвили подрался с неким молодым человеком,
который попытался ухаживать за популярной
киноактрисой Людмилой Целиковской) едва не
угодил под суд, и ему пришлось уехать из
Москвы и вернуться в Грузию. В Тбилиси его
приняли в труппу Академического театра имени
Марджанишвили. В течение двух лет он играл там
в массовке. Денег катастрофически не хватало,
поэтому Гомиашвили приходилось подрабатывать
на стороне. В 1953 г. актёр вступил в партию,
а в 1958 г. уехал в Поти и работал сначала в
театре имени Г. Эристави, а потом - в Русском
театре имени А. Грибоедова. Параллельно начал
сниматься в кино,
ролей было не так уж и мало, но славы они
Арчилу не принесли. А тем временем возраст
актёра подходил уже к сорока годам. За это
время он женился, на свет появились двое
сыновей.
Первая кинороль Арчила
Гомиашвили - роль Манташерова в 1957 г. в
историко-революционном приключенческом фильме
"Лично известен". Это первый фильм
кинотрилогии ("Лично известен", "Чрезвычайное
поручение", "Последний подвиг Камо") о
революционере-большевике С.А. Тер-Петросяне,
известном под именем Камо. В 1961 г. актёр
сыграл роль Ерошки в мелодраме "Казаки" по
одноименной повести Л. Н. Толстого. В 1965 г.
- съёмки во втором фильме вышеупомянутой
трилогии "Чрезвычайное поручение" и в
музыкальной комедии "Иные нынче времена" по
одноименной пьесе А. Цагарели. Работу в этой
комедии особенно отмечал сам актёр, считая
роль в этом фильме одной из своих самых лучших
работ; также его порадовало совместное
творчество на съёмочной площадке с режиссёром
Михаилом Чиаурели.
"Для меня образец
человека и режиссёра - Михаил Чиаурели,
который снимал фильмы о Великой Отечественной
войне, - говорил Арчил Михайлович. - Но после
1953 г. этого талантливого режиссёра ссылают
по личному распоряжению Хрущёва в Сибирь за
то, что он якобы своими фильмами утверждал
культ личности. Но этого человека не удалось
сломить. После ссылки он вновь берётся за
режиссёрскую работу и ставит фильм грузинского
классика Цагарели "Иные нынче времена", где
снимается его дочь Софико вместе со мной".
Всесоюзная слава пришла к
актёру в 1971 г., когда он исполнил роль
Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая
"Двенадцать стульев", экранизации одноименного
романа И.Ильфа и Е.Петрова.
На роль
Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея Гайдай
искал актёров по всей стране. Перед его взором
прошли аж 22 не похожих друг на друга Остапа:
Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей
Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений
Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин,
Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай
Рыбников,
Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму
Магомаеву Гайдай предлагал "примерить"
Бендера.
Гайдай был очень
суеверным. В первый день съемок с Александром
Белявским предложил ассистенту разбить о
штатив камеры тарелку "на счастье", но она не
разбилась. Гайдай сокрушался: "Не пойдёт!
Фарта не будет!"
И действительно, Бендер
Белявского на фоне Сергея Филиппова смотрелся
бедно. Киса Воробьянинов получался
внушительнее комбинатора. Гайдай в отчаянии
позвал на роль Владимира Высоцкого. И снова
фаянсовая тарелка не разбилась. Не удались и
съёмки - Высоцкий ушёл в загул... Тогда Леонид
Иович уволил ассистента, который никак не мог
разбить тарелку. И тут кто-то рассказал ему,
что в провинции уже несколько лет успешно
играет Бендера в спектакле "Золотой телёнок"
малоизвестный актёр Арчил Гомиашвили.
Гомиашвили в 1958 г., ещё
задолго до съёмок фильма вместе с режиссёром
Юрием Любимовым поставил мюзикл "Похождения
Остапа Бендера" по "Золотому телёнку".
Подписав договор с Министерством культуры
Грузии, Арчил Гомиашвили с этим спектаклем
одного актёра (играл там и Бендера, и
Паниковского, и Фунта, и даже Зосю Синицкую),
отправился на гастроли по стране. Вот там-то,
в Горьком, на его спектакль и пришли Гайдай с
командой, которые приехали выбирать место для
съёмок.
"Когда я пришёл на
собеседование к Гайдаю, - рассказывает Арчил,-
то посмотреть на мою белую "бендеровскую"
фуражку сбежалась вся съёмочная группа. Увидев
в окружении режиссёра недоверчивые глаза, я
развернулся и ушёл. Навсегда. Позже мне
присылали приглашения на кинопробы, но я не
поехал".
Однако через пять месяцев режиссёр всё же смог
уговорить Гомиашвили. Но в "Госкино", увидев
пробы актера, возмутились:
- Почему Бендером будет грузин?
- Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А
почему маме не быть грузинкой? - среагировал
Гайдай.
В итоге Гомиашвили всё же был утверждён на
роль. Интересно то, что во время съёмок
Гомиашвили было 44 года, а Бендеру по тексту -
всего 28. Но это не смутило ни актёра, ни
режиссёра. "Я ведь и сейчас не выгляжу на 75,
правда? - говорил актёр под
конец жизни. - А тогда подо мной земля
поднималась! Я чувствовал себя молодым, тем
более что незадолго до "Двенадцати стульев"
женился на девушке, которая была младше меня
на 24 года".
Во время съёмок на
трактовку личности Бендера у Гомиашвили с
Гайдаем были совершенно разные взгляды. "Я
хотел играть его совсем иначе, - рассказывал
Арчил Михайлович. - Ведь он вовсе не
легкомысленный и пустой человек. Это Бендер
способен остановить поток машин, чтобы дети
могли перейти дорогу - как в "Золотом
телёнке". Он на три головы выше Кисы
Воробьянинова. Ведь Остап мог избавиться от
напарника, узнав про бриллианты, но не сделал
этого. Я пытался показать глубину моего
персонажа в сцене, где герои сидят в лодке и
Остап говорит Воробьянинову: "Киса, мы одни,
никто нас не любит". Но после проникновенного
монолога опускаю руку в воду, меня кусает рак
- и зритель снова смеётся. На таком решении
настоял Гайдай. Режиссёр не дал мне выявить
лучшие качества Бендера. Когда я увидел фильм,
он мне не понравился. Мы не разговаривали с
Гайдаем пять лет. Первый раз после этого он
позвонил мне накануне телепремьеры "Двенадцати
стульев" Марка Захарова: "Арчил Михайлович,
будут показывать уголовное преступление".
Обострившиеся отношения
между актёром и режиссёром получили своё
продолжение после процесса озвучивания фильма.
Бендер в фильме говорит вовсе не голосом
Гомиашвили. Помешал грузинский акцент Арчила
Михайловича, и роль Остапа-Сулеймана озвучил
актёр Юрий Саранцев. А песни Бендера поёт
Валерий Золотухин. Так что киношный образ
великого комбинатора воплотили сразу три
актёра. После выхода фильма
на экраны, Гомиашвили стал не просто
знаменитым, а звездой кинематографа. Он попал
в десятку лучших актёров советского кино и был
приглашён на приём в Совет Министров СССР.
Вместе со словами благодарности ему была
предоставлена шикарная жилплощадь в Москве -
бывшая трёхкомнатная квартира дочери
Сталина Светланы Аллилуевой в "доме на
набережной".
Арчил Гомиашвили
претендовал и на другие звёздные роли в
известнейших лентах. Однако, несмотря на
множество романов с известными женщинами,
несмотря на покупку
одного из первых "Мерседесов" в Москве (по
словам Гомиашвили, в те годы он был
единственным обладателем такой машины, потом
она появилась у сына Щёлокова, затем у
шахматного чемпиона Анатолия Карпова, чуть
позже у Владимира Высоцкого) и репутацию
одного из главных плейбоев столицы, с новыми
ролями не клеилось - судьба как будто нарочно
не давала ему звёздных работ. К примеру, когда
Татьяна Лиознова, с которой у него в то время
был роман, собиралась снимать "17 мгновений
весны", Гомиашвили попросился на роль
Штирлица, но получил отказ. Между тем Татьяна
Михайловна именно ему хотела предложить роль
Мюллера: "Мне казалось, что он может
изобразить Мюллера страшным", - но
оскорблённый актёр отказался, оставшись в
итоге ни с чем.
В 1973 году Арчил
Гомиашвили стал актёром Московского театра
имени Ленинского комсомола, а с 1980 по 1988
год был актёром Московского драматического
театра им. А.С.Пушкина.
В 62 года, когда многие люди уже
сидят на пенсии, Арчил Гомиашвили заявил:
"Пошли они все подальше с этим лицедейством. Я
своё отыграл. И в кино, и в жизни", - и ушёл
из столичного театра, начав заниматься
бизнесом.
Дух когда-то сыгранного им
Остапа Бендера незримо витал над сединами
известного актёра. В конце 80-х в Западном
Берлине он встретился с 75-летниммиллионером
Майклом Фильдом, по автобиографической
книге
которого Гомиашвили хотел снять фильм о
нелёгкой миллионерской судьбе (будущий
сверхбогач начинал чуть ли не с раскопок
помоек) и начал уже писать сценарий. Но
переговоры шли ни шатко, ни валко, денег не
предвиделось и... "По дороге на очередную
встречу я вдруг понял: не видать мне
финансирования и вообще - эта встреча будет
последней, - рассказывал Гомиашвили. - В
ужасном настроении я зашёл в казино. Обменял
последние сто марок на фишки и решил сыграть
во что-то вроде русской рулетки. Или пан, или
пропал! Поставил все деньги на цифру 23,
поскольку родился 23 марта. Шарик лёг в нужную
ячейку. Повторил - и получилось то же самое. В
итоге я выиграл почти 130 тысяч марок. Целое
состояние!"
Между тем это было не
последнее берлинское везение артиста. Так как
идея снять фильм о Фильде заглохла не по вине
Гомиашвили, 75-летний бизнесмен решил
по-своему отблагодарить его. И подарил ему
десять игровых залов, каждый из них
представлял собой несколько комнат с
гардеробом, баром, курилкой, дискотекой и
массой музыкальных и игровых автоматов.
Обслуживали эти залы 80 человек. Эти залы
вскоре стали приносить Гомиашвили бешеные
деньги. На эти деньги он даже смог открыть в
Западном Берлине галерею.
Однако
Арчила Гомиашвили вскоре потянуло на родину.
Продав игровые автоматы и вернувшись в Москву,
в 1990 г. актёр стал президентом акционерного
общества "Сити-бизнес", а в конце 1992 г.
открыл в Москве и стал генеральным директором
клуба "Золотой Остап", который вскоре стал
одним из самых престижных столичных мест, а
ресторан клуба в 1996 и в 1997 гг. был признан
лучшим в Европе. Потом открыл магазин
фирменных итальянских товаров.
В ресторанном бизнесе он
пробыл довольно долгое время, несмотря на
почтенный возраст. Вместе с Гомиашвили
работали его жена и сын (это его вторая
семья). Сейчас ресторана "Золотой Остап" уже
нет, и на вопрос "Неужели к Остапу перестали
ходить?" Арчил Гомиашвили отвечал: "Это был не
ресторан, а клуб, где актерская братия
справляла дни рождения, свадьбы и поминки. Но
в 1998 году все как будто сговорились и
перестали ходить. Мне кажется, что рестораны
имеют свой критический возраст. "Остап" прожил
12 лет, и его закрытие не было печальным.
Всему свой срок..." Он потерял интерес к этому
бизнесу. Говорил, что когда теперь заходит в
помещение бывшего казино, то недоумевает: как
это он здесь сидел до утра, "курил сигарету за
сигаретой, пил то коньяк, то виски, мои бедные
ноги опухали".
Гомиашвили не забыл,
что сильно нуждался в молодости, и ему
несколько раз здорово помогла одна известная
актриса, депутат Верховного Совета. И теперь,
разбогатев, преуспевший экс-Остап последовал
её примеру. Он спас от отчисления из ВГИКа
десятерых студентов, заплатив за их обучение,
а в последние годы также ежемесячно перечислял
по пять тысяч долларов обнищавшим грузинским
актёрам...
О себе Арчил
Михайлович говорил: "Считаю себя очень
счастливым человеком, ибо всегда в жизни делал
только то, что мне было по душе. У меня много
друзей. Счастлив я и тем, что вырастил,
воспитал и дал образование своим детям. У меня
есть любимая и любящая жена".
В последние годы Арчил
Михайлович много болел, в 2004 г. у него
была обнаружена злокачественная опухоль в
лёгких, и на операции в США ему удалили больше
сорока лимфоузлов. Однако, вернувшись, он
опять эмоционально рассказывал про
случившееся: "Через 16 часов меня выгнали из
реанимации, а через два дня - из больницы!
Сейчас даже забыл, что со мной что-то
произошло, ей-богу!" - охотно давал интервью,
строил планы... Скончался Арчил Михайлович 31
мая 2005 г. в московской больнице.
Он совсем немного не дожил до
своего 80-летия. Он был большим жизнелюбом.
Как-то Гомиашвили сказал: "Когда мне было 16
лет, я ехал в поезде и ночью мне приснился
сон: я увидел всю свою судьбу, всё, что дальше
со мной произойдёт, - в подробностях и со
всеми деталями. Я следовал этой программе всю
жизнь. Я знал: через год добьюсь одного, через
два года - другого. Но, зная последующее, я
ускорял события. Я выкладывался полностью: я
много любил, я был неуёмный, я никогда не
уставал..."
Арчила Гомиашвили
похоронили на Троекуровском кладбище, недалеко
от могилы актрисы Натальи Гундаревой.
Фильмография:
1. Лично известен - 1957 -
Манташеров
2. Иные нынче времена - 1965
3. Чрезвычайное поручение - 1965 -
Манташеров
4. 12 стульев - 1971 - Остап Бендер
5. Мимино - 1977 - Папишвили
6. Кавказская повесть - 1978
7. Любовь моя, печаль моя - 1978
8. Комедия давно минувших дней - 1980
9. Золотое руно - 1981
10. Колокол священной кузни - 1982
11. Раннее, раннее утро... - 1983
12. Медный ангел - 1984
13. Без срока давности - 1986
14. Государственная граница. Фильм 5-й: "Год
сорок первый" - 1986
15. Мой любимый клоун - 1986
16. Сталинград - 1989
17. Война. На западном направлении - 1990 -
Сталин
18. Место убийцы вакантно... - 1990
19. Супермен ("Супермент") - 1990
20. Официант с золотым подносом - 1992
21. Ангелы смерти - 1993
Использованные материалы:
Сайт "Актёры советского и российского
кино"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Ф.Раззаков. Досье на звёзд
Сайт "Газета.ru", 31.05.2005
"Российская газета", 03.06.2005
Сайт "Кроссворд-кафе"
Фотографии с сайтов "Советский экран",
"Киноэксперт", "Праздники.ру",
"Газета.ru", "Актёры советского
и российского кино". Материалы предоставлены Алексеем Новиковым. Фотография
могилы Арчила Гомиашвили предоставлена Двамалом (сайт "Московский
некрополь"). |