На главную
страницу

Александр Мельников
25.05.1906-14.02.2004

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Александр Афанасьевич МЕЛЬНИКОВ

Александр Мельников  Родился 25 мая 1906 г. в Санкт-Петербурге, в семье рабочего. Был учеником токаря на заводе. В 1925-27 гг. учился в киномастерской ФЭКС, в 1927-29 гг. - в Ленинградском Техникуме Сценических искусств (курс Ф.М.Эрмлера). С 1927 г. снимался в кино. В 1941-45 гг. участвовал в Великой Отечественной войне. В 1946-47 гг. был актёром Смоленского областного драматического театра. В 1947-49 гг. - ассистент режиссёра к/ст "Леннаучфильм". В 1949-53 гг. служил в железнодорожных войсках. В 1953-66 гг. - ассистент режиссёра и 2-й режиссёр к/ст "Ленфильм". Выйдя на пенсию, работал экскурсоводом в музее Петропавловской крепости.
  Умер  14 февраля 2004 г. в Санкт-Петербурге.

  Судьба Мельникова, актёрская и человеческая, отмеченная невероятными поворотами, взлётами и падениями, в то же время в чём-то глубоко типична. За свою сравнительно недолгую (менее пятнадцати лет) карьеру киноартиста Мельников снялся более чем в тридцати фильмах, играл главные роли и эпизоды, играл лирических персонажей и характерных. Среди его героев — красноармейцы и комсомольцы, старый еврей и православный священник.
  Начинал он у фэксов — Козинцева и Трауберга. Два года, с 1925-го по 1926-й, учился в их мастерской «киножесту», боксу, гимнастике, современному танцу, одновременно работая на заводе. В 1927 г. Козинцев пригласил его на эпизод в картину "С.В.Д." Так началась кинокарьера Александра Мельникова.
Вениамин Зускин и Александр Мельников в фильме "Искатели счастья"   В 1926 г. ФЭКС влилась в театральный техникум на Моховой. Мельников был принят сразу на второй курс. Но учиться ему пришлось не у Козинцева и Трауберга, а у Фридриха Эрмлера. Эрмлеру, в то время постановщику бытовых драм, были чужды акробатичность и условность фэксов, он тяготел к реалистической, психологической линии, и начинающему актеру пришлось перестраиваться. Одновременно с учёбой была практика: Эрмлер пригласил двух своих студентов на эпизодические роли комсомольцев в фильме "Парижский сапожник" (1927). Одного из студентов - Александра Мельникова - сразу заметили.
  В 1929 г. начинающие режиссёры Александр Зархи и Иосиф Хейфиц основали Первую комсомольскую постановочную бригаду. С оператором, художником, администраторами быстро сработались. А вот с актёрами было намного сложнее. Собрать крепкий актёрский коллектив не удалось. И в результате в Бригаде постоянно снимались только два актёра - Олег Жаков и Александр Мельников. Оба - бывшие фэксовцы.
  Первая картина Зархи и Хейфица "Ветер в лицо" (1930) - о борьбе комсомольцев со старым бытом - была несомненной победой. Конечно, сюжет был схематичен, но схематичность эта компенсировалась слаженной работой коллектива и актёрскими работами Жакова и Мельникова. Зато следующий фильм коллектива, "Полдень" (1931), всеми - и критикой, и самими режиссёрами и актёрами - был признан неудачей. Фильм был посвящен коллективизации. Картина полемизировала с "Землёй" Довженко, в то же время откровенно подражая ей. Кое-как картину вытягивал актёрский ансамбль. Выделялись всё те же Жаков и Мельников.
   В немых фильмах Александр Мельников снимался до самого конца - до 1935 г. Играл преимущественно комсомольцев, благо имел в этом опыт. Снимался он у режиссёров самых  разных школ и направлений. Работал с Ильёй Траубергом и Сергеем Герасимовым, Павлом Петровым-Бытовым и Эдуардом Иогансоном. И как-то незаметно, переходя из картины в картину, выдвинулся в ведущие актёры Александр Мельников в фильме "Депутат Балтики"Ленинградской кинофабрики. Впрочем, сам он из всех своих работ в немом кино выделяет одну: роль извозчика в комедии Бориса Казачкова "Флаг стадиона" (1935). Как играть старого московского извозчика, Мельников, до этого специализировавшийся на комсомольцах, абсолютно не понимал. Пробовал было отказаться, а затем махнул рукой и, забыв о реалистической школе, об уроках Эрмлера, сыграл как в юности, по-фэксовски, эксцентрически. И этот эпизод, столь не похожий на всё, что играл Мельников, не только принёс творческое удовлетворение самому актёру (который, надо сказать, очень строго и критически относился к своим работам), но и заслужил восторженную оценку коллег, среди которых такие строгие блюстители реализма, как Сергей Герасимов и Тамара Макарова.
  К сожалению, об Александре Мельникове - актёре немого кино, о его "комсомольском", так сказать, периоде мы можем судить только по рассказам самого Александра Афанасьевича, по немногочисленным воспоминаниям современников и рецензиям, дающим весьма смутное представление непосредственно о его игре: ни работы Мельникова этого периода не сохранились, за исключением "Парижского сапожника", "С.В.Д." и "Обломка империи", в которых у него лишь крошечные эпизоды. Таким образом, для сегодняшнего зрителя актёр Александр Мельников начинается с картины "Моя Родина" (1933), ставшей вершиной его творчества.
   "У каждого актёра, - говорил Александр Афанасьевич, - есть своя Роль, как "Чапаев" у Бабочкина. Для меня такой ролью стал герой "Моей Родины"..." Фильм вышел на экран и имел оглушительный успех. Ему были посвящены целые развороты газет. Режиссёр Всеволод Пудовкин писал: "Очень здорово играет Мельников. Человек работал со страшно опасным материалом. Вести роль на "понимашь" да "знашь" - это очень трудно. Человек всё время думает, причём думает медленно. Этот конкретный, живой, медленно думающий, хороший парень, с очень хорошей Александр Мельников в фильме "Депутат Балтики"настоящей закваской у Мельникова здорово сделан".
   Велико было  и признание коллег. Как вспоминал сам Мельников, стоило ему появиться в Доме кино, тут же раздавались аплодисменты. Это был настоящий триумф. Для самого артиста это было тем более неожиданно, что на съёмках режиссёры не особенно уделяли ему внимание.
  Но триумф был недолгим. Через две недели после выхода на экран картина была запрещена, причём, по воспоминаниям режиссёров, запретил её лично Сталин. Посыпались разгромные статьи. Часто ругали те, кто неделю назад хвалил... И ругали в основном за политические ошибки, продолжая при этом отмечать высокий художественный уровень фильма.   Спокойно принявший свой триумф, Александр Мельников с тем же спокойствием отнёсся и к разгрому картины. Он продолжал сниматься. Сыграл танкиста в следующем, "покаянном", фильме Зархи и Хейфица "Горячие денечки" (1935). Критики, все как один, хвалики картину в целом и игру Мельникова в частности, но сам артист остался недоволен.
  1936-1937 гг. были наиболее плодотворные годы для Мельникова: "Искатели счастья" (1936), "Депутат Балтики" (1936), "Белеет парус одинокий" (1937). Огромный успех этих фильмов поставили Мельникова в один ряд с лучшими актёрами советского кино. Он получал много приглашений. Возможно, его ожидала слава, не меньшая, чем у его коллег, с которыми он начинал - Жакова, Жеймо, - но началась война.
   Александр Мельников ушёл на фронт добровольцем и прошёл всю войну. По окончании сразу же вернулся на "Ленфильм". Тогда там снимался всего один фильм, и режиссёр Александр Иванов тотчас же пригласил Мельникова на одну из ролей. Актёр согласился, но через некоторое время понял, что у него нет никакого желания сниматься. Сказались годы, проведённые на войне: у Мельникова началась тяжёлая депрессия.
  Оправившись, он вновь был готов сниматься, но на студии уже не было работы, наступил печально известный период "малокартинья". Александр Мельников и Сергей Юрский в фильме "Республика ШКИД"И тут Мельников получил приглашение из Смоленского театра. Ему обещали роли в классических комедийных спектаклях. Никогда не игравший в театре и ни разу не сталкивавшийся с классической драматургией, Мельников с интересом поехал в Смоленск. Но испытал там горькое разочарование: после очередного постановления ЦК партии театр был вынужден переключиться на современную советскую драматургию. Сыграв пару ролей в шаблонных пьесах, Мельников понял, что в этом театре ему делать нечего, и снова вернулся в Ленинград.
  Казалось, Мельникову, наконец, повезло: случайно встретил он А.Братуху, директора Ленинградской студии научно-популярных фильмов, который позвал его к себе ассистентом. Но на посту директора Братуху вскоре сменил другой, и Мельников опять простаивал. А в 1949 г. его забрали в железнодорожные войска: четыре года Александр Мельников - актёр, которого известный критик Сергей Цимбал сравнивал с Качаловым - восстанавливал железные дороги. В 1953 г., по достижении 46 лет, Мельникова должны были либо повысить (он был старшим лейтенантом), либо отправить в отставку - с трудом удалось ему отказаться от повышения.
  И вот он снова на "Ленфильме". В 53-м году студия представляла собой печальное зрелище: актёры, операторы и в особенности ассистенты месяцами просиживали в коридорах в ожидании работы. Мельников тоже сидел в коридоре, хотя на получение работы не особенно надеялся. Но его заметила Надежда Кошеверова - когда-то они вместе начинали в ФЭКСе. Кошеверова как раз набирала группу и с удовольствием предложила старому знакомому пойти к ней в ассистенты. Ассистентом он проработал около пятнадцати лет. Работал с В.Венгеровым, М.Швейцером, П.Кадочниковым. На студии он считался ассистентом высокого класса. Но всё равно в душе Мельников оставался актёром. И с конца 50-х время от времени снимался в крошечных эпизодах. Но и тут сумел он создать образы интересные, отмеченные подлинным талантом и свойственной ему теплотой. Это прежде всего - Учитель истории Алникпоп в фильме Г.Полоки "Республика ШКИД" (1967). И всё же, несмотря на десятилетия послевоенной работы в кино, Александр Мельников остался в памяти многих именно Родионом Жуковым, Куприяновым...

Фильмография:

1.С.В.Д. - 1927 - мальчик с яблоками в цирке
2. Парижский сапожник - 1927 - Комсомолец
3. Золотой клюв -1928 - эпизод
4. Бунт бабушек - 1929 - Комсомолец
5. Обломок империи - 1929 - Комсомолец
6. Ветер в лицо - 1930 - Валерьян, секретарь ячейки
7. Всадники ветра - 1930 - Комсомолец
8. Кинометла №3 - 1931 - Журналист
9. Полдень - 1931 - Саша
10. Человек за бортом - 1931 - Баптист
11. По ту сторону - 1931 - Человек в очках
12. Лес - 1932 - эпизод
13. Ошибка героя - 1932 - Лисухин
14. Моя Родина ("Мост", "Люди ОКДВА") - 1933 - Васька
15. Песнь о счастье - 1934 - Человек с длинными волосами
16. Частный случай - 1933 - Сашко
17. Чудо - 1934 - Священник
18. Флаг стадиона - 1934 - Извозчик
19. Горячие денёчки - 1935 - Мельников, танкист
20. Очарованный химик - 1935 - Колтунов, друг Мамаева
21. Искатели счастья - 1936 - еврей с газетой в поезде
22. Концерт Бетховена - 1936 - проводник
23. Белеет парус одинокий - 1937 - Родион Жуков
24. Депутат Балтики - 1937 - Куприянов
25. Одиннадцатое июля - 1938 - Боровиков
26. Старая крепость - 1938 - Родион Приходько
27. Случай на полустанке - 1939 - Христофоров
28. Член правительства - 1939 - Конвоир
29. Шёл солдат с фронта - 1939 - Семён Котко
30. Один из многих (в "Боевом киносборнике №"2) - 1941 - зенитчик
31. Разгром Юденича ("Оборона Петрограда") - 1941 - маленький боец
32. Фронтовые подруги - 1941 - повар
33. Драгоценные зёрна - 1948 - эпизод
34. На переломе - 1957 - эпизод
35. Улица полна неожиданностей - 1957 - бухгалтер
36. Армия "Трясогузки" - 1964 - Солдат первой мировой войны
37. Помни, Каспар! - 1964 - эпизод
38. Музыканты одного полка - 1965 - музыкант
39. На диком бреге - 1966 - начальник пограничного отряда
40. Три толстяка - 1966 - эпизод
41. Республика ШКИД - 1967 - Алникпоп
42. Тихий Дон - 1992-2006 - эпизод

Использованные материалы:
П.Багров "Очень здорово играет Мельников..." (сайт "Киноведческие записки")
С.Капков "Характерные актёры российского кино"
Материалы предоставлены Инной Джужа.
Фотографии с сайта "Характерные актёры российского кино" и из архива автора.

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz