Николай
Павлович ХМЕЛЁВ
Народный артист СССР
(1937). Лауреат Сталинской премии (1941, 1942,
1946). Награждён орденом Трудового Красного
Знамени и медалями.
Родился 23 июля (10
августа) 1901 в г. Сормово. Отец был мастером
паровозно-строительного цеха Сормовского
завода, мать, дочь присяжного поверенного,
окончила музыкальную школу и давала уроки
музыки в семьях инженеров. Когда Хмелёв
подрос, его поместили в частное сормовское
реальное училище Н.Н.Субботиной, а после его
закрытия – во 2-ю Нижегородскую гимназию в
Канавине. В 1916 г. семья переехала в Москву,
Хмелёв поступил в 6-ю Московскую гимназию.
Увлекался живописью,
мечтал поступить в Строгановское училище.
Преподаватель литературы В.В.Симоновский
привил мальчику любовь к театру. В гимназии
Хмелёв принял участие в концерте, на котором
выступил с монологом Берендея из "Снегурочки",
Осипа из "Ревизора", Мельника из "Русалки",
Вальсингама из "Пира во время чумы".
В 1919 г. Хмелёв поступил
на историко-филологический факультет
Московского университета. В августе того же
года МХТ объявил приём "сотрудников".
Благодаря В.М.Мчеделову Хмелёв был принят в
школу МХТ в "сотрудники" 2-й Студии. В школе
при 2-й Студии преподавали и работали с
молодыми актёрами Е.Б.Вахтангов, Л.М.Леонидов,
В.В.Лужский, Е.П.Муратова, В.М. Мчеделов,
Н.А.Подгорный, Н.О Массалитинов. Об
ученических работах Хмелёва – Фирс ("Вишневый
сад"), Карп ("Лес"), Снегирёв ("Братья
Карамазовы"), рассказы Чехова – с похвалой
отзывались К.С.Станиславский и
Вл.И.Немирович-Данченко. Работа над ролью у
Хмелёва начиналась с того, что он рисовал
портрет своего героя. Уже тогда он уделял
большое внимание гриму, позднее с успехом
преподавал грим в студии Мчеделова, в школе
2-й Студии, в студии Завадского. Первой ролью
в Студии стала бессловесная роль Посыльного в
"Комедии о человеке, который женился на немой"
А.Франса (1919). Из 19 ролей, сыгранных на
сцене 2-й Студии, 12 было бессловесных и
выходных.
Бессловесной,
построенной на движении и жестикуляции была и
его первая работа в МХТ – образ Огня в "Синей
птице" М.Метерлинка. Первой значительной ролью
во 2-й Студии был Шпигельберг в "Разбойниках"
Фр.Шиллера (1923). Рецензенты её не заметили,
но в самом театре работа Хмелёва была
признана, он получил одну из ведущих ролей –
Ушакова в спектакле "Елизавета Петровна"
Д.Смолина (1924–1925). Когда в 1924 г.
основная группа актёров вернулась на родину,
по предложению Немировича-Данченко актёры 2-й
Студии стали актёрами Московского
Художественного театра. После смерти
Г.С.Бурджалова (1924 г.) Хмелёв играл
Костылева в "На дне" М.Горького. В этой роли,
решённой остросатирически, он шёл от внешней
характерности, в его облике было нечто
трагически-хищное. Роль крестьянина Марея в
"Пугачёщине" К.Тренёва (1925), над которой он
работал непосредственно с
Немировичем-Данченко, принесла Хмелёву
известность.
Особое место в биографии
актёра занимает роль Алексея Турбина в
спектакле "Дни Турбиных" М.А.Булгакова (1926),
которая принесла ему настоящее признание. К
десятилетию Октябрьской революции, 8 ноября
1927 г., МХТ показал "Бронепоезд 14-69"
Вс.В.Иванова. Хмелёв играл
большевика-интеллигента Пеклеванова. Очередная
актёрская удача – роль князя К. в "Дядюшкином
сне" по Ф.М.Достоевскому (1929), сыгранная
гротесково и трагично. В 1932 г. исполнилась
давняя мечта Хмелёва сыграть Фирса в "Вишнёвом
саде": актёра интересовала трагедия бессильной
старости, безысходного одиночества. В 1935 г.
он выступил в роли Царя Фёдора в программном
спектакле театра. Инициатива поручить ему эту
роль принадлежит И.М.Москвину, игравшему Царя
Федора со дня выхода спектакля (1898). В том
же году Хмелёв сыграл Скроботова во "Врагах"
Горького. Событием театральной жизни стал
спектакль МХАТа "Анна Каренина" (1937) с
Хмелёвым в роли Каренина.
В 1932 г. организовался Театр-студия под
руководством Н.П.Хмелёва (в 1937 г. влился в
Московский театр им. Ермоловой, Хмелёв был его
художественным руководителем до 1945 г.). В
студии он поставил спектакль "Не было гроша,
да вдруг алтын" Островского, имевший большой
успех, осуществил постановки спектаклей "Дон
Хиль – зелёные штаны" Т.де Молины и "Дальняя
дорога" А.Арбузова, в театре им. Ермоловой
выпустил "Шторм" В.Билль-Белоцерковского,
"Дети солнца" Горького, "Кубанцев" В.Ротко и
"Как вам это понравится" У.Шекспира. Вершиной
творчества Хмелёва стала роль Тузенбаха в
"Трёх сестрах" А.П.Чехова (1940). В октябре
1941 г., когда МХТ находился в эвакуации,
Хмелёв был назначен заведующим художественной
частью театра, тогда же за выдающиеся
творческие достижения был удостоен
Государственной премии. В 1940-е годы сыграл
Забелина в "Кремлёвских курантах" Н.Погодина
(Государственная премия, 1942), Дубельта в
"Последних днях" Булгакова, принимал участие в
постановке пьесы "Русские люди" К.Симонова,
"Фронта" А.Корнейчука. После смерти
Немировича-Данченко был назначен
художественным руководителем МХАТа. В 1944 г.
поставил во МХАТе "Последнюю жертву"
Островского (Государственная премия, 1946;
посмертно).
В 1945 г. актёр работал над
образом Ивана Грозного в пьесе А.Н.Толстого
"Трудные годы". Ставили спектакль А.Д.Попов и
М.О.Кнебель. Хмелёв изучал материальную
культуру эпохи Ивана Грозного, своеобразие
русской речи XVI века. Хмелёва захватили
трагические противоречия в жизни русского
царя, проблема исторической ответственности
власти. На 1 ноября 1945 г. была назначена
генеральная репетиция в костюмах и гриме, во
время которой Хмелёву стало плохо. Умирал он в
царских бармах и гриме Ивана Грозного. Его не
разрешили тревожить, перевозить в больницу и
перенесли в помещение директорской ложи... Над
ним хлопотали врачи... Начался вечерний
спектакль "Мёртвые души", публика в зале
хохотала. актёры смешили её на сцене. А в ложе
под музыку зрительского смеха умирал
Артист...
Похоронили Николая Хмелёва в
Москве на Новодевичьем кладбище.
В кино - с 1924 года,
первая роль - жених в агитфильме
"Домовой-агитатор", первая значительная роль -
принц Карлштейн в фильме Г.Рошаля "Саламандра"
(1928).
Вторая жена - известная
цыганская актриса Ляля Чёрная (Надежда
Киселёва) (1908-1982).
Внук - Николай Хмелёв -
тоже стал актёром. Закончил ГИТИС (курс
А.А.Гончарова), снимается в кино и
телерекламе, играет в театре.
Фильмография:
1. Домовой-агитатор - 1924 - жених
2. Конец Санкт-Петрбурга
("Петербург-Петроград-Ленинград") - 1927
3. Саламандра - 1928 - принц
Карлштейн
4. Мёртвый дом ("Тюрьма народов") - 1934
5. Поколение победителей - 1936
6. Человек в футляре - 1939 -
Беликов
Использованные материалы:
Энциклопедия "Кругосвет"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия.
Большая Советская Энциклопедия Фотографии из
энциклопедии "Кругозор", из БСЭ, с сайта канала "Культура2
и из архивов автора. |