Нинель (Нелли)
Константиновна
МЫШКОВА
Заслуженная артистка РСФСР (1967).
Родилась
8 мая 1926 г. в Ленинграде в семье военного. Её отец - генерал-лейтенант
артиллерии Константин Романович
Мышков. В 1947 г. окончила Театральное училище им. Б.Щукина (мастерская
В.К.Львовой). На одном курсе с Нинель Мышковой учились будущие "звёзды"
советского кинематографа и театральной сцены: Юлия Борисова, Алла
Парфаньяк, Эльвира Луценко... На первом курсе училища Мышкова
влюбилась в молодого Владимира Этуша. "Мне предложили преподавание на первом курсе в качестве ассистента педагога по
мастерству актёра, - пишет Владимир Абрамович в своих мемуарах. - И тут-то я встретил Нинель Мышкову. Она училась на первом курсе вахтанговского училища. Ева,
как она назвала себя сначала, влюбилась в меня. Не могу сказать о себе того же,
но я не сопротивлялся. И Мышкова стала моей первой женщиной, первой женой". Впрочем, девушка сумела покорить сердце
актёра. Он признаётся: "Я проснулся, открыл глаза, окно было
залито солнечным светом. Рядом, на подушке, лежала голова спящей Евы. Именно в
этот момент я понял, что люблю". Позже в
их доме появился известный композитор, написавший музыку к фильму "Два
капитана". Мышкову увлекли мелодии и она ушла от супруга. Потом она вышла
замуж за одного кинооператора... После фильма Льва
Куледжанова "Дом, в котором я живу" актриса стала знаменитой, и все ассистенты
снимающихся фильмов приглашали её работать. В 50-60-е годы ей бросались на шею и сбивали с ног. Говорят,
от всесоюзной славы Мышкову не спасали ни тёмные очки, ни разноцветные косыночки. В
каждом кинотеатре СССР шли популярнейшие фильмы с её участием: "Дом с мезонином", "Человек ниоткуда", "Лёгкая
жизнь", "Гадюка". Дети бегали за ней толпами, потому что не
было более красивой тёти-актрисы, нежели та, что сыграла Марью-искусницу в
одноимённом фильме Александра Роу. А ещё "Илья Муромец", "Садко". Она была
сказочно красива. Даже в социально-озабоченных советских картинах ("Десятый
шаг", "Мужской разговор") её точёное лицо и слегка раскосые глаза, как у
Самойловой, придавали фильмам шарм, вневременную стильность...
В 65-м Мышкова снялась в
"Гадюке". Повесть Алексея Толстого экранизировал режиссёр Виктор Ивченко,
снявший до этого фильмы "Судьба Марины", "Есть такой
парень", "Чрезвычайное происшествие", "Иванна". На главную роль он
пробовал одну, другую... Приезжала "на смотрины" даже очень пробивная актриса, а
впоследствии режиссёр Светлана Дружинина. Но рядом с Мышковой все кандидатуры
меркли.
"Гадюка" стал, пожалуй, лучшим фильмом
в
судьбе режиссёра и актрисы. Никто ни до, ни после не сумеет, наверное, так
страстно рассказать с экрана о том, как быт съедает мечту, но не убивает веру...
В глазах Мышковой поочередно застывали стадии концентрированных состояний:
одержимость, отрешённость, влюбленность... На съёмках "Гадюки" этот роман пылал
огнём. Виктор Ивченко уже
после первых минут знакомства с Мышковой воскликнул: "Я закохався!" Актриса
тогда пробовалась в картину студии имени Довженко "Здравствуй, Гнат!"
А Ивченко
утвердил её без проб. Но дальше разыгралась драма. Он пришёл домой и сказал своей жене, актрисе Ольге
Ножкиной: "Оля, я встретил женщину, без
которой уже не смогу жить. Пойми меня и прости". Супруга Ивченко была
человеком жёстких правил. Наверное, она так и не простила мужа. Позже в газетах
писали, что она не пришла даже на его похороны в 72-м. Даже сына Бориса не пришла хоронить, мотивируя это
тем, что ребёнка кладут в одну могилу с "обидевшим её человеком"...
Роман с Мышковой вырвал режиссёра из семьи, но развивался весьма
своеобразно: много месяцев Ивченко
восхищался ею и страдал от того,
что она несвободна. К тому же, Ивченко был старше Мышковой на 14 лет...
Но она стала для Ивченко единственной актрисой. После "Гадюки"
иной быть не могло. Украинские кинематографисты до сих пор вспоминают торжественные
приезды Мышковой на киностудию имени Довженко в роскошных шубах, с безупречным
макияжем. И в рассказах этих часто скользит зависть. Мышкова была любима, нужна. Когда снимали "Гадюку", оператором у
Ивченко работал талантливый Алексей Прокопенко. Вместе они создали "Иванну",
этот роковой для всей творческой группы фильм - его участники один за другим
уходили из жизни, будто по зловещему сценарию свыше...
На съёмках "Гадюки" Мышкова и Прокопенко страшно ссорились... Ей было под сорок, она
сделала подтяжку лица, а крупные планы её разоблачали. Скандалы с Прокопенко
докатились до парткома, и оператора поменяли. Ивченко принял сторону любимой
женщины, не поддержав товарища. И "Гадюку" доснял оператор Михаил
Чёрный. Фильм оказался чемпионом проката 1966 г. Ивченко получил Госпремию
имени Шевченко. Мышкова - диплом на Всесоюзном кинофестивале.
Позже режиссёр и актриса создавали в Киеве "Десятый шаг",
"Падающий иней", "Софию Грушко". У неё были только главные роли. Но ничто не
могло сравниться с триумфом "Гадюки". Ольга Зотова в исполнении Мышковой - дитя
гражданской войны и жертва замусоленных кухонной грязью революционных идеалов -
была недосягаемым Эверестом. На съёмках этого фильма она мучилась болями в
позвоночнике - приходилось истязать себя, скакать на лошади. Но страдания стоили
результата.
В 72-м Виктор Илларионович Ивченко уехал в Ростов-на-Дону
искать натуру для картины "Когда человек улыбнулся". Там внезапно попал в
больницу. Мышкова срочно вылетела к нему и сутками не выходила из палаты. Его
сразил четвёртый инфаркт. Врачи оказались бессильны... Она не отходила от него, даже когда
тело погружали в самолёт... В гроб она положила свои и его письма, за ночь сшила
траурное платье и прикрепила чёрную вуаль к своей шляпе. За несколько дней она
постарела на десять лет... Эта потеря и надвигающаяся болезнь впоследствии
лишили её памяти. С ней не осталось почти никого из тех, кто был рядом в начале
пути. Раньше она жила в обеспеченной семье на Чистых прудах, в квартире,
подаренной лично Сталиным её отцу, генерал-лейтенанту... А в последнее время её
любимый сын Константин был далеко, на дипломатической службе в Париже...
В 1970-1983 гг. Нелли Мышкова была актрисой
Театра-студии киноактёра. Но из-за прогрессирующей болезни в конце 70-х
решила окончательно отречься от кино. В последний раз она появилась
на экране в эпизодической роли в фильме
"Гонки по вертикали" (1982). Увы, больше играть она уже не могла.
В последние годы жизни Мышкова категорически никого к себе не допускала. Не подходила к
телефону. Не читала газет. Не общалась с подругами. Как будто сама поставила на
себе крест... Скончалась она в своей московской квартире 15 сентября 2003 г.
на 78-м году жизни. Но многие поколения кинозрителей всё же запомнят замечательную
актрису с прекрасным лицом русской красавицы из киносказок -
сказки ведь всегда переживают и людей, и целые поколения... Похоронена
в Москве на Новодевичьем кладбище, рядом с родителями.
Фильмография: 1.
За тех, кто в море - 1947 - Ольга 2. Садко -
1952 - Ильмень-царевна 3. Илья Муромец - 1956 - Василиса 4.
Сердце бьётся вновь -
1956 5. Дом, в котором я живу - 1957 - Лида 6. Марья-искусница -
1959 - Марья-искусница 7. Человек меняет кожу - 1959 8.
Дом с мезонином -
1960 9. Человек ниоткуда - 1961 - Оля 10. Здравствуй,
Гнат! - 1962 11. Никогда - 1962 - Ирина 12. Серебряный
тренер - 1963 13. Лёгкая жизнь -
1964 - Ольга 14. Гадюка - 1965 - Ольга Зотова 15.
Ноль три - 1965 16. Десятый шаг -
1967 17. Доктор Вера - 1967 18. Крах - 1968 19. Мужской разговор -
1968 20. Падающий иней - 1969 21. Путь к сердцу - 1970 22.
София Грушко -
1972 23. Большое космическое путешествие - 1974 24. Лесные качели -
1975 25. "Сто грамм" для храбрости - 1976 26. Гонки
по вертикали - 1982 - Валентина Обнорская
Использованные материалы: "Киевские ведомости",
№203 (3008), 18.09.2003 (Олег Вергелис "Предана и забыта") "Факты
и комментарии", 4 декабря 2001 г. Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия Фотографии
с сайтов какнала "Культура", "Актёры советского кино",
"Советский экран" и из архива автора.
|