Фёдор Васильевич
ГРИГОРЬЕВ
Народный артист Татарской ACCP (1939).
Народный артист РСФСР
(1945). Лауреат Сталинских премий (1948. 1949 - за театральные работы).
Родился 21 февраля (5 марта) 1890
г. в бедной крестьянской семье. Был
рабочим на машиностроительном
заводе. Пел в любительском хоре. С 1909 г. работал в театрах провинции. Играл маленькие роли в незначительных пьесах, водевилях с пением. В
1920 г. поступил в Одесский железнодорожный театр, но вскоре был мобилизован в Красную Армию и
направлен в прифронтовой театр. В 1924-33 гг. работал в театрах Николаева, Херсона, Одессы, Ростова-на-Дону, Владикавказа, Краснодара, Таганрога, Ярославля, Ташкента и др. Играл преимущественно комедийные и характерные роли: Фамусов ("Горе от ума"
Островского),
Расплюев
("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина), Швандя ("Любовь Яровая"
Тренёва), Осип ("Ревизор" Гоголя). В 1933-45 гг. -
актёр Казанского театра. Роли: Курослепов, Шмага ("Горячее сердце", "Без вины виноватые"
Островского), Астров
("Дядя Ваня" Чехова), профессор Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова),
генерал Горлов ("Фронт" Корнейчука), Забелин
("Кремлёвские куранты" Погодина). С 1946 г. - в труппе Малого театра. Роли: Грознов
("Правда-хорошо, а счастье лучше" Островского), Городничий ("Ревизор"
Гоголя), Милягин
("Великая сила" Ромашова, Сталинская премия, 1948), Потапов ("Московский характер" Софронова, Сталинская
премия, 1949), Романюк ("Калиновая роща" Корнейчука) и др. Творчество
Григорьева отличалось богатством оттенков юмора, психологических и бытовых деталей, мягкостью
сценической манеры, тонким вкусом, простотой. Умер 13 августа 1954 г. в Москве.
Похоронен на Введенском кладбище.
Из
воспоминаний актрисы Елены Шатровой:
"Моим партнером в
трёх следующих за "Сотворением мира" спектаклях был Фёдор Васильевич Григорьев.
Пьесы, сыгранные с ним, принесли мне творческий успех, а стало быть, актёрское
счастье. Главное счастье моей жизни. Фёдор Васильевич
Григорьев - человек моего поколения. Но его путь в искусство несравненно
тернистее моего. Полуголодное детство на Орловщине. Малоземелье и многодушье
крестьянской семьи гонит её прочь из родного гнезда - деревни Лепницы. Григорьевы
обосновываются в Одессе. Отец и старший брат Фёдора поступают на завод, Фёдор
- в городское училище. Он счастлив. Один из всей семьи он будет грамотным
человеком. Увы, на жалкую получку отца и брата семье не прокормиться, Фёдор
тоже должен идти на завод. Теперь он сыт. Но вечерами ему невмоготу. Работа -
каторжная, а свободное время хуже каторги. Неизвестно куда себя девать. Однажды
в обеденный перерыв сидел Фёдор на заводском дворе, опустив голову, и грустно
напевал. Рабочий постарше, проходя мимо, остановился, прислушался, сказал: -
Что же, брат, ты тут сидишь да под нос себе поёшь? У нас
на заводе есть хор! У тебя голос славный - тебя примут! Его действительно
приняли в хор. И с этого часа жизнь его переменилась. Участие в хоре - одном из
лучших любительских хоров Одессы - стало душевной отрадой. А тут появилось и
другое. "Величайшим счастьем для нас, хористов, было, когда из театра-сада
"Северный медведь" прибегал посыльный с приглашением выступить в качестве
статистов в каком-нибудь представлении театра. И помню, с каким воодушевлением
и старательностью изображал народ в "Камо грядеши". В ту минуту я впервые
почувствовал в себе другого человека, я как бы жил двойной жизнью: днём -
незаметный оборванный рабочий-подросток, которым каждый мог помыкать, вечером
-
в живописных одеждах статиста, в мире искусства, недосягаемого и
ослепительного", - вспоминал Фёдор Васильевич Григорьев. Однажды Фёдор
экстренно заменил какого-то любителя и без репетиций сыграл парубка в пьесе
"Катерина" по одноимённой поэме Тараса Шевченко. В антракте из будки вылез
суфлёр, подошёл к юноше и ласково похлопал его по плечу: "Молодец!" Кроме
суфлёра, никто не заметил, не одобрил его. Молча сунули ему двадцать копеек
-
сумму, полагавшуюся любителю за роль со словами. И опять - заводской
хор. И опять приглашения на массовку. Но как-то некий Рощин-Орлик - антрепренёр
"очень малой провинции" - услышал в хоре голос "второго тенора". И тут же, в
саду "Северного медведя", пригласил Фёдора Григорьева к себе в труппу. Началась
бродячая актёрская жизнь. Не раз Григорьев
бывал обманут антрепренёрами. Не раз случалось ему без гроша в кармане шагать
пешком с узлом-наволочкой за плечами, ночевать в уборных театра на грязном
полу. Но он почёл бы эту жизнь за счастье, если бы его считали даровитым. Его
же считали бездарным. За ним укрепилась репутация актёра "на выхода". Два-три
слова в один выход. Два выхода и ни одного слова. И так пьеса за пьесой.
Наконец на третий год Григорьеву словно бы повезло. Он стал получать роли, если
не главные, то со словами, с пением и танцами. Но в каких пьесах! "Мефистофель в интересном положении",
"Ненавистники женщин", "Леночка решила изменить" и тому подобное.
Октябрь 1917 года
застаёт Григорьева в Умани, в 1920 году он в Одессе, в железнодорожном театре,
потом прифронтовая труппа Первого западного батальона. После окончания
гражданской войны труппа расформировывается, а Григорьев выходит на широкую
дорогу. Работает в крупных городах: Николаев, Ростов-на-Дону, Владикавказ,
Краснодар, Таганрог, Ярославль. Репертуар его расширяется: городничий, Осип,
Фамусов, Юсов, Расплюев, Горностаев, Швандя. Почти каждая его новая роль получает
высокую оценку критики, а исполнение таких ролей, как Швандя, Расплюев,
городничий, Осип, сравнивается с их исполнением в столичных театрах. Однако кочевая
жизнь, постоянная смена театров беспокоят Григорьева. Он понимает, что
дальнейший творческий рост невозможен без знаний, а у него четыре класса школы
и никакого театрального образования. Григорьев мечтает о работе в постоянном
коллективе. И желаемое свершается. Его приглашают в казанский Большой
драматический театр, где он и работает тринадцать лет, вплоть до своего
поступления в московский Малый театр. Оседлая
жизнь, постоянный коллектив, талантливая режиссура, роли в высшей степени
интересные. Григорьев с юношеским пылом принимается за работу и за учебу. На
рабочем столе его среди прочих книг появляется учебник грамматики. В тетрадях и
на отдельных листках накапливаются самые разнообразные записи: мысли, особенно
поразившие его, упражнения по технике речи, выписки из произведений Белинского,
Добролюбова, Дидро, Станиславского, четверостишия Омара Хайяма. Ночами он
учится, днём репетирует, вечером играет. За тринадцать лет в Казани им созданы
десятки ролей в пьесах Островского, Гоголя, Грибоедова, Чехова, Горького,
огромное количество ролей современного репертуара. Григорьев
записывает: "Когда играешь злого, ищи, где он добрый. Когда играешь старика,
ищи, где он молод", и т.д. Мне кажется, этот завет Станиславского каждый
опытный актёр претворяет в образ, может быть, даже интуитивно. В инженере
Забелине ("Кремлёвские куранты") я искал черты человека, в установившееся
мировоззрение которого внезапно вторглась буря революции. Я искал в этом
старом человеке порывы нового человека, пробуждённого революцией". Инженер
Забелин - вершина достижений Григорьева казанского периода. Народный артист Татарской Автономной Республики, Ф.В.Григорьев в феврале 1946 года становится артистом Малого театра. 5 октября 1946
года он записывает: "Первый раз репетирую на основной сцене Малого театра:
"Правда - хорошо, а счастье - лучше". Когда Рыжова даёт мне рубль, я сделал "гу"
с закрытым ртом. Она обращается ко мне и, уже не по пьесе, говорит: "Во время
моих монологов и реплик прошу не делать никаких "гу" и "так-так" - это мешает.
Очень прошу". Я, разумеется, смутился и стал репетировать дальше хуже. После
конца второго акта Рыжова подходит ко мне и говорит: "Хорошо, не волнуйтесь,
очень хорошо, сама простота и сама правда, просто, без нажима!" Во время перерыва
подошла Турчанинова и стала мне советовать, чтобы я говорил немного "на
публику" и "подносил фразы": "А вообще, у вас всё хорошо: правда, простота, природный
юмор. Вы - наш. Ваша манера играть - это манера Малого театра... Вы актёр из
нашей стаи". Мне особенно приятно, что меня хвалит такая актриса".
Спектакль "Правда -
хорошо, а счастье - лучше" запечатлён на пленку. Сила Грознов-Григорьев живёт
в нём вместе со всеми "стариками" Малого театра, равный им по таланту и
мастерству. Что же главное, своё нашёл Григорьев в Силе Грознове? У Островского имена и фамилии персонажей обычно определяют
основную черту их характера, иногда завуалированно, иногда открыто: Кручинина,
Незнамов - ясно, Лариса по-латыни "чайка", нужно догадаться, зачем Островский
назвал "бесприданницу" Ларисой... Старый солдат, бывший любовник купчихи
Барабошевой, зовётся Силой Грозновым. Почему? Разве он силён? Грознов -
развалина дряхлая. Быть может, он назван Силой Грозновым в насмешку? Нет.
Островский выписывает образ старого солдата любовно. Может быть, Островский назвал
его Силой Грозновым потому, что он грозит Барабошевой разоблачением? Фамилия
определяет его действия? Разберёмся. Сила Грознов пугает Барабошеву, грозит ей
позором, для того чтобы принудить её не препятствовать счастью молодых, ему -
старому, одинокому человеку - для себя ничего не нужно. Он старается для людей,
и старания его увенчиваются успехом. Значит, Сила Грознов всё-таки силён? Да!
Силён и добр. Он несёт в себе грозную для Барабошевой силу добра. Имя
определяет его существо. Но об этом надо догадаться. Григорьев догадался. Его
Сила Грознов и смешон, и сиротлив, и хитёр, но главное - бесконечно добр. Он
громыхает, мечет молнии грозы очищающей. В конце спектакля больной старик
вырастает в фигуру сказочной силы".
Фильмография:
1. Дубровский - 1935 2. Кащей Бессмертный - 1944 3.
Миклухо-Маклай
- 1947 4. Мичурин - 1949 - Карташов 5. Правда - хорошо, а счастье - лучше -
1951 - Грознов
Использованные материалы:
Театральная энциклопедия Е.М.Шатрова. "Жизнь моя – театр". Москва, изд-во
"Искусство", 1988. Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия Материалы
и фотографии предоставлены Сергеем Лепешкиным.
|