Иван
Герасимович ЛАПИКОВ
Народный
артист СССР (1982). Лауреат Государственной премии СССР (1979, за исполнение роли Назарова в фильме
"Вечный зов"). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1973, за
роль Бориса Краюшкина в фильме "Минута молчания"). Родился
7 июля 1922 г. в селе Горный Балыклей Царицынской губернии (ныне
- Волгоградская область) в крестьянской семье. Учился в Сталинграде.
В заводском Дворце культуры имени Ленина в самодеятельном струнном оркестре Иван
с увлечением играл на балалайке, записался в драматический кружок. Оттуда он
уехал в театральное училище в Харьков, где сильны и живы были традиции искусства.
Окончить Иван успел только два курса - началась война. Лапиков
был мобилизован в батальон, строивший противотанковые
заграждения под Сталинградом. В 1941-63 гг. - актёр Сталинградского драматического
театра им. М. Горького. Он был молод, и первые роли его в театре - бессловесные. Великие говорили:
"Тогда станешь актёром, когда вынесешь 300 подносов на сцену". И он выносил.
Играл в спектаклях "Старик", "Доходное место", "Идиот", "Бег", настойчиво учился
у именитых актёров. "Мы с Ваней познакомились в Сталинградском
драматическом театре, - вспоминает вдова актёра Юлия Фридман. - Меня туда распределили после окончания Ленинградской
театральной академии в 1947 г. Потом поженились. Родилась дочка. У Вани в ту
пору в театре не было ярких ролей, но числился способным". Лапиков всегда делал сам
гримы для своих сценических героев. Потрясающим был его грим в "Царе Фёдоре
Иоанновиче" А.К. Толстого...
В 1963 г. Лапиков
уехал в Москву и начался его путь к вершинам кинематографического искусства.
Его приглашал в свой театр Г.Товстоногов, но что-то не сложилось...
В том же 1963 г. он вошёл в труппу Театра-студии киноактёра. В
кино Иван Лапиков специализировался на ролях простых людей из народа,
рабочих и крестьян. Лапиков - мастер эпизода, ёмко и точно
трактовал образы своих героев. Ему было уже за сорок, когда пришла настоящая известность,
когда все открыли Лапикова. Хотя, как позже выяснилось, он уже дважды снялся у
Юрия Егорова. Но по-настоящему дело его славы сделалось, конечно, после фильма
Алексея Салтыкова "Председатель" по сценарию Юрия Нагибина в 1964 г.
Ленинскую премию за главную роль Егора Трубникова получил Михаил Ульянов, а Иван
Лапиков за роль его брата Семёна получил судьбу. Братья-антиподы: один
мучительно и неистово спасает-возводит колхоз, другой, разуверившись в
пустопорожних обещаниях общего блага, окончательно отчаявшись, его покидает,
собрав на подводу семью и нищий свой скарб. Одному подавай сплочённый коллектив
и энтузиазм созидания, хоть и на развалинах, другой если и верит кому, то только
себе, своим мослатым ухватистым рукам. Михаил Ульянов позже признавался, что как партнёр Иван Лапиков
был и радостен ему, и в определённом смысле страшен. Страшен, потому что, играя
рядом с актёром такой абсолютной психофизической правды, необходимо было
дотягиваться до его уровня. "Такие актёры будто "тянут" тебя, помогают подняться
"выше". Спустя два года, в 1966 г., на экраны вышла знаменитая драма режиссёра Андрея
Тарковского "Андрей Рублев". В этой картине Лапиков исполнил одну
из центральных ролей -
монаха Кирилла. "Иван Герасимович Лапиков был совершенно не похож на "артиста",
- вспоминает Николай Бурляев. - Выглядел простым,
русским, добротным деревенским мужиком, случайно забредшим в джунгли
кинематографической элиты. К моменту, когда мы с ним познакомились на съёмках
"Андрея Рублёва", за его плечами уже был ошеломляющий образ брата в
"Председателе", с которым Лапиков ворвался в советский кинематограф. И всем без
исключения было ясно, что в кино вспыхнула новая ярчайшая и самобытная планета.
И хотя в "Рублёве" у нас не было прямого партнёрства в кадре, не было общих
сцен, мы замкнули между собой вольтову дугу благорасположения друг к другу,
безмолвное не иссякавшее уважение от начала и до конца. Такие же отношения
сердечной природной привязанности были в "рублёвские" времена и с Николаем
Григорьевичем Гринько, и с Анатолием Солоницыным - тоже совершенно непохожими на
"актёров". Видимо, это и роднило всех нас. Гений Тарковского предпочёл ваять
свою "рублёвскую" кинофреску ликами русских мужиков, далёких от "актёрства".
Мы нечасто встречались с Иваном Герасимовичем: несколько раз на гриме, в
костюмерной, в тон-студии, в буфете, на премьерных показах "Андрея Рублёва", на
банкете, в коридорах "Мосфильма", "Ленфильма", в поезде "Красная стрела", в Доме
кино... Я наблюдал за Лапиковым, за его отстранённостью от этого киномира,
сосредоточенностью на чём-то своём, сокровенном, вглядывался в его "публичное
одиночество" - скромное, неброское пребывание со своей сердечной тайной, со
своей правдой на этой ярмарке кинематографического тщеславия, где окружающие из
кожи лезли вон, чтобы хоть как-то выделиться. У нас никогда не было доверительных, задушевных бесед. Он не рассказывал мне
историю своей жизни, всегда оставаясь для меня загадочной русской душой. Великим
и неповторимым русским артистом Иваном Герасимовичем Лапиковым".
Среди наиболее известных ролей Ивана Лапикова: дядя
Коля в фильме "Наш дом", Борис Краюшкин в
героико-патриотической драме Игоря Шатрова "Минута молчания", старый чекист в
приключенческом фильме "О друзьях-товарищах", Панкрат Назаров в киноромане
Краснопольского и Ускова "Вечный зов", кузнец Жемов в дилогии "Юность Петра"-"В
начале славных дел", старшина Поприщенко в экранизации романа Михаила
Шолохова "Они сражались за
Родину", Дед Василий в фильме "Возвращение Будулая", старик-слепец в
исторической драме "Борис Годунов", генерал Ермаков в телесериале "Моя
судьба"...
"Он был очень участлив к окружающим. -
рассказывает Юлия Александровна Фридман. - Но и любил уединяться - уезжал
отдыхать с удочкой на островок возле Волгограда, жил в палатке. Нас с Леночкой
никогда не забывал: чуть какая возможность вместе с ним на съёмки поехать -
обязательно брал. А во время работы всё равно замыкался в себе, никогда ничего
не обсуждал. Он очень гордился не столько разными государственными наградами
и премиями, сколько медалью "За оборону Сталинграда" - сотни раненых переправил
на рыбацкой лодке через Волгу в тыл, на другой берег. Тогда, во время
Сталинградской битвы, не то что земля горела, вода полыхала". Он
умер 2 мая 1993 г. - на встрече с солдатами одной из войсковых
частей у него не выдержало сердце. Лапиков не хотел ехать на эту встречу и отказал С. Ф. Бондарчуку, сославшись на
нездоровье. Но, увидев 1 мая 1993 г., как в Москве омоновцы избивают
демонстрантов, сказал жене, что считает своим долгом хоть как-то помешать
развязыванию гражданской войны в России. Сердце его остановилось во время выступления, и
смерть эта была под стать всей его жизни - трудной, ответственной, порядочной и,
в конце концов, счастливой... Похоронили Ивана Герасимовича Лапикова на Ваганьковском
кладбище в Москве.
На родине актёра, в селе Горный Балыклей, в 2002 г.
был открыт музей Ивана Лапикова. А в 2003-м в Волгограде,
на доме 4 по Советской улице, где он жил больше
20 лет, установили мемориальную доску.
Фильмография:
1. Запасной игрок - 1954 2. До востребования
- 1955 3. Солдаты - 1956 4. Командировка - 1961 - Татьяныч 5.
Если ты прав... - 1963 6. Армия
"Трясогузки" - 1964 7. Председатель - 1964 - Семён Трубников 8.
Наш
дом - 1965 - дядя Коля 9. Непрошеная любовь - 1965 - Гаврила 10.
Андрей Рублёв - 1966 - Кирилл 11.
Всадник над городом - 1966 12. Панталаха (в киноальманахе "К
свету!") - 1966 13. Дом и
хозяин - 1967 - Егор Байнев 14. Журналист - 1967 15. Про чудеса
человеческие - 1967 16. Армия "Трясогузки" снова в
бою - 1968 17. Братья Карамазовы - 1968 - Лягавый 18.
Любовь Серафима Фролова - 1968 19. Наши знакомые - 1968
20. По Руси - 1968 21. Пять дней отдыха - 1969 - Матвей Кошкин 22.
Карусель - 1970 23. О
друзьях-товарищах - 1970 - старый чекист 24. Посланники вечности
- 1970 25. Расплата - 1970 26. Сердце
России - 1970 27. Серебряные трубы - 1970 28.
Сохранившие огонь - 1970 29. Егор Булычов и
другие - 1971 30. Минута молчания - 1971 - Борис Краюшкин 31.
Инженер Прончатов - 1972 32. Нежданный
гость - 1972 33. Истоки - 1973 - Денис Крупнов 34. Товарищ генерал
- 1973 35. Закрытие
сезона - 1974 36. Моя судьба - 1974 - генерал Ермаков 37. Самый жаркий месяц
- 1974 38. Фронт без флангов - 1974 - Ерофеич 39.
Они сражались за
Родину - 1975 - старшина Поприщенко 40. Диалог - 1977 41. Мама,
я жив! (ГДР) - 1977 42. Степь - 1977 - Пантелей 43.
Фронт за линией фронта - 1977 - Ерофеич 44. Отец
Сергий - 1978 45. Здесь, на моей земле - 1979 46.
Маленькие трагедии - 1979 47. Отец и сын - 1979 48. Поэма о
крыльях - 1979 49. Юность
Петра - 1980 - кузнец Жемов 50. В начале славных дел - 1980 - кузнец
Жемов 51. Желаю успеха - 1980 52. Родник - 1981 53.
Россия молодая - 1981 - архиепископ Афанасий 54. Фронт в тылу врага
- 1981 - Ерофеич 55. Однолюбы - 1982 56. Вечный зов - 1973-83
- Панкрат Назаров 57. Взятка - 1983 - Михаил Андреевич
Михов
58. Прежде, чем расстаться - 1984 59. Возвращение Будулая - 1985 - дед
Василий 60. Утро
обречённого прииска - 1985 61. Борис Годунов - 1986 - старик-слепец 62.
Земля моего детства - 1986 63. Скакал казак через долину - 1986 64.
Гулящие люди - 1988 65. Пусть я умру,
Господи... - 1988 66. Радости земные - 1988 67. Село Степанчиково и его обитатели
- 1989
68. Сувенир для прокурора - 1989 69. Наша дача - 1990 70. За что? -
1991 71. Семнадцать левых сапог - 1991 72. Заложники
дьявола - 1993 73. Последняя суббота - 1993 74. Дом на камне - 1994
Использованные материалы:
Н.Бурляев "Я помолюсь за вас, чтобы вас Всевышний
спас..." Г.Романова "В день рождения Ивана Лапикова
его вдова сидела одна и плакала" ("Парламентская газета",
№135(1014), 18 июля 2002 г.) Г.Андрианова "Я люблю наблюдать
людей" (сайт Администрации Волгоградской области, 12.08.2003
г.) Д.Орлов "Актёр для катастрофы" ("Литературная
газета", №28-29 (5884), 10-16 июля 2002 г.) Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия Фотографии
предоставлены Ириной Л., с сайтов "Актёры советского кино", канала "Культура",
энциклопедии кино Кирилла и Мефодия и из архива автора.
|