На главную
страницу

Николай Гриценко
24.07.1912-08.12.1979

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Николай Гриценко в фильме "Большая семья" Николай Гриценко в фильме "Анна Каренина" Николай Гриценко в фильме "Анна Каренина"
Николай Гриценко в фильме "Адъютант Его Превосходительства" Николай Гриценко в фильме "Семнадцать мгновений весны" Николай Гриценко в фильме "Два капитана"

Николай Олимпиевич ГРИЦЕНКО

Николай Гриценко  
Народный артист СССР (1964). Лауреат Сталинской премии (1951 – за участие в фильме "Кавалер Золотой Звезды") и Государственной премии РСФСР им. К.Станиславского (за исполнение роли Мамаева в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты").
  Родился 11 (24) июля 1912 г. на станции Ясиноватая Донецкой области Украины в шахтёрской семье. В 1931 г. окончил Днепропетровский транспортный политтехникум, работал техником-десятником на станции Мушкетово, техником-смотрителем зданий на станции Ясиноватая. В 1932-33 г. – конструктор в техническом отделе металлургического завода "Сталь" в Макеевке, где в 1934 г. закончил музыкально-драматический рабфак. В 1934-1935 гг. учился в Киевском драматическом техникуме при Музыкально-драматическом институте им. Н.Лысенко, в 1935-1936 гг. - в училище при МХТ-II, в 1936-1937 гг. - в театральной школе при ЦТКА. Окончил Театральное училище им. Б. Щукина (1940). В 1941-42 гг. учился на командирских курсах в Архангельске.
  Творческое становление Гриценко-актёра происходило в наблюдении за работой А.Бучмы, В.Качалова, Н.Хмелёва, Б.Щукина. В студии он сыграл скрипача Халявкина в инсценировке рассказа А.П.Чехова "Жилец". Впоследствии всегда исполнял этот "номер" в концертах на эстраде.
  Сразу после окончания училища в 1940 г. Гриценко приняли в труппу Вахтанговского театра, и вахтанговским артистом он остался до конца жизни. Поначалу он играл небольшие комедийные роли, в которых ярко проявлялся его незаурядный импровизационный дар. Вместе с художником он искал смешные детали костюма своего персонажа, не чурался достаточно рискованного грима. Но все его самые Николай Гриценко в роли князя Мышкина спектакле "Идиот" смелые фантазии всегда были оправданы внутренней логикой развития образа, подсмотренного в реальной действительности, выхваченного из самой гущи жизни. Именно поэтому персонажи, даже самые нелепые и диковинные, были убедительны.
  Одна из ранних больших работ Гриценко - роль Степана в комедии А.Корнейчука "Приезжайте в Звонковое" - была окрашена мягким, добродушным юмором, броским комедийным эффектом отличалась роль шахтёра Гаврилы в спектакле "Макар Дубрава" А.Корнейчука. Редчайшую изобретательность проявил Гриценко, создавая образ бывшего золотопромышленника Молокова в спектакле "На золотом дне" (1955, постановка А.И.Ремизовой). Необычайных размеров живот, свинячие глазки, сизый от беспробудного пьянства нос, заплетающаяся речь - всё работало на создание комедийного персонажа. Особый успех у зрителей вызывал он, когда, спасаясь от кредиторов, нырял под низкий диван, где непостижимым образом умещалась его грузная фигура.
   Роль князя Мышкина ("Идиот", 1958, постановка А.И.Ремизовой) - поразительный сплав трагического и комического. Актёр не боялся выводить своего героя в смешном свете, добиваясь при этом потрясающей достоверности. Смешная (если можно назвать её смешной) наивность не от мира сего придавала трагическому образу Мышкина в обрисовке Гриценко необыкновенную привлекательность.
  Почти одновременно им были сыграны две совершенно разноплановые роли - испанского гранда Дон Гуана в "Маленьких трагедиях" А.С.Пушкина (1959, постановка Е.Р.Симонова), бесшабашного повесы, отважного забияки, страстного любовника, и Степана Казанца, бывшего фронтовика, передового комбайнера в "Стряпухе" (1959) и "Стряпухе замужем" (1961) (оба спектакля были поставлены Р.Н.Симоновым). Николай Гриценко и Римма Маркова в фильме "Журавушка" Плащ и шпагу сменила выжженная кубанским солнцем гимнастёрка, иной стала походка, другой - ритмика речи и даже цвет глаз, казалось, изменился. Среди множества ролей, сыгранных Гриценко в 1960-е годы, внимание театральной Москвы вызвали также Фёдор Протасов ("Живой труп" Л.Н.Толстого, 1962), Тарталья ("Принцесса Турандот" К.Гоцци).
  Он сыграл лихого красного бойца Вытягайченко ("Конармия", 1961, по И.Э.Бабелю, постановка Р.Н.Симонова) и впавшего в религиозный фанатизм крестьянина Магару ("Виринея" Л.Сейфуллиной, постановка Е.Р.Симонова) так, что на фоне многих актёрских удач этих спектаклей упомянутые персонажи выделялись своим необыкновенным правдоподобием при острогротесковом рисунке ролей.
  Исполнение Гриценко роли Мамаева в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты" по А.Н.Островскому (1968, постановка А.И.Ремизовой) поражало многокрасочностью, обилием ярких приспособлений и приёмов, что, впрочем, никак не нарушало единства актёрского ансамбля, а скорее даже обогащало его, внося дополнительные оттенки, обусловленные своеобычной индивидуальностью артиста. На первый взгляд казался смешным и жалким этот стареющий представитель бюрократического сословия России конца 19 века, Николай Гриценконо за нелепостью его внешнего облика скрывался звериный оскал одного из "столпов общества". Гриценко создал цельный, отточенный во всех деталях социальный тип приспособившегося к пореформенной политической конъюнктуре крепостника.
  В 1970-е годы, когда Гриценко играл солдата Шадрина с его крестьянской смекалкой и юмором ("Человек с ружьём" Н.Погодина), бывшего начальника Дашдамирова, преображающегося в "начальника" ("Женщина за зелёной дверью" Р.Ибрагимбекова), на сцене возникала атмосфера мастерства, которая для последующих поколений казалась недосягаемой высотой.
  Спектакли, в которых был занят Гриценко, подолгу, благодаря ему, держались в репертуаре. Созданные им образы не тускнели со временем, и зрителям трудно было отделаться от ощущения, что перед ними не щедрая новизной находок, обогащённая неисчерпаемой фантазией импровизация, а упорный труд, помноженный на выдающийся талант большого мастера. Его называли актёром москвинской школы: он обладал умением разрабатывать образ во всех деталях, органически сближать в характере противоположные черты. Р.Н.Симонов, художественный руководитель Вахтанговского театра, актёры-коллеги приходили смотреть, "как работает" Николай Гриценко, восхищаясь его "неожиданностью" на каждом спектакле. Его называли "театром в театре".
Николай Гриценко   О его мастерстве писали: "Искусство Гриценко всегда неожиданно. Каждая новая работа чем-то опровергает всё предыдущее, открывает новую сторону дарования актёра. Поэтому трудно представить, какова будет его следующая роль, о чём он расскажет в ней, к каким средствам художественной выразительности обратится на этот раз. Определённо можно сказать одно: и эта работа не оставит зрителя равнодушным".
   Николай Гриценко много снимался в кино. Начав с комедийных, пришёл к подлинно драматическим ролям: Каренин ("Анна Каренина" по роману Л.Н.Толстого, 1967, реж. А.Зархи), Вадим Рощин (трилогия "Сёстры", "Восемнадцатый год", "Хмурое утро", 1957-1959, реж. Г.Рошаль, по роману А.Н.Толстого "Хождение по мукам"), немецкий генерал в фильме "Семнадцать мгновений весны" (1973, реж. Т.Лиознова) и др. Режиссёры высоко ценили его мастерство и с удовольствием приглашали в свои картины. Его роли так же, как в театре, были отмечены фантазией, изобретательностью; преувеличения, гротеск, контрасты украшали его работы. Роли были не похожие одна на другую, но всегда были решены с той тщательностью отделки, которая свойственна крупным мастерам. Сила таланта - в способности меняться и бесконечно искать. Поэтому закономерны, а не случайны в его творчестве столь разнящиеся друг от друга герои. В самом деле, трудно найти общие черты как в его театральных, так и в кинематографических персонажах, кроме, пожалуй, одной: всем им он отдает без остатка свою эмоциональную энергию. Николай Гриценко
  Николай Гриценко последние годы тяжело болел, много пил. Его часто стала подводить память, он плохо заучивал текст, но бросить сцену родного театра не мог. На съёмках сериала "Семнадцать мгновений весны" текст его роли был развешан по всему купе - снимали сцену беседы в поезде Штирлица с немецким генералом. Гриценко читал свои слова и при этом демонстрировал высоты актёрского мастерства. Этот эпизод - один из лучших в фильме.
  Галина Кмит, его гражданская жена, вспоминает: "Он распорядился, чтобы ему переводили зарплату в сберкассу. Таким образом у него в кармане всегда лежало ровно столько денег, чтобы хватало выпить. Но не более. И если его мама, Фаина Васильевна, с которой мы жили вместе, просила купить электрическую лампочку, он говорил: "Не на что!" Лампочки и всё нужное по дому покупала я... Его жадность была легендарной. Об этом многие знали и посмеивались".
   "...Его актерская гениальность как-то не очень соотносилась с обыденной человеческой жизнью, - рассказывает народный артист СССР Михаил Ульянов. - Он был смешной, наивный, странный человек... Например, вдруг решил закаляться, причём сразу зимой, прямо в сугробы, в полынью... И потому сосуды его пошли в разнотык, довольно быстро начался процесс. Конец печальный. Я знал другого человека, который после 60 вдруг увлёкся бегом. И вскоре умер."
  Последние дни своей жизни Николай Гриценко провёл в психиатрической клинике. По слухам, он взял из холодильника чужую еду, его избили, в результате чего он и умер 8 декабря 1979 г. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.
  Однажды в больнице, в момент просветления, незадолго до смерти, он произнёс: "Я только сейчас понял, как надо играть Мышкина"...

  Сестра Николая Гриценко - народная артистка РСФСР  Лилия Гриценко, известная по фильмам "Верные друзья", "Полюшко-поле", "Мать" и др.
  Сын Николая Гриценко от гражданского брака с фотохудожником Галиной Кмит - актёр Денис Кмит, запомнившийся зрителям по роли Павла в фильме Леонида Гайдая "Спортлото-82". Однако Гриценко сына не признал и ребёнок получил фамилию отчима - актёра Леонида Кмита.Николай Гриценко

Фильмография:

1. Машенька - 1942 - шофёр Коля
2. Старинный водевиль - 1947 - гусар Фадеев
3. Кавалер Золотой Звезды - 1951 - Артамашев
4. Прощай, Америка! - 1951
5. Крыса на подносе - 1953
6. Судьба Марины - 1953 - Терентий
7. Большая семья - 1954 - завклубом
8. Шведская спичка - 1954 - Псеков, управляющий помещика Кляузова
9. Дорога - 1955 - капитан
10. Вихри враждебные - 1956 - Шредер
11. Сёстры - 1957 - Вадим Рощин
12. Восемнадцатый год - 1958 - Вадим Рощин
13. Хмурое утро - 1959 - Вадим Рощин
14. Фортуна - 1960
15. Барьер неизвестности - 1961 - Лагин
16. Вольный ветер - 1961 - Георг Стан
17. Мать и мачеха - 1964 - Журбенко
18. Понедельник - день тяжёлый - 1964 - СтряпковМогила Николая Гриценко на Новодевичьем кладбище
19. Русский лес - 1965 - Грацианский
20. Человек без паспорта - 1965
21. Два года над пропастью - 1967
22. Места тут тихие - 1967
23. Анна Каренина - 1968 - Каренин
24. Журавушка - 1968
25. Адъютант его превосходительства - 1969 - Сперанский
26. Нервы (новелла в киноальманахе "Семейное счастье") - 1969 - Ваксин
27. Развязка - 1969
28. Счастье Анны - 1970
29. На всякого мудреца довольно простоты - 1971 - Мамаев
30. Принцесса Турандот - 1971 - Тарталья
31. Семнадцать мгновений весны - 1973 - генерал в вагоне
32. Докер - 1973
33. Земля Санникова - 1973 - Перфильев
34. Таланты и поклонники - 1973
35. Человек в штатском - 1973
36. Чёрный принц - 1973 - Мытников
37. В горах моё сердце - 1976
38. Стажёр - 1976
39. Два капитана - 1976 - Николай Антонович Татаринов
40. Жизнь и смерть Фердинанда Люса - 1976 - Фридрих Дорнброк
41. Мартин Иден - 1976
42. Преступление - 1976
43. Враги - 1977
44. Отецъ Сергiй - 1978
45. Мятежная баррикада - 1978
46. Ссыльный №011 - 1979

Использованные материалы:
Энциклопедия "Кругосвет"
Сайт "Характерные актёры российского кино"
"Экспресс-газета", 19 августа 2005
Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия
Фотографии с сайтов "Актёры советского кино", "Советский экран", "Актёры советского и российского кино", из Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия, Большой Советской Энциклопедии и из архивов автора.

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz