Цецилия Львовна
МАНСУРОВА
Народная артистка СССР
(1971).
Настоящая фамилия -
Воллерштейн. Родилась 8 (20) марта 1897 г. в
Москве, в семье инженера. В 1919 г. окончила
юридический факультет Киевского университета.
С 1919 г. студентка, затем артистка Студии
Евгения Вахтангова ("Мансуровская студия", по
названию переулка, где она находилась; отсюда
— сценический псевдоним актрисы). С 1926 г. -
артистка Театра им. Евг.Вахтангова. В
историю театра Мансурова вошла прежде всего
как первая исполнительница роли принцессы
Турандот в знаменитом спектакле Е.Б.Вахтангова
(1922). Вслед за очаровательной, эксцентричной
Турандот актриса в начале творческого пути
сыграла в спектакле по "Театру Клары Гасуль"
П.Мериме наделённую взрывной силой
темперамента испанку донью Урраку ("Рай и ад",
1924); изворотливую, хитроумную Зойку в
булгаковской "Зойкиной квартире" (1926);
легкомысленную юную Ксению в "Разломе"
Б.Лавренёва (1927); угловатую, строптивую, но
способную глубоко чувствовать Шурку ("Егор
Булычёв и другие", 1932). Ученица Вахтангова,
верная его эстетическим принципам, преданная
единственному в её жизни театру, Мансурова –
актриса высокой сценической культуры, острой
театральной формы, выразительной законченности
пластического рисунка. Изысканным чувством
стиля, артистизмом, тонким лиризмом и особой,
вахтанговской иронией отмечены её работы более
поздних лет: Беатриче в шекспировском "Много
шума из ничего" (1936), Роксана в "Сирано де
Бержераке" Э.Ростана (1942), Филумена
Мартурано в одноимённой пьесе Э. Де
Филиппо
(1956). "Изысканность чувств и мастерскую
отточенность, артистизм" отметил в этой роли
актрисы автор пьесы. Основным партнёром
Мансуровой был Рубен Симонов; дуэт этих двух
истинных наследников Вахтангова ("Много шума
из ничего", "Сирано де Бержерак", "Филумена
Мартурано") на протяжении десятилетий
оставался своеобразным символом искусства
театра, носящего имя великого режиссёра. С
1925 г. Мансурова преподавала в Училище при
Театре им. Вахтангова (с 1939 г. – Театральное
училище им. Б.В.Щукина), профессор (с 1946
г.). Во время Великой Отечественной войны была
художественным руководителем фронтового
филиала Театра имени Евг. Вахтангова
(1942-45), где поставила "Не в свои сани не
садись" А.Н. Островского (1944).
У Цецилии Львовны
Мансуровой вообще не было старости, хотя
дожила она до 79-летнего возраста. Первая
Турандот, слава Вахтанговского театра, она
сохла, темнела кожей, но оставалась изящной,
подвижной и не меняла своих эксцентрических
привычек. Она никогда не подогревала интерес к
своему имени, не хлопотала о знаках
официального внимания и рекламной славе. Все
знали, что Мансурова - профессор, но впустить
в себя этот образ не удавалось никому: ни ей
самой, ни окружавшим. Между собой все возрасты
- актёры и театральные студенты - звали её
Цилюшей.
Последние годы её жизни не
были заполнены ролями. Ей уже не поручали
художественного руководства студенческим
курсом в училище, лишь иногда педагогическую
работу над отрывками. Для стройного рабочего
графика она была слишком непоследовательна -
психика подводила.
Она была великолепно
образована, умна и при всей своей нервозности,
эксцентричности склонна к долгому чтению. Как
всякий по-настоящему умный человек она не
боялась выглядеть глупой. Как поистине умный
человек она обожала дуракаваляние. Молодёжный
шум в её квартире иногда вызывал протесты
соседей, хотя дом был
театральный (на ул. Щукина, 8-а) и засыпал
поздно.
Мансурова не стеснялась
рассказывать о вещах, которые актёры стыдливо
утаивают. Она была педагогом по призванию, и
открывалась молодежи почти настежь. В любую
печальную тему она вносила мажорное звучание.
Даже реквием способна была вывести к гимну
жизни. В кругу близких ей по духу людей она
нередко вспоминала своего мужа Николая
Петровича Шереметева. Он был прямым потомком
знаменитого боярского рода "Шереметевых
благородных", избежал преследований при
советской власти. Из-за любви к ней он пошёл
на разрыв с роднёй, остался в большевистской
России и добился-таки её руки. Он был хорошим
музыкантом, сочинял музыку к вахтанговским
спектаклям разных лет. Трагически погиб на
охоте при невыясненных до конца
обстоятельствах...
Внезапно, ни с чем не
совместимо, точно радуга в полночь после
грозы, появился Указ о присвоении Мансуровой
почетного звания народной артистки СССР...
Умерла Цецилия
Львовна Мансурова 22 января 1976 г. Гроб с её
телом был установлен в фойе Театра имени
Евгения Вахтангова. Все знали, что смерть
пришла к ней как избавление от разлуки со
сценой, с учениками, как спасение от безумия.
Но все были подавлены. Со смертью Мансуровой
прерывалась одна из последних нитей, ведущих
всех к самому Вахтангову... Похоронена
в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом с мужем.
Фильмография:
1. Дорогой мой человек - 1958 - Ашхен
Оганян
2. Мраморный дом - 1972
Использованные материалы:
Энциклопедия "Кругосвет"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
А.Кравцов "Жили-были кумиры"
Фотографии из энциклопедии "Кругосвет", с
официального сайта Театра им. Евг.Вахтангова и
из архивов автора.
Также материалы предоставлены Инной Джужа
(г.Киев) |