На главную
страницу

Игорь Ледогоров
(09.05.1932-10.02.2005)

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Игорь Вадимович ЛЕДОГОРОВ

Игорь ЛедогоровНародный
артист РСФСР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1978, "Фронт без флангов", "Фронт за линией фронта"), Государственной премии Белорусской ССР (1974, "Руины стреляют").
Родился 9 мая 1932 г. в Москве. Окончил Ташкентский политехнический институт (1958), Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского (1964). С 1967 г. - актёр театра им. Ленинского комсомола в Москве, с 1969 г. - Ленинградского театра им. Ленсовета, с 1971 по 1997 г. - Центрального Академического Театра Советской Армии (ныне ЦАТРА). В кино - с 1963 года. С 1997 года жил в Новой Зеландии
Умер 10 февраля 2005 г. в г.Гамильтон (Новая Зеландия)



Через тернии - в звёзды
Он дебютировал на экране ещё в десятилетнем возрасте, когда вместе с ташкентскими пацанятами снялся в массовке знаменитого фильма Леонида Лукова "Два бойца". Но путь Игоря Ледогорова к подлинной актёрской известности оказался долгим. Не будучи уверенным в своём призвании, он закончил в Ташкенте сначала политехнический институт и только потом - театральный вуз. Актёр сменил немало подмостков, прежде чем нашел себя, свою тему в искусстве. Начинал в московском театре Ленинского комсомола, потом по приглашению Игоря Владимирова переехал в Ленинград, где играл на сцене театра имени Ленсовета вместе с Алисой Фрейндлих в знаменитых спектаклях "Варшавская мелодия" и "Хождение по мукам", затем опять вернулся в Москву, где стал одним из ведущих актеров Центрального театра Советской Армии.
Но подлинную известность ему принесло кино. Мужественная внешность, волевое лицо, проницательные, умные, стального цвета глаза обеспечили Ледогорову множество ролей героического плана. Он сыграл большевика Николая Баумана и полярника Георгия Седова в одноимённых фильмах, переиграл несчётное количество генералов (одна из них так и называлась - "Товарищ генерал"), наконец, создал образ отважного покорителя космоса в советских фантастических лентах "Отроки во Вселенной" и "Через тернии к звездам"...
В постперестроечное время Игорь Ледогоров, как и многие актёры его поколения, оказался невостребованным. Жил скудно и трудно. Около десяти лет назад уехал в Новую Зеландию - вслед за сыном Вадимом Ледогоровым, который преподавал в местной театральной студии. Языка он не знал, работать по специальности не мог, поэтому можно только догадываться, как и чем он здесь жил. На родине о нём забыли, он сам о себе не напоминал.
В спектакле сына "Вишнёвый сад" Ледогоров сыграл свою последнюю роль - Фирса, больного, старого, забытого всеми человека. Не хочется, чтобы эта роль оказалась горько пророческой...

Леонид Павлючик , "Труд" №025 за 12.02.2005

Игорь Ледогоров
ИГОРЬ ЛЕДОГОРОВ: "В Новой Зеландии сдаю сплошные экзамены"

"Николай Бауман", "Георгий Седов", "Товарищ Генерал", "Портрет с дождём", "Они были актерами", "Люди и дельфины", "Через тернии к звездам" - это лишь малая часть картин, в которых снимался актер Игорь ЛЕДОГОРОВ. Свою театральную деятельность он начал в Театре имени Ленинского комсомола в 1967 году. После знакомства с Игорем Владимировым Ледогоров перебрался в Театр имени Ленсовета, где в течение трёх лет играл в спектаклях "Варшавская мелодия" с Алисой Фрейндлих, "Хождение по мукам", "Сорок первый". С 1971 по 1997 год он служил в Театре Советской (в последние годы Российской) Армии. Уже четыре года отец и сын Ледогоровы со своими семьями живут в Новой Зеландии. Работа по восстановлению легендарного фильма "Через тернии к звездам" привела Игоря и Вадима Ледогоровых в Москву. Нашему корреспонденту удалось встретиться с Ледогоровым-старшим.

- Игорь Вадимович, у вас за плечами множество сыгранных ролей, а помните ли вы свою первую встречу с кинематографом? Когда вы захотели стать актёром?
- Я впервые соприкоснулся с кино в 1943 году в Ташкенте, куда была эвакуирована часть киностудии "Мосфильм" и где в то время жили мы. С гордостью могу сказать, что участвовал в съёмках фильма "Два бойца". На нас, одиннадцатилетних пацанов, надели немецкие мундирчики, дали нам деревянные автоматики и поставили задачу прорвать оборону, упасть в пруд и умереть под выстрелами Марка Бернеса, который сидел на островке и строчил из бутафорского автомата по нам, то есть немцам. Мы бежали вдалеке в задымлении. Не было видно, что мы - дети и что перед нами ползут на веревочках маленькие деревянные немецкие танки. Тогда я впервые увидел, что такое кино и комбинированные съемки. Для нас это было фантастическое приключение.
А вот началась моя киножизнь или нет с "Двух бойцов", трудно сказать. У многих людей начинается приобщение к искусству рано, и часто это наследственное или семейное. Например, мой сын рос в творческой среде в окружении моих друзей-актёров, поэтому у него не было проблемы с выбором профессии. Сниматься он начал рано, в 14 лет. В "Москве - Кассиопее" и "Отроках во Вселенной" он сыграл Агапита. А мой профессиональный путь начался, пожалуй, с фильма "Николай Бауман".Игорь Ледогоров

- Большинство фильмов, в которых вы играли, - военно-патриотические.
- Я сыграл немало героических ролей, но для меня кредо в искусстве - это прежде всего человеческое достоинство. Вот сейчас меня спрашивают: "Стали бы вы сниматься в боевиках?" Нет, мир, где льётся кровь, где происходят убийства, не мой. Но я не осуждаю сегодняшних режиссёров, актёров, играющих такие роли. Просто в искусстве у меня сложилась своя тема, причём не сразу. Играя своих персонажей, я не то что старался быть на них похожим, но воспитывал в себе их лучшие качества, будь это Бауман, Седов, командарм Капитонов или же старец Андрей из "Дыма Отечества". Многие думают: "О, надел костюмчик, загримировался, и всё, ты в образе". Но это далеко не так, раньше люди уходили, не выдержав испытаний, не найдя себя в герое.

- В 1997 году вы решили уехать из России. А почему выбор пал именно на Новую Зеландию?
- В Новую Зеландию в 1995 году уехал работать мой сын Вадим со своей женой и четырёхлетним сыном Никитой. А в 1996 году там родился Саша. Нам с женой было трудно без них, да и мы им были нужны, поэтому и решили уехать. Но это не значит, что мы предали Родину, мы просто там живём, но при этом остаёмся гражданами России.
Конечно, меня тянет в Москву, в Россию, ведь вся жизнь прошла здесь. Сначала было тяжело на новом месте, я пребывал в очень плохом моральном состоянии. Ведь люди нередко сходят с ума, потеряв контакт с теми, с кем прожиты годы, ту почву под ногами, которая называется Родиной. Но время вносит свои коррективы, уже прошло четыре года, и я стал понимать, что там тоже живут люди со своими печалями, заботами, и я как-то контактирую с ними. Я уже там не просто пребываю как эмигрант или как резидент. Живу и накапливаю определённые впечатления. Сейчас я успокоился, могу общаться со своими коллегами, близкими, и не столько на эмоциях, сколько душою. Много думаю, размышляю, читаю то, что не успел когда-то прочитать.

- Чем вы занимаетесь в Новой Зеландии? Преподаёте, снимаетесь?
- Я не могу преподавать, потому что не знаю языка, просто помогаю сыну. Я не могу быть понятым новозеландскими студентами, и это лишает меня возможности сказать им то, что хотелось бы, и то, что им нужно для того, чтобы стать актерами. Но сын меня часто просит помочь, и я в качестве консультанта смотрю с ним работы его учеников. Ещё я был занят в английском спектакле "Вишнёвый сад", который ставил мой сын, сыграл Фирса. Было очень трудно. Учил роль на английском наизусть, и новозеландцам было интересно смотреть, как играет русский актер.

- Значит, можно сказать, что вы проходите своеобразную школу? Игорь Ледогоров
- Была такая пьеса, поставленная у нас в Театре Советской Армии, - "Экзамены никогда не кончаются". У меня, бывшего актера, ныне жителя Новой Зеландии, вся жизнь в этой стране - сплошные экзамены. Сама жизнь там - это мой экзамен. Когда я помогаю Вадиму со студентами, для меня это тоже экзамен. Ведь они не привыкли жить и работать так, как привыкли жить и работать студенты в России. Я сейчас не сравниваю и не определяю, где лучше. Просто совершенно разная жизнь, и обучение, и актёрское мастерство другое, подход прежде всего другой, кратковременный. Очень интенсивно проходит работа над пьесой, но при этом у спектакля короткая жизнь. Вот мы играли "Вишнёвый сад" всего шесть недель, но зато каждый день - у нас такого не бывает. Например, спектакль "Святая святых" в Театре Советской Армии я играл 12 лет. В Новой Зеландии говорят, что о таком счастье даже мечтать не могут, потому что у них нет театров, которые способны просуществовать 12 лет.

- Ваш сын ставит спектакли как режиссёр, а вам не хотелось бы попробовать?
- Хотелось бы, и у меня были такие опыты, но это очень трудно. Может быть, когда-нибудь я и приеду в Россию, чтобы поставить спектакль. Есть опыт, есть определенные знания, своя точка зрения, которой мне бы хотелось поделиться со зрителями. То, что накопил, сталкиваясь с интересными режиссёрами и актёрами, я систематизировал в своём понимании, и это могло бы быть интересно для актёров. Но для этого нужно найти заинтересованного человека, который мог бы обеспечить мой приезд и работу в Москве. Мне бы хотелось попробовать себя именно в театре, а не в кино. Хотя мне нравится кинематограф и я очень люблю сниматься, но отдам предпочтение театру, который для меня как первая любовь.

- А если поступят предложения вернуться в российское кино, в каком жанре вы хотели бы поработать?
- Это зависит не от меня. А потом, предложения могут быть, но я уже в том возрасте, когда у меня есть своё собственное мнение и на всё соглашаться не стану. Если это не мой мир, не моё искусство - не буду этим заниматься. Если мне всю жизнь нравились блондинки, то никто не заставит меня полюбить брюнетку.

- Вернёмся к вашему кинопрошлому. Военно-революционные фильмы вы блестяще чередовали с фантастикой: "Отроки во Вселенной", "Через тернии к звёздам", "Люди и дельфины". Чем привлекательно для вас такое кино?
- Фантастика даёт возможность укрупненно увидеть то, что происходит, охватить события более масштабно. Фильм "Через тернии к звёздам" снимался 20 лет назад, и всё, что там показано, происходит и, возможно, будет происходить на Земле. Но мы специально уходили далеко от Земли, чтобы никто не думал, что мы на что-то намекаем. Просто предлагали подуматьИгорь Ледогоров и Игорь Ясулович в фильме "Через тернии к звёздам" над тем, что произойдет с миром, если люди или представители другой цивилизации выберут этот путь, а не другой. Чтобы говорить о будущем, нужно заглянуть в прошлое. Жизнь циклична, и всё в ней повторяется.

- Верите ли вы в то, что дельфины не просто обладают разумом, а являют собой самостоятельную цивилизацию на Земле?
- В фильме "Люди и дельфины" с нами работали два научных сотрудника из Батумского дельфинария. Общаясь много лет с дельфинами, они пришли к выводу, что те понимают нас лучше, чем мы сами друг друга. Я был просто поражён, когда дельфин Егор в бассейне помогал мне почувствовать, что он мне не опасен, что он мой друг. И это было не волевое общение, а мыслительное. Сейчас учёные ищут подтверждения гипотезы древнего существования дельфинов на Земле. Есть теория, согласно которой в период катастрофы на Земле представители древней цивилизации спаслись тем, что ушли жить в море и там уже за многие миллиарды лет видоизменились. Ведь когда под рентгеном смотришь на плавники дельфинов, видишь человеческие пальцы. Мозг у них тяжелее человеческого, и они могут передавать сигнал в трёх частотных диапазонах, а люди лишь в одном. Это самое совершенное существо и в плане деторождения - они рожают только одно существо, одну особь. У них не жабры, как у рыб, а легкие. Дельфин не может погружаться во время сна в воду, он должен быть на плаву, и для этого работает хвостом. Как же отдыхать? Так вот ребята подключали датчики и обнаруживали, что одна половина головного мозга у дельфина спит, а вторая функционирует. Потом она отключается и спит, а первая функционирует. Это уже сверхспособности, так как человек не может отключать свой головной мозг, он просто этого не умеет.

- Фильм "Через тернии к звёздам" являлся своеобразным предупреждением о возможной экологической катастрофе. Как вы считаете, с тех пор изменилось отношение людей к этой проблеме? Игорь Ледогоров в фильме "Через тернии к звёздам"
- Не может быть такого, чтобы сегодня посмотрели фильм, а наутро перестроили страну. Нужно постепенное и плавное внедрение в головы людей того, что нельзя существовать человеку в таких условиях. Нельзя людям столько лет жить в такой грязной столице. Это вредно и для физического, и для нравственного здоровья. Надо чистить Москву. И необязательно тратить на это деньги. Достаточно того, чтобы каждый перестал бросать мусор, очистив тем самым территорию вокруг своего дома.

- Вторая серия "Терний" называется "Ангелы космоса". А как вы считаете, могут ли земляне действительно стать такими ангелами?
- В те далекие годы, когда кино у нас жило большой, мощной жизнью, когда снималось много фильмов, было много работы, но платили очень мало, нам говорили: "Ну что ж вы всё рветесь, всех денег не заработаете". А один хороший актёр Борис Новиков отвечал: "Всех денег не заработаешь, но стремиться к этому надо". Смогут ли люди стать ангелами космоса, я не знаю, но если они будут к этому стремиться, то, значит, наш фильм был сделан не зря. Безусловно, люди могут стать ангелами космоса, но ведь он начинается не где-то там далеко, а здесь, в каждом из нас, и уходит в бесконечность. Ближний космос сегодня у нас не очень чист. Для начала давайте все же почистим ближнюю атмосферу, а уж потом поможем дальним мирам.

- Есть ли у вас домашнее животное? Судя по всему, вы трепетно относитесь ко всему живому.
- УИгорь Ледогоров ребят есть кошка - хозяйка дома, у нас была хорошая собака здесь, в Нахабине. После неё жена никак не могла найти кого-то, кто смог бы заменить Доньку. Год назад мы переехали в небольшой городок Путаруру, и к нашему дому приходят животные. Сначала мы их не прикармливали, а то ведь чего доброго все они придут и поселятся навеки. Но они всё равно ходят, и мы теперь уже их кормим, а они чувствуют, что к ним хорошо относятся. А вообще в Новой Зеландии в каждом доме есть собаки, причём всех пород, существующих в мире. У многих живут в домах овцы, но это очень хлопотно: стричь, кормить, поить - мы к этому не привыкли. Жизнь сама всё устраивает, и я думаю, что какое-то четвероногое существо у нас всё-таки появится. В нашей семье всегда было много животных. К нам, когда мы жили ещё в Ташкенте, а потом в Москве, то и дело приходило несчастное существо без хвоста или без уха, и мы его принимали, лечили, кормили, пригревали, и потом это существо расцветало, становилось похожим на кошку или собаку.

- В своей жизни вы достигли всего, чего хотели, или ещё остались несвершившиеся мечты?
- Наверное, никогда и никому не удавалось всего достичь за свою жизнь. Хороший тому пример - мой приезд в Россию. У меня было две с лишним недели, и мне казалось, что я смогу всё успеть. Но они пролетели так быстро, оказалось, что почти ничего и не сделал, стольких не повидал. Получается, что я не достиг того, к чему стремился. Но если человек откажется от стремления двигаться вперёд - он просто завянет и умрёт, если не физически, то морально. Я продолжаю стремиться вперёд, ставлю себе различные задачи. Нахожусь в движении, люблю открывать для себя новое в этом мире и не хочу говорить, что достиг в жизни всего, чего хотел.

Дмитрий Ткаченко, "Культура" №41 (7298), 25-31.10.2001

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия.
Газета "Труд", №025, 12.02.2005
Газета "Культура" №41 (7298), 25-31.10.2001
Фотографии с сайтов "Актёры советского кино", "Советский экран", "Портал Культура".


Фильмография
:
1. Хочу верить - 1965
2.
Николай Бауман - 1967 - Николай Бауман
3. Наши знакомые -1968
4.
Переходный возраст - 1968
5. Вальс - 1969
6.
Засада - 1969
7.
Тройная проверка - 1969
8.
Баллада о Беринге и его друзьях - 1970
9.
Горячий снег - 1972
10.
Пятьдесят на пятьдесят - 1972
11.
Товарищ генерал - 1973 - командарм Капитонов
12.
Отроки во вселенной - 1974 - Инопланетянин
13.
Георгий Седов - 1974 - Георгий Седов
14.
Небо со мной - 1974
15.
Иван и Коломбина - 1975
16.
От зари до зари - 1975
17.
Легенда о Тиле - 1976
18.
День семейного торжества - 1976
19.
По волчьему следу - 1976
20.
Жизнь и смерть Фердинанда Люса - 1976
21.
Портрет с дождём - 1977 - Анатолий
22.
Никто вместо тебя - 1977
23.
Фронт за линией фронта - 1977
24.
Проводы - 1978
25.
Поздняя ягода - 1978
26.
Шествие золотых зверей - 1978
27. Карл Маркс. Молодые годы - 1979
28.
Твой сын - 1979
29.
Поэма о крыльях - 1979
30.
На ринг вызывается... - 1979
31.
Через тернии к звёздам - 1980 - Ракан
32.
Дым отечества - 1980
33.
Они были актёрами - 1981
34.
Нежность к ревущему зверю - 1982
35.
Казачья застава - 1982
36.
О странностях любви - 1983
37. Меньший среди братьев - 1984
38. На крутизне - 1985
39.
Голова Горгоны - 1986
40. Звездочёт - 1986
41. Покушение на ГОЭЛРО - 1986
42.
Пусть я умру, Господи... - 1988
43.
Частный визит в немецкую клинику - 1988
44.
Войди в каждый дом - 1990
45. Овраги - 1990
46.
Внутренний враг - 1993
47.
Сезон охоты - 1997
48.
Чёрный океан - 1998

 © 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz