Марина
Францевна КОВАЛЁВА
Заслуженная артистка
РСФСР. Лауреат Сталинской премии (1950, за
фильм "Падение Берлина").
Родилась 19 мая 1923 г. Дочь певицы, народной
артистки РСФСР Ольги Ковалёвой
(1881-1962). Скончалась в начале
июня 2007 г. в Москве.
КИНО, ТЕАТР И ЖИЗНЬ МАРИНЫ
КОВАЛЁВОЙ.
Её старший сын Алексей живёт
с семьёй в Америке, младший Теймураз - в
Германии, дочь Ольга - в Грузии. Дети звали её
к себе, но она - ни в какую. Там всё
чужое...
В комнате Марины Францевны
просто и уютно. Оглядевшись, сразу понимаешь,
чем живёт человек: книги, журналы, газеты...
Стены увешаны старыми фотографиями. "Это моя
мама, Ольга Васильевна Ковалёва, народная
артистка республики, - показывает на одну из
них хозяйка. - В этом году, кстати,
исполняется 125 лет со дня её рождения. Мама в
своё время была очень известной
исполнительницей русских народных песен, это
поколение Яунзем, Третьяковой. Они дружили.
После них уже была Русланова, ещё позднее -
Людмила Зыкина... У мамы удивительная
биография. Я книжечку о ней написала. Давно
уже, в 1980 году она
вышла. Можете посмотреть", -
протягивает мне книгу Марина Францевна.
История жизни
Ковалёвой-старшей действительно необычная.
Девочка из деревни Любовки Саратовской
губернии в 16 лет покидает отчий дом и уезжает
в город. Благодаря необыкновенному голосу её
берут в музыкальную школу. Она учится,
зарабатывая себе на жизнь пением на улице. А
потом оканчивает консерваторию и становится
оперной певицей. Правда, в оперном театре она
не прижилась, коллеги относились к ней
свысока, что это, мол, за мужичка... А её
приметил Митрофан Пятницкий. Так она попала в
Москву. Выступала с его хором и
самостоятельно, став народной любимицей.
Отец Марины Францевны -
Франц Феликсович Иванчук был архитектором. В
1936 году его исключили из партии "из-за
причастности к группе Бухарина". Он, не
дожидаясь ареста, уехал в Казахстан и прожил
там всю жизнь. С тринадцати лет Марина
осталась с мамой. А через два года началась её
артистическая карьера. Совершенно
случайно.
Яков Протазанов ставил
фильм "Семиклассники". Его ассистент пришёл в
одну из московских школ в поисках юных
артистов. И присмотрел Марину Ковалёву на
главную девчачью роль в этой картине - Тани
Русановой. Она снялась в фильме и попала в
картотеку "Союздетфильма" (сейчас - киностудия
им. Горького). Чуть позже режиссёр Александр
Разумный снимает с ней фильм "Тимур и его
команда", сыграла там Ольгу Александрову. В
40-м году её приглашает Александр Роу на роль
Царь-девицы Зари-заряницы в фильме
"Конёк-Горбунок". Ивана играл Пётр Алейников.
Съёмки проходили в Ялте. Марине пришлось
оставить московскую школу и, перейдя в 10-й
класс, вместе с мамой выехать в Ялту. Работа
над фильмом была уже завершена, но до конца
учебного года Ковалёвы решили не возвращаться
в Москву. И вот наконец аттестат на руках.
После выпускного договорились всем классом
ехать в "Ласточкино гнездо". Марина прибежала
домой переодеться. И от мамы узнала, что
началась война.
В июле 1941 года в Ялту
пришла телеграмма: "Срочно вызвать Ковалёву
для участия в оборонном фильме". Благодаря
этому удалось достать билеты на поезд, и
Марина с мамой уехали домой. "Оборонный фильм
- это продолжение "Тимура и его команды",
сценарии к которому написали Аркадий Гайдар,
Лев Кулешов и Александра Хохлова. Назывался он
"Клятва Тимура". Снимали картину по дороге в
Сталинабад, куда эвакуировалась киностудия
"Союздетфильм". Всё делалось второпях, да и
сюжет не особенно интересный. В общем, успеха
картина не имела. Марина работала на студии
помощником режиссёра, ассистентом оператора,
костюмером и снималась в киносборниках.
В 43-м году с большим
трудом удалось вернуться в Москву и через
дирекцию фронтовых театров устроиться в студию
Арбузова и уехать с ней на Западный фронт.
Марина была занята в спектакле "Парень из
нашего города" - играла Варю. Встречали их
повсюду замечательно. Бывали у артиллеристов,
у танкистов, в пехотных частях... В июле 43-го
они оказались под Курском, рядом с
Прохоровкой.
Марина Францевна
вспоминает: "Я вышла ночью из палатки вдохнуть
свежего воздуха. Мы обогревались самодельной
печкой, и под утро стало нечем дышать. Рядом
стоял сарай, в котором лежали берёзовые ветки,
собранные для маскировки орудий. Я легла прямо
на них. И вдруг услышала дикий гул. Это
началось Прохоровское сражение. Стало не до
нас. Артистов отправили в Москву".
Для Марины это было
настоящим счастьем. Во-первых, она ждала
ребенка. А во-вторых, потому что в Москве
открылась школа-студия МХАТ, В 44-м году она
туда поступает и учится у прекрасных
педагогов: Блинникова, Массальского,
Кудрявцева, Топоркова, Литовцевой. Заботы о
маленьком Алёше в основном взяла на себя её
мама. По окончании школы-студии в 48-м году её
берут в молодёжную труппу МХАТа - вместе с
Александром Михайловым (тот, который сыграл
Сашу Григорьева в первом фильме "Два
капитана"), Алексеем Покровским, Валентиной
Гузыревой. Ковалёва работает во МХАТе семь
счастливых лет. А потом по семейным
обстоятельствам оттуда уходит.
Первый брак с артистом
и режиссёром Леонидом Аграновичем был
недолговременным. И она, расставшись с ним,
вышла замуж за Рамаза Мчедлидзе - сына
народной артистки Веры Давыдовой и знаменитого
баса, директора грузинского театра оперы и
балета Дмитрия Мчедлидзе. Муж занимался
партийной работой, и его в середине 60-х
направили поднимать колхоз "Красный Маяк" в
Великолукской области (Псковской). До отъезда
в колхоз Марина Ковалеёва снялась в двух
фильмах Чиаурели "Падение Берлина" с Борисом
Андреевым, за который получила Сталинскую
премию в 1950 году, и в картине "Незабываемый
1919 год" тоже с Борисом Андреевым.
И вот она, расставшись
с кино и театром, приезжает в деревню Тигощи.
Работает заведующей сельской библиотекой и
секретарём парткома. А душа рвётся в театр.
Через два года вернулись в Москву. Во МХАТ её
не взяли, и она уезжает в Тбилиси - в
Драматический театр им. Грибоедова. А у мужа
опять новое назначение - отправляют поднимать
целину. Детей - Ольгу и Теймураза - бабушка с
дедушкой оставили у себя, сказав: "Вот
обустроитесь, тогда заберёте". И Марина
Францевна, приехав в Целиноград, с головой
окунулась в творческую атмосферу. Вспоминает:
"Там работал в это время замечательный
Целинный драматический краевой театр. У меня
был богатый репертуар, я очень много играла. И
всё бы хорошо, но... муж получает повышение по
службе - его назначают секретарём районного
комитета партии. А район этот я прекрасно
знала, там не то что театра - клуба-то не
было. Я наотрез отказываюсь с ним ехать. Моя
семейная жизнь на этом заканчивается".
И она снова в Москве, и
снова без работы. "Но мне очень повезло, -
рассказывает Марина Францевна. - Ректор
школы-студии МХАТ Вениамин Радомыслинский был
совершенно замечательным человеком. Ни одного
своего питомца не оставлял без постоянной
заботы. Придёшь к нему, а он скажет: "Не
волнуйся, Маришенька. Что-нибудь придумаем".
Благодаря ему я некоторое время работала
педагогом на кафедре сценического искусства,
потом - ассистентом у Аллы Тарасовой..."
А позже её приглашают в
Горьковский драматический областной театр в
город "Арзамас-16". Там она прожила четыре
года, играла уже возрастные роли. В 1973 году,
вернувшись в Москву, устраивается во МХАТ, но
уже не актрисой, а освобождённым заместителем
секретаря парткома по оргвопросам. Режиссёром
тогда стал Олег Ефремов. "Мы с Олегом были
давно знакомы, - рассказывает Марина
Францевна. - Ещё со времен учёбы в
школе-студии МХАТ. Он поступил туда на год
позднее меня. У нас сложились
товарищеские отношения. Но работать с ним было
сложно. Приду к нему, а он: "Ну ты, небось,
опять со своим собранием? Сколько можно их
проводить?" Но работа есть работа. Правда, я
не могла дождаться, когда уйду на пенсию. По
большому счету, не по душе мне было это
дело".
Но и на пенсии Марина
Францевна сложа руки не сидела. Помогала с
внуками, написала книгу о маме, были
журнальные статьи про целину, про колхоз. Но
больше всего ей дорога публикация про войну.
Она мне показывает её в журнале "Дружба
народов" и вспоминает: "Был у меня друг с
пионерских лет - Семён Туманов. Потом он стал
кинорежиссёром, снял такие известные фильмы,
как "Бауман", "Алёшкина любовь", "Ко мне,
Мухтар". Во время войны ушёл на фронт и писал
мне письма, добрые, лирические. Мама их
сохранила. И я уже в середине девяностых годов
написала повесть "40 писем с войны". А
Товстоногов, тоже хорошо знавший Туманова,
сделал предисловие к этой публикации. Кстати,
эту мысль ему подал Егор Яковлев, тогда он был
редактором "Известий". Он, узнав, что у меня
есть эти письма, дал целую полосу в своей
газете: "Письма о любви и войне". А потом уже
Товстоногов предложил их в "Дружбу
народов".
Ещё одно увлечение всей
жизни Марины Ковалевой - Чехов. Не только его
творчество, но и жизнь. Она сама пыталась
найти разгадку в отношениях писателя и Лидии
Авиловой. Эта тема её настолько увлекла, что
вдохновила на рассказ "Длинное письмо",
которое было опубликовано в одном из выпусков
"Литературного альманаха".
"Я бы и сейчас писала, -
говорит мне Марина Францевна. - Есть
интересный материал, есть что вспомнить. Но,
увы, после инсульта плохо работает правая
рука". И продолжает: "Честно говоря,
приходится отходить от активной жизни. Ведь
когда я сюда пришла, то здесь и на сцену
выходила, и стенгазету редактировала. Теперь
уже нет, трудно стало".
Я попросила рассказать её о
детях. "Алёше моему скоро 62 года. Он тоже
окончил школу-студию МХАТ, работал в
"Ленкоме", в Театре им. Станиславского, жена у
него тоже актриса - Жанна Владимирская. Но у
них в актёрской профессии не все гладко
складывалось, и они уехали в Америку. Я у них
была. Живут хорошо... Недавно ко мне дочка из
Тбилиси приезжала. Она университет окончила,
но сейчас преподаёт русский язык в грузинской
школе. Жизнь там голодная, тяжёлая... Теймураз
- кандидат физико-математических наук, у него
хорошая большая семья - трое детей. Но здесь,
увы, он никому не нужен, поработал в Японии, в
Швеции, сейчас - в Германии... Ну а мне здесь
хорошо", - завершает наш разговор Марина
Францевна.
Валентина СЕМЕНЕНКО (газета "Московская
правда-дайджест", №3, 2006).
Фильмография:
1. Семиклассники - 1938 - Таня
Русанова
2. Тимур и его команда - 1940 - Ольга
Александрова
3. Конёк-Горбунок - 1941 -
Заря-Заряница
4. Клятва Тимура - 1942 - Ольга
Александрова
5. Лесные братья (новелла БКС "Лесные братья")
- 1942
6. Смерть Бати (новелла БКС "Лесные братья") -
1942
7. Падение Берлина - 1949 - Наташа
Румянцева
8. Незабываемый 1919-й - 1951
9. Поэма о море - 1958
Использованные материалы:
Газета "Московская правда-дайджест", №3,
2006
Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия
Фотографии предоставлены Ириной Л. и из газеты
"Московская правда-дайджест". |