Марина Викторовна
ЛЕВТОВА
Заслуженная артистка России.
Родилась 27 апреля 1959 г.
в Нерюктайском послеге Мегино-Кангаласского
района Якутской АССР, в семье врачей. Во всем
посёлке, где и родилась Марина, врачей было
двое: её мать и отец - молодые специалисты,
отрабатывающие государству своё бесплатное
обучение. Не удивительно, что родилась Марина
дома, прямо на руки отцу, который настолько
перепугался, что даже не мог понять кто у него
- дочь или сын. Скоро семья вернулась в родной
Ленинград. Профессия родителей с детства
Марине казалась романтичной и очень важной,
поэтому она мечтала тоже стать врачом, но
планы изменились в одночасье. Одноклассницей
Марины была Лена Цыплакова, она уже успела
сняться в фильме "Не болит голова у дятла" у
Динары Асановой, и когда режиссёру
понадобились старшеклассники для картины "Ключ
без права передачи", Лена показала фотографию
подруги. Конечно, прикоснувшись к
киноискусству, Марина поняла, что это и есть
ее призвание. Это и был её дебют в кино. А
дальше была поездка в Москву, поступление во
ВГИК в мастерскую к Сергею Герасимову и Тамаре
Макаровой, съёмки...
На втором курсе Герасимов пригласил
Левтову в картину "Юность Петра", там она и
познакомилась с будущим мужем Юрием Морозом.
"Мы стояли на съёмочной площадке - Митя
Золотухин, Коля Ерёменко и я - три красавца в
костюмах петровской эпохи, - вспоминает Мороз.
- Вдруг видим, приехали девчонки с
Герасимовского курса, прошли мимо нас.
Ерёменко ещё пошутил: "Вы куда? Мимо нас
просто так девушки не ходят". Две усмехнулись,
а одна что-то хлёсткое бросила в ответ, да
так, что даже плейбой Ерёменко поперхнулся.
Это была Марина".
Очень скоро он в эту
девочку влюбился и побегал за ней немало.
Друзья шутили: "Тоже мне, роковую женщину
нашёл!". А его просто сводило с ума сочетание
её неженского ума и истинно женской хрупкости.
А ещё то, что он никак не может покорить эту
худенькую девушку. "Как девушка умная, она
понимала - ну артист, красивый мальчик. Что с
артистом связываться? Она трезво, по-женски к
этому относилась, поэтому всерьёз меня не
принимала. Пришлось идти на хитрый ход - действовать через её
отца: я напросился в гости на дачу Марининых
родителей и мастерски прибил три доски,
показал, что умею и руками что-то делать, а не
только "лицом хлопотать". Авторитет родителей
был завоёван. А потом... потом мы лежали в
постели, извините, это было в гостинице в
Питере, и я сказал: "Маня, давай поженимся". А
она мне в ответ: "Золотые горы обещаешь?" -
"Обещаю". - "В ногах валяешься?" - "Валяюсь".
- "Ну, тогда я согласна".
Дальше всё происходило, как
в сказке, правда сказка та была "советской
студенческой": студенческая свадьба, на
которой посаженными родителями были
замечательные педагоги Герасимов и Макарова,
потом комнатка в общежитии театра Ленком, куда
в то время пригласили на работу молодого мужа,
рождение дочери... Удивительно, что дочка
снялась в кино раньше, чем появилась на свет -
первая, никому не заметная Дашина роль была в
фильме "ТАСС уполномочен заявить..." Марина была на
седьмом месяце беременности, бегала по
съёмочной площадке, прикрывая живот сумочкой.
Потом, в возрасте девяти дней, она снялась у
Динары Асановой в документальном фильме, где
нужна была заставка - Мадонна с младенцем на
руках. Мадонну сыграла Марина, младенца -
Даша. Через пару месяцев был фильм "Милый,
дорогой, любимый, единственный...", именно её
похищала героиня Ольги Машной. И, наконец,
"Фортуна" Георгия Данелия! Родительские
иллюзии на счёт МГИМО или ИНЯЗа вмиг
рассеялись, и все трое поняли, что теперь у
них настоящая актёрская семья.
В 1982 году Марина Левтова
окончила Всесоюзный государственный институт
кинематографии и стала актрисой киностудии
имени М.Горького. В 80-е годы она активно
снималась, играла в различных телефильмах
("Рафферти", "Государственная граница", "Визит
к Минотавру") и во многих советских
детективных картинах. Кроме Динары Асановой,
она работала с такими режиссёрами, как
Владимир Грамматиков, Виктор Трегубович,
Эльдор Уразбаев. Одной из заметных работ
актрисы стала фантастико-приключенческая лента
"Подземелье ведьм", поставленная режиссёром
Юрием Морозом по одноименной повести Кира Булычёва. Партнерами
Марины Левтовой в этом фильме были Николай
Караченцов и Сергей Жигунов. Среди последних
работ Марины Левтовой - сериал по бестселлерам
Александры Марининой, подростковый телесериал
"Он и Маргарита", где она играет завуча школы,
и сериал для ОРТ "Воспоминания о Шерлоке
Холмсе".
Что мешало Марине вести
спокойную, размеренную жизнь: муж - популярный
режиссёр, дочка - юная, но уже успешная
актриса? Живи и наслаждайся простым женским
счастьем. Тем более, что этого счастья у нее
было хоть отбавляй. Марина и Юрий прожили
вместе двадцать лет, и ни разу не сказали:
"Хватит!", - ни разу не хлопнули дверью, не
обрушили ни одного сервиза друг другу на
голову, просто, когда ссорились, начинали
говорить подчёркнуто вежливо и официозно -
очень быстро холодноватая отчуждённость
становилась обоим в тягость, и ссора уходила в
прошлое. Так уж получилось, что оба были
убеждены, что семья - это
единственно-возможная форма существования, это
данность, которую надо беречь. "Кроме меня
Марине никто не был нужен, я это знаю точно, -
сказал Юрий Мороз, - Не потому, что я такой
замечательный мужчина, просто в ней была этакая
брезгливость ко всему чужому. Поэтому я
понимал, что случись что - она не простит
измены".
Но Марина боялась не
измены, она боялась двух вещей: того, что
жизнь проходит, кино в руинах, и ролей почти
нет - страх, знакомый всем актрисам. И ещё она
боялась за близких, без причин и объяснений.
Когда в Питере были живы её мама и папа, она
звонила туда каждый день - ей было необходимо
знать постоянно, всё ли у них в порядке. Когда
родилась Даша, она стала бояться за неё -
каждую минуту. Она не любила, когда Юра
уезжал, даже ненадолго, на неделю или пару
дней - ожидание превращалось для неё в муку.
Она и сама не понимала, почему и не могла
ничего объяснить. Возможно, она просто
чувствовала, что происходящее вокруг очень
непрочно и совсем не навсегда, что нужно
беречь каждый день, каждую каплю счастья.
Может быть, она чувствовала, только не
понимала, не догадывалась, кто именно самый
хрупкий из них троих: Дашка, Юра?.. Оказалось,
она сама.
По словам знавших Марину
людей, она очень любила жизнь и всегда строила планы на
будущее. В одном из последних интервью она
сказала: "Всё-таки я верю, что мы многое
успеем и для нас ещё не все закончено". Вместе
с друзьями и мужем, актриса открыла клуб для
кинематографистов и принимала активное участие
в работе Ассоциации молодых кинематографистов.
Марина Викторовна с успехом снималась и на
телевидении, где с её участием были записаны
несколько телеспектаклей и ряд развлекательных
программ. В последнее время Левтова активно
участвовала и в работе российских и
международных фестивалей и создавала проект
собственной радиопередачи.
Дочь Марины Даша
Мороз сейчас много снимается в кино и играет в
спектаклях МХТ (МХАТ имени А.П. Чехова). На
мать похожа просто один в один, да и трудно их
было принять за мать с дочерью - вместе гоняли
на роликах на Поклонной горе. Она была очень
азартной. Когда в Москве появились первые
игровые автоматы, Марина могла играть часами -
не ради выигрыша, а ради упоения, риска, ради
игры с судьбой. "Она была душой любой
компании, - вспоминает актёр Дмитрий Харатьян,
- Помню, как-то мы сидели с Мариной и Юрой Морозом у
них на кухне, обсуждали какие-то последние
дела. Вдруг Марина говорит: "Надо срочно
что-то затеять, а то как-то скучно!" - тут же
придумала создать актёрский клуб. Позже из
этой идеи появился клуб "Кино", который очень
быстро стал популярным. В этом клубе всё
держалось на Маринином энтузиазме, на её
обаянии и неугасающей энергии. Она была
удивительно неутомимой, любила играть с
друзьями в пул, обожала кататься с дочерью на
роликах, лихо скакала вместе со мной на
лошадях. Мне даже кажется, что она просто
уехала куда-то на съёмки и вдруг позвонит и
скажет: "Я вернулась и намерена сегодня тебя
всё-таки обскакать в галопе!".
За день до трагедии в Доме
кино состоялась премьера нового фильма Георгия
Данелия "Фортуна". Дарья Мороз в главной
женской роли наивной молодой жены наивного
молодого мужа в исполнении Алексея Кравченко.
Остальные партнёры по фильму - Вахтанг
Кикабидзе, Алексей Петренко и Владимир Ильин.
Естественно, родители были в центре внимания
зала, принимали поздравления.
Марине подарили огромный букет жёлтых цветов.
Говорят, что жёлтые цветы - то ли к разлуке,
то ли к несчастью...
На следующий день 27
февраля 2000 года всей компанией, включая
Дмитрия Певцова и Ольгу Дроздову, поехали за
город, к своим знакомым отмечать успех.
Дмитрий Харатьян с женой тоже был там, но
уехал раньше. О случившемся узнал дома...
К вечеру хозяин дачи
предложил гостям прокатиться на снегоходе.
"Марина была против этой затеи, - вспоминает
Юрий Мороз, - она словно предчувствовала, что
может случиться беда. Но Даша загорелась
желанием испробовать новомодное развлечение.
Марина поехала только из-за неё, чтобы не
отпускать дочку без присмотра". Даша
устроилась за спиной матери, но в последний
момент Марина пересадила её вперед, на более
безопасное место. Следом, на втором снегоходе
поехала актёрская пара Дмитрия Певцова и Ольги
Дроздовой. Было уже темно, высокие деревья
чёрными исполинами окружали легкомысленных
гонщиков, а накануне выпавший свежий снег
надёжно прятал от глаз
неровности дороги. В какой-то момент водитель
снегохода не заметил под слоем снега глубокий
овраг и, не справившись с управлением, нырнул
вниз на большой скорости - снегоход
перевернулся, пассажиры вылетели с сидений - в
темноту, в неизвестность. Сам водитель и Даша
отделались переломами и ушибами, а Марина
сильно ударилась головой о дерево. Ехавший
следом Певцов, чудом сумел затормозить, он и
вызвал скорую помощь. Трагедия произошла у
посёлка Раздоры Одинцовского района
Подмосковья. Марину Левтову отвезли в
Одинцовскую больницу, но спасти не смогли.
Медики обнаружили у неё множественные ушибы и
переломы, а также серьёзную открытую
черепно-мозговую травму, которая и стала
причиной смерти. Марина не дожила до своего
дня рождения два месяца.
Несколько дней, убитый
горем Юрий Мороз был не в силах сообщить
дочери о смерти матери: "Она всё время
спрашивала: "Где мама?", - а
я врал, что мама в другой больнице, что ей
должны сделать операцию. Психологи советовали
подождать с печальным известием до
выздоровления девочки, но я понимал, что так
долго скрывать горе не смогу. И я сказал,
тогда же, в день похорон - слава Богу,
обошлось". Похоронили Марину Левтову в Москве
на Ваганьковском кладбище.
Когда Марины не стало, её
муж решил, что в доме всё должно остаться без
изменений, так, словно она не надолго уехала:
все вещи на своих местах, все фотографии
висят, даже Маринины платья остались висеть в
шкафу: "Это очень трудно, всё время что-то
напоминает о Маше. Назовите это игрой в
поддавки, да, мы пытаемся отодвинуть
действительность. Просто было три материка,
три континента: Маша, Дашка и я. И вдруг один
исчез - целый континент. Дело не в том, кто
еду приготовит, кто рубашку погладит - это не
проблема, а вот кто нам её заменит? Никто. Мы
сами должны попытаться её как-то друг другу
заменить..."
Ей было всего сорок лет, она
вошла в очень хороший возраст. Возраст,
который так не любят женщины - когда
появляются первые морщинки, но именно эти
морщинки добавляют особый шарм! Мужчины,
которые были с ней близко знакомы, говорили,
что в ней как раз только начал появляться шарм
молодой женщины, когда вино настоялось и
появляется букет. Рубиновые брызги на холодном
снегу!..
В одном из последних
интервью на вопрос "За что вы любите свою
пpофессию?" Маpина Левтова ответила: "Мне
кажется, она замечательная! Она позволяет тебе
получать удовольствие от pаботы, она
pазнообpазна, и это твоpчество - кто знаком с
таким ощущением, тот понимает, что лучше
пpосто ничего нет! Это не пpофессия, а обpаз
жизни. "А есть ли минусы?" - "А тут
минусы и плюсы взаимосвязаны. Потому что это
одна из самых жестоких пpофессий - тебя могут
забыть, пpи том что ты уже выучился и что-то
сыгpал. В какой-то момент судьба элементаpно
повоpачивается к тебе спиной - какая-то
тpавма, шpамчик на лице - и всё! Пpофессия
очень зависима: сегодня мода на такие лица, а
завтpа на дpугие. Так что насколько она
хоpоша, настолько она и стpашна. Ты это
понимаешь довольно быстpо - закончив институт
и показываясь в театpах, где тебе будут
отказывать. В институте с тобой возились,
пытались найти даже то, чего в тебе нет - а
взpослая жизнь началась, и ты никому не
нужен!"
Фильмография:
1. Ключ без права передачи - 1976
2. Старые друзья - 1976
3. Пробуждение - 1977
4. Кузнечик - 1978
5. Накануне премьеры - 1978
6. Последний шанс - 1978
7. Моя Анфиса - 1979
8. Родное дело - 1979
9. В начале славных дел - 1980 - Антонида
Буйносова
10. Каждый третий - 1980
11. Рафферти - 1980
12. Тихие троечники - 1980
13. Юность Петра - 1980 - Антонида
Буйносова
14. На чужом празднике - 1981 -
Лариска
15. Трижды о любви - 1981
16. Владивосток, год 1918 - 1982
17. Жизнь Берлиоза - 1982
18. Инспектор ГАИ - 1982
19. Взятка (Из блокнота журналиста В.
Цветкова) - 1983
20. Из жизни начальника уголовного розыска -
1983
21. Клетка для канареек - 1983
22. Пацаны - 1983
23. Вера. Надежда. Любовь - 1984
24. Ещё люблю, ещё надеюсь... - 1984
25. Любочка - 1984 - Любочка
26. Милый, дорогой, любимый, единственный... -
1984
27. ТАСС уполномочен заявить - 1984 -
Ольга Вронская, невеста
Трианона
28. Набат на рассвете - 1985
29. Про кота... - 1985
30. Государственная граница. Фильм 5-й: Год
сорок первый - 1986
31. Наградить (посмертно) - 1986
32. Приближение к будущему - 1986
33. Секунда на подвиг - 1986
34. Тайны мадам Вонг - 1986
35. Визит к Минотавру - 1987 -
Франческа
36. Кувырок через голову - 1987
37. Лиловый шар - 1987 -
Царевна-лягушка
38. Пусть я умру, Господи... - 1988
39. Каталажка - 1990
40. Подземелье ведьм - 1990 -
Белогурочка
41. Мёд осы - 1991
42. Слеза Князя Тьмы - 1992
43. Три дня вне закона - 1992
44. Эти старые любовные письма - 1992
45. Зона Любэ - 1994
46. Время печали ещё не пришло - 1995
47. President и его женщина - 1996
48. Очаровательные негодники - 1999
49. Воспоминания о Шерлоке Холмсе - 2000
50. Каменская. Чужая маска - 2000
51. Фортуна - 2000
Использованные материалы:
Неофициальный сайт Марины Левтовой.
Сайт "Kinoexpert"
Сайт "Актёры советского кино"
Сайт "Prazdniki.ru"
Сайт "Записки журналистов". Статья Катерины
Романенковой, Татьяна Алексеевой "Памяти
Марины Левтовой: Рубиновые брызги на
снегу".
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Фотографии с неофициального сайта Марины
Левтовой, сайтов "Оzon.ru", "Актёры советского
кино".
Материалы предоставлены Алексеем Новиковым. |