Валентина
Тихоновна КИБАРДИНА
Народная артистка РСФСР (1951). Лауреат
Сталинской премии (1951 - за театральную
работу).
Родилась 17 (30) мая 1907 г.
в Витебске. В 1929 г. закончила студию
Ю.М.Юрьева при Ленинградском театре драмы и
стала актрисой Ленинградского театра Народного
дома. Работала в Московском театре-студии под
руководством Рубена Симонова, а с 1936 г.
стала актрисой Ленинградского БДТ.
Театр и кинематограф 30-х
годов искали героя не из книг, а из самой
жизни. В 1934 г. режиссеры Г.Козинцев и
Л.Трауберг пригласили театральную актрису
Кибардину на роль в своём фильме "Юность
Максима". Подруга и соратница главного героя
фильма, весёлого, простоватого и смекалистого
Максима, под куплеты незатейливой песенки про
то, что "крутится, вертится шар голубой"
побеждающего врагов революции, Наташа по роду
своей конспиративно-подпольной деятельности
искусно превращалась то в строгую учительницу,
то в светскую даму с визиткой князя
Святополк-Мирского в сумочке. Как Василиса
Премудрая, она обводила вокруг пальца
ненавистных врагов революции, и помогала
Максиму-Иванушке пройти путь от простого
рабочего до сознательного революционного
деятеля.
Молодость, жизнелюбие,
светлый, открытый, гармоничный внутренний мир
роднит героев Кибардиной и Чиркова. И несмотря
на то, что в фильме почти не говорится о
любви, зритель видит её, верит в глубину
чувств героев. Наташа Кибардиной любит Максима
по-особому, не разделяя дело и личную
жизнь.
Для Валентины Кибардиной
образ Наташи, созданный в полном соответствии
с замыслом режиссёра, стал этапным. Что-то от
Наташи осталось с ней навсегда...
После "Юности
Максима", всячески обласканной "наверху" и
имевшей огромный зрительский успех,
последовали "Возвращение Максима" и
"Выборгская сторона". Но актрисе и её
Наташе перевоплощаться здесь было уже не в
кого: юность кончилась вместе с героическим
периодом первой русской революции, и вчерашняя
отважная подпольщица и лицедейка предстала
перед зрителем в строгом и постном образе
редактора "Правды" и руководителя райсовета.
Кибардину долго не приглашали в кино.
Только спустя десять лет она появилась в
эпизодической роли в фильме
"Первоклассница" Ильи Фрэза.
Впоследствии снималась в фильмах-спектаклях
БДТ, где прослужила тридцать лет.
Пожалуй, самая
трудная и сложная её роль - Татьяна во
"Врагах" Горького. Они сыграна в 1948 г., а в
1953 г. на экраны вышел фильм-спектакль. Для
Кибардиной Татьяна - первая и последняя
нецельная, надломленная героиня, потерпевшая
жизненное поражение.
Сродни горьковской Татьяне
и Татьяна Б. Лавренёва (фильм-спектакль
Большого драматического театра "Разлом",
1952). Здесь Кибардина монументальна,
внушительна, основательна. У неё даже в
походке чувствуется не легкость, а поступь.
Движения её размеренны, спокойны, говорит она
степенно, не торопясь. Но за внешней
монументальностью актриса раскрывала мир
страстный и клокочущий. Не только вокруг, но и
в Татьяне шла борьба нового со старым. Героиня
Кибардиной принимала революцию безоговорочно,
но часто ловила себя ни неизжитом чувстве
превосходства над победившим земным людом.
Кибардина не упускала даже
малейшей возможности трезво и сурово отнестись
к своим героиням. Она вообще ничего не прятала
от зрителя, была всегда откровенна с ним. Её
Панова из "Любови Яровой" (1953) К. Тренёва
тоже ходит без маски. Умная и циничная она
понимает обреченность свою и своего класса.
Она мстит при любой возможности, мелко и
крупно.
И совсем другая -
горьковская Глафира в фильме-спектакле
"Достигаев и другие" (1959). Глафира - одна из
самых немногословных ролей актрисы. Она больше
молчит, но в этом безмолвии таится громадная
сила, от которой, если уж вырвется, не жди
пощады.
В 60-е годы Кибардина,
занятая в лучших спектаклях БДТ, находила
редкую возможности сняться в кино: "Барьер
неизвестности" (1961), "Письма к живым"
(1964). Фильм "Не забудь станция Луговая"
(1966) стал последним в её кинокарьере. В 1966
г. она ушла из театра и из профессии.
Умерла Валентина Тихоновна
Кибардина в Ленинграде 4 октября 1988
г. на 82-м году жизни. Похоронена на Серафимовском
кладбище.
Фильмография:
1. Юность Максима - 1934 - Наташа
2. Возвращение Максима - 1937 -
Наташа
3. Выборгская сторона - 1938 -
Наташа
4. Первоклассница - 1948
5. Разлом - 1952 - Татьяна
6. Враги - 1953 - Татьяна
7. Любовь Яровая - 1953 - Панова
8. Достигаев и другие - 1959 -
Глафира
9. Барьер неизвестности - 1961
10. Письма к живым - 1964
11. Не забудь... станция Луговая - 1966
Использованные материалы:
Новейшая история отечественного кино.
1986-2000. Кино и контекст.
Сайт "Kinoexpert"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
|