На главную
страницу

Павел Кадочников
29.07.1915-02.05.1988

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Павел Кадочников в фильме "Антон Иванович сердится" Павел Кадочников в фильме "Подвиг разведчика" Павел Кадочников в фильме "Повесть о настоящем человеке"
Павел Кадочников в фильме "Укротительница тигров" Павел Кадочников в фильме "Я тебя никогда не забуду" Павел Кадочников в фильме "Пропавшие среди живых"

Павел Петрович КАДОЧНИКОВ

Павел Кадочников  Народный артист СССР (1979). Лауреат Сталинской премии (1948 - за участие в фильме "Подвиг разведчика"; 1949 - за участие в фильме "Повесть о настоящем человеке"; 1951 - за участие в фильме "Далеко от Москвы"). Герой Социалистического Труда (1985).

  Родился 29 июля 1915 г. в Петрограде. В период Гражданской войны отец Павла перевёз семью (жену и двух сыновей - Павла и Николая) к себе на родину - в деревню Бикбарда Пермской губернии. Там и прошли детство и отрочество Павла. Там он закончил школу крестьянской молодежи, там же впервые увлекся искусством. Любовь к нему привила ему с младых ногтей его мать, женщина грамотная и умная. Уже в детские годы Павел умел хорошо рисовать, играл на различных музыкальных инструментах. В отличие от Павла Николай к искусству не стремился, отдавая предпочтение естественным наукам. В дальнейшем это определит его выбор профессии - он станет биологом.
  В детстве Паша любил бегать на ярмарку. "Ну, и что ты там видел?" - спрашивала его мать по возвращении, и сын показывал. Вот мужик корову продавать привёл, вот точильщик ножей, вот баба с горшками. Получалось похоже. "Вырастет Павлуша - артистом будет!" - заметил как-то отец. "И мне так обидно стало, что я заплакал! - посмеивался впоследствии народный артист Советского Союза Павел Кадочников, вспоминая свое босоногое детство. - Я же слышал, как о человеке, ловко что-то укравшем, говорили: во артист!.."
  В 1927 г. семья Кадочниковых вернулась в Ленинград. Павел выдержал экзамен в детскую художественную студию и стал заниматься живописью, мечтая стать профессиональным художником. Однако судьбе было угодно иное. Вскоре тяжело заболел отец, и Павлу, как старшему в семье, пришлось идти зарабатывать деньги: он устроился учеником слесаря на завод "Красный путиловец". В 1929 г. Павел внезапно всерьёз увлекся театром, что даже решил подать документы на актёрское отделение театрального Павел Кадочниковтехникума при ТЮЗе. Во время экзаменов он поразил преподавателей своим несомненным талантом, и его приняли с первой попытки. Профессор Борис Вольфович Зон предложил абитуриенту что-нибудь почитать, а выслушав, удивился:
- Что за чепуху ты читал?!
Кадочников смутился, но признался:
- Это мои стихи.
- Ну ладно, иди в аудиторию.
  Когда через несколько месяцев техникум расформировали, то класс Зона почти полностью перевели в театральный институт. Так Павел Кадочников стал студентом института в 15 (!) лет.
В институте среди старших товарищей Кадочников не потерялся. Внешне он заметно выделялся - большинство студентов ходили в простой и дешёвой одежде, Павел форсил: носил бархатную толстовку с бабочкой. Он прекрасно пел неаполитанские песни, которые многих девушек сводили с ума.
  В 1935 г. Кадочников успешно заканчивает театральный институт и попадает в труппу Нового ТЮЗа. Его первой ролью был Лель в "Снегурочке". Роль Купавы исполняла молодая актриса Розалия Котович.
  "Сразу у нас отношения как-то не заладились, - вспоминала Розалия Ивановна. - Подойду к нему с каким-нибудь комсомольским поручением, а он отмахивается. Ну и я на него махнула рукой: "Ай, Кадочников, ты вообще!.." После подружки иронизировали: "Говорила: "Кадочников, вообще!.." А сама вышла за него замуж!.."
  Моё отношение к Павлуше изменил Павел Кадочниковдипломный спектакль "Снегурочка"... Работая над спектаклем, мы и подружились. Павел провожал меня до общежития. Стал ухаживать! Ухаживания продолжались и когда мы стали работать в одном театре. Потом поженились. Павел Петрович не делал мне предложения. Надо сказать, что у меня был роман с другим нашим актёром - хорошим, красивым парнем. Но чего-то такого, единства душ, что ли, как мне казалось, не было. Пусть в нашем рассказе он будет Иваном. Иду я, значит, с Иваном, а мне кажется, что рядом - Павлик. Разговариваю с Иваном, а будто бы с Павликом! Так продолжаться не могло.
  Назначила я Ване встречу на Марсовом поле, а Павлуше велела дожидаться у моего общежития на Фонтанке. До сих пор не забыть, как носком башмачка разгребала песок на дорожке - долго не могла отважиться сказать: "Прости, Ваня, я тебя не люблю..." Вернулась к общежитию: "Всё, Павлик!.." Он отвернулся: "Тогда я уеду из Ленинграда! Я не смогу жить в одном городе с вами..." - "Почему?!" - недоумеваю. "Ты же сказала: всё!" - "С Ваней всё кончено, дурачок!.."
  В день бракосочетания, 16 июля 1935 г., они должны были выступать в какой-то концертной программе. Кадочников зашёл за Розалией в общежитие. На пути к трамвайной остановке неожиданно предложил: "Давай распишемся". - "Давай".
- К тому времени нам уже стало ясно, что жить мы друг без друга не сможем, - признавалась Розалия Ивановна. - А проходили мы как раз мимо административного здания, что на углу Невского и Фонтанки, там был загс. Всё произошло просто, у нас даже документов не спросили.
  В том же году состоялся дебют Кадочникова в кино. В картине "Несовершеннолетние" он сыграл крохотную роль Михася, которую никто толком и не заметил. Сам Кадочников, впервые увидев себя на экране, сильно Павел Кадочниковрасстроился. Ему показалось, что страшнее его на съёмочной площадке никого не было. И он принял решение больше в кино никогда не сниматься. Его целиком захватила работа в театре. Роль следовала за ролью, талант актёра креп и совершенствовался. Вскоре ему стали доверять и главные роли, например, Тартюфа в одноименной пьесе Мольера.
  В 1937 г. Новый ТЮЗ посетил Сергей Юткевич. Он пришёл на спектакль "Снегурочка" и впервые увидел в нём Кадочникова. Игра молодого актёра произвела на него приятное впечатление и... режиссёр предложил ему роль в своём новом фильме "Человек с ружьём"... То ли повлиял авторитет Юткевича, то ли сказалась материальная заинтересованность, но Кадочников предложение режиссёра принял. Так он вновь попал на съёмочную площадку, сыграв в ставшем затем хрестоматийным фильме крохотную роль молодого солдата.
  Та встреча с Юткевичем определила дальнейшую судьбу молодого актёра. Через два года режиссёр вновь вспомнил про Кадочникова и пригласил его сразу на две роли - в фильме "Яков Свердлов" актёр должен был сыграть самого Максима Горького и героя по имени Ленька Сухой.
  Однако настоящий успех в кино к Кадочникову пришёл в 1941 г., в музыкальной комедии Александра Ивановского "Антон Иванович сердится". Последний съёмочный день картины выпал на 21 июня. Утром следующего дня началась война...
  В конце июля Павел отправился в районный комитет комсомола с заявлением в народное ополчение, но секретарь райкома Елена Измайлова и Павел Кадочников в фильме "Подвиг разведчика" ему отказал : "Ты снимаешься в "Обороне Царицына" и "Походе Ворошилова". На "Ленфильме" сообщили, что это фильмы оборонного значения. Вернись на студию... Сейчас война, но искусство не должно умереть. С этого дня считай себя солдатом и выполняй свой долг..."
   Впоследствии Кадочников будет часто сетовать на то, что не был достаточно настойчив в своём стремлении уйти на фронт. А недоброжелатели из киношных кругов будут активно распускать сплетни о том, будто Кадочников не попал на фронт... благодаря своим гомосексуальным связям с режиссёром С.Эйзенштейном. Мол, тот сделал всё возможное, чтобы молодой любовник не попал в кровавую мясорубку. Несмотря на то, что это была явная ложь, находились люди, которые в неё верили.
  В 1942 г. на экраны страны выходит двухсерийная кинолента "Оборона Царицына" братьев Васильевых, в которой Кадочников исполняет одну из главных ролей. Вскоре после этого актёра приглашает Сергей Эйзенштейн (вот когда слухи об их любовной связи особенно сильно муссировались): в фильме "Иван Грозный" Кадочникову пришлось перевоплотиться во Владимира Старицкого. Его актёрское мастерство столь впечатляюще, что Эйзенштейн мечтает снять Кадочникова в двух ролях в третьей серии картины: в роли духовника царя Евстафия и Сигизмунда. Однако этому желанию великого режиссёра не суждено было сбыться: третья серия так и не была снята.
  Работа с великим режиссером круто изменила творческую судьбу Кадочникова. В середине 40-х актёр ушёл из театра и целиком сосредоточился на работе в кино. В 1946 г. Павел Кадочников в фильме "Укротительница тигров" режиссёр Борис Барнет задумал снимать первый советский фильм о разведчике. На главную роль - майора Федотова - претендует Николай Крючков. Однако что-то у него не заладилось в тот момент, и тогда взор режиссёра падает на Кадочникова. В результате на свет рождается прекрасный фильм "Подвиг разведчика". Знаменитая фраза Федотова-Кадочникова: "Вы болван, Штюбинг!" - становится любимым выражением советских мальчишек той поры. Выйдя на экраны страны летом 1947 г., фильм занял 1-е место в прокате. Через год картине была присуждена Сталинская премия.
  Картина ещё только выходила на экран, а Кадочников уже приступил к съёмкам в новой картине "Повесть о настоящем человеке" (режиссёр Александр Столпер). В этом фильме актёр должен был сыграть знаменитого летчика Алексея Мересьева, потерявшего в бою обе ноги, но нашедшего в себе силы вновь вернуться в строй.Чтобы глубже войти в образ, Кадочников наотрез отказался от услуг дублёров, в течение четырёх месяцев ходил на настоящих протезах и ползал по
снегу в лютый мороз. В прокате 1948 г. картина заняла 2-е место. А через год её постигла судьба "Подвига..." - картину наградили Сталинской премией.
  Свою третью Сталинскую премию Кадочников получил в 1951 г. за участие в фильме "Далеко от Москвы". Снял её все тот же А.Столпер, однако она проигрывала из-за низкого качества литературного материала. После этого в течение пяти лет Кадочникова в кино не снимали.
  В 1954 г. режиссёр А.Ивановский вновь вспомнил о Кадочникове (они встречались на съёмках фильма "Антон Иванович сердится") и предложил Павел Кадочниковему главную роль в картине "Укротительница тигров". Участие в этом фильме принесло актёру новую волну успеха и славы. Так же, как и после выход картины "Подвиг разведчика", актёра стали заваливать любовными посланиями многочисленные поклонницы. Слухи о его любовных связях (на этот раз с женщинами!) приобрели фантастические масштабы. Одновременно с "Укротительницей тигров" Кадочников снялся ещё в двух картинах: в "Большой семье" и "Запасном игроке".
  Популярность Кадочникова в те годы была необыкновенная. "Стоило нам сесть в поезд - весь состав знал, в каком вагоне, в каком купе едет Кадочников, - Стучат в дверь, открываю: "Что вам угодно?" - "Мы хотим выпить с Павлом Петровичем". - "Если бы Павел Петрович пил со всеми, то он бы давно погиб и как артист, и как человек. Извините, и не обижайтесь..." Вернулся из Москвы, жалуется: "Сил никаких нет!.. В гостиничном ресторане не смог пообедать. Со всех сторон полезли с бутылками, с рюмками: "Такой случай! Давайте выпьем!.." - "Не могу, мне после обеда работать..." За кого только не предлагали выпить! Дошло до вождя: "Ну уж за Сталина-то вы выпьете?!" Выкрутился: "В другой раз - с удовольствием, сейчас - не могу!.." Но из ресторана пришлось уйти не солоно хлебавши!"
  В 50-60-е годы Кадочников продолжал сниматься в кино, причём в отличие от актёров своего поколения, довольно часто: иногда по пять фильмов в год. Правда, заметных работ среди них не было. Видимо, чувствуя это, Кадочников решил попробовать себя на поприще режиссуры. В результате на свет появились фильмы, снятые им, - "Музыканты одного полка" (1965), "Снегурочка" (1970), "Я тебя никогда не забуду" (1984).
Павел Кадочников   Уход в режиссуру имел ещё одно основание: в середине 60-х Кадочников внезапно попал в немилось к высокому кинематографическому руководству. Режиссёры перестали приглашать его сниматься, не давали ему новых работ и на театральной сцене. Единственным заработком в те дни были концерты. с которыми он выезжал во многие города Советского Союза. В свободное от работы время Кадочников рисовал, занимался скульптурой, писал прозу.
  Полоса забвения продолжалась до 1976 г., пока режиссер Никита Михалков внезапно не предложил ему одну из ролей в фильме "Неоконченная пьеса для механического пианино". После выхода картины на экран о Кадочникове вновь вспомнили, и предложения сниматься посыпались одно за другим. Но актёр был скуп на обещания и своё согласие давал не каждому. Так, в 1977-1978 гг. он сыграл только в двух картинах: "Сибириада" и "Сюда не залетали чайки" (оба фильма вышли в 1979 г.). В последней картине Кадочников снялся вместе со своим взрослым сыном Петром (он родился в середине 40-х, после школы поступил в политехнический институт, однако в 30 лет решил посвятить себя искусству - закончил ЛГИТМиК). К сожалению, это была их последняя совместная работа. Вскоре после нее Пётр трагически погиб. Эта гибель выглядела более чем странно.
  Весной 1981 г. Пётр предложил отцу съездить отдохнуть в Прибалтику на Игналинские озёра. Однако у Кадочникова-старшего в то время было много работы (он снимался сразу в трёх картинах), поэтому от предложения сына отказался. И Пётр отправился отдыхать один. А буквально через два дня после его отъезда Кадочниковым пришло сообщение, что их сын погиб.
Павел Кадочников   Как оказалось, его нашли мёртвым на дороге в нескольких километрах от Игнали. "Он часто на пикниках забавлялся тем, что пригибал берёзки и, держась за макушку, совершал полёты, - вспоминала Розалия Ивановна. - В тот роковой день попробовал "полетать" на сосне. Сосна - дерево не гнущееся, а ломающееся…" От падения и наступила смерть.
  Для Кадочниковых потеря единственного сына была настоящей трагедией. И единственным спасением для Павла Кадочникова тогда была работа - в 1982 г. он снялся сразу в пяти картинах.
  В 1985 г. артисту было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1987 г. на широкий экран вышла его очередная режиссёрская работа - фильм "Серебряные струны", посвящённый создателю первого в Росии оркестра народных инструментов Василию Андрееву. Через год, 2 мая 1988 г. Павел Петрович Кадочников скончался.
  Буквально сразу после его смерти по городу поползли слухи: Кадочников умер стоя! Поклонники его таланта не могли себе представить кумира умирающим в постели, не по-геройски. Впрочем, очевидцы тоже говорили: Кадочников поднялся с больничной койки, встал во весь рост - и рухнул! Отказало сердце...
  Похоронили Павла Кадочникова в Ленинграде на Серафимовском кладбище.

Саша Продан и Павел Кадочников в фильме "Проданный смех" Фильмография:
1. Несовершеннолетние - 1935 - Михась
2. Человек с ружьём - 1938 - молодой солдат
3. Яков Свердлов - 1940 - Лёнька Сухов/Максим Горький
4. Антон Иванович сердится - 1941 - Мухин
5. Разгром Юденича - 1941
6. Оборона Царицына ("Поход Ворошилова") - 1942
7. Иван Грозный - 1944-45 - Владимир Старицкий/халдей/Евстафий
8. Голубые дороги - 1947
9. Подвиг разведчика - 1947 - Федотов
10. Робинзон Крузо - 1947
11. Драгоценный зёрна - 1948
12. Повесть о настоящем человеке - 1948 - Мересьев
13. У них есть Родина - 1949 - Добрынин
14. Далеко от Москвы - 1950 - Ковшов
15. Заговор обречённых - 1950
16. Большая семья - 1954 - инженер СкобелевПавел Кадочников в фильме "Благочестивая Марта"
17. Запасной игрок - 1954 - Дедушкин/Светланов
18. Укротительница тигров - 1954 - Фёдор Ермолаев
19. Педагогическая поэма - 1955
20. Таланты и поклонники - 1955
21. Медовый месяц - 1956 - Алексей Рыбальченко
22. Пролог - 1956
23. Балтийская слава - 1957
24. Сын Иристона - 1959
25. Русский сувенир - 1960
26. Хлеб и розы - 1960
27. Самый медленный поезд - 1963
28. Государственный преступник - 1964
29. Музыканты одного полка - 1965
30. Продавец воздуха - 1967
31. Снегурочка - 1968 - Берендей
32. Прощание с Петербургом - 1971
33. Одиннадцать надежд - 1975 - болельщикМогила Павла Кадочникова на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге
34. Неоконченная пьеса для механического пианино - 1976 - Трилецкий
35. Сюда не залетали чайки - 1977 - дядя Роман
36. Жизнь Бетховена - 1978
37. Ищи ветра - 1978
38. Сибириада - 1978 - Вечный дед
39. Несколько дней из жизни И.И.Обломова - 1979
40. Санта Эсперанса - 1979
41. Ты только не плачь - 1979
42. Я хочу петь - 1979
43. Благочестивая Марта - 1980 - капитан Урбина
44. Идеальный муж - 1980
45. Рассказ неизвестного человека - 1980
46. Сицилианская защита - 1980
47. Бешеные деньги - 1981 - князь Кучумов
48. Две строчки мелким шрифтом - 1981
49. Ленин в Париже - 1981
50. Наше призвание - 1981
51. Ночь на четвёртом круге - 1981
52. Проданный смех - 1981 - барон Треч
53. Пропавшие среди живых - 1981
54. Сильва - 1981 - Ферри
55. Карантин - 1983 - прадедушка
56. Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры - 1983 - майор Шолто
57. Я тебя никогда не забуду - 1983
58. Блистающий мир - 1984
59. Блондинка за углом - 1984 - Огурцов
60. Последний визит - 1984
61. Три процента риска - 1985
62. Я вожатый форпоста - 1986
63. Поражение - 1987
64. Серебряные струны - 1987
65. Воспоминания о Шерлоке Холмсе - 2000 - майор Шолто

Поставил фильмы:
1. Музыканты одного полка - 1965
2. Снегурочка - 1968
3. Я тебя никогда не забуду - 1983
4. Серебряные струны - 1987

Использованные материалы:
Ф.Раззаков "Чтобы люди помнили"
"Смена", 25 февраля 2005 г. (Владимир Желтов "Павел Кадочников за Сталина пить не стал")
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Материалы и фотографии предоставлены Инной Джужа (г. Киев), а также с сайтов портала "Культура", "Советский экран", "Актёры советского кино", "Смена.ру", "Характерные актёры российского кино", "Московский некрополь", Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия.

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz