Валентина Ивановна
КАРАВАЕВА
Родилась 21
мая 1921 г. в Вышнем Волочке - городе, о котором в столице мало кто
слышал. С такой несправедливостью будущей звезде мириться было сложно. Да
она и не умела мириться с тем, что была в силах изменить. Её
отец, Иван Караваев, был служащим - образованный человек служил
управляющим в имении фон Винтерхальтеров, недалеко от Иваново-Вознесенска.
После революции оказался в деревне Бузовлево, где влюбился в чудесную
певунью, дочку священника Полину. Послушать, как Полина поёт "Лучинушку",
"Выхожу один я на дорогу" сбегалась вся деревня. Иван
и Полина обвенчались и вскоре у них родилась дочь. Когда девочке исполнилось пять лет, она вынудила родителей поменять её имя:
Алла - так назвали девочку при рождении - казалось ей совсем не звучным, не
подходящим для настоящей звезды экрана. Слухи о нэпе заставили
семейство податься в город, где Иван Караваев затеял собственное
дело. У Валентины появилась сестра, потом другая, а отца вскоре
не стало: чахотка сразила его. Мать пошла работать - её взяли уборщицей
в местную библиотеку, и Валечка, для которой букварём было Евангелие,
часами сидела меж книжных полок. В пятом классе она решила:
"Хватит ходить в школу, больше не буду!" и начала готовиться к экзаменам,
чтобы закончить обучение экстерном. К своей мечте стать актрисой она шла с
самого детства: разучивала монологи, пела песни, писала во все театральные
школы письма с просьбами дать ей шанс. И, не получив ни одного ответа,
решилась на отчаянный шаг - написала самому Сталину: "Разрешите мне немедленно
стать
актрисой, чтобы служить нашему искусству". Неизвестно, прочёл ли вождь
письмо Караваевой, но вскоре случилось чудо: пришёл вызов - девочку
приглашали в Москву для поступления на актёрские курсы при
"Мосфильме". Для родных большим ударом было то, что четырнадцатилетняя
девочка просто убежала из дома, оставив лишь записку: "Еду в Москву, чтобы
стать актрисой". И, вопреки всему, стала. Солидная экзаменационная комиссия,
в которую входили знаменитые Эйзенштейн, Тарханов, Барнет, Райзман,
выслушав девочку в красном галстуке, читавшую Чехова, постановили:
принять в школу-студию при "Мосфильме" под коллективную
опеку. Училась она самозабвенно, и уже через несколько месяцев, в 1938 г., снялась в
эпизодической роли в фильме Бориса Барнета "Ночь в сентябре". Правда, родным Валя не сообщила ничего - рано было, её
звездный час ещё не пробил. Юлий Райзман стал для Караваевой крёстным отцом в кино. Она училась у него
на курсе и всегда поражала режиссёра своей увлеченностью и упорством: так,
как Валентина, не занимался никто из студентов. Картина "Машенька" - о любви
почтовой служащей и шофёра - снималась в тяжелые для страны годы.
Естественно, Райзман хотел видеть в главной роли девушку, способную
воодушевить бойцов, вселить в них веру и надежду на победу, заставить
вспомнить, что где-то ждут и их... Само участие Караваевой в пробах наравне
со знаменитыми актрисами было для неё огромным подарком. Но Райзмана не
устроил никто из претенденток. Он даже хотел на время отложить съёмки, но
неугомонная студентка всё-таки упросила дать ей ещё один шанс. И сыграла
так, что режиссёр тут же решил утвердить девушку на роль. В это время
Валентина написала письмо матери: "Единственная, дорогая моя матушка, добрая
ты моя душенька, ты вот пишешь: "Машенька" будет твоя".
Мамочка, что-то очень мне тяжело. Некому сказать больше, а сердце рвётся.
Боюсь я, что ничего не выйдет у меня. И, может быть, и не потому,
что я совсем без таланта, а потому, что сложная огромная жизнь давит
меня, душит, нет сил. Неужели, ну неужели уплывёт, уйдёт, бросит
меня и моя Машенька? Господи, господи, ой как тяжело. Я очень плохой,
плохой я человек. Ну, пусть всё, всё будет отнято из моей жизни, но чтоб я
стала горячей и хорошей Машенькой. Мамочка,
Машенька для меня - это жизнь". Знала ли Валентина, насколько
пророческими окажутся её слова, насколько точно исполнит их судьба, подарив
эту долгожданную роль - и отняв затем всё? "Машеньку" снимали больше года -
начали в Москве, а завершили работу над фильмом в Алма-Ате, куда
эвакуировали "Мосфильм". Сказать, что Караваева была поглащена ролью - не
сказать ничего. Она вообще казалась очень странной всем, кто работал с ней в
эти дни. Как-то раз ночью Вера Алтайская встретила девушку в коридоре
гостиницы и обомлела: Валя была босая, на плечах - простыня, а в зубах она
зажала розу. - Что с тобой? Куда ты? - перепугалась Алтайская. - На
свидание, - улыбнулась та. - Какое свидание в три часа ночи? С кем?! -
С
мужчиной, конечно. Меня ждёт Сервантес. Караваева многих удивляла своим
актёрским даром. Играла она и в жизни, но так, что сама верила, будто живёт,
а не играет. Когда после выхода фильма стало известно, что актриса получила
Сталинскую премию, к ней в номер каждую минуту кто-то заглядывал и в
очередной раз сообщал радостное известие. Соседка по комнате была поражена
тем, насколько убедительно Караваева снова и снова разыгрывала полное
изумление: - Ну что вы, я ничего не знаю. Вы первый сообщаете мне. Спасибо
вам, спасибо! И бросалась целовать руки вестника. Картина
имела оглушительный успех. Слава в одночасье
обрушилась на девушку: после премьеры фильма её имя как молитву повторяли
тысячи солдат. Она стала "горячей и хорошей Машенькой", как и просила у
судьбы. Скоро Караваевой вновь крупно повезло. Вслед за "Машенькой"
на Центральной объединённой киностудии режиссёр Абрам Роом начал
снимать фильм "Тоня". В главной роли - Валентина
Караваева. Но... "Тоню" запретили и на экран не выпустили.
В заключение Госфильмофонда говорилось о "наличии оттенка женственности,
который был придан героине". К тому же вспоминать в 1943 г.
об отступлении Красной Армии в начале войны считалось недопустимым.
Караваева не очень переживала запрет. Она была полна
новых планов: Юлий Райзман опять пригласил её - в свою
новую картину "Небо Москвы". Такой чести не удостаивались даже звёзды:
режиссёр никого не снимал дважды. И, кроме того, маячила заманчивая перспектива
- роль Зои Космодемьянской в картине Лео Арнштама. Но случилось страшное. 11
июля 1943 г. в Куйбышеве, по дороге на
съёмочную площадку, актриса попала в автокатастрофу. Врачи с трудом спасли ей
жизнь. Когда девушка пришла в сознание, ей объявили: - К сожалению, детей
вы иметь не сможете... - А сниматься? - схватив за рукав доктора, кричала
Караваева. - Сниматься я смогу?! - Посмотрим, пока говорить рано. Нужны операции...
Следующие месяцы Валентина жила в ожидании того, что вот-вот всё
изменится и врачи найдут способ убрать с её лица огромный шрам. Но медики
оказались бессильны... Жизнь пришлось начинать заново. Но в этой жизни
уже не было кино. Кому нужна была эта двадцатидвухлетняя девчонка с глазами,
полными слёз, и рассечённым лицом? Но всё-таки её приняли в актёрскую
бригаду. Вторые роли, творческие вечера, песни и романсы, которые она пела
для рабочих... Актрисе трудно было смириться с таким поворотом судьбы. В
сорок пятом ей выпал случай всё изменить. На одном из приёмов в английском
посольстве она познакомилась с английским дипломатом Чапменом, элегантным, по-английски
сухощавым, стройным человеком средних лет. Они танцевали в большом
зале незабываемый "Шотландский вальс", знакомый по фильму
"Мост Ватерлоо". Смотрели фильмы с Джорджем Формби. Несколько
раз Чапмен проводил её домой. А когда он,
единственный наследник огромного состояния титулованных родителей, увидел"Вальечку"
забинтованную и только её большие глаза по-прежнему светились надеждой
и любовью, понял, что жить без неё не может. Вскоре они
поженились. В 1944 г. режиссёр Театра им. Моссовета Юрий Завадский
решил поставить чеховскую "Чайку". На роль Нины Заречной
он пригласил Валентину Караваеву. Её выступление в этом спектакле
стало событием в московской театральной жизни. Вся Москва ломилась
на "Чайку" с Караваевой. Спектакль Театра им. Моссовета
словно реабилитировал знаменитую чеховскую пьесу, когда-то потерпевшую
оглушительный провал. Говоря об этой постановке, Юрий Александрович
отмечал, что успех её во многом обязан "молодой, необычайно
одарённой актрисе Валентине Караваевой, в игре которой есть нечто,
предвосхищавшее рождение второй Комиссаржевской". Но
сыграла свою "Чайку" она всего лишь несколько раз. "Я не востребована здесь как актриса,
- писала Валентина Караваева в письме в ЦК партии. - Я, лауреат Сталинской премии, могу
сыграть ещё много ролей, если мне будет оказана медицинская помощь за
границей. Я была и остаюсь советским человеком, верным коммунистической
партии, но прошу дать мне возможность уехать из Союза". И скоро они с мужем
отправились в Англию. Много слухов ходило в те годы об этом странном романе.
Некоторые утверждали, что замуж Караваева вышла по расчёту, чтобы получить
медицинскую помощь за границей, другие - что так девушка мстила своему
бывшему возлюбленному. В военного по имени Александр она влюбилась ещё
студенткой. Он был женат, и "звёздная" девочка, скорее всего, была для него
всего лишь дорогим "трофеем". В последний раз они встретились уже после её
возвращения из-за границы. Встретились и разошлись навсегда. "Ты не
разглядел, что это странное существо, несмотря ни на что, было всё-таки
лучше той юной девчонки, чьё фото ты хранил, - написала в своём прощальном
письме Караваева. - Потому что та девчонка могла целовать Алексея в
"Машеньке", думая о тебе, вспоминая тебя, но в то же время могла и
ненавидеть тебя, и мстить тебе, целуя другого. Всё, что я когда-либо делала
в творчестве, было связано с тобой, питалось тобой, даже против моей воли и
без участия моего сознания". Пять лет эмиграции казались Валентине бесконечными. Английские и швейцарские
медики так и не смогли помочь ей избавиться от шрама. В театр её никто не
брал, и это было самым сильным ударом. Бесконечная череда светских раутов, путешествия по Европе, покупки новых нарядов - всё это очень скоро
наскучило. Живя в Швейцарии, она играла в народном театре русской общины, но
это была самодеятельность, ей же хотелось больших, серьёзных ролей. Пугая
мужа разговорами о возвращении, она всё чаще и чаще тайком писала письма на
Родину, хотя и знала, что Сталин, разгневанный "бегством" нескольких актрис
за границу, запретил им возвращаться в Советский Союз. Но Караваева не могла
успокоиться. Её метаний не понимал ни муж, ни его родители: -
Что тебе нужно? Что тебе не хватает? - От тебя и твоего семейства
- ничего! - отвечала Валентина, отойдя от истерики. - Я откажусь
от всего, перейду на хлеб и воду, пойду на панель, ночи напролёт
буду стоять у нашего посольства, но добьюсь возвращения в Москву!
И случилось чудо -
из ЦК Партии пришёл ответ: "Напишите, как вы раскаиваетесь, что уехали из
СССР, как вам плохо живётся в капиталистической стране". И она написала -
получился целый трактат под названием "Путь к Родине". Такое рвение было
оценено, и актрисе всё-таки разрешили вернуться. Ни мольбы мужа, ни
проклятия его родителей не смогли заставить Караваеву изменить своё
решение. С собой в Советский Союз она увозила не платья и драгоценности, а
два флакона мгновенно действующего яда - прощальный подарок мужа, который
хотел уберечь любимую женщину от ужасов возможного ареста. Её не арестовали,
но страх перед репрессиями и бытовая неустроенность сделали своё дело - у
Караваевой началась тяжёлая депрессия. Она перестала спать, день и ночь сидела у окна, и за каждым деревом ей
мерещились агенты НКВД. У неё началась мания преследования. В один из дней,
когда возвращалась из магазина, в подъезд за ней вошёл человек в чёрном кожаном
пиджаке. Она сама не помнила, как добежала до двери, закрылась на все замки,
достала флакончики с ядом и залпом выпила. Очнулась уже в больнице. К
счастью, в тот раз её спасли. Кто вызвал
"скорую", осталось загадкой... В её архивах осталась
одна из глав романа "Путь к Родине", послужившего
ей пропуском в СССР. Над своим сочинением она работала, вернувшись
в столицу летом 1950 г., в гостинице "Москва", куда поместили
её, прикрепив литературного консультанта в штатском. Два
месяца работы не принесли результата: Караваева писала, как она
любит Родину, как человеку трудно, невозможно остаться без неё,
но не скрывала своего восхищения странами, в которых бывала, людьми,
с которыми сталкивала её судьба. Не от этого ждали от неё. -
Почему бы вам не рассказать о причинах вашего отчаяния? Об отчаянии
советского человека, оказавшегося в капиталистическом окружении?
- спрашивал консультант. Что она могла ему ответить?
Говорить о том, что без актёрской профессии она не смогла бы жить
и на луне, где нет капитализма?! Она молчала. И
в конце года ей предложили отправиться в Вышний Волочёк: - Там
ваша мать и сёстры. - Но что я буду там делать? Я должна играть!
Я не могу без кино, без театра! - В сентябре гортеатр драмы Вышнего
Волочка открывает свой сезон. Там уже ждут вас. По
существу это была ссылка. Год она томилась от провинциальной скуки, писала письма, требовала
перевести её в какой-нибудь центральный театр. Ответ пришёл через полгода:
"Ставим в известность, что ввиду отсутствия свободных вакансий предложить
вам работу в театрах Ленинграда не представляется возможным.
Оставлять работу в Вышневолоцком театре не рекомендуем". Но она не послушалась: собрала вещи
и уехала в Москву. Был 1952-й год. А вскоре её вызвали в Министерство иностранных дел. Как
тогда показалось актрисе - чтобы выслать её из страны за своеволие. Но всё
обошлось. Ей сообщили, что муж погиб в автокатастрофе, а его родители
отказали беглянке в наследстве. Караваева с лёгким сердцем подписала все
документы, сказав лишь одно: "Если вам удастся отстоять эти деньги, отдайте
их детским домам и больницам". И ушла. Все последующие годы Караваева
скиталась по съёмным комнатам и еле перебивалась на ту зарплату, которую ей
платили в Театре киноактёра. Уже через много лет после смерти Сталина, в 1964
г., она сыграла острохарактерную роль придворной дамы в первой экраницации
"Обыкновенного чуда". Много дублировала - её голосом говорят героини Марлен
Дитрих, Греты Гарбо, Бетт Дэвис в фильмах "Красное и чёрное", "Джузеппе
Верди", "Моя бедная любимая мать", "Всё о Еве", "Свидетель обвинения",
"Смерть велосипедиста". Но мечтала она о кино. Мечтала так отчаянно, что
сама решила подарить себе главные роли. Накопив кое-что, она купила
кинокамеру. Больше двадцати лет Караваева блистала в своих фильмах, сама
проявляла плёнку, сама аплодировала себе, когда смотрела картины на
кинопроекторе. Она мечтала сыграть Нину Заречную в кино. И
сыграла... Подыгрывали актрисе фотографии на стене и чайка - чучело птицы,
которое она сама смастерила из проволоки и перьев... Вот что сказал о
Караваевой режиссёр Георгий Параджанов, посвятивший ей документальный фильм:
"За окном - смены правительств, олимпиады, фестивали и салюты, а она -
играет. Нет, она не была сумасшедшая. Она была странная. Гениальная в своём
роде. А кому нужен нормальный актёр? Нормальный художник? Нет ничего
страшнее, когда "всё как у людей", когда все - под одну гребёнку... Как
сказал Альбер Камю, искусство - это бунт перед действительностью. Караваева
была одна из немногих, которые бунтовали". Глеб Скороходов,
автор замечательной телепередачи "В поисках утраченного", вспоминает:
"Мысль о том, что нужно бы сделать программу об исполнительнице заглавной
роли в "Машеньке", Валентине Караваевой, преследовала
меня давно... Я раздобыл её телефон, позвонил ей. -
А что собираетесь обо мне говорить? - недоумённо спросила она. -
Ничего радостного, что ждут от вас ваши зрители, не будет. Да и
к чему сегодня эта болтовня? Рассказывать о несбывшихся мечтах?
Чьих? Актрисы, которую уже никто не помнит и которая сама хочет,
чтобы её навсегда забыли и больше не вспоминали?! Неужели вы всерьёз
полагаете, что тысячу раз повторенные призывы "чтобы помнили",
действительно могут на кого-то подействовать?! Человек странное
создание: его память сохраняет только то, что ему нужно сегодня.
Всё остальное - хлам, место которому на помойке! И если прошлое
утрачено - значит, так и должно быть. И нечего в нём копаться!
Она говорила быстро, без пауз, не останавливаясь. В
её голосе, таком знакомом не только по картинам, в которых она снималась,
но и по десяткам фильмов, в которых она озвучила множество мировых
звёзд зарубежного экрана, слышались боль и раздражение. Я не мог
вставить в её монолог ни слова. - Не надо меня ни в чём убеждать.
Никому это не удавалось. И вам тем более. Отложим этот разговор,
- вдруг предложила Валентина Ивановна. - И не делайте бесполезных
движений! Не надо ничего обо мне читать, не надосмотреть мои фильмы.
Если я соглашусь работать с вами, то это будет ни на что не похожая
программа: актриса у экрана, её роли, Чехов, Ибсен, Толстой. Всё
не для нашего телевидения! А дальше всё вообще было
странным. Валентина Ивановна больше к телефону не подходила. Я забеспокоился,
позвонил в гильдию актёров, не уехала ли Караваева за границу, или,
не дай Бог, случилось что-то непоправимое. - Ничего необычного,
- сказали мне. - В Англию она собирается уже третий год подряд -
всё укладывает чемоданы. Приезжайте к ней сами: может, у неё просто
нет настроения брать трубку. Вон со студии Горького звонят ей уже
десять дней подряд - она гонорар за дубляж не получила - и никакого
результата. После занятий во ВГИКе я подъехал к
дому 182 по Проспекту Мира - это рядом. Квартира Караваевой 89 на
втором этаже. Звоню. За дверью шаги - слава Богу! Звоню ещё раз
- молчание. Вдруг выходит соседка по площадке. Мы
познакомились. Раиса Васильевна стучит в дверь: - Валентина Ивановна!
К вам пришли. Это Скороходов - мы с вами говорили о нём. За
дверью тишина. И неожиданно зазвучал голос Караваевой. Громко. Очень.
Магнитофон, что ли? -
Наверное, она репетирует, - сказала Раиса Васильевна. - У неё в
комнате никакой мебели. Только на кухне - столи и стул. "Кухня
- моя костюмерная и гримёрная, - говорит она, - а комната - сцена..."
Она скончалась на этой сцене." Её смерть долгое время мог бы
никто и не заметить... если бы чуткая соседка, которая привыкла каждый
день слышать бархатный голос забытой всеми актрисы, не заставила взломать
дверь. В это время в доме как раз прорвало трубы, так что зрелище,
представшее глазам вошедших, граничило с кошмарным сном: в заполненной водой
пустой комнате плавали листы бумаги, сценические наряды и киноплёнка...
Валентина Караваева не смогла смириться с судьбой, которая на пике славы так
жестоко лишила её всего. Она до последнего дня играла свои любимые роли.
Даже несмотря на то, что зрителей у неё давно не было. Плёнки, которые
нашли после её смерти, удалось частично восстановить. На них немолодая
актриса пронзительным голосом читает: "Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые
олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те,
которых нельзя было видеть глазом, - словом, все жизни, все жизни, свершив
печальный круг, угасли..." Угасла и её жизнь. Незаметно. Даже родственники о
смерти актрисы узнали из газет. Им она как-то написала, что получила
огромное наследство от Чапмена и вновь собирается замуж... Разве могла
знаменитая "Машенька" признаться, что умирает в нищете и
одиночестве? Врачи констатировали, что смерть наступила между 25 и 30
декабря 1997 г. Она похоронена на заброшенном участке Хованского
кладбища, на её могиле нет ни креста, ни памятника - только ржавая табличка
с надписью : "В.И.Чапмен"...
Фильмография:
1. Ночь в сентябре - 1939 - эпизод 2.
Будни - 1940 3. Закон
жизни - 1940 4. Суворов - 1940 - эпизод 5. Машенька - 1942 - Машенька Степанова
6. Наши девушки
(новелла из киноальманаха "Боевой киносборник") - 1942
7. Небо
Москвы - 1944 8. Обыкновенное чудо - 1964 - Эмилия
9. Любить
- 1968
Использованные материалы:
М.Забелина "Раненая чайка Валентина
Караваева" (журнал "Наше кино", №8, декабрь 2004) Г.Скороходов
"Непохожая на других" ("В поисках утраченного",
2000) Л.Грабенко "Долина кукол" Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия Материалы
предоставлены Инной Джужа. Фотографии предоставлены Ириной Л.,
с сайта Музея кино и сайта "Люди".
|