Леонид
Миронович ЛЕОНИДОВ
Народный артист СССР (1936).
Родился 22 мая (3 июня) 1873 г. в Одессе.
Настоящая фамилия - Вольфензон. Не окончив
Ришельевской гимназии, увлёкся любительским
театром; после двух лет военной службы провёл
сезон в любительской труппе Городской народной
аудитории (реж. Г.Матковский), игравшей
преимущественно для рабочих. В это время
принимает псевдоним Леонидов. В 1895 г., после
неудачной попытки вступить в труппу
Н.Соловцова, уезжает в Москву поступать в
императорское театральное училище.
Экзаменуется вместе с О.Книппер и М.Савицкой, в
отличие от будущих актрис МХТ, поступает, но
спустя год уходит из училища. В течение этого
года (1895–1896) участвует в утренниках Малого
театра, играет в выпускном спектакле училища
"Лес" А.Островского (Милонов).
По возвращении в Одессу в 1896 г. поступает в
труппу Н.Соловцова, которая выступает в Одессе
и Киеве. Здесь Леонидов быстро занимает одно
из ведущих мест; в первый сезон (1896–1897)
играет роли поручика Чарусского ("Старый закал"
А.Сумбатова), Мурзавецкого ("Волки и овцы"
А.Островского), Молчалина ("Горе от ума"
А.Грибоедова), Медведенко, а затем Треплева
("Чайка" А.Чехова), Вершинского ("Дикарка"
А.Островского и Н.Соловьева), Хлестакова
("Ревизор" Н.Гоголя); в сезон 1897–1898 –
Миловзорова ("Без вины виноватые"
А.Островского), Боркина ("Иванов" А.Чехова),
Морского ("Цена жизни" В.Немировича-Данченко), в
сезон 1898–1899 – Вожеватова ("Бесприданница"
А.Островского); в сезон 1899–1900 – Гани
Иволгина и (в гастрольной поездке) князя
Мышкина ("Идиот" по Ф.Достоевскому), князя
Шаховского ("Царь Федор Иоаннович"
А.К.Толстого); в сезон 1900–1901 –
Раскольникова ("Преступление и наказание" по
Ф.Достоевскому), Соленого (Три сестры
А.Чехова).
Летом 1901 г. ролью Хлестакова Леонидов
дебютирует в московском театре Ф.Корша
(режиссёрскую работу в труппе вёл в эти годы
Н.Синельников). За два сезона службы у Корша
Леонидов успевает сыграть Глумова ("На всякого
мудреца довольно простоты" А.Островского,
1901), Ивана Карамазова ("Братья Карамазовы" по
Ф.Достоевскому, 1902), Дульчина ("Последняя
жертва" А.Островского, 1902), Чацкого ("Горе от
ума" А.Грибоедова, 1902), роль Константина в
"Детях Ванюшина" С.Найдёнова (спектакль, ставший
значительным событием московского театрального
сезона 1901–1902) сделала его знаменитым.
По приглашению В.Немировича-Данченко Леонидов
вступает в Московский Художественный театр 18
февраля 1903 г., где прослужит 38 лет (до конца
жизни). Историк театра П.Марков пишет, что
Леонидов в МХТ "стал актёром большого
масштаба, но немногих ролей". Всего в МХТ
Леонидов сыграл 33 роли, среди них всего
несколько поистине трагических образов – Митя
Карамазов ("Братья Карамазовы" Достоевского,
реж. 1910), Пер Гюнт ("Пер Гюнт" Ибсена, 1912),
Пугачёв ("Пугачёвщина" К.Тренёва, 1925), но и в
других героях для него были важны ощущение
неустойчивости и непрочности жизни, острая,
гнетущая тоска, сознание собственной
обречённости: Кассий ("Юлий Цезарь" Шекспира,
1903), Васька Пепел ("На дне" М.Горького, 1903,
дебют Леонидова в МХТ), Лопахин ("Вишнёвый сад"
А.Чехова, 1904), Солёный ("Три сестры" А.Чехова,
1901, Леонидов ввёлся в спектакль в 1906 г.).
Отсвет трагических тем возникал и в
сатирических ролях – Пазухин ("Смерть Пазухина"
М.Салтыков-Щедрин, 1914), Плюшкин ("Мёртвые
души" М. Булгакова по Н.Гоголю, 1932).
"Характерные" роли Леонидов играл размашисто,
с жёсткой, подчас жестокой иронией: Боркин
("Иванов" Чехова, 1904), Скалозуб ("Горе от ума"
Грибоедова, 1906), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"
Гоголя, 1908), Карстен Иервен ("У царских врат"
Гамсуна, 1909), Городулин ("На всякого мудреца
довольно простоты" Островского, 1910),
Блуменшен ("У жизни в лапах" Гамсуна, 1911),
Тропачёв ("Нахлебник" И.Тургенева, 1912).
По отзывам немногих свидетелей репетиций
Леонидова, он был гениален в роли Отелло,
работа над которой началась в 1926 г. и с
перерывами продолжалась до премьеры в 1930 г. На
первых спектаклях возобновилась преследовавшая
Леонидова боязнь зрителя и пространства, а
потому играл он неровно и лишь иногда
"превосходно, забирая публику в руки".
Спектакль прошел всего 10 раз.
Несчастливую судьбу имел и спектакль "Каин"
Дж.Г.Байрона (1920), с Леонидовым в заглавной
роли: спектакль прошёл 8 раз. В числе поздних
созданий Леонидова – профессор Бородин ("Страх"
А.Афиногенова, 1931), Егор Булычёв ("Егор
Булычёв" Горького, 1934).
Станиславский считал Леонидова "единственным
русским трагическим актёром". Сам Леонидов
называл себя "трагиком в пиджаке". Через всю
жизнь он пронёс мечту сыграть Гамлета и даже
начинал репетировать его одновременно с
Качаловым в 1911 г., но был отстранён от
репетиций, чтобы сократить сроки подготовки к
премьере (предполагалось ввести его в
спектакль позднее).
Леонидов пробовал себя в режиссуре: в
1916–1917 гг. репетировал в 1-й Студии
"Флорентийскую трагедию" О.Уайльда (спектакль не
вышел); поставил во МХАТе "Землю" Н.Вирты (1937,
совместная постановка с Н.Горчаковым) и
"Достигаева и других" Горького (1938, совместная
постановка с И.Раевским), участвовал в
репетициях "Кремлёвских курантов" Н.Погодина
(спектакль был выпущен В.Немировичем-Данченко
в 1942 г., уже после смерти Леонидова).
В разные годы Леонидов занимал ответственные
должности в Художественном театре: заведующий
труппой и репертуаром (1921–1922), заместитель
директора театра (1927–1928), состоял в Совете
(1932, совместно с В.Качаловым и И.Москвиным),
управлявшем театром во время отсутствия
руководителей, с 1939 г. входил в Художественный
совет МХАТ под председательством
В.Немировича-Данченко.
В кино в Леонид Леонидов снимался с 1918 года,
первая роль - шпион в фильме "Ток любви".
Среди ролей – Иван Грозный ("Крылья холопа",
реж. Ю.Тарич, 1926), профессор Кочубей ("В
город входить нельзя", реж. Ю.Желябужский,
1929), Гобсек ("Гобсек", реж. К.Эггерт,
1936).
В последние годы жизни Леонидов преподавал в
ГИТИСе актёрское мастерство (с 1935 г. – декан
актёрского факультета, с 1939 г. – художественный
руководитель института; доктор
искусствоведения, профессор). Один из его
актёрских курсов стал в 1939 г. самостоятельным
театром в Гомеле.
Опубликовал множество статей и заметок,
посвящённых театральному образованию,
драматургии и событиям общественной жизни.
Умер 6 августа 1941 г. в Москве. Похоронен
на Новодевичьем кладбище.
Сын Леонида Леонидова - актёр МХАТа,
народный артист РСФСР
Юрий Леонидов (1917-1989).
Фильмография:
1. Ток любви - 1918 - шпион
2. Хлеб - 1918
3. Железная пята - 1919
4. Крылья холопа - 1926 - Иван Грозный
5. Его превосходительство - 1927
6. В город входить нельзя - 1928 - профессор
Кочубей
7. Просперити - 1932
8. Марионетки - 1934
9. Гобсек - 1936 - Гобсек
Использованные материалы:
Энциклопедия "Кругосвет" Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия
Фотографии из Большой Советской Энциклопедии и
из архива автора. |