Леонид
Васильевич МАРКОВ Народный артист СССР (1985). Родился 13
декабря 1927 г. в селе Алексеевском (Северный Казахстан). В 1931-34г. играл детские роли в спектаклях Саратовского драматического театра,
где работал актёром его отец В.Д. Марков. В 1945-47г. учился в студии при
Вологодском драматическом театре. Окончил студию при Московском театре
Ленинского комсомола (1950). С 1950 г. - актёр Московского театра Ленинского
комсомола, с 1960 г. - театра им. А. С. Пушкина, с 1965 г. - академического театра им.
Моссовета. .В кино - с 1950 года. Умер 2 марта 1991 г. в Москве.
Он
служил театру и женщинам.
О выдающемся актёре Леониде Маркове вспоминает его сестра - народная
артистка России Римма Маркова. Он снискал любовь зрителей, снявшись в фильмах "Долги наши", "И это всё о
нём", "Мой ласковый и нежный зверь", "Гараж" и ещё в доброй полусотне картин и
сыграв в сотнях спектаклей...
- Римма Васильевна, вы с братом росли вдалеке от столиц...
- Мало того, даже родились в разных местах: я - под Сызранью, Лёня двумя
годами позже - в Северном Казахстане. Наш папа был актёром провинциальных
театров, мама - гримёром. Каждые пять-шесть лет наша семья переезжала. Иваново,
Кинешма, Якутск, Ашхабад, Саратов... В снимаемых театрами дешёвеньких квартирах
жили скромно, но весело. В актёрских семьях так заведено, что детей обязательно
вводят в спектакли. Лёня дебютировал в пять лет в "Хижине дяди Тома". Но Лёня в детстве театр не любил. У него были другие пристрастия: потрясающе
рисовал, вырезал по дереву, лепил. К примеру, идём по улице, он говорит:
"Погляди, какая интересная лужа". Я смотрю: лужа как лужа. А он говорит: "Это
рыба, которую кусает кот". Или вдруг засмотрится на облако и разглядит в его
очертаниях всадника... Его заветная мечта детства - стать художником.
- Отчего ему так не нравилась актёрская профессия?
- Поскольку он был красивым мальчиком, однажды ему досталась роль девочки. А
я, наоборот, - не по годам рослая, конопатая и мосластая - играла мальчишку.
Может, поэтому Леня невзлюбил актёрскую профессию...
А дело было так. В 1934 году в Якутском театре специально под нас поставили
мелодраму "Дети улицы". Я играла Кольку девяти лет, он
- мою семилетнюю сестру Вальку. По сюжету герои-сироты во время гражданской
войны бедствуют. Чтобы купить лекарство заболевшей сестре, брат идёт воровать -
лезет в карман к рабочему. Возмущённый пролетарий хватает воришку с поличным, но
потом, разобравшись что к чему, забирает детей в свою семью. Но сестра всё равно
умирает. Представьте сцену: ночь, все в доме спят. Текст Лёни: "Колька, братик,
я задыхаюсь!" Я просыпаюсь: "Валька, сестричка, не умирай, я тебя прошу, не
умирай!" Мама рассказывала, что во время этого спектакля у театра дежурила
карета "скорой помощи" - женщины падали в обморок. В финале неизменно
устраивались обвальные овации, а сердобольные тётеньки с конфетами и пирожками
рвались за кулисы нас обцеловывать.
- В школе с вами, наверное, все мечтали подружиться?
- Нет. Меня - как рыжую - дразнили и травили, поэтому я часто дралась,
отстаивая своё место под солнцем. Лёнька всегда был "под моим крылом". Если его,
не дай Бог, кто обидит, я же весь класс измолочу. Все в школе об этом знали и
боялись связываться. Кочевая жизнь сказывалась на нас по-разному: Лёня учился
замечательно, а я - из рук вон плохо. И с каждым годом становилась всё здоровей
телом. Это сейчас акселерация в порядке вещей. А для меня это была настоящая
трагедия. Папа с горечью говорил, что я никогда не буду актрисой, мол, для меня
не найти в театре партнёров. Он почему-то очень хотел, чтобы именно я продолжила
актёрскую династию.
На днях я еду на фестиваль в Вологду, где пройдёт вечер памяти Леонида
Маркова. В этом городе мы прожили шесть лет. Шла война, и мы с удовольствием
бегали на главную площадь смотреть выставленный на обозрение сбитый немецкий
самолет. Окончили школу, дальше учиться негде. Мама уговорила его попробовать
свои силы на сцене. Уже по-взрослому. Она-то хорошо знала, что, вкусив актерской
славы, Лёня забудет про всё на свете. И действительно, очень скоро он уже играл
в театре главные роли. Вошёл во вкус: аплодисменты, узнаваемость на улицах, все
девочки вокруг сходили по нему с ума. Но руководитель актёрской студии при
театре Лия Давыдовна Ротбаум чувствовала, что Лёня способен на большее. И
повезла его "показывать" в Москву, прихватив заодно и меня.
- И как столица приняла молодые таланты?
- Настороженно. А когда здесь жаловали пришлых людей? Москвичи зачастую
ленивы и неповоротливы, считают, что в своём городе успеют всего добиться и
потом. А провинциалам некогда ждать, тут или пан, или пропал. И, как показывает
жизнь, такое ускорение "на старте" накладывает отпечаток на всю дальнейшую
жизнь. Посмотрите, почти все ведущие актеры московских театров - родом из
провинции. Москвичи нас обвиняют в нахальстве. Но жизнь - борьба, и побеждает в
ней сильнейший. Вы можете себе представить, каково было нам с братом, попавшим
сюда в 1947 году при карточной системе? Вдали от родителей мы жили впроголодь,
одежонка старенькая, перспективы - туманные...
Нас с Лёней взяли в Театр Ленинского комсомола, которым руководили
выдающиеся режиссеры и педагоги Иван Берсенев, Софья Гиацинтова и Серафима
Бирман. Поселили нас при театре в "пришлёпке" (пристройке). В память врезался
один эпизод. Как-то ко мне подошёл маститый драматург и предложил свою помощь:
дескать, сниму для вас квартиру, денег дам.. . Я, наивная, приняла всё это за
чистую монету. Прибегаю к брату и восхищённо рассказываю о добром и бескорыстном
дяденьке. Надо заметить, что у нас в семье никто не ругался, пример подавал
папа, который не пил и не курил. А тут у Лёни глаза налились кровью, и он стал
кричать: "Дура! Ты хоть понимаешь, что он тебе предложил?.. Что ты теперь-то
плачешь? Надо было сразу плюнуть ему в рожу!" Мне стало стыдно и горько.
По вечерам мы с братом обязательно куда-нибудь ходили. Я сохраняла
программки, которых к концу года собиралось до трёхсот. Это значит, что почти
каждый Божий день мы были или на концерте классической музыки, или в театре, или
на выставке.
- Правда, что это вы вытащили Смоктуновского из глубинки?
- Как-то летом мы с Лёней приехали на побывку к родителям в Махачкалу, куда
папа в очередной раз завербовался в театр, и, естественно, пересмотрели весь
тамошний репертуар. Кеша там потрясающе играл и Хлестакова, и слугу в
шекспировской постановке, и студента в советской пьесе. Мы сдружились, вместе
ходили загорать на пляж, он у нас оставался обедать. Провинциальные актёры тогда
бедствовали. Кеша, например, подрабатывал фотографом на всяких торжественных
мероприятиях.
Мы его привезли в Москву, показывались во всех театрах. В итоге он остался в
Театре Ленинского комсомола. Получал 7 рублей за выход. Спал он у нас в комнатке
на полу. Свою книжку он мне подписал: "Сестра моя, не знаю, что бы со мной было,
если бы не ты". Но я уверена, что такой талант всё равно бы не сгинул в
безвестности.
- Несмотря на большой послужной список фильмов, Леонид Марков, похоже,
главной своей роли так и не сыграл...
- В кино Лене не повезло со "своим" режиссёром. Были отдельные удачи, как,
например, Урбенин в фильме "Мой ласковый и нежный зверь" или главная роль в
телесериале "Следствие ведут Знатоки. Дело ‘8. Побег". Но многое не состоялось.
Элем Климов пробовал его на роль Григория Распутина в свою картину "Агония". Но
Лёня посмотрел спектакль с Алексеем Петренко - ещё одним претендентом на роль -
и позвонил Климову: "Берите Петренко. Он моложе меня и больше похож на
Распутина". Кто ещё из актеров так бы поступил?
Думаю, в кино его не смогли "раскрыть" из-за извечной российской
безалаберности. Такой актёр - это же явление на экране. Талантам нужно давать
дорогу, потому что они до обидного не защищены в этой жизни. Да что говорить,
если даже Раневская годами сидела без ролей!
С театром Лёне больше повезло. Он там переиграл почти весь классический
репертуар: Тургенева, Гоголя, Достоевского, Толстого.
- В одной мемуарной книге есть такой эпизод. Когда Марков однажды решил уйти
из Театра Моссовета, к нему подошла актриса, игравшая Нину в "Маскараде": "Лёнь,
мы все, бабы театральные, собрались, подумали, не надо тебе уходить. Ты же у нас
первый любец, тебе все должны "давать"... Оставайся". Это правда? И что значили
женщины в его жизни?
- Лёня женился трижды. Он любил жизнь и женщин. Каждая его новая
возлюбленная первым делом спешила подружиться со мной, надеясь, что я буду
как-то на него "влиять" в её пользу. Но я в его личную жизнь не вмешивалась.
Однако он доставал своими любовными похождениями. Спрашиваю однажды у него: "Чем
ты их берёшь?" А он мне: "Ты думаешь, я какой-то гигант? Нет. Мой секрет в том,
что пока я с женщиной, я ей служу. Кем бы она ни была, хоть проституткой".
Последняя жена его, Елена Владимировна, младше на 17 лет, хлебнула с Лёней
немало. Но они любили друг друга, и даже спустя вот уже 11 лет после его смерти
она не хочет "устраивать свою судьбу". Все мужчины по сравнению с ним - для неё
просто пигмеи.
- "Хозяин" Малого театра Михаил Царёв уговаривал Маркова уйти к нему,
считая, что завистники затравили великого русского артиста и споили его...
- Лёня был человеком пьющим. Но он всегда говорил: "Если актер может
напиться перед выходом на сцену, он не артист". И перед спектаклем или
репетицией Леня никогда себе "не позволял". К сожалению, по-другому было на
периферийных "встречах со зрителями". У администраторов на местах превратные
представления, как надо "встретить" актера. А выпивающему человеку тяжело
сдерживаться, когда столы ломятся...
Проблема актёрского алкоголизма - особенная. Уверяю вас, в театре пьют не
больше, чем где-нибудь на мыловаренном заводе. Но, сыграв, к примеру, сложнейшую
роль Арбенина в "Маскараде", каждый актер уходит за кулисы с тяжелым грузом на
душе: то в одной сцене "не дотянул", то в другой что-то можно было получше
сделать. Это не отпускает. Я сама не раз наблюдала, как Василий Иванович Качалов
после спектакля в пальто проходил к буфету ВТО, выпивал 150 граммов коньяку и,
успокоенный, уходил домой.
Я пыталась помочь Лене. Когда он засиживался в ресторане, официанты
грозились позвонить мне, и он сразу уходил домой спать. Любимые женщины всегда
терпели эти пьянки, оправдывая его. А коллеги-актеры продолжали уважать. За
талант ему многое прощалось.
- Говорят, Леонид Марков был известным шутником...
- Острословом он был ещё тем. Сашка Ширвиндт рассказал такую историю. Когда
у него родился сын Мишка (тот самый, который сейчас ведет на телевидении
"собачью" передачу), Сашка переживал, что не девочка родилась. А Леня его
успокоил таким доводом: "Сашок, лет через 20 ушла бы твоя девочка как-то
вечерком на свидание, а вернулась только под утро в компании со мной. Скажи,
тебе это нужно?"
Анекдоты разыгрывал в лицах так, что все со смеху падали. Но это случалось
только в своих компаниях. "Тусовок" Лёня не любил. Предпочитал проводить
свободное время по-другому. Мог позвонить мне часа в два ночи: "Сеструнция, хочу
с тобой поговорить о Солженицыне". Я ему: "Лёнь, о Солженицыне все уже забыли, а
ты всё его читаешь. И посмотри на часы". А он: "Это не важно, я сейчас к тебе
приеду". Валя Гафт мне рассказывал, что на художественных выставках из актёрской
братии только Лёню и встречал...
- Есть поверье: актёры иногда настолько талантливо играют трагические роли,
что часто повторяют судьбу своих героев...
- Лёня в 1985 году сыграл в фильме "Змеелов" человека, умирающего от рака. А
шесть лет спустя умер от рака уже по-настоящему. Леня как-то заметил, что,
начиная с детских ролей, "умирал" на сцене, и потом почти все его герои тоже
умирали. В последней картине "Отель "Эдем" он вообще играл Сатану. Стоило ли
христианину это делать? Тем более что обряд крещения мы с ним приняли осознанно
уже взрослыми людьми - во времена нашего детства это было под запретом... Спустя
месяц после сдачи фильма Лёни не стало. Кто знает, не накликал ли он себе
смерть?
Думаю, во многом в его гибели виноваты мы, его близкие. Занятые своими
делами, мы просмотрели этот недуг. И только Георгий Тараторкин забил тревогу и
затащил Лёню на обследование в клинику. Врачи ахнули: как он жил с такими
страшными метастазами? Если бы это обнаружилось хоть на годик раньше, Лёню,
наверное, спасли бы. Почему он сам не спохватился вовремя? Ведь о своём здоровье
очень заботился. Обожал многочасовые пешие прогулки . Нахаживал километры,
разучивая роли или стихи. Даже читать умудрялся на ходу. Для меня он навсегда
остался главным человеком в жизни.
Л.ПАВЛЮЧИК, "Труд-7".
Использованные
материалы: Энциклопедия
кино Кирилла и Мефодия. Газета "Литовский курьер",
№ 3 (411) 2003.01.16 Фотографии из архива М.Ф.Сегиды, с сайта
"Советский экран"
|