Родилась 15
мая 1906 г. в г. Красноуфимске Вятской губернии. Её дед был управляющим на одном из местных заводов, о чём, естественно, актриса
старалась не упоминать. Отец был художником, преподавал рисование. Мать
поднялась по служебной лестнице от учительницы начальной школы до директора
детского дома. Под её руководство отдали двухэтажный особняк на Шаболовке. В
педагоги пошла вся родня: и папа, и тётка, и бабушка. Жили на первом этаже,
работали на втором. Здесь же Ирина впервые соприкоснулась с таинством
театрального искусства - папа организовал в детдоме театр теней. В ту пору Ирина
училась в гимназии. Она отыскала ближайший драмкружок и стала постигать азы
актёрского мастерства. Руководил тем драмкружком юный Николай Плотников -
будущий мэтр советской режиссуры, звезда Вахтанговской сцены и профессор ВГИКа.
Но контакт Мурзаевой с Плотниковым был недолгим. Однажды он щёлкнул девушку
по носу, после чего она развернулась и ушла, впервые проявив свою врождённую
принципиальность и бескомпромиссность. "Глупенькая, - сказал ей молодой педагог.
- Ты никогда не станешь артисткой..." Но она решила доказать (в первую очередь
себе) что станет. И поступила в Московский Государственный Театральный техникум
им. Луначарского. После его окончания, в 1927-28 гг. и в
1930-31 гг., Мурзаева - актриса Свердловского ТЮЗа. А потом была чудная работа в театре-студии Рубена Симонова.
С
каким восторгом Ирина Всеволодовна вспоминала то время! Сколотилась довольно
пёстрая группа: студенты, молодые любители и старые безработные профессионалы.
Занимались бесплатно, пристанище нашли в Доме Армении. Все безгранично обожали
своего руководителя - блистательного артиста и мудрого педагога Рубена
Николаевича Симонова. К работе в студии он привлёк не менее талантливых людей:
начинающего хореографа Игоря Моисеева, начинающего режиссёра Андрея Лобанова и
мастера художественного слова Дмитрия Журавлёва. Первым спектаклем студии
стала довольно примитивная, но всё же забавная по тем временам пьеса "Красавица
с острова Люлю". По сюжету компания неких капиталистов отправляется на остров
дикарей в поисках загадочной принцессы Кокао, которую как раз и играла Ирина
Мурзаева. Был объявлен конкурс на самый выразительный костюм для
дикаря. Победил костюм из рогожи. В результате близлежащий хозяйственный магазин
тут же был лишён всех запасов рогожи к великому изумлению продавцов. Со
временем студия приобрела положенный статус, получила своё помещение, а Ирине
Мурзаевой было предложено заняться педагогикой в студийной
школе. Вскоре она заняла пост ассистента режиссёра и уже почти на равных
общалась с мастерами. В 1937 г. Мурзаева вошла в труппу ТРАМа
(с 1938 г. - Московский театр имени Ленинского
комсомола), который тогда был необычайно популярен. Это звёзды: Валентина Серова, Татьяна Окуневская, Софья Фадеева, Александр
Пелевин, Владимир
Соловьёв... Это
великая "тройка", которая правила театром - Берсенев, Гиацинтова и Бирман.
"Тройка" решала всё, от неё всё зависело. Ирина Мурзаева
держалась особняком. Она тоже была звездой "Ленкома", сама
поставила там два спектакля: "Что делать?" по Н.Чернышевскому и "Мужество" по
В.Кетлинской. Но отношения с "тройкой" у неё не сложились. Серафима Бирман при
всей гениальности была дамой завистливой и ревнивой. Она не любила актрис своего
амплуа, на этой почве она вдрызг рассорилась с Раневской и никогда не давала
ролей в своих постановках Мурзаевой. И всё же Ирина Всеволодовна беззаветно
любила своих новых наставников. Взаимностью ответила лишь Софья Гиацинтова.
В театре имени Ленинского комсомола проявился комедийный талант Мурзаевой. И,
несмотря на то, что играла она самые разные роли, наибольшим успехом
пользовались Сваха в "Женитьбе", Шарлотта Ивановна в "Вишнёвом саде", миссис
Уильфер в "Нашем общем друге" Диккенса. От фактуры никуда не уйдёшь. После войны труппу пригласил в Югославию Иосип Броз Тито и наградил
орденами. В 55-ом актёры получили ордена в Варшаве. Но через год Ирина Мурзаева из театра ушла навсегда. Она не приняла нового
руководства, вновь проявив свою принципиальность. В кино актриса дебютировала
в 1941 г. Причём, совершенно случайно. Её подруга Валентина Серова была приглашена на
пробы фильма "Сердца четырёх" и позвала Мурзаеву с собой за компанию.
А накануне
Ирина Всеволодовна по рекомендации врача лечила насморк большой синей лампой, да
и "клюнула" её носом. В результате экстравагантная нашлёпка на носу произвела
такое впечатление на режиссёра Константина Юдина, что он тут же предложил Мурзаевой роль
Маникюрши. Актриса мгновенно стала знаменитой. Две фразы, принадлежавшие её
героине, стали крылатыми на долгие годы: это ехидно-ядовитое "Вас к телефону...
приятный мужской голос" и элегантно-театральное "Трогай!"
Кстати, от
театральности Ирина Всеволодовна не могла избавиться долго, играла по привычке с
нажимом, пока Юдин не показал ей отснятый материал. Актриса пришла в шок от
увиденного. Она охала и хваталась за голову, а режиссёр удовлетворённо хихикал в
уголке. Тем самым Константин Юдин раз и навсегда отбил у Мурзаевой её
"театральные замашки". А потом были "Близнецы", "Анна на шее", "Когда казаки
плачут", "Простая история", "Опекун", "12 стульев", "Железный поток", "Сказка о
потерянном времени", "Женатый холостяк" и ещё десятки популярных фильмов. Где-то
ей приходилось спрыгивать с подножки поезда, где-то купаться в ледяном проруби,
иной раз актрису просили просто поприсутствовать в кадре, понимая, что для
пробуждения улыбки у зрителей необходимо показать лицо именно Мурзаевой.
И
она охотно на это шла, понимая, что от профессии никуда не денешься. Хотя её
всесторонняя образованность и энциклопедические знания были достойны большего.
И всё же Ирина Мурзаева расширила амплуа "комической старухи". Да, её персонажи были эксцентричны, но вспомните их! Если
это бабки в метро, то чуть интеллигентнее обычных пассажиров. Где-то вуалька,
где-то перчаточки, кокетливо вздернутое плечико. Если это деревенская старушка,
то доброжелательная улыбка может смениться чуть заметной печалью, и в глазах
легко прочитается усталость прожитых лет, далёкие драмы, тягостное одиночество.
Личная жизнь Ирины Всеволодовны целиком зависела от работы. Она абсолютно не
знала быт, ничего не понимала в так называемых рыночных отношениях. Её легко
было обмануть. Когда актриса увидела, как соседи увезли на санках мешок пустых
бутылок, а привезли новый телевизор, то всерьёз поверила их шутке - купили на
полученные за стеклотару деньги. Сама она ненавидела магазины и предпочитала
ходить туда по крайней нужде. Любимым занятием Мурзаевой было вязание. За
спицами могла просидеть весь день, а если не находилось работы, брала книгу и
уходила в парк. Замужем Ирина Всеволодовна была дважды. В далёкой юности. Её
вторым мужем был актёр студии Р.Симонова Николай Толкачёв. В 1938 г. родился
сын Борис. Но брак был недолгим. Мурзаева не простила нанесённой ей мужем обиды
и вновь поддалась своей великой гордыне. Воспитывала сына одна, разрываясь
между домом и работой. На гастролях актрисы покупали меха, а она искала
что-нибудь для сынишки и звонила в Москву с расспросами о его здоровье.
Благополучие её не интересовало. Когда, вернувшись из эвакуации, Ирина
Всеволодовна обнаружила в своей квартире семью беженцев, тут же перебралась к
родне на Шаболовку. "Это была наша отрада, чудо из чудес! -
рассказывает Нонна Мордюкова о совместной работе с Ириной Мурзаевой
в фильме "Простая история". - Бывают же такие люди – безвозрастные. Иногда она напоминала девушку – красная, скромная.
Но тут же могла послать матом. Она безумно любила сына, и дети постоянно к ней
липли, даже самые маленькие. И не только дети, с ней каждый хотел поговорить.
Раскрепощённый, нескончаемо интересный человек, безумно талантливая актриса.
Если бы все были такими, как она и моя мама, мы летали бы на крыльях, жизнь была
бы намного легче и справедливей…" Все качества, которые были у Мурзаевой, поражали своим
объёмом. Во-первых, сила воли: она всю жизнь курила, даже самокрутки, но
когда попала в больницу с язвой - бросила вмиг и навсегда. Во-вторых, умение
дружить: дружбу она пронесла с гимназии через всю жизнь, со временем
привязавшись ещё только к двум женщинам - актрисе Нине Алисовой и писательнице
Вере Кетлинской. В-третьих, её закрытость от всего лишнего в окружающем мире:
она никого не помнила и не знала по фамилиям. "Кто это такой симпатичный?" -
спрашивала она на премьере. "Да как же, Ирина Всеволодовна! Вы же вместе
снимались там-то и там-то!" "Да? Подумать только!" На работу она ходила, как на
работу. Пришла, снялась и ушла. Когда на киностудии все проходящие мимо
улыбались и здоровались, она мило отвечала на приветствия, но спрашивать её:
"Кто это?" было бесполезно. Так прошла вся жизнь. Шустрая, неуёмная, быстрая,
как ртуть, однажды Ирина Мурзаева сдала. Все вдруг осознали, что она уже давно старая
женщина, что её подтянутость, стройная фигура, прямая спина - не вечны.
К счастью, такой её видели совсем недолго. Ирина Мурзаева
ушла из жизни 3 января 1988 г., в возрасте 82 лет. Урна с её прахом
захоронена в колумбарии Донского кладбища. Фильмография:
1. Сердца четырёх - 1941 - маникюрша 2. В
шесть часов вечера после войны - 1944 - аккомпаниаторша 3. Свадьба - 1944 - гостья 4.
Близнецы - 1945 - Брошкина 5. Анна на шее - 1954 - Мавра Григорьевна 6.
Екатерина Воронина - 1957 7. Девушка без адреса - 1957 - проводница 8. Произведение искусства - 1959 9.
Простая история - 1960 - мать 10. Вечера на хуторе близ Диканьки.
Ночь перед Рождеством - 1961 - дьячиха 11. Весёлые истории - 1962
- дама на матрасе 12.
Путешествие в апрель - 1962 13. Серый волк - 1962 14. Когда казаки плачут - 1963 15. Сказка о потерянном времени - 1964 -
Анна Ивановна 16. Двадцать лет спустя - 1965 17. Дети Дон Кихота - 1965
- баба в зоопарке 18. Дорога к морю - 1965 19. Женщины - 1965 -
Матрёна 20. И в кого он такой? - 1965 21. Девочка на шаре
- 1966 22. Железный поток - 1967 - Гарпина 23. Огонь, вода и... медные трубы - 1968 -
гостья 24. Взрыв после полуночи - 1969 - жена чиновника 25.
Гори, гори, моя звезда - 1969 - тапёрша 26. Последние каникулы
- 1969 27. В Тридевятом царстве... - 1970 - первая фрейлина 28. Опекун - 1970
- Антонина Ивановна 29. Двенадцать стульев - 1971 - экскурсовод 30.
В поисках нарушителя - 1971 31. Неожиданный финиш - 1971 32.
Старики-разбойники - 1971 - смотритель музея 33. Без трёх минут
ровно - 1972 34. Меченый атом - 1972 35. Учитель пения - 1972 -
бабушка 36. Два дня тревоги - 1973 37. Полуночник - 1973 38.
Райские яблочки - 1973 39. Поцелуй Чаниты - 1974 40. Происшествие
- 1974 41. Северная рапсодия - 1974 42. Три дня в Москве - 1974 -
Матрёна 43. Иван и Коломбина - 1975 44. Не надо волноваться!
("Ералаш" №2") - 1975 45. Близкая даль - 1976 46.
Не плачь, девчонка! - 1976 47. Повесть о неизвестном актёре - 1976 48. Преступление - 1976 -
бабушка 49. Приключения Нуки - 1976 50. Принцесса на горошине
- 1976 51. Про дракона на балконе, про ребят и самокат - 1976 52. Розыгрыш - 1976 -
соседка Фира Соломоновна 53. Возвращение сына - 1977 54. Инкогнито из Петербурга - 1977 55.
Подарок судьбы - 1977 56. Приехали на конкурс повара... - 1978 57.
Сдаётся квартира с ребёнком - 1978 58. Колька-опера (новелла
в киноальманахе "Молодость" №1) - 1979 59. Вот
такая музыка - 1981 60. Немухинские музыканты - 1981 61. Сказка,
расказанная ночью - 1981 - тётушка 62. Честный, умный, неженатый...
- 1981 63. Витя Глушаков - друг апачей - 1983 64. Женатый холостяк - 1983 -
Анна Христофоровна 65. Сказка - ложь, да в ней намёк ("Ералаш"
№37) - 1983 66. Если можешь, прости... - 1984 - баба Поля 67. Зачем человеку крылья - 1984
- Ульяна 68. Зудов, вы уволены! - 1984 - баба Настя 69. Очень
важная персона - 1984 70. Смотреть противно ("Ералаш"
№45) - 1984 71. Счастливая, Женька! - 1984 72. Возмутитель
спокойствия ("Фитиль" №273) - 1985 73. Люди и манекены
("Фитиль" №280) - 1985 74. Следствие ведут Знатоки. Дело N20. Бумеранг - 1987
- дачница Татьяна Егоровна
Использованные материалы:
Сергей Капков "Принципиальная комическая старуха" Сайт
"Характерные актёры российского кино" Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия Энциклопедия
отечественного кино Фотографии с сайтов "Характерные актёры
российского кино", "Киноэксперт", "КИНО РОССИИ",
"Московский некрополь" и из архива автора.