Юрий Гребенщиков
(12.07.1937-14.05.1988)


Юрий Сергеевич ГРЕБЕНЩИКОВ
Окончил Школу-студию МХАТ (1959 г.)
С 1959 г. - актер театра им. К.С.Станиславского. В кино - с 1963 года.

Феномен Гребенщикова. Автор Алексей Молчанов ("Уральский следопыт", №3, 2004 г.)

Последний выход

Юрий Гребенщиков в фильме "Следствие ведут знатоки. Бумеранг"25 января 1988 года в день рождения Владимира Высоцкого в ресторане ВТО на Пушкинской площади в Москве (теперь это здание сгорело) собралась актерствующая и пишущая братия. Среди присутствующих оказались двое, пути коих самым трагичным образом столкнутся буквально через два часа после застолья. А пока один из них, заслуженный артист России Юрий Гребенщиков рассказывал собравшимся о том, как приятельствовал с Высоцким, будучи студентом школы-студии МХАТ. (Владимир учился на курс позже Юрия.) Другой, очень известный поэт, вспоминал, как вместе с бардом участвовал в литературных вечерах.
Наконец стали расходиться. Гребенщиков отправился домой пешком. Недалеко от станции метро "Сокол" его сбил автомобиль, который с места происшествия скрылся. Однако одна пожилая москвичка, оказавшаяся неподалеку, сумела запомнить номер. Водитель был установлен. Им оказался тот самый обитатель Парнаса.
Гребенщикова в бессознательном состоянии поместили в госпиталь имени Бурденко. Реаниматологи начали борьбу за его жизнь. Коллеги - московские артисты, а также екатеринбургские друзья детства и юности собирали деньги на дорогие лекарства, чтобы купить их за рубежом, потому как в те годы у нас таких препаратов не было, дежурили у его постели...
Но этого Юрий уже не узнает никогда. Он умрёт 14 мая 1988 года, так и не приходя в сознание. Ему было 50 лет. Коллеги и друзья будут помнить Гребенщикова и собираться на его могиле.

Однокурсники, коллеги, друзья

- С Юрой мы познакомились на приемных экзаменах в школу-студию МХАТ во время гастролей прославленного коллектива в Свердловске в 1955 году, - рассказывает народный артист России Альберт Филозов, актер театра "Школа современной пьесы". - Третий тур проходил в помещении учебного театра - бывшем ТЮЗе. Среди зачисленных оказались я и Гребенщиков. Он был очень хорош собой: красивый, рослый, спортивный, глаза с поволокой. Девочки засматривались на его. В столице мы жили только на стипендию. Самый страшный день- воскресенье, потому что не у кого денег занять. Наше общежитие размещалось в бывших казармах, где во время Первой мировой войны содержали пленных австрийцев. Это были двухэтажные бараки рядом с Рижским вокзалом, с зарешеченными окнами, которые, казалось, вот-вот развалятся от старости. Тем не менее, помимо ребят из школы-студии МХАТ, здесь жило большое количество студентов училищ имени Щукина, имени Щепкина, а также ГИТИСа. И вот мы шли к коменданту - это была женщина, и занимали у нее 25 рублей. На эти деньги можно было купить пачку пельменей, банку печени трески (сейчас деликатес, а тогда - самые дешевые консервы), буханку черного хлеба и бутылку водки. Мы наедались, а следующую неделю опять жили впроголодь. Иногда ходили на Рижский вокзал воровать арбузы.Юрий Гребенщиков

Позволю себе прервать воспоминания прославленного актера с тем, чтобы процитировать один из документов той поры.

"Директору студии МХАТ Радомысленскому. "Уважаемый Михаил Захарович! Дирекция центрального Дома актера Всероссийского театрального общества приносит вам горячую благодарность за показ этюдов по движению и сценическому фехтованию в исполнении студентов вашей студии 22 апреля 1959 года. Мы просим передать огромную благодарность режиссеру-постановщику А.П. Немировскому, студентам А. Покровской, А. Резникову, Г. Гамлеклидзе, В. Невинному, Ю. Гребенщикову, А. Филозову, А. Лазареву, А. Ромашину, В. Кашпур, Н. Скомороховой и концертмейстеру Ю. Грюнберг. Директор центрального дома ВТО, народный артист СССР Михаил Жаров" Так что не смотря на бытовую неустроенность друзья добивались неплохих результатов в учебе.

Распределили нас обоих в Московский драматический театр имени Станиславского, главным режиссером которого был народный артист СССР Михаил Яншин, а позже Львов-Анохин, - продолжает свой рассказ Альберт Филозов. - С тех пор долгие годы работали вместе. Вскоре в театр пришли молодые талантливые режиссеры: Анатолий Васильев, Иосиф Райхельгауз, Борис Морозов. Райхельгауз начал ставить "Взрослую дочь молодого человека" Виктора Славкина. Управление культуры очень хотело выжить этих молодых людей из театра. Но поскольку художественным руководителем их курса был народный артист СССР, лауреат всевозможных премий, коммунист Андрей Алексеевич Попов, подступиться к ним было ох как трудно. Тем не менее, сумели уволить Райхельгауза. Постановку пришлось довершить Васильеву. Вскоре "ушли" и его. Тогда руку помощи протянул Юрий Петрович Любимов. Он пригласил Васильева на Таганку и предложил ему взять с собой 10 актеров. Юра оказался в их числе и какое-то время работал там. Я, не уходя из театра Станиславского, приходил к ним на репетиции. Таким образом, был выпущен спектакль по пьесе Виктора Славкина "Сорсо".

- По-вашему, существует ли феномен Гребенщикова?

- Безусловно. Иногда я просматриваю видеозаписи наших с ним спектаклей. И нахожу фальшь практически у всех - себя-то я вообще видеть не могу. Единственный, у кого этого нет - Юрий. Он был естественный во всем и не одинаковый. Вообще подлинность- это его чисто российское, национальное качество. Если и было лицедейство, то в душе, а не в мимике. Ни у кого из своих партнеров я не ощущал такого чувства правды. С ним можно было пойти в разведку. Он одеяло на себя никогда не тянул. Будучи ярким, выразительным, он, тем не менее, отдавал всего себя, не жалея, партнеру. Вспоминается эпизод из "Взрослой дочери", когда вырубали свет (так было задумано!) и он говорил: "Эх, ребята, собраться бы вот так вот, встретиться, поболтать!" И Юра плакал. Только я это видел. Он делал это не на зрителя (что можно различать в полной темноте!), а потому, что жил без выхода из роли, из состояния. Это очень редкая черта.

Думаю, к моим словам присоединятся наши однокашники, известные актеры московских театров Вячеслав Невинный, Александр Лазарев, Татьяна Лаврова, Алина Покровская, Владимир Кашпур.

- Переживал ли он по поводу того, что не имел столь бешеной популярности в кино, как они?

- Думаю, что да, хотя и не показывал этого. С другой стороны, как актер он состоялся. Гребенщиков работал с одним из самых лучших театральных режиссеров нашей страны - Васильевым, и был от этого счастлив.

Уральское детство

Школьные годы Юрия Гребенщикова прошли в Свердловске. Семья жила на улице Сакко и Ванцетти, 114.

"У нас была хорошая библиотека, - вспоминает младший брат артиста Александр. - Вечерами с Юрой мы садились у натопленной печки, брали в руки любимые книги и запоем читали. Брат учился в мужской гимназии №65, активно занимался спортом: штангой, гирями. Был, как и отец, заядлым рыбаком".

Отец, Сергей Георгиевич, фронтовик, оказывал на Юру огромное влияние. В доме Гребенщиковых часто бывали его коллеги- геологи. Папа брал Юру с собой в экспедиции, где тот всячески помогал ему. Отец надеялся, что сын пойдет по его стопам и станет геофизиком. Но... одноклассник, друг и тезка Гребенщикова Юрий Дерягин как-то привел его в драматический кружок Дворца пионеров по руководством Леонида Диковского. Так он "заболел" театром. У Юрия был хороший голос. Он прекрасно исполнял в собственном сопровождении на гитаре оперные арии. Поэтому в спектаклях ему стали поручать роли с пением. В начале пятидесятых в студии Диковского занимались и Александр Демьяненко, и Леонид Неведомский, которые, так же, как и Гребенщиков, впоследствии завоюют всесоюзную славу и признательность.

"Представь себе заросшую редкой бороденкой морду, с растрепанными волосами и голодными мутными глазами..." Так уничижительно Юра нарисовал свой портрет через месяц после начала учебы в студии МХАТ, - вспоминает подруга юности по Дворцу пионеров, тележурналист Нина Ерофеева. - Вообще-то он был красивый мальчик: прямой нос, брови - вразлет, серые глаза с махровыми ресницами, хорошие, плотно посаженные зубы, твердо очерченные губы, но внешностью своей не бравировал. Был сдержанным, немногословным. Что особенно его отличало от других мальчишек - истинно мужская снисходительность и великодушие. Даже улыбка у него была какая-то застенчиво-великодушная. В него влюблялись девочки из Дворца пионеров и одноклассницы, он благосклонно и нежно отвечал на их чувства. Но ценил и просто дружеские, товарищеские отношения. Вспоминая "дворцовскую" пору, которая стала для всех нас самой светлой страницей в жизни, нельзя не сказать о Юрином друге - его тезке Юрии Дерягине. Если бы не он, Юре Гребенщикову, наверное, и в голову бы не пришло прийти в искусство. Не было у него никакой тяги к актерствованию, к участию в самодеятельности. Все решил за него Юрка Дерягин. Это был удивительный человек, наделенный от природы многими дарами. Не учась, он бойко "бацал", как тогда говорили, на фортепиано, лихо "рвал" струны гитары, пел, писал стихи, был чрезвычайно начитанным... Но особый его талант - бесконечная щедрость, широта души и общительность. Вокруг него всегда роились друзья-приятели, которым он отдавал все, что умел и имел. Придя сам в драмколлектив, он испытал потребность поделиться радостью своих новых впечатлений, открытий с дворовыми мальчишками с Пушкинской, 9 и привел больше двух десятков уличных пацанов в белоколонный дворец. И что интересно, всем нашлось занятие - кто не вышел на сцену, стали установщиками декораций, реквизиторами или просто постоянными зрителями наших великолепных спектаклей. С Юрой Гребенщиковым они учились вместе в 65 школе и сблизились в 9-м классе. Юрка Дерягин не мог, конечно, не привести своего нового друга в заветный храм творчества.

Дружба двух Юриев продолжалась всю их жизнь. И мама Ю. Дерягина - добрейшая Лариса Гавриловна считала Ю. Гребенщикова своим вторым сыном. Приезжая в Москву в командировку, старалась поддержать, подкормить бедного студента. Как же трудно ему тогда жилось! Из письма в Свердловск: "Денег нет. Желудок поет печальную песню, и челюсти соскучились по сильным мышечным движениям желваков. Солсиски с капустой стоят 3 рубля 45 копеек. Ну, куда же это годно?! Лучше не вспоминать..." Но при этом: "Мастерство" идет хорошо - во всяком случае, Карев (педагог) доволен. Хожу на все спектакли МХАТа. Видел вчера "Пиквикский клуб". Спектакль колоссальный! Массальский играет здорово! Вообще МХАТ - лучший из театров во всем Союзе. "Три сестры" просто потрясли, да, потрясли меня! Я даже слезки пустил. С "Горячего сердца" чуть живой ушел, чуть-чуть и отпал бы от смеха. Станицын, Яншин, Шевченко, Грибов! Я до сих пор поверить не могу, что учусь в этой студии..."

Приятно было узнавать из писем, как растет наш друг, как трудится его душа.

"Я ощущаю его поддержку"

Он станет мужем известной в те годы артистки Ольги Бган, снявшейся в фильмах "Человек родился", "За витриной универмага", "Маленький принц". В их совместной жизни было все: взаимные искренние чувства и ревность, ссоры и примирения. После развода с Гребенщиковым Бган выйдет замуж за сына Константина Симонова Алексея. Юрий уйдет в общежитие, оставив своей бывшей жене двухкомнатную квартиру, которую ему дали в театре. Алексей в ответ на это сделает красивый жест и предложит ему деньги на кооператив. Однако Гребенщиков не возьмет их. Вот что значит широкая русская натура, независимая, гордая и благородная.

Прошло несколько лет. Юрий к тому времени создал новую семью с актрисой Натальей Орловой, у него родился сын. Однажды Гребенщиков спешил в театр на репетицию. Вдруг в метро на одну ступеньку экскалатора рядом с ним встал Алексей Симонов, который к тому времени уже не жил с Бган, и сказал: "Ольга умерла". ( В последнее время она много пила, и это существенно сказалось на ее здоровье и личной жизни). Они вместе пошли ее хоронить.

Интимная жизнь творческих людей всегда вызывала неподдельный интерес. В последнее время по этому поводу идет такой поток откровений, что просто оторопь берет. В связи с этим хочу процитировать письмо жены Юрия Гребенщикова актрисы Натальи Федоровны Орловой, которое она мне прислала.

"Мне кажется, что все, что хотел сказать Юра людям, он сделал в своих ролях, в кино и особенно в театре. А сообщать о каких-то личных вещах, не знаю... думаю, он не одобрил бы. Он был очень чистым, скромным, совестливым человеком, талантивым от Бога. У него был удивительно красивый певческий голос, но, к сожалению, этот его дар очень редко использовался на театре. Никогда не стремился ни к каким регалиям. Как-то отказался от роли у Бори Морозова в пьесе Солнцева "Поверю и пойду". И Борис, и Товстоногов стращали его: "Отзовем звание!" Но он ответил: "Папа у меня умер, а мама и так любит". И остался при своем. Он многого не сыграл из того, что хотел. Знаю, что он мечтал о Феде Протасове. Но я благодарна А. Васильеву за то, что он дал Юре возможность взлететь. И он так и ушел из жизни на взлете... Три роли в спектаклях "Васса", "Взрослая дочь", "Сорсо"- такие разные, но замечательные. Но он с нами. И, должна вам сказать, я ощущаю его поддержку. Юра любил свою семью, был нежен, но, вместе с тем, строг с сыном. Кириллу 30 лет, он актер, работает в театре у Васильева. И еще у Юры есть внучка- Полина Гребенщикова, ей девятый год".

КГБ он устроил по всем параметрам

Зрители запомнят Юрия по ряду интересных кинокартин с его участием: "Грачи", "Профессия- следователь", "Прошлым летом в Чулимске".

"Сыграть командира Медведева в фильм "Отряд особого назначения" я пригласил именно Гребенщикова, потому что он подходил на эту роль по внешним данным, - делится своими впечатлениями режиссер Свердловской киностудии Георгий Кузнецов. -Фильм контролировался КГБ, и решающее слово в выборе актеров было за ними. Но это серьезное ведомство Гребенщиков устраивал по всем параметрам. Это был очень толковый, дисциплинированный артист. Некоторые служители Мельпомены начинают предлагать свои варианты трактовки образа только для того, чтобы им досталось побольше экранного времени. Юрий Сергеевич прежде всего стремился понять, что необходимо режиссеру и делал это безукоризненно точно.

Эпитафия

В некрологе, опубликованном в газете "Советская культура" 17 мая 1988 года, который подписал режиссер с мировым именем Анатолий Васильев, говорится: "Последние десять лет творческой жизни Ю.С. Гребенщикова связаны с группой создателей спектаклей "Первый вариант Вассы Железновой", "Взрослая дочь молодого человека" и "Сорсо", где Юрий Сергеевич сыграл лучшие свои роли. В театре, где работал в последние годы Гребенщиков, все равны перед законами искусства. И, тем не менее, сегодня думается об уникальности этого артиста. Юрия Сергеевича отличали редчайшая профессиональная самоотверженность, ежечасная готовность и способность к творчеству. Может быть, самые ценные в сегодняшнем театре качества".


Фильмография
:
  
1. Бухта Елена - 1963
  2.
Степень риска - 1968
  3.
Сашка - 1981
  4.
Валентина - 1981
  5.
Грачи - 1982
  6. Ещё до войны - 1982
  7. Предисловие к битве - 1982
  8.
Профессия - следователь - 1982
  9. Ненаглядный мой - 1983
  10. Лучшие годы - 1984
  11. Третий в пятом ряду - 1984
  12.
Грубая посадка - 1985
  13.
Затянувшийся экзамен - 1986
  14.
Игорь Саввович - 1986
  15. Лётное происшествие - 1986
  16.
Воительница - 1986
  17.
Следствие ведут знатоки. Дело N20. Бумеранг - 1987 - Подкидин
  18.
Даниил - князь Галицкий - 1987 - Авдей
  19.
Отряд специального назначения - 1987
  20.
Взрослая дочь молодого человека - 1990

 © 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz