На главную
страницу

Арчил Гомиашвили 23.03.1926-31.05.2005

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Арчил Михайлович ГОМИАШВИЛИ

Арчил ГомиашвилиНародный артист Грузинской ССР (1966)
   Родился 23 марта 1926 г. в Грузии, в городе Чиатура. Его отец в 20-е годы был пастухом, одним из первых в деревне выучившим русский язык. Это тут же сказалось на его карьере - его приняли в комсомол и отправили в Москву, в Школу красной профессуры. Проучившись там пару лет, он затем был направлен в Донбасс, на должность председателя профсоюза угольщиков. Когда у него родился сын, он отправил в Чиатуру телеграмму, чтобы первенца назвали Виктором - в честь победы революции. Так и сделали, но значительно позднее имя Виктор пришлось поменять на Арчил - в честь деда, известного в Грузии священнослужителя.
   Но партийная карьера отца Гомиашвили завершилась трагически - в конце 1930-х годов он был репрессирован, исключён из партии и направлен в ГУЛАГ. На свободу вышел лишь в 1944 г., однако в партии так и не восстановился. До конца своих дней (а дожил он до 80 лет) не оправился он от этого удара.
   Арчил два года проучился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств (1940-42 гг.), но потомАрчил Гомиашвили в фильме "12 стульев" связался со шпаной и и его несколько раз арестовывали, однако срока он так и не получил - его спасла внезапная амнистия, объявленная в стране. По одному делу, по словам самого Гомиашвили, вместе с ним проходил знаменитый грузинский вор в законе Джаба Иоселиани, едва не ставший потом руководителем Грузии.
   В качестве художника Гомиашвили был приглашён Г. Товстоноговым к нему в Тбилисский театр им. Грибоедова - оформлять постановку пьесы Л.Хелман "Лисички". Георгий Александрович неожиданно предложил ему сыграть в спектакле роль Лео Хаммера и актёрская деятельность привлекла Арчила...
   Следом за переехавшим в Москву Товстоноговым, перебрался в столицу и Гомиашвили. Увлечение театром привело его в Школу-студию МХАТ, где он проучился несколько лет, но после скандала с дракой (7 ноября 1948 г. в ресторане гостиницы "Националь" Гомиашвили подрался с неким молодым человеком, который попытался ухаживать за популярной киноактрисой Людмилой Целиковской) едва не угодил под суд, и ему пришлось уехать из Москвы и вернуться в Грузию. В Тбилиси его приняли в труппу Академического театра имени Марджанишвили. В течение двух лет он играл там в массовке. Денег катастрофически не хватало, поэтому Гомиашвили приходилось подрабатывать на стороне. В 1953 г. актёр вступил в партию, а в 1958 г. уехал в Поти и работал сначала в театре имени Г. Эристави, а потом - в Русском театре имени А. Грибоедова. Параллельно начал сниматься в кино, Арчил Гомиашвили и Сергей Филиппов в фильме "12 стульев" ролей было не так уж и мало, но славы они Арчилу не принесли. А тем временем возраст актёра подходил уже к сорока годам. За это время он женился, на свет появились двое сыновей.
   Первая кинороль Арчила Гомиашвили - роль Манташерова в 1957 г. в историко-революционном приключенческом фильме "Лично известен". Это первый фильм кинотрилогии ("Лично известен", "Чрезвычайное поручение", "Последний подвиг Камо") о революционере-большевике С.А. Тер-Петросяне, известном под именем Камо. В 1961 г. актёр сыграл роль Ерошки в мелодраме "Казаки" по одноименной повести Л. Н. Толстого. В 1965 г. - съёмки во втором фильме вышеупомянутой трилогии "Чрезвычайное поручение" и в музыкальной комедии "Иные нынче времена" по одноименной пьесе А. Цагарели. Работу в этой комедии особенно отмечал сам актёр, считая роль в этом фильме одной из своих самых лучших работ; также его порадовало совместное творчество на съёмочной площадке с режиссёром Михаилом Чиаурели.Арчил Гомиашвили в фильме "12 стульев"
    "Для меня образец человека и режиссёра - Михаил Чиаурели, который снимал фильмы о Великой Отечественной войне, - говорил Арчил Михайлович. - Но после 1953 г. этого талантливого режиссёра ссылают по личному распоряжению Хрущёва в Сибирь за то, что он якобы своими фильмами утверждал культ личности. Но этого человека не удалось сломить. После ссылки он вновь берётся за режиссёрскую работу и ставит фильм грузинского классика Цагарели "Иные нынче времена", где снимается его дочь Софико вместе со мной".
   Всесоюзная слава пришла к актёру в 1971 г., когда он исполнил роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая "Двенадцать стульев", экранизации одноименного романа И.Ильфа и Е.Петрова.
   На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея Гайдай искал актёров по всей стране. Перед его взором прошли аж 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Микаэла Дроздовская и Арчил Гомиашвили в фильме "Мимино" Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал "примерить" Бендера.
    Гайдай был очень суеверным. В первый день съемок с Александром Белявским предложил ассистенту разбить о штатив камеры тарелку "на счастье", но она не разбилась. Гайдай сокрушался: "Не пойдёт! Фарта не будет!"
   И действительно, Бендер Белявского на фоне Сергея Филиппова смотрелся бедно. Киса Воробьянинов получался внушительнее комбинатора. Гайдай в отчаянии позвал на роль Владимира Высоцкого. И снова фаянсовая тарелка не разбилась. Не удались и съёмки - Высоцкий ушёл в загул... Тогда Леонид Иович уволил ассистента, который никак не мог разбить тарелку. И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле "Золотой телёнок" малоизвестный актёр Арчил Гомиашвили.
   Гомиашвили в 1958 г., ещё задолго до съёмок фильма вместе с режиссёром Юрием Любимовым поставил мюзикл "Похождения Остапа Бендера" по "Золотому телёнку". Подписав договор с Министерством культуры Грузии, Арчил Гомиашвили с этим спектаклем одного актёра (играл там и Бендера, и Паниковского, и Фунта, и даже Зосю Синицкую), отправился на гастроли по стране. Вот там-то, в Горьком, на его спектакль и пришли Гайдай с командой, которые приехали выбирать место для съёмокАрчил Гомиашвили.
    "Когда я пришёл на собеседование к Гайдаю, - рассказывает Арчил,- то посмотреть на мою белую "бендеровскую" фуражку сбежалась вся съёмочная группа. Увидев в окружении режиссёра недоверчивые глаза, я развернулся и ушёл. Навсегда. Позже мне присылали приглашения на кинопробы, но я не поехал".
Однако через пять месяцев режиссёр всё же смог уговорить Гомиашвили. Но в "Госкино", увидев пробы актера, возмутились:
- Почему Бендером будет грузин?
- Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой? - среагировал Гайдай.
В итоге Гомиашвили всё же был утверждён на роль. Интересно то, что во время съёмок Гомиашвили было 44 года, а Бендеру по тексту - всего 28. Но это не смутило ни актёра, ни режиссёра. "Я ведь и сейчас не выгляжу на 75, правда?Арчил Гомиашвили - говорил актёр под конец жизни. - А тогда подо мной земля поднималась! Я чувствовал себя молодым, тем более что незадолго до "Двенадцати стульев" женился на девушке, которая была младше меня на 24 года".
   Во время съёмок на трактовку личности Бендера у Гомиашвили с Гайдаем были совершенно разные взгляды. "Я хотел играть его совсем иначе, - рассказывал Арчил Михайлович. - Ведь он вовсе не легкомысленный и пустой человек. Это Бендер способен остановить поток машин, чтобы дети могли перейти дорогу - как в "Золотом телёнке". Он на три головы выше Кисы Воробьянинова. Ведь Остап мог избавиться от напарника, узнав про бриллианты, но не сделал этого. Я пытался показать глубину моего персонажа в сцене, где герои сидят в лодке и Остап говорит Воробьянинову: "Киса, мы одни, никто нас не любит". Но после проникновенного монолога опускаю руку в воду, меня кусает рак - и зритель снова смеётся. На таком решении настоял Гайдай. Режиссёр не дал мне выявить лучшие качества Бендера. Когда я увидел фильм, он мне не понравился. Арчил ГомиашвилиМы не разговаривали с Гайдаем пять лет. Первый раз после этого он позвонил мне накануне телепремьеры "Двенадцати стульев" Марка Захарова: "Арчил Михайлович, будут показывать уголовное преступление".
   Обострившиеся отношения между актёром и режиссёром получили своё продолжение после процесса озвучивания фильма. Бендер в фильме говорит вовсе не голосом Гомиашвили. Помешал грузинский акцент Арчила Михайловича, и роль Остапа-Сулеймана озвучил актёр Юрий Саранцев. А песни Бендера поёт Валерий Золотухин. Так что киношный образ великого комбинатора воплотили сразу три актёра.    После выхода фильма на экраны, Гомиашвили стал не просто знаменитым, а звездой кинематографа. Он попал в десятку лучших актёров советского кино и был приглашён на приём в Совет Министров СССР. Вместе со словами благодарности ему была предоставлена шикарная жилплощадь в Москве - бывшая трёхкомнатная квартира дочери Сталина Светланы Аллилуевой в "доме на набережной".
   Арчил Гомиашвили претендовал и на другие звёздные роли в известнейших лентах. Однако, несмотря на множество романов с известными женщинами, Арчил Гомиашвилинесмотря на покупку одного из первых "Мерседесов" в Москве (по словам Гомиашвили, в те годы он был единственным обладателем такой машины, потом она появилась у сына Щёлокова, затем у шахматного чемпиона Анатолия Карпова, чуть позже у Владимира Высоцкого) и репутацию одного из главных плейбоев столицы, с новыми ролями не клеилось - судьба как будто нарочно не давала ему звёздных работ. К примеру, когда Татьяна Лиознова, с которой у него в то время был роман, собиралась снимать "17 мгновений весны", Гомиашвили попросился на роль Штирлица, но получил отказ. Между тем Татьяна Михайловна именно ему хотела предложить роль Мюллера: "Мне казалось, что он может изобразить Мюллера страшным", - но оскорблённый актёр отказался, оставшись в итоге ни с чем.
   В 1973 году Арчил Гомиашвили стал актёром Московского театра имени Ленинского комсомола, а с 1980 по 1988 год был актёром Московского драматического театра им. А.С.Пушкина.
  В 62 года, когда многие люди уже сидят на пенсии, Арчил Гомиашвили заявил: "Пошли они все подальше с этим лицедейством. Я своё отыграл. И в кино, и в жизни", - и ушёл из столичного театра, начав заниматься бизнесом.
   Дух когда-то сыгранного им Остапа Бендера незримо витал над сединами известного актёра. В конце 80-х в Западном Берлине он встретился с 75-летниммиллионером Майклом Фильдом, по автобиографической книгеАрчил Гомиашвили в своём офисе клуба "Золотой Остап" которого Гомиашвили хотел снять фильм о нелёгкой миллионерской судьбе (будущий сверхбогач начинал чуть ли не с раскопок помоек) и начал уже писать сценарий. Но переговоры шли ни шатко, ни валко, денег не предвиделось и... "По дороге на очередную встречу я вдруг понял: не видать мне финансирования и вообще - эта встреча будет последней, - рассказывал Гомиашвили. - В ужасном настроении я зашёл в казино. Обменял последние сто марок на фишки и решил сыграть во что-то вроде русской рулетки. Или пан, или пропал! Поставил все деньги на цифру 23, поскольку родился 23 марта. Шарик лёг в нужную ячейку. Повторил - и получилось то же самое. В итоге я выиграл почти 130 тысяч марок. Целое состояние!"
   Между тем это было не последнее берлинское везение артиста. Так как идея снять фильм о Фильде заглохла не по вине Гомиашвили, 75-летний бизнесмен решил по-своему отблагодарить его. И подарил ему десять игровых залов, каждый из них представлял собой несколько комнат с гардеробом, баром, курилкой, дискотекой и массой музыкальных и игровых автоматов. Обслуживали эти залы 80 человек. Эти залы вскоре стали приносить Гомиашвили бешеные деньги. На эти деньги он даже смог открыть в Западном Берлине галерею.
Арчил Гомиашвили    Однако Арчила Гомиашвили вскоре потянуло на родину. Продав игровые автоматы и вернувшись в Москву, в 1990 г. актёр стал президентом акционерного общества "Сити-бизнес", а в конце 1992 г. открыл в Москве и стал генеральным директором клуба "Золотой Остап", который вскоре стал одним из самых престижных столичных мест, а ресторан клуба в 1996 и в 1997 гг. был признан лучшим в Европе. Потом открыл магазин фирменных итальянских товаров.
   В ресторанном бизнесе он пробыл довольно долгое время, несмотря на почтенный возраст. Вместе с Гомиашвили работали его жена и сын (это его вторая семья). Сейчас ресторана "Золотой Остап" уже нет, и на вопрос "Неужели к Остапу перестали ходить?" Арчил Гомиашвили отвечал: "Это был не ресторан, а клуб, где актерская братия справляла дни рождения, свадьбы и поминки. Но в 1998 году все как будто сговорились и перестали ходить. Мне кажется, что рестораны имеют свой критический возраст. "Остап" прожил 12 лет, и его закрытие не было печальным. Всему свой срок..." Он потерял интерес к этому бизнесу. Говорил, что когда теперь заходит в помещение бывшего казино, то недоумевает: как это он здесь сидел до утра, "курил сигарету за сигаретой, пил то коньяк, то виски, мои бедные ноги опухали".
Арчил Гомиашвили. Реклама клуба "Золотой Остап"     Гомиашвили не забыл, что сильно нуждался в молодости, и ему несколько раз здорово помогла одна известная актриса, депутат Верховного Совета. И теперь, разбогатев, преуспевший экс-Остап последовал её примеру. Он спас от отчисления из ВГИКа десятерых студентов, заплатив за их обучение, а в последние годы также ежемесячно перечислял по пять тысяч долларов обнищавшим грузинским актёрам...
    О себе Арчил Михайлович говорил: "Считаю себя очень счастливым человеком, ибо всегда в жизни делал только то, что мне было по душе. У меня много друзей. Счастлив я и тем, что вырастил, воспитал и дал образование своим детям. У меня есть любимая и любящая жена".
   В последние годы Арчил Михайлович много болел,  в 2004 г. у него была обнаружена злокачественная опухоль в лёгких, и на операции в США ему удалили больше сорока лимфоузлов. Однако, вернувшись, он опять эмоционально рассказывал про случившееся: "Через 16 часов меня выгнали из реанимации, а через два дня - из больницы! Сейчас даже забыл, что со мной что-то произошло, ей-богу!" - охотно давал интервью, строил планы... Скончался Арчил Михайлович 31 мая 2005 г. в московской больнице.
  Он совсем немного не дожил до своего 80-летия. Он был большим жизнелюбом. Как-то Гомиашвили сказал: "Когда мне было 16 лет, я ехал в поезде и ночью мне приснился сон: я увидел всю свою судьбу, всё, что дальше со мной произойдёт, - в подробностях и со всеми деталями. Я следовал этой программе всю жизнь. Я знал: через год добьюсь одного, через два года - другого. Но, зная последующее, я ускорял события. Я выкладывался полностью: я много любил, я был неуёмный, я никогда не уставал..."
    Арчила Гомиашвили похоронили на Троекуровском кладбище, недалеко от могилы актрисы Натальи Гундаревой.


Фильмография:

1. Лично известен - 1957 - Манташеров
2. Иные нынче времена - 1965
3. Чрезвычайное поручение - 1965 - Манташеров
4. 12 стульев - 1971 - Остап Бендер
5. Мимино - 1977 - Папишвили
Могила Арчила Гомиашвили на Троекуровском кладбище 6. Кавказская повесть - 1978
7. Любовь моя, печаль моя - 1978
8. Комедия давно минувших дней - 1980
9. Золотое руно - 1981
10. Колокол священной кузни - 1982
11. Раннее, раннее утро... - 1983
12. Медный ангел - 1984
13. Без срока давности - 1986
14. Государственная граница. Фильм 5-й: "Год сорок первый" - 1986
15. Мой любимый клоун - 1986
16. Сталинград - 1989
17. Война. На западном направлении - 1990 - Сталин
18. Место убийцы вакантно... - 1990
19. Супермен ("Супермент") - 1990
20. Официант с золотым подносом - 1992
21. Ангелы смерти - 1993


Использованные материалы:
Сайт "Актёры советского и российского кино"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Ф.Раззаков. Досье на звёзд
Сайт "Газета.ru", 31.05.2005
"Российская газета", 03.06.2005
Сайт "Кроссворд-кафе"
Фотографии с сайтов "Советский экран", "Киноэксперт", "Праздники.ру", "Газета.ru", "Актёры советского и российского кино".
Материалы предоставлены Алексеем Новиковым.
Фотография могилы Арчила Гомиашвили предоставлена Двамалом (сайт "Московский некрополь").

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz