На главную
страницу

Михаил Кедров
02.01.1894-22.03.1972

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Михаил Николаевич КЕДРОВ

  Народный артист СССР (1948). Лауреат Сталинских премий (1946, 1949, 1950, 1952).
  Родился 21 декабря 1893 г. (2 января 1894 г.) в Москве в семье священника. Со школьных лет участвовал в любительских драматических кружках как актёр и режиссёр; увлекался живописью и скульптурой. После Великой Октябрьской социалистической революции учился в Свободных художественных мастерских (с 1921 г. - ВХУТЕМАС). В 1920 г. поступил в театральную студию им. Грибоедова (руководитель В.В.Лужский), в которой преподавал К.С.Станиславский. В 1922 г. принят во 2-ю Студию МХАТ, с 1924 г. - в труппе МХАТ.
  Начал выступать как актёр на сцене студии, одновременно исполняя эпизодические роли в спектаклях МХАТа (Христиан Иванович - "Ревизор" Гоголя, Меньшиков, Миних и Грюнштейн - "Елизавета Петровна" Смолина, сторож Максим - "Дни Турбиных" Булгакова, секретарь суда и судья Бридуазон - "Женитьба Фигаро" Бомарше, и др.). В 1927 г. в спектакле "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова создал обаятельный образ героя-партизана, китайца Синь-Бин-У. В том же сезоне он в остросатирической манере сыграл роль попа Ионы в пьесе Леонова "Унтиловск", а в 1931 г. - кулака Квасова в спектакле "Хлеб" Киршона. К числу лучших актёрских работ Кедрова относятся также Манилов ("Мёртвые души", 1932), Захар Бардин ("Враги", 1935), Каренин ("Анна Каренина", 1938), Мирон Горлов ("Фронт", 1942), Тартюф и др. В искусстве Кедрова тонкое чувство художественной правды сочеталось с глубоким постижением социальной сущности характера, мягкость артистических средств с яркостью сценического перевоплощения, пластической выразительностью формы. В 30-х гг. Михаил Кедров начал работать как театральный педагог и режиссёр. Его первая постановка "В людях" (1933, инсценировка произведений М.Горького) прочно вошла в репертуар театра, получила высокую оценку. В.И.Немирович-Данченко привлёк Кедрова к совместной работе над постановкой пьесы "Враги" (1936), сыгравшей значительную роль в становлении метода социалистического реализма на советской театральной сцене.
  В 1936 г. Станиславский пригласил Кедрова вести режиссёрско-педагогическую работу в Оперно-драматической студии, где под его руководством был создан ряд драматических и оперных спектаклей: "Три сестры", "Чио-Чио-сан" и др. После смерти Станиславского стал творческим руководителем Оперно-драматической студии-театра им. К.С.Станиславского (1938-48), а затем Школы-студии им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТе. В 1936 г. возглавил группу актёров МХАТа, работающих над изучением нового творческого метода К.С.Станиславского. На основе этой экспериментальной работы Кедровым был поставлен спектакль "Тартюф" (1939), где он играл заглавную роль. Станиславский называл его своим ближайшим помощником по созданию "системы".
   Среди лучших спектаклей, поставленных Кедровым, "Глубокая разведка" Крона (1943; Сталинская премия, 1946), "Дядя Ваня" Чехова (1947), "Плоды просвещения" Л.Н.Толстого (1951; Сталинская премия, 1952), "Третья патетическая" Погодина (1958), "Зимняя сказка" Шекспира (1958), "Над Днепром" Корнейчука (1961), "Ревизор" Гоголя (1967) и др.
  Снимался в кино ("Любовь и ненависть", "Над Днепром" и др.)
  Умер 22 марта 1972 г. в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище. 



Фильмография:

1. Томми - 1931
2. Любовь и ненависть - 1935 - техник шахты
3. Залп "Авроры" - 1952 - Большов
4. Над Днепром - 1961 - СизовМогила Михаила Кедрова на Ваганьковском уладбище







Использованные материалы:
М.Н.Кедров "Статьи, речи, беседы, заметки"
"Театральная жизнь" №12, 1972
Большая Советская Энциклопедия.
Материалы предоставлены Андреем Кручинкиным.
Фотография могилы Михаила Кедрова предоставлена Сергеем Лепешкиным.

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz