Владимир
Владимирович КЕНИГСОН
Народный артист
СССР (1982). Лауреат Сталинской премии (1950,
за участие в фильме "Падение Берлина"). Родился 25 октября (7 ноября) 1907 г.
в Симферополе. Окончил студию при
Симферопольском драматическом театре (1925) и был принят в его труппу. Играл на
периферии – в Куйбышеве, Днепропетровске и других городах. Среди заметных ролей
Кенигсона этого периода – Уриэль Акоста в одноименной драме К.Гуцкова, Фердинанд
в "Коварстве и любви" Ф.Шиллера, Протасов в "Живом трупе" Л.Толстого,
Свердлов в "Большевике" Д.Дэля.
В 1940–49 гг. Кенигсон работал в Камерном театре под руководством А.Я.Таирова.
Играл Незнамова ("Без вины виноватые" А.Островского), Куслана ("Жизнь в
цитадели" А.Якобсона), Брагина ("О друзьях-товарищах" В.Масса и
М.Червинского), Вилхо ("Ветер с юга" Э.Грина и В.Филиппова), Пике ("Лев
на площади" И.Эренбурга), Мишу ("Раскинулось море широко" А.Корнейчука).
С 1949 г. Кенигсон – артист Малого театра. С первых
же шагов на прославленной российской сцене он занял лидирующее положение
в труппе. Однако, говорят,
его недолюбливала суровая Вера Пашенная, бывшая в силу своего положения, по существу, хозяйкой
Малого театра. Однажды, отвернувшись от него, она в сердцах брякнула:
"Набрали в Малый театр евреев, когда такое было!" "Вера Николаевна, – вспыхнул
Кенигсон, – я швед!" "Швед, швед, – пробурчала своим басом Пашенная,
– швед пархатый!" В историю Малого театра вошли такие
роли Владимира Кенигсона, как Неизвестный ("Маскарад" М.Лермонтова), Кречинский ("Свадьба
Кречинского" А.Сухово-Кобылина), Кучумов ("Бешеные деньги"
А.Островского), Иудушка ("Господа Головлёвы" М.Салтыкова-Щедрина), Пётр
("Власть тьмы" Л.Толстого), Стайн ("Ярмарка тщеславия" У.Теккерея),
Паскуалино ("Рождество в доме синьора Купьелло" Э.Де Филиппо), Сиплый
("Оптимистическая трагедия" В.Вишневского), Танака ("Порт-Артур"
И.Попова и А.Степанова), Чичерин ("Признание" С.Дангулова), Кемской
("Фальшивая монета" М.Горького), Дицман и Эдуард Аркадьевич ("Берег" и "
Выбор" Ю.Бондарева).
Кенигсон участвовал в спектакле московского Театра им. Ленинского комсомола
"Восходит солнце" С.Вургуна, играя роль Сталина.
Как режиссёр в 1956 г. поставил на сцене Малого театра спектакль "Ночной переполох" М.-Ж.Соважона.
Лучшие черты творчества Кенигсона нашли воплощение и в целом ряде его
кинематографических работ, принесших артисту известность и признание широкого
зрителя: "Падение Берлина" (Сталинская премия, 1950),
"Право первой подписи", "Сотрудник
ЧК", "Чрезвычайное поручение", "Взрыв после
полуночи, "Два билета на дневной сеанс" и др.
Швед по происхождению, он часто исполнял роли и "западного"
типа. Владимир Кенигсон много и успешно занимался озвучиванием мультфильмов,
работал на дубляже иностранных
фильмов. Так его голосом говорит французский
комик Луи де Фюнес в большинстве кинолент. В 1974 г. Кенигсон
был награжден Орденом Трудового
Красного Знамени. В 1973 г. ему была вручена премия за роль Ярослава Пруса ("Средство Макропулоса"
К.Чапека) на фестивале драматических и музыкальных произведений чехословацких
авторов. Лауреат III фестиваля драматического искусства ЧССР в СССР
(1983) – роль Бедьяра в спектакле "Незрелая малина" И.Губача.
О последних годах жизни Владимира Кенигсона рассказывает
его внук Алексей Эйбоженко-младший: "Дед никогда ни на что
не жаловался, в Сочи на ногах перенёс инфаркт. Позже, когда сделали
кардиограмму, врач изумлялся: "Владимир Владимирович! У вас
же инфаркт был!" На что дед невозмутимо ответил: "Да?
Не заметил..." Одну из последних своих ролей в
кино он сыграл в телевизионном сериале "Следствие ведут
Знатоки". "На съёмки мы его забирали уже из больницы,
- продолжает Эйбоженко-младший.
- В фильме есть сцена, где его герой, подпольный цеховик, рассказывает
Знатокам о своих тёмных делишках. При этом просит о снисхождении,
объясняя, что у него слабое сердце и он только что из больницы.
Так вот, когда снимали эту сцену, дед в кадре достал из кармана
свои настоящие справки из больницы. Знатоки читают, и у них глаза
лезут на лоб, удивление было совершенно неподдельное..."
Умер Владимир Кенигсон в московской больнице 17 ноября 1986 г. на
80-м году жизни. В последние дни доктор решил проверить его память
и спросил, как зовут пациента. Он не смог ответить. Сказал только:
"Как Маяковского..." Похоронен
на 58-м участке Ваганьковского кладбища рядом со своим зятем - актёром
кино и Малого театра Алексеем
Эйбоженко.
Фильмография:
1. Падение Берлина - 1949 - Кребс 2.
Незабываемый
1919-й - 1951 - Дэкс 3. Аттестат зрелости - 1954 - Страхов 4.
Дорога -
1955 - Снайдерс 5. Огненные вёрсты - 1957 - Беклемишев 6.
Дело "пёстрых"
- 1958 - Зотов 7. Иван Рыбаков - 1961 - Титов 8.
Цепная реакция
- 1962 - "Кардинал" 9. Сотрудник ЧК - 1963 10.
Друзья и
годы - 1965 - Куканов 11. Чрезвычайное поручение - 1965 - Кривой 12.
Два
билета на дневной сеанс - 1966 - Рубцов 13. Майор "Вихрь"
- 1967 - Трауб 14. Они живут рядом - 1967 15. Пассажир с "Экватора"
- 1968 16. Удар! Ещё удар! - 1968 - Хомутаев 17. Взрыв после полуночи
- 1969 - Рендель 18. Любовь Яровая - 1970 - Малинин 19.
За час до
рассвета - 1973 20. Семнадцать мгновений весны - 1973 - Краузе 21.
Человек
в штатском - 1973 22. Моя судьба - 1974 23. Бегство мистера Мак-Кинли
- 1975 24. Последняя жертва - 1975 - Салай Салтаныч 25.
Свадьба Кречинского
- 1975 26. Огненный мост - 1976 27. Право первой подписи - 1977 28.
По
данным уголовного розыска - 1979 29. Выстрел в спину - 1980 -
Никифоров 30. Следствие
ведут Знатоки. Дело №17. Он где-то здесь - 1982 - Щепкин 31.
Лунная радуга
- 1983 - Рогов 32.
Берег его жизни - 1984 33. Приходи свободным -
1984 34. Салон красоты - 1985 35. Голова Горгоны - 1986 - Николай
Александрович
Озвучивал мультфильмы: 1. Гунан-Батор
- 1965 2. Главный звёздный - 1966 3. Кентервильское привидение -
1970 4. Синяя птица - 1970 5. Алдар-Косе - 1975 6. Лебеди Непрадвы
- 1980 7. Тайна третьей планеты - 1981
Использованные материалы:
Энциклопедия "Кругосвет" Сайт Малого
театра Ф.Раззаков "Как уходили кумиры" Сайт "Характерные актёры российского кино" Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия Фотографии
предоставлены Ириной Л., Сергеем Лепешкиным, с сайта Малого театра
и из архива автора.
|