На главную
страницу

Марина Ковалёва
19.05.1923-06.2007

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Марина Францевна КОВАЛЁВА

Марина Ковалёва  Заслуженная артистка РСФСР. Лауреат Сталинской премии (1950, за фильм "Падение Берлина").
  Родилась 19 мая 1923 г. Дочь певицы, народной артистки РСФСР Ольги Ковалёвой (1881-1962).
  Скончалась в начале июня 2007 г. в Москве.


КИНО, ТЕАТР И ЖИЗНЬ МАРИНЫ КОВАЛЁВОЙ.

   Её старший сын Алексей живёт с семьёй в Америке, младший Теймураз - в Германии, дочь Ольга - в Грузии. Дети звали её к себе, но она - ни в какую. Там всё чужое...
   В комнате Марины Францевны просто и уютно. Оглядевшись, сразу понимаешь, чем живёт человек: книги, журналы, газеты... Стены увешаны старыми фотографиями. "Это моя мама, Ольга Васильевна Ковалёва, народная артистка республики, - показывает на одну из них хозяйка. - В этом году, кстати, исполняется 125 лет со дня её рождения. Мама в своё время была очень известной исполнительницей русских народных песен, это поколение Яунзем, Третьяковой. Они дружили. После них уже была Русланова, ещё позднее - Людмила Зыкина... У мамы удивительная биография. Я книжечку о ней написала. Давно уже, в 1980 году она вышла. Можете посмотреть", - протягивает мне книгу Марина Францевна.
Марина Ковалёва в фильме "Падение Берлина"     История жизни Ковалёвой-старшей действительно необычная. Девочка из деревни Любовки Саратовской губернии в 16 лет покидает отчий дом и уезжает в город. Благодаря необыкновенному голосу её берут в музыкальную школу. Она учится, зарабатывая себе на жизнь пением на улице. А потом оканчивает консерваторию и становится оперной певицей. Правда, в оперном театре она не прижилась, коллеги относились к ней свысока, что это, мол, за мужичка... А её приметил Митрофан Пятницкий. Так она попала в Москву. Выступала с его хором и самостоятельно, став народной любимицей.
   Отец Марины Францевны - Франц Феликсович Иванчук был архитектором. В 1936 году его исключили из партии "из-за причастности к группе Бухарина". Он, не дожидаясь ареста, уехал в Казахстан и прожил там всю жизнь. С тринадцати лет Марина осталась с мамой. А через два года началась её артистическая карьера. Совершенно случайно.
   Яков Протазанов ставил фильм "Семиклассники". Его ассистент пришёл в одну из московских школ в поисках юных артистов. И присмотрел Марину Ковалёву на главную девчачью роль в этой картине - Тани Русановой. Она снялась в фильме и попала в картотеку "Союздетфильма" (сейчас - киностудия им. Горького). Чуть позже режиссёр Александр Марина Ковалёва в фильме "Падение Берлина" Разумный снимает с ней фильм "Тимур и его команда", сыграла там Ольгу Александрову. В 40-м году её приглашает Александр Роу на роль Царь-девицы Зари-заряницы в фильме "Конёк-Горбунок". Ивана играл Пётр Алейников. Съёмки проходили в Ялте. Марине пришлось оставить московскую школу и, перейдя в 10-й класс, вместе с мамой выехать в Ялту. Работа над фильмом была уже завершена, но до конца учебного года Ковалёвы решили не возвращаться в Москву. И вот наконец аттестат на руках. После выпускного договорились всем классом ехать в "Ласточкино гнездо". Марина прибежала домой переодеться. И от мамы узнала, что началась война.
   В июле 1941 года в Ялту пришла телеграмма: "Срочно вызвать Ковалёву для участия в оборонном фильме". Благодаря этому удалось достать билеты на поезд, и Марина с мамой уехали домой. "Оборонный фильм - это продолжение "Тимура и его команды", сценарии к которому написали Аркадий Гайдар, Лев Кулешов и Александра Хохлова. Назывался он "Клятва Тимура". Снимали картину по дороге в Сталинабад, куда эвакуировалась киностудия "Союздетфильм". Всё делалось второпях, да и сюжет не особенно интересный. В общем, успеха картина не имела. Марина работала на студии помощником режиссёра, ассистентом оператора, костюмером и снималась в киносборниках.
   В 43-м году с большим трудом удалось вернуться в Москву и через дирекцию фронтовых театров устроиться в студию Арбузова и уехать с ней на Западный фронт. Марина была занята в спектакле "Парень из нашего города" - играла Варю. Встречали их повсюду замечательно. Бывали у артиллеристов, у танкистов, в пехотных частях... В июле 43-го они оказались под Курском, рядом с Прохоровкой.
Марина Ковалёва и Борис Андреев в фильме "Падение Берлина"     Марина Францевна вспоминает: "Я вышла ночью из палатки вдохнуть свежего воздуха. Мы обогревались самодельной печкой, и под утро стало нечем дышать. Рядом стоял сарай, в котором лежали берёзовые ветки, собранные для маскировки орудий. Я легла прямо на них. И вдруг услышала дикий гул. Это началось Прохоровское сражение. Стало не до нас. Артистов отправили в Москву".
   Для Марины это было настоящим счастьем. Во-первых, она ждала ребенка. А во-вторых, потому что в Москве открылась школа-студия МХАТ, В 44-м году она туда поступает и учится у прекрасных педагогов: Блинникова, Массальского, Кудрявцева, Топоркова, Литовцевой. Заботы о маленьком Алёше в основном взяла на себя её мама. По окончании школы-студии в 48-м году её берут в молодёжную труппу МХАТа - вместе с Александром Михайловым (тот, который сыграл Сашу Григорьева в первом фильме "Два капитана"), Алексеем Покровским, Валентиной Гузыревой. Ковалёва работает во МХАТе семь счастливых лет. А потом по семейным обстоятельствам оттуда уходит.
    Первый брак с артистом и режиссёром Леонидом Аграновичем был недолговременным. И она, расставшись с ним, вышла замуж за Рамаза Мчедлидзе - сына народной артистки Веры Давыдовой и знаменитого баса, директора грузинского театра оперы и балета Дмитрия Мчедлидзе. Муж занимался партийной работой, и его в середине 60-х направили поднимать колхоз "Красный Маяк" в Великолукской области (Псковской). До отъезда в кол­хоз Марина Ковалеёва снялась в двух фильмах Чиаурели "Падение Берлина" с Борисом Андреевым, за который получила Сталинскую премию в 1950 году, и в картине "Незабываемый 1919 год" тоже с Борисом Андреевым.
Марина Ковалёва в фильме "Падение Берлина"     И вот она, расставшись с кино и театром, приезжает в деревню Тигощи. Работает заведующей сельской библиотекой и секретарём парткома. А душа рвётся в театр. Через два года вернулись в Москву. Во МХАТ её не взяли, и она уезжает в Тбилиси - в Драматический театр им. Грибоедова. А у мужа опять новое назначение - отправляют поднимать целину. Детей - Ольгу и Теймураза - бабушка с дедушкой оставили у себя, сказав: "Вот обустроитесь, тогда заберёте". И Марина Францевна, приехав в Целиноград, с головой окунулась в творческую атмосферу. Вспоминает: "Там работал в это время замечательный Целинный драматический краевой театр. У меня был богатый репертуар, я очень много играла. И всё бы хорошо, но... муж получает повышение по службе - его назначают секретарём районного комитета партии. А район этот я прекрасно знала, там не то что театра - клуба-то не было. Я наотрез отказываюсь с ним ехать. Моя семейная жизнь на этом заканчивается".
   И она снова в Москве, и снова без работы. "Но мне очень повезло, - рассказывает Марина Францевна. - Ректор школы-студии МХАТ Вениамин Радомыслинский был совершенно замечательным человеком. Ни одного своего питомца не оставлял без постоянной заботы. Придёшь к нему, а он скажет: "Не волнуйся, Маришенька. Что-нибудь придумаем". Благодаря ему я некоторое время работала педагогом на кафедре сценического искусства, потом - ассистентом у Аллы Тарасовой..."
   А позже её приглашают в Горьковский драматический областной театр в город "Арзамас-16". Там она прожила четыре года, играла уже возрастные роли. В 1973 году, вернувшись в Москву, устраивается во МХАТ, но уже не актрисой, а освобождённым заместителем секретаря парткома по оргвопросам. Режиссёром тогда стал Олег Ефремов. "Мы с Олегом были давно знакомы, - рассказывает Марина Францевна. - Ещё со времен учёбы в школе-студии МХАТ. Он поступил туда на год позднее меня. Марина КовалёваУ нас сложились товарищеские отношения. Но работать с ним было сложно. Приду к нему, а он: "Ну ты, небось, опять со своим собранием? Сколько можно их проводить?" Но работа есть работа. Правда, я не могла дождаться, когда уйду на пенсию. По большому счету, не по душе мне было это дело".
   Но и на пенсии Марина Францевна сложа руки не сидела. Помогала с внуками, написала книгу о маме, были журнальные статьи про целину, про колхоз. Но больше всего ей дорога публикация про войну. Она мне показывает её в журнале "Дружба народов" и вспоминает: "Был у меня друг с пионерских лет - Семён Туманов. Потом он стал кинорежиссёром, снял такие известные фильмы, как "Бауман", "Алёшкина любовь", "Ко мне, Мухтар". Во время войны ушёл на фронт и писал мне письма, добрые, лирические. Мама их сохранила. И я уже в середине девяностых годов написала повесть "40 писем с войны". А Товстоногов, тоже хорошо знавший Туманова, сделал предисловие к этой публикации. Кстати, эту мысль ему подал Егор Яковлев, тогда он был редактором "Известий". Он, узнав, что у меня есть эти письма, дал целую полосу в своей газете: "Письма о любви и войне". А потом уже Товстоногов предложил их в "Дружбу народов".
   Ещё одно увлечение всей жизни Марины Ковалевой - Чехов. Не только его творчество, но и жизнь. Она сама пыталась найти разгадку в отношениях писателя и Лидии Авиловой. Эта тема её настолько увлекла, что вдохновила на рассказ "Длинное письмо", которое было опубликовано в одном из выпусков "Литературного альманаха".
   "Я бы и сейчас писала, - говорит мне Марина Францевна. - Есть интересный материал, есть что вспомнить. Но, увы, после инсульта плохо работает правая рука". И продолжает: "Честно говоря, приходится отходить от активной жизни. Ведь когда я сюда пришла, то здесь и на сцену выходила, и стенгазету редактировала. Теперь уже нет, трудно стало".
   Я попросила рассказать её о детях. "Алёше моему скоро 62 года. Он тоже окончил школу-студию МХАТ, работал в "Ленкоме", в Театре им. Станиславского, жена у него тоже актриса - Жанна Владимирская. Но у них в актёрской профессии не все гладко складывалось, и они уехали в Америку. Я у них была. Живут хорошо... Недавно ко мне дочка из Тбилиси приезжала. Она университет окончила, но сейчас преподаёт русский язык в грузинской школе. Жизнь там голодная, тяжёлая... Теймураз - кандидат физико-математических наук, у него хорошая большая семья - трое детей. Но здесь, увы, он никому не нужен, поработал в Японии, в Швеции, сейчас - в Германии... Ну а мне здесь хорошо", - завершает наш разговор Марина Францевна.

Валентина СЕМЕНЕНКО (газета "Московская правда-дайджест", №3, 2006).

Фильмография:
1. Семиклассники - 1938 - Таня Русанова
2. Тимур и его команда - 1940 - Ольга Александрова
3. Конёк-Горбунок - 1941 - Заря-Заряница
4. Клятва Тимура - 1942 - Ольга Александрова
5. Лесные братья (новелла БКС "Лесные братья") - 1942
6. Смерть Бати (новелла БКС "Лесные братья") - 1942
7. Падение Берлина - 1949 - Наташа Румянцева
8. Незабываемый 1919-й - 1951
9. Поэма о море - 1958

Использованные материалы:
Газета "Московская правда-дайджест", №3, 2006
Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия
Фотографии предоставлены Ириной Л. и из газеты "Московская правда-дайджест".

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz