На главную
страницу

Николай Хмелёв
10.08.1901-01.11.1945

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Николай Хмелёв в фильме "Человек в футляре" Николай Хмелёв и Ольга Андровская в фильме "Человек в футляре" Николай Хмелёв в фильме "Человек в футляре"

Николай Павлович ХМЕЛЁВ

Николай ХмелёвНародный артист СССР (1937). Лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1946). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
   
Родился 23 июля (10 августа) 1901 в г. Сормово. Отец был мастером паровозно-строительного цеха Сормовского завода, мать, дочь присяжного поверенного, окончила музыкальную школу и давала уроки музыки в семьях инженеров. Когда Хмелёв подрос, его поместили в частное сормовское реальное училище Н.Н.Субботиной, а после его закрытия – во 2-ю Нижегородскую гимназию в Канавине. В 1916 г. семья переехала в Москву, Хмелёв поступил в 6-ю Московскую гимназию. Увлекался живописью, Николай Хмелёв в роли Каренина ("Анна Каренина") мечтал поступить в Строгановское училище. Преподаватель литературы В.В.Симоновский привил мальчику любовь к театру. В гимназии Хмелёв принял участие в концерте, на котором выступил с монологом Берендея из "Снегурочки", Осипа из "Ревизора", Мельника из "Русалки", Вальсингама из "Пира во время чумы".
   В 1919 г. Хмелёв поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В августе того же года МХТ объявил приём "сотрудников". Благодаря В.М.Мчеделову Хмелёв был принят в школу МХТ в "сотрудники" 2-й Студии. В школе при 2-й Студии преподавали и работали с молодыми актёрами Е.Б.Вахтангов, Л.М.Леонидов, В.В.Лужский, Е.П.Муратова, В.М. Мчеделов, Н.А.Подгорный, Н.О Массалитинов. Об ученических работах Хмелёва – Фирс ("Вишневый сад"), Карп ("Лес"), Снегирёв ("Братья Карамазовы"), рассказы Чехова – с похвалой отзывались К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко. Работа над ролью у Хмелёва начиналась с того, что он рисовал портрет своего героя. Уже тогда он уделял большое внимание гриму, позднее с успехом преподавал грим в студии Мчеделова, в школе 2-й Студии, в студии Завадского. Первой ролью в Студии стала бессловесная роль Посыльного в "Комедии о человеке, который женился на немой" А.Франса (1919). Из 19 ролей, сыгранных на сцене 2-й Студии, 12 было бессловесных и выходных.
Николай Хмелёв в роли Тузенбаха ("Три сестры")     Бессловесной, построенной на движении и жестикуляции была и его первая работа в МХТ – образ Огня в "Синей птице" М.Метерлинка. Первой значительной ролью во 2-й Студии был Шпигельберг в "Разбойниках" Фр.Шиллера (1923). Рецензенты её не заметили, но в самом театре работа Хмелёва была признана, он получил одну из ведущих ролей – Ушакова в спектакле "Елизавета Петровна" Д.Смолина (1924–1925). Когда в 1924 г. основная группа актёров вернулась на родину, по предложению Немировича-Данченко актёры 2-й Студии стали актёрами Московского Художественного театра. После смерти Г.С.Бурджалова (1924 г.) Хмелёв играл Костылева в "На дне" М.Горького. В этой роли, решённой остросатирически, он шёл от внешней характерности, в его облике было нечто трагически-хищное. Роль крестьянина Марея в "Пугачёщине" К.Тренёва (1925), над которой он работал непосредственно с Немировичем-Данченко, принесла Хмелёву известность.
   Особое место в биографии актёра занимает роль Алексея Турбина в спектакле "Дни Турбиных" М.А.Булгакова (1926), которая принесла ему настоящее признание. К десятилетию Октябрьской революции, 8 ноября 1927 г., МХТ показал "Бронепоезд 14-69" Вс.В.Иванова. Хмелёв играл большевика-интеллигента Пеклеванова. Очередная актёрская удача – роль князя К. в "Дядюшкином сне" по Ф.М.Достоевскому (1929), сыгранная гротесково и трагично. В 1932 г. исполнилась давняя мечта Хмелёва сыграть Фирса в "Вишнёвом саде": актёра интересовала трагедия бессильной старости, безысходного одиночества. В 1935 г. он выступил в роли Царя Фёдора в программном Николай Хмелёв в роли Алексея Турбина ("Дни Турбиных") спектакле театра. Инициатива поручить ему эту роль принадлежит И.М.Москвину, игравшему Царя Федора со дня выхода спектакля (1898). В том же году Хмелёв сыграл Скроботова во "Врагах" Горького. Событием театральной жизни стал спектакль МХАТа "Анна Каренина" (1937) с Хмелёвым в роли Каренина.
В 1932 г. организовался Театр-студия под руководством Н.П.Хмелёва (в 1937 г. влился в Московский театр им. Ермоловой, Хмелёв был его художественным руководителем до 1945 г.). В студии он поставил спектакль "Не было гроша, да вдруг алтын" Островского, имевший большой успех, осуществил постановки спектаклей "Дон Хиль – зелёные штаны" Т.де Молины и "Дальняя дорога" А.Арбузова, в театре им. Ермоловой выпустил "Шторм" В.Билль-Белоцерковского, "Дети солнца" Горького, "Кубанцев" В.Ротко и "Как вам это понравится" У.Шекспира. Вершиной творчества Хмелёва стала роль Тузенбаха в "Трёх сестрах" А.П.Чехова (1940). В октябре 1941 г., когда МХТ находился в эвакуации, Хмелёв был назначен заведующим художественной частью театра, тогда же за выдающиеся творческие достижения был удостоен Государственной премии. В 1940-е годы сыграл Забелина в "Кремлёвских курантах" Н.Погодина (Государственная премия, 1942), Дубельта в "Последних днях" Булгакова, принимал участие в постановке пьесы "Русские люди" К.Симонова, "Фронта" А.Корнейчука. После смерти Немировича-Данченко был назначен художественным руководителем МХАТа. В 1944 г. поставил во МХАТе "Последнюю жертву" Островского (Государственная премия, 1946; посмертно).
   В 1945 г. актёр работал над образом Ивана Грозного в пьесе А.Н.Толстого "Трудные годы". Ставили спектакль А.Д.Попов и М.О.Кнебель. Хмелёв изучал материальную культуру эпохи Ивана Грозного, своеобразие русской речи XVI века. Хмелёва захватили трагические противоречия в жизни русского царя, проблема исторической ответственности власти. На 1 ноября 1945 г. была назначена генеральная репетиция в костюмах и гриме, во время которой Хмелёву стало плохо. Умирал он в царских бармах и гриме Ивана Грозного. Его не разрешили Могила Николая Хмелёва на Новодевичьем кладбищетревожить, перевозить в больницу и перенесли в помещение директорской ложи... Над ним хлопотали врачи... Начался вечерний спектакль "Мёртвые души", публика в зале хохотала. актёры смешили её на сцене. А в ложе под музыку зрительского смеха умирал Артист...
   Похоронили Николая Хмелёва в Москве на Новодевичьем кладбище.
   В кино - с 1924 года, первая роль - жених в агитфильме "Домовой-агитатор", первая значительная роль - принц Карлштейн в фильме Г.Рошаля "Саламандра" (1928).
   Вторая жена - известная цыганская актриса Ляля Чёрная (Надежда Киселёва) (1908-1982).
   Внук - Николай Хмелёв - тоже стал актёром. Закончил ГИТИС (курс А.А.Гончарова), снимается в кино и телерекламе, играет в театре.

Фильмография:
1. Домовой-агитатор - 1924 - жених
2. Конец Санкт-Петрбурга ("Петербург-Петроград-Ленинград") - 1927
3. Саламандра - 1928 - принц Карлштейн
4. Мёртвый дом ("Тюрьма народов") - 1934
5. Поколение победителей - 1936
6. Человек в футляре - 1939 - Беликов


Использованные материалы:
Энциклопедия "Кругосвет"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия.
Большая Советская Энциклопедия
Фотографии из энциклопедии "Кругозор", из БСЭ, с сайта канала "Культура2 и из архивов автора.

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz