На главную
страницу

Ефим Копелян
12.04.1912-06.03.1975

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Ефим Копелян в фильме "Танкер "Дербент" Ефим Копелян в фильме "713-й просит посадку" Ефим Копелян в фильме "Все остается людям"  Владимир Трещалов и Ефим Копелян в фильме "Неуловимые мстители" Ефим Копелян в фильме "Крах инженера Гарина" Ефим Копелян в фильме "Интервенция"
 Ефим Копелян в фильме "Ее имя - Весна" Ефим Копелян в фильме "Крах инженера Гарина" Ефим Копелян в фильме "Вечный зов"   

Ефим Захарович КОПЕЛЯН

Ефим Копелян  Народный артист СССР (1973).
  Родился 30 марта (12 апреля) 1914 г. в г. Речица (Гомельская область, Белоруссия). По окончании школы работал слесарем на заводе "Красный путиловец" (Ленинград), в 18 лет поступил на архитектурный факультет Академии художеств. Студентом подрабатывал статистом в Большом драматическом театре, поступил в студию при театре, учился у К.К.Тверского. В студии зарекомендовал себя как характерный актёр. Исполнил роли в "Интермедиях" М.Сервантеса, в "Вечере русских водевилей", Самсона Силыча Большова ("Свои люди, сочтёмся" А.Н.Островского), который был отмечен на страницах журнала "Рабочий и театр".
  По окончании студии в 1935 г. Копелян был принят в основную труппу БДТ. Первые годы в театре не были отмечены особыми удачами. Роли первых пяти лет в БДТ: Кинооператор Бурка ("Не сдадимся" С.Семёнова, реж. В.Фёдоров, 1935), Дед Гречка ("Дума о Британке" Ю.Яновского, реж. В.Вильнер, 1937), Писарь Зазуля ("Кубанцы" В.Ротко, реж. Б.Бабочкин, 1938), Павел ("Царь Потап" А.Копкова, реж. Б.Бабочкин, 1940), Эдмунд ("Король Лир" У. Шекспира, реж. Г.Козинцев, 1941).
  Война застала БДТ в Баку на гастролях. По возвращении театра 4 июля 1941 г. в Ленинград Копелян вступил в Народное ополчение, на фронт попасть не успел и остался в "Театре Народного ополчения", который вскоре превратился в Ефим Копелян в фильме "713-й просит посадку""Ленинградский фронтовой агитвзвод". Играл роли в спектаклях, поставленных В.Лебедевым: Луконин ("Русские люди" К.Симонова), Хрипун ("Фронт" А.Корнейчука, 1943), Багратион ("Полководец" Суворов И.Бахтерева и А.Разумовского, 1944).    11 февраля 1943 г. Большой драматический театр первым из эвакуированных театров вернулся в Ленинград, с июля Копелян вновь актёр БДТ. Играл Эдмунда, который стал у него "жёстче и законченнее", Яшу ("Вишнёвый сад" А.Чехова, 1944), Алдана ("Любовь земная и небесная" Б.Балаша, реж. Л.Рудник и Е.Лепковская, 1945), Бенедикта ("Много шума из ничего" У.Шекспира, реж. И.Шлепянов, 1946). В середине 1940-х годов Копелян – "первый отрицательный герой БДТ": Мачек ("Под каштанами Праги" Симонова, реж. Рудник и И.Зонне, 1946), Рождественский ("Верность" Л.Жежеленко и А.Троева, реж. Е.Альтус, 1947), Чекишин ("Успех" Е.Мина, А.Минчковского, реж. М.Королёв, 1948). В создании образов отрицательных героев актёр реализовал своё стремление к психологической неоднозначности характера. Таковы его Боб Мерфи ("Русский вопрос" Симонова, реж. З.Аграненко, 1947) и одна из лучших ролей – Рюмин ("Дачники" М.Горького, реж. Б.Бабочкин, 1949). "Честные, надёжные герои" Копеляна возникали как герои эпизодов: Ефим Копелян в фильме "Кочубей"Джордж Девер ("Джо Келлер и сыновья" А.Миллера, реж. Г.Раппапорт, 1948), молодой учёный Рыжов ("Чужая тень" Симонова, реж. Аграненко, 1949), Колдер ("Младший партнёр" А.Первенцева, реж.О.Казико, 1951). Актёра не миновал и романтический репертуар – Дон Сезар де Базан ("Рюи Блаз" В.Гюго, реж. И.Ефремов, Казико и Зонне, 1952).
  Роль, стоящая на границе первой и второй половины творческого пути актёра, – Ричард Даджен ("Ученик дьявола" Б.Шоу, реж. М.Сулимов, 1956). Отвращением к любой фальши, к высоким словам, которые её прикрывают, Даджен предвосхищал будущих персонажей актёра.
  Ефим Копелян вошёл в неповторимый актёрский ансамбль БДТ, с 1956 г. у него практически не было проходных ролей. В первых спектакляхГ.А.Товстоногова он сыграл Макса Лескалье ("Шестой этаж" А.Жери), Ведущего ("Когда цветёт акация" Н.Винникова, 1956), Меркулова ("Метелица" В.Пановой, реж. Сулимов, 1957). Две следующие роли, также в спектаклях Товстоногова, Марио ("Синьор Марио пишет комедию" А.Николаи, 1958) и Ильин ("Пять вечеров" А.Володина, 1959), Ефим Копелянотносятся к самым значительным созданиям Копеляна. Поразительно было его умение молчать и думать на сцене, тревожа воображение зрителя.
   "Меня сделал Товстоногов, - говорил Копелян. - До сорока моих лет считалось, что у меня нет ни внешности, ни голоса, ни темперамента. Вместе с театром я много пережил: взлёты, падения, крах – перед приходом Товстоногова. Хемингуэй правильно писал, что человек один ничего не может. Нельзя сделать роль в одиночестве, без коллектива. Театр – коллективное творчество, где каждый зависит от другого. Демонстрация себя на гастролях – это не живая ткань. В микроскопических дозах, но нужно проявлять жизнь. Нужно живое общение с народом".
  В пьесах современных драматургов материал роли не всегда был на уровне, Копелян иногда "поднимал в цене" эти роли, но неубедительный материал не всегда можно было вытянуть: Попов ("Дали неоглядные" Н.Вирты, 1958), Балтиец ("Гибель эскадры" А.Корнейчука, 1959), Старейшина хора ("Иркутская история" А.Арбузова, 1960), Новиков ("Палата" С.Алёшина, 1962), полковник Робинс ("Правду! Ничего, кроме правды!" Д.Аля, 1967).
  Исполнение крохотной роли Платона Михайловича Горича в товстоноговском "Горе от ума" (1962) Копелян превратил в событие. В короткие сценические мгновенья актёр успевал сыграть человеческую судьбу. Ефим Копелян в фильме "Даурия"Его сильная актёрская личность иногда вносила коррективы в режиссёрский замысел. Так было с ролью Ромы ("Карьера Артуро Уи" Б.Брехта, реж. Э.Аксер, 1963), которому в исполнении Копеляна "высшая математика" подлости оказывалась недоступной. Истинно народный характер создал Копелян в спектакле "Я, бабушка, Илико и Илларион" Н.Думбадзе и Г.Лордкипанидзе (реж. Р.Агамирзян, 1964). Самой любимой и трудной была для него роль Вершинина ("Три сестры" Чехова, реж. Товстоногов, 1965). Здесь артист раскрывал драму российского интеллигента с благородными порывами и тонкими душевными запросами, которого засосали серые унылые будни. В спектакле " Луна для пасынков судьбы" Ю.О'Нила (реж. Товстоногов, 1967) в роли Джима Тайрона Копеляну одному удаётся соединить прозаический и поэтический пласты этой пьесы, передать "естественное переплетение в своём герое высокого и грубого, светлого и тёмного начал". Ярко, сочно, распахнуто, позволяя себе некоторое озорство, сыграл он Савву Морозова в кино ("Николай Бауман", реж. С.Туманов, 1967) и на сцене ("Третья стража", реж. Товстоногов, 1970).
  Среди его других ролей в спектаклях Товстоногова – Кинорежиссёр ("Традиционный сбор" В.Розова, 1967), Вустер ("Король Генрих IV" У.Шекспира, 1969), Микич Котрянц ("Ханума" А.Цагарели, 1972), Афанасий ("Прошлым летом в Чулимске" А.Вампилова, 1974). Ефим Копелян в фильме "Гроза над Белой"Перед смертью Копелян прибавил к своим лучшим сценическим созданиям роль Евгения Тулупова ("Три мешка сорной пшеницы" В.Тендрякова, реж. Товстоногов, 1974).
  Копелян много снимался в кино (дебютировал в 1932 г.) и на телевидении, был блестящим мастером небольших ролей: Рулевой ("Танкер "Дербент", 1941), Поп Гапон ("Пролог", 1956), Серго Орджоникидзе ("Кочубей", 1958), Налбандов ("Время, вперёд!", 1966), Бурнаш ("Неуловимые мстители", 1967), Бадалян ("Исполняющий обязанности", 1974), Бурцев ("Повесть о человеческом сердце", 1975), Бейбутов ("Ярослав Домбровский", 1976) и др. Среди его лучших ролей в кино Савва Морозов ("Николай Бауман"; премия Всесоюзного кинофестиваля, 1968), Свидригайлов ("Преступление и наказание", 1970). Снимался в телевизионных фильмах "Старая крепость" (1973),  "Крах инженера Гарина", "Соломенная шляпка", "Вечный зов".
  Блестяще озвучил все документальные фильмы Семёна Арановича, телесериал "Семнадцать мгновений весны" (Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых, 1976) и другие документальные, игровые и научно-популярные ленты. Работал на радио и телевидении.
  В начале 1975 г. Ефим Копелян лёг в больницу в Мельничьих Ручьях под Ленинградом. Попал он туда прямо накануне премьеры многострадальногоЕфим Копелян спектакля "Три мешка сорной пшеницы": дома почувствовал себя плохо, и осмотревший его врач поставил диагноз - инфаркт. После двухмесячного лечения Копелян пошёл на поправку, и врачи собирались его выписать сразу после мартовских праздников. Но увы...
  "6 марта я навестила его в больнице, - вспоминает жена актёра Людмила Макарова. - Он был бледен, но ни на что не жаловался. В больнице было довольно холодно, неуютно, и я ему сказала: "Слушай, поедем домой, хватит тебе здесь лежать". Он говорит: "До конца лечения немножко осталось, я доживу здесь, сейчас пообедаю, отдохну". Я передала ему тёплые ботинки, поменяла бельё. И он пошёл провожать меня на автобусную остановку. Это было в три часа дня. А вечером, спустя три часа после нашего расставания, возвращаюсь домой. А у подъезда - почти вся труппа и врач наш из БДТ. Говорит осторожно: с Фимой хуже стало. Тут я глянула на Стржельчика. Он стоял молча, весь какой-то... И я всё поняла... Фима умер от второго инфаркта... Ему было 62 года...
Ефим Копелян и Сергей Сибель в фильме "Интервенция"   Это случилось перед праздниками, врачи ушли домой, он оказался почти без присмотра. Мне потом многие советовали подать на них в суд. Какой в этом смысл? Зачем? Человека нет, что я буду разбираться, доставлять ещё кому-то неприятности?.."
  Похоронили Ефима Захаровича Копеляна в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Фильмография:

1. Ошибка героя - 1932
2. Танкер "Дербент" - 1940 - рулевой
3. Боксёры - 1941
4. Александр Попов - 1949- эпизод
5. Джамбул - 1952
6. Разлом - 1952
7. Любовь Яровая - 1953
8. Овод - 1955
9. Искатели - 1956Ефим Копелян в фильме "Крах инженера Гарина"
10. Пролог - 1956 - поп Гапон
11. Старик Хоттабыч - 1956 - Мухаммедов
12. Балтийская слава - 1957
13. Сёстры - 1957
14. В дни Октября - 1958
15. Кочубей -1958 - Серго Орджоникидзе
16. Мистер Икс - 1958 - поклонник Теодоры
17. Достигаев и другие - 1959
18. Третья патетическая - 1960
19. Гром на улице Платанов - 1961
20. Самые первые - 1961
21. 713-й просит посадку - 1962 - коммивояжёр
22. В мёртвой петле - 1962
23. Молчат только статуи - 1962
24. Всё остаётся людям - 1963 - Филимонов
25. Два воскресенья - 1963
26. До свидания, мальчики! - 1964 - жестянщик
27. Сон - 1964Ефим Копелян в фильме "Опасные гастроли"
28. Авария - 1965
29. Время, вперёд! - 1965 - Налбандов
30. Двадцать шесть бакинских комиссаров - 1965
31. Жизнь Галилеи - 1965
32. Залп "Авроры" - 1965
33. Как Вас теперь называть? - 1965
34. На одной планете - 1965
35. Неуловимые мстители - 1966 - Бурнаш
36. Бабье царство - 1966 - Каспа
37. 31 отдел - 1967
38. Николай Бауман - 1967 - Савва Морозов
39. Особое мнение - 1967
40. Семь нот в тишине - 1967 - читает текст
41. Софья Перовская - 1967
42. Гроза над Белой - 1968 - генерал Ханжин
43. Интервенция - 1968 - Филипп
44. Крах - 1968
45. Наши знакомые - 1968Ефим Копелян в фильме "Крах инженера Гарина"
46. Нейтральные воды - 1968
47. Новые приключения Неуловимых - 1968 - Бурнаш
48. Ошибка резидента - 1968
49. Адам и Хева - 1969 - читает текст
50. Её имя - Весна - 1969
51. Опасные гастроли - 1969 - Бобруйский-Думбадзе
52. Преступление и наказание - 1969 - Свидригайлов
53. Мир хижинам, война дворцам - 1970
54. Миссия в Кабуле - 1970 - читает текст
55. Сердце России - 1970
56. Судьба резидента - 1970
57. Чайка - 1970
58. Даурия - 1971 - Елисей Каргин
59. Егор Булычёв и другие - 1971
60. Корона Росийской империи, или Снова Неуловимые - 1971 - Бурнаш
61. Гроссмейстер - 1972
62. Звёздная минута - 1972
63. Свеаборг - 1972
64. Тайник у "Красных камней" - 1972
Могила Ефима Копеляна на Литераторских мостках Волковского кладбища 65. Хроника ночи - 1972
66. Докер - 1973
67. Исполняющий обязанности - 1973 - Бадалян
68. Крах инженера Гарина - 1973
69. Семнадцать мгновений весны - 1973 - читает текст
70. Старая крепость - 1973 - доктор Григоренко
71. Это сильнее меня - 1973
72. Обещание счастья - 1974
73. Последний день зимы - 1974
74. Северный вариант - 1974
75. Соломенная шляпка - 1974 - месье Бопертюи
76. Повесть о человеческом сердце - 1975 - Бурцев
77. Ярослав Домбровский - 1975 - Бейбутов
78. Вечный зов - 1976 - Кафтанов
79. Открытая книга - 1977-79 - Пётр Николаевич Максимов
80. Комиссия по расследованию - 1978
81. Ханума - 1978 - Микич Котрянц

Использованные материалы:
Энциклопедия "Кругосвет"
Ф.Раззаков "Как уходили кумиры"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Фотографии предоставлены Ириной Л., с сайта "Характерные актёры российского кино" и "Санкт-Петербург 2003".

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz