Павел Петрович
КАДОЧНИКОВ
Народный
артист СССР (1979). Лауреат Сталинской премии
(1948 - за участие в фильме "Подвиг
разведчика"; 1949 - за участие в фильме
"Повесть о настоящем человеке"; 1951 - за
участие в фильме "Далеко от Москвы"). Герой
Социалистического Труда (1985).
Родился 29 июля 1915 г. в
Петрограде. В период Гражданской войны отец
Павла перевёз семью (жену и двух сыновей -
Павла и Николая) к себе на родину - в деревню
Бикбарда Пермской губернии. Там и прошли
детство и отрочество Павла. Там он закончил
школу крестьянской молодежи, там же впервые
увлекся искусством. Любовь к нему привила ему
с младых ногтей его мать, женщина грамотная и
умная. Уже в детские годы Павел умел хорошо
рисовать, играл на различных музыкальных
инструментах. В отличие от Павла Николай к
искусству не стремился, отдавая предпочтение
естественным наукам. В дальнейшем это
определит его выбор профессии - он станет
биологом.
В детстве Паша любил бегать на
ярмарку. "Ну, и что ты там видел?" -
спрашивала его мать по возвращении, и сын
показывал. Вот мужик корову продавать привёл,
вот точильщик ножей, вот баба с горшками.
Получалось похоже. "Вырастет Павлуша -
артистом будет!" - заметил как-то отец. "И мне
так обидно стало, что я заплакал! -
посмеивался впоследствии народный артист
Советского Союза Павел Кадочников, вспоминая
свое босоногое детство. - Я же слышал, как о
человеке, ловко что-то укравшем, говорили: во
артист!.."
В 1927 г. семья Кадочниковых
вернулась в Ленинград. Павел выдержал экзамен
в детскую художественную студию и стал
заниматься живописью, мечтая стать
профессиональным художником. Однако судьбе
было угодно иное. Вскоре тяжело заболел отец,
и Павлу, как старшему в семье, пришлось идти
зарабатывать деньги: он устроился учеником
слесаря на завод "Красный путиловец". В 1929
г. Павел внезапно всерьёз увлекся театром, что
даже решил подать документы на актёрское
отделение театрального техникума при ТЮЗе. Во
время экзаменов он поразил преподавателей
своим несомненным талантом, и его приняли с
первой попытки. Профессор Борис Вольфович Зон
предложил абитуриенту что-нибудь почитать, а
выслушав, удивился:
- Что за чепуху ты читал?!
Кадочников смутился, но признался:
- Это мои стихи.
- Ну ладно, иди в аудиторию.
Когда через несколько месяцев
техникум расформировали, то класс Зона почти
полностью перевели в театральный институт. Так
Павел Кадочников стал студентом института в 15
(!) лет.
В институте среди старших товарищей Кадочников
не потерялся. Внешне он заметно выделялся -
большинство студентов ходили в простой и
дешёвой одежде, Павел форсил: носил бархатную
толстовку с бабочкой. Он прекрасно пел
неаполитанские песни, которые многих девушек
сводили с ума.
В 1935 г. Кадочников успешно
заканчивает театральный институт и попадает в
труппу Нового ТЮЗа. Его первой ролью был Лель
в "Снегурочке". Роль Купавы исполняла молодая
актриса Розалия Котович.
"Сразу у нас отношения как-то не
заладились, - вспоминала Розалия Ивановна. -
Подойду к нему с каким-нибудь комсомольским
поручением, а он отмахивается. Ну и я на него
махнула рукой: "Ай, Кадочников, ты вообще!.."
После подружки иронизировали: "Говорила:
"Кадочников, вообще!.." А сама вышла за него
замуж!.."
Моё отношение к Павлуше изменил
дипломный спектакль
"Снегурочка"... Работая над спектаклем, мы и
подружились. Павел провожал меня до общежития.
Стал ухаживать! Ухаживания продолжались и
когда мы стали работать в одном театре. Потом
поженились. Павел Петрович не делал мне
предложения. Надо сказать, что у меня был
роман с другим нашим актёром - хорошим,
красивым парнем. Но чего-то такого, единства
душ, что ли, как мне казалось, не было. Пусть
в нашем рассказе он будет Иваном. Иду я,
значит, с Иваном, а мне кажется, что рядом -
Павлик. Разговариваю с Иваном, а будто бы с
Павликом! Так продолжаться не могло.
Назначила я Ване встречу на
Марсовом поле, а Павлуше велела дожидаться у
моего общежития на Фонтанке. До сих пор не
забыть, как носком башмачка разгребала песок
на дорожке - долго не могла отважиться
сказать: "Прости, Ваня, я тебя не люблю..."
Вернулась к общежитию: "Всё, Павлик!.." Он
отвернулся: "Тогда я уеду из Ленинграда! Я не
смогу жить в одном городе с вами..." -
"Почему?!" - недоумеваю. "Ты же сказала: всё!"
- "С Ваней всё кончено, дурачок!.."
В день бракосочетания, 16 июля
1935 г., они должны были выступать в какой-то
концертной программе. Кадочников зашёл за
Розалией в общежитие. На пути к трамвайной
остановке неожиданно предложил: "Давай
распишемся". - "Давай".
- К тому времени нам уже стало ясно, что жить
мы друг без друга не сможем, - признавалась
Розалия Ивановна. - А проходили мы как раз
мимо административного здания, что на углу
Невского и Фонтанки, там был загс. Всё
произошло просто, у нас даже документов не
спросили.
В том же году состоялся дебют
Кадочникова в кино. В картине
"Несовершеннолетние" он сыграл крохотную роль
Михася, которую никто толком и не заметил. Сам
Кадочников, впервые увидев себя на экране,
сильно расстроился. Ему
показалось, что страшнее его на съёмочной
площадке никого не было. И он принял решение
больше в кино никогда не сниматься. Его
целиком захватила работа в театре. Роль
следовала за ролью, талант актёра креп и
совершенствовался. Вскоре ему стали доверять и
главные роли, например, Тартюфа в одноименной
пьесе Мольера.
В 1937 г. Новый ТЮЗ посетил
Сергей Юткевич. Он пришёл на спектакль
"Снегурочка" и впервые увидел в нём
Кадочникова. Игра молодого актёра произвела на
него приятное впечатление и... режиссёр
предложил ему роль в своём новом фильме
"Человек с ружьём"... То ли повлиял авторитет
Юткевича, то ли сказалась материальная
заинтересованность, но Кадочников предложение
режиссёра принял. Так он вновь попал на
съёмочную площадку, сыграв в ставшем затем
хрестоматийным фильме крохотную роль молодого
солдата.
Та встреча с Юткевичем определила
дальнейшую судьбу молодого актёра. Через два
года режиссёр вновь вспомнил про Кадочникова и
пригласил его сразу на две роли - в фильме
"Яков Свердлов" актёр должен был сыграть
самого Максима Горького и героя по имени
Ленька Сухой.
Однако настоящий успех в кино к
Кадочникову пришёл в 1941 г., в музыкальной
комедии Александра Ивановского "Антон Иванович
сердится". Последний съёмочный день картины
выпал на 21 июня. Утром следующего дня
началась война...
В конце июля Павел отправился в
районный комитет комсомола с заявлением в
народное ополчение, но секретарь райкома
ему отказал : "Ты снимаешься в "Обороне
Царицына" и "Походе Ворошилова". На
"Ленфильме" сообщили, что это фильмы
оборонного значения. Вернись на студию...
Сейчас война, но искусство не должно умереть.
С этого дня считай себя солдатом и выполняй
свой долг..."
Впоследствии Кадочников
будет часто сетовать на то, что не был
достаточно настойчив в своём стремлении уйти
на фронт. А недоброжелатели из киношных кругов
будут активно распускать сплетни о том, будто
Кадочников не попал на фронт... благодаря
своим гомосексуальным связям с режиссёром
С.Эйзенштейном. Мол, тот сделал всё возможное,
чтобы молодой любовник не попал в кровавую
мясорубку. Несмотря на то, что это была явная
ложь, находились люди, которые в неё
верили.
В 1942 г. на экраны страны
выходит двухсерийная кинолента "Оборона
Царицына" братьев Васильевых, в которой
Кадочников исполняет одну из главных ролей.
Вскоре после этого актёра приглашает Сергей
Эйзенштейн (вот когда слухи об их любовной
связи особенно сильно муссировались): в фильме
"Иван Грозный" Кадочникову пришлось
перевоплотиться во Владимира Старицкого. Его
актёрское мастерство столь впечатляюще, что
Эйзенштейн мечтает снять Кадочникова в двух
ролях в третьей серии картины: в роли
духовника царя Евстафия и Сигизмунда. Однако
этому желанию великого режиссёра не суждено
было сбыться: третья серия так и не была
снята.
Работа с великим режиссером круто
изменила творческую судьбу Кадочникова. В
середине 40-х актёр ушёл из театра и целиком
сосредоточился на работе в кино. В 1946 г.
режиссёр Борис Барнет задумал снимать первый
советский фильм о разведчике. На главную роль
- майора Федотова - претендует Николай
Крючков. Однако что-то у него не заладилось в
тот момент, и тогда взор режиссёра падает на
Кадочникова. В результате на свет рождается
прекрасный фильм "Подвиг разведчика".
Знаменитая фраза Федотова-Кадочникова: "Вы
болван, Штюбинг!" - становится любимым
выражением советских мальчишек той поры. Выйдя
на экраны страны летом 1947 г., фильм занял
1-е место в прокате. Через год картине была
присуждена Сталинская премия.
Картина ещё только выходила на
экран, а Кадочников уже приступил к съёмкам в
новой картине "Повесть о настоящем человеке"
(режиссёр Александр Столпер). В этом фильме
актёр должен был сыграть знаменитого летчика
Алексея Мересьева, потерявшего в бою обе ноги,
но нашедшего в себе силы вновь вернуться в
строй.Чтобы глубже войти в образ, Кадочников
наотрез отказался от услуг дублёров, в течение
четырёх месяцев ходил на настоящих протезах и
ползал по
снегу в лютый мороз. В прокате 1948 г. картина
заняла 2-е место. А через год её постигла
судьба "Подвига..." - картину наградили
Сталинской премией.
Свою третью Сталинскую премию
Кадочников получил в 1951 г. за участие в
фильме "Далеко от Москвы". Снял её все тот же
А.Столпер, однако она проигрывала из-за
низкого качества литературного материала.
После этого в течение пяти лет Кадочникова в
кино не снимали.
В 1954 г. режиссёр А.Ивановский
вновь вспомнил о Кадочникове (они встречались
на съёмках фильма "Антон Иванович сердится") и
предложил ему главную роль в
картине "Укротительница тигров". Участие в
этом фильме принесло актёру новую волну успеха
и славы. Так же, как и после выход картины
"Подвиг разведчика", актёра стали заваливать
любовными посланиями многочисленные
поклонницы. Слухи о его любовных связях (на
этот раз с женщинами!) приобрели
фантастические масштабы. Одновременно с
"Укротительницей тигров" Кадочников снялся ещё
в двух картинах: в "Большой семье" и "Запасном
игроке".
Популярность Кадочникова в те
годы была необыкновенная. "Стоило нам сесть в
поезд - весь состав знал, в каком вагоне, в
каком купе едет Кадочников, - Стучат в дверь,
открываю: "Что вам угодно?" - "Мы хотим выпить
с Павлом Петровичем". - "Если бы Павел
Петрович пил со всеми, то он бы давно погиб и
как артист, и как человек. Извините, и не
обижайтесь..." Вернулся из Москвы, жалуется:
"Сил никаких нет!.. В гостиничном ресторане не
смог пообедать. Со всех сторон полезли с
бутылками, с рюмками: "Такой случай! Давайте
выпьем!.." - "Не могу, мне после обеда
работать..." За кого только не предлагали
выпить! Дошло до вождя: "Ну уж за Сталина-то
вы выпьете?!" Выкрутился: "В другой раз - с
удовольствием, сейчас - не могу!.." Но из
ресторана пришлось уйти не солоно
хлебавши!"
В 50-60-е годы Кадочников
продолжал сниматься в кино, причём в отличие
от актёров своего поколения, довольно часто:
иногда по пять фильмов в год. Правда, заметных
работ среди них не было. Видимо, чувствуя это,
Кадочников решил попробовать себя на поприще
режиссуры. В результате на свет появились
фильмы, снятые им, - "Музыканты одного полка"
(1965), "Снегурочка" (1970), "Я тебя никогда
не забуду" (1984).
Уход
в режиссуру имел ещё одно основание: в
середине 60-х Кадочников внезапно попал в
немилось к высокому кинематографическому
руководству. Режиссёры перестали приглашать
его сниматься, не давали ему новых работ и на
театральной сцене. Единственным заработком в
те дни были концерты. с которыми он выезжал во
многие города Советского Союза. В свободное от
работы время Кадочников рисовал, занимался
скульптурой, писал прозу.
Полоса забвения продолжалась до
1976 г., пока режиссер Никита Михалков
внезапно не предложил ему одну из ролей в
фильме "Неоконченная пьеса для механического
пианино". После выхода картины на экран о
Кадочникове вновь вспомнили, и предложения
сниматься посыпались одно за другим. Но актёр
был скуп на обещания и своё согласие давал не
каждому. Так, в 1977-1978 гг. он сыграл только
в двух картинах: "Сибириада" и "Сюда не
залетали чайки" (оба фильма вышли в 1979 г.).
В последней картине Кадочников снялся вместе
со своим взрослым сыном Петром (он родился в
середине 40-х, после школы поступил в
политехнический институт, однако в 30 лет
решил посвятить себя искусству - закончил
ЛГИТМиК). К сожалению, это была их последняя
совместная работа. Вскоре после нее Пётр
трагически погиб. Эта гибель выглядела более
чем странно.
Весной 1981 г. Пётр предложил
отцу съездить отдохнуть в Прибалтику на
Игналинские озёра. Однако у
Кадочникова-старшего в то время было много
работы (он снимался сразу в трёх картинах),
поэтому от предложения сына отказался. И Пётр
отправился отдыхать один. А буквально через
два дня после его отъезда Кадочниковым пришло
сообщение, что их сын погиб.
Как
оказалось, его нашли мёртвым на дороге в
нескольких километрах от Игнали. "Он часто на
пикниках забавлялся тем, что пригибал берёзки
и, держась за макушку, совершал полёты, -
вспоминала Розалия Ивановна. - В тот роковой
день попробовал "полетать" на сосне. Сосна -
дерево не гнущееся, а ломающееся…" От падения
и наступила смерть.
Для Кадочниковых потеря
единственного сына была настоящей трагедией. И
единственным спасением для Павла Кадочникова
тогда была работа - в 1982 г. он снялся сразу
в пяти картинах.
В 1985 г. артисту было присвоено
звание Героя Социалистического Труда, а
в 1987 г. на широкий экран вышла его
очередная режиссёрская работа - фильм
"Серебряные струны", посвящённый создателю
первого в Росии оркестра народных инструментов
Василию Андрееву. Через год, 2 мая 1988 г. Павел
Петрович Кадочников скончался.
Буквально сразу после его смерти
по городу поползли слухи: Кадочников умер
стоя! Поклонники его таланта не могли себе
представить кумира умирающим в постели, не
по-геройски. Впрочем, очевидцы тоже говорили:
Кадочников поднялся с больничной койки, встал
во весь рост - и рухнул! Отказало
сердце...
Похоронили Павла Кадочникова в
Ленинграде на Серафимовском кладбище.
Фильмография:
1. Несовершеннолетние - 1935 -
Михась
2. Человек с ружьём - 1938 - молодой
солдат
3. Яков Свердлов - 1940 - Лёнька
Сухов/Максим Горький
4. Антон Иванович сердится - 1941 -
Мухин
5. Разгром Юденича - 1941
6. Оборона Царицына ("Поход Ворошилова") -
1942
7. Иван Грозный - 1944-45 - Владимир
Старицкий/халдей/Евстафий
8. Голубые дороги - 1947
9. Подвиг разведчика - 1947 -
Федотов
10. Робинзон Крузо - 1947
11. Драгоценный зёрна - 1948
12. Повесть о настоящем человеке - 1948 -
Мересьев
13. У них есть Родина - 1949 - Добрынин
14. Далеко от Москвы - 1950 -
Ковшов
15. Заговор обречённых - 1950
16. Большая семья - 1954 - инженер
Скобелев
17. Запасной игрок - 1954 -
Дедушкин/Светланов
18. Укротительница тигров - 1954 - Фёдор
Ермолаев
19. Педагогическая поэма - 1955
20. Таланты и поклонники - 1955
21. Медовый месяц - 1956 - Алексей
Рыбальченко
22. Пролог - 1956
23. Балтийская слава - 1957
24. Сын Иристона - 1959
25. Русский сувенир - 1960
26. Хлеб и розы - 1960
27. Самый медленный поезд - 1963
28. Государственный преступник - 1964
29. Музыканты одного полка - 1965
30. Продавец воздуха - 1967
31. Снегурочка - 1968 - Берендей
32. Прощание с Петербургом - 1971
33. Одиннадцать надежд - 1975 -
болельщик
34. Неоконченная пьеса для механического
пианино - 1976 - Трилецкий
35. Сюда не залетали чайки - 1977 -
дядя Роман
36. Жизнь Бетховена - 1978
37. Ищи ветра - 1978
38. Сибириада - 1978 - Вечный дед
39. Несколько дней из жизни И.И.Обломова -
1979
40. Санта Эсперанса - 1979
41. Ты только не плачь - 1979
42. Я хочу петь - 1979
43. Благочестивая Марта - 1980 - капитан Урбина
44. Идеальный муж - 1980
45. Рассказ неизвестного человека - 1980
46. Сицилианская защита - 1980
47. Бешеные деньги - 1981 - князь
Кучумов
48. Две строчки мелким шрифтом - 1981
49. Ленин в Париже - 1981
50. Наше призвание - 1981
51. Ночь на четвёртом круге - 1981
52. Проданный смех - 1981 - барон
Треч
53. Пропавшие среди живых - 1981
54. Сильва - 1981 - Ферри
55. Карантин - 1983 - прадедушка
56. Приключения Шерлока Холмса и доктора
Ватсона. Сокровища Агры - 1983 - майор
Шолто
57. Я тебя никогда не забуду - 1983
58. Блистающий мир - 1984
59. Блондинка за углом - 1984 - Огурцов
60. Последний визит - 1984
61. Три процента риска - 1985
62. Я вожатый форпоста - 1986
63. Поражение - 1987
64. Серебряные струны - 1987
65. Воспоминания о Шерлоке Холмсе - 2000 -
майор Шолто
Поставил фильмы:
1. Музыканты одного полка - 1965
2. Снегурочка - 1968
3. Я тебя никогда не забуду - 1983
4. Серебряные струны - 1987
Использованные материалы:
Ф.Раззаков "Чтобы люди помнили"
"Смена", 25 февраля 2005 г. (Владимир Желтов
"Павел Кадочников за Сталина пить не
стал")
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Материалы и фотографии предоставлены Инной
Джужа (г. Киев), а также с сайтов портала
"Культура", "Советский экран", "Актёры
советского кино", "Смена.ру", "Характерные
актёры российского кино", "Московский
некрополь", Энциклопедии кино
Кирилла и Мефодия. |