Елизавета Сергеевна
НИКИЩИХИНА
Заслуженная артистка РСФСР (1984) Родилась
17 мая 1941 г. С 1958 г. в Московском драматическом театре им. Станиславского. Актриса острой,
смелой характерности в сочетании с глубоким, трепетным лиризмом. Елизавета Никищихина
была одной из "звёзд" в замечательном созвездии
артистов, собранных в своё время в театре имени Станиславского М.Яншиным и
Б.Львовым-Анохиным. Для неё не существовало невозможного, ей одинаково были
подвластны и трагические, и характерные роли. Елизавета Никищихина с блеском
играла Машеньку в одноимённой пьесе Афиногенова и Герду в сказке Андерсена,
Вассу в "Вассе Железновой" Горького и гоголевскую Агафью Тихоновну. Потрясающе
играла Антигону в пьесе Ануя. "Для неё театр был светской формой религии, -
писали об актрисе друзья и коллеги. – Не раз, особенно незадолго до смерти она
отказывалась от ролей по принципиальным соображениям. Не признавала
"депрессивного" театра, ибо полагала, что люди приходят в театр за
положительными эмоциями". В кино исполняла роли странноватых,
эксцентричных особ, чаще всего добрых, но непонятых окружающими. Наиболее
интересные героини: Невеста (“Скверный анекдот”), Ляля (“Шла собака по роялю”),
Маша ("Приключения Электроника"), жена Орловича ("Покровские ворота"), директор
школы ("Виктория"), Серафима ("Самоубийца"). Елизавету Сергеевну отличало качество, уникальное даже в талантливых людях:
артистизм, кураж. Она получала удовольствие от игры, и это удовольствие
передавалось залу. В кино Никищихина сыграла много меньше, чем в театре. Кинорежиссёры
использовали, в основном, типаж актрисы – чудаковатость, "улыбчивость",
скороговорку. Она ни разу не сыграла главную роль, хотя образ немолодой,
одинокой директрисы в картине "Виктория" вполне мог бы сойти за центральный.
Среди других фильмов с её участием: "Полустанок", "А у нас была тишина…",
"Расмус-бродяга", "Любить", "Голос", "Не было печали", "Торпедоносцы", "Клуб
женщин", "Провинциальный бенефис". Между тем, в жизни Елизавета Сергеевна была человеком закрытым и очень
одиноким, несмотря на признание коллег. Постоянно раздираемая противоречиями,
мыслями о творчестве и жизни, она много пила, по этой причине её оставил любящий
муж – известный музыкальный критик Анатолий Агамиров. Трагическая судьба
Антигоны, которую она играла, перекинулось отчасти на её собственную
человеческую судьбу. В жизни она дорого платила за тот свет, что излучала на
сцене и на экране. Умерла 27 ноября 1997 г. в Москве. Похоронена на Востряковском
кладбище.
Антигона. Семь лет назад – 27 ноября 1997 года – ушла из жизни замечательная
русская актриса Елизавета Никищихина. Еженедельник
"Собеседник", №44, 2004 (23.11.2004)
В 20 лет покорила Москву –
Знакомство наше произошло во время съёмок фильма "Расскажи мне о себе" в конце
60-х в городе Пущино, – вспоминает первый супруг Никищихиной, музыкальный критик
Анатолий Агамиров. – Моя мама работала хореографом на этой картине, с Лизой они
подружились сразу. А я приехал в гости. Мама сказала про Лизу: "Человек
замечательный. Говорят, актриса гениальная, жаль, мы не видели её в театре". А
потом, уже в Москве, как-то раз Лиза пришла ко мне в гости. Посидели, выпили,
разговорились, увидели, что далеко за полночь и… решили больше не расставаться.
Прекрасное было время. Жили без телефона, никто нас не трогал, не мешал. Когда
появлялись деньги, куролесили по всей Москве, друзей было множество, люди все
интересные, творческие… Правда, Лиза тогда уже выпивала больше, чем следовало
бы, только тогда это не казалось трагедией. Каждый день я провожал её в театр,
сажал на автобус и махал вслед, как ребёнок. сам Лизины спектакли долгое время
не смотрел – боялся, вдруг не понравятся, надо же будет сказать правду! Но когда
увидел наконец "Антигону", просто руками развёл. Это было потрясающе! Ещё
будучи школьницей, Никищихина стала играть в "настоящих" профессиональных
спектаклях Театра имени Станиславского. Сразу после школы её взяли в труппу, не
дожидаясь диплома о высшем образовании, да, собственно, и самого поступления в
институт (ГИТИС она закончит позже). Играла много, роли большей частью
характерные, гротесковые. А в 1966-м, когда Никищихиной было 20 с небольшим,
режиссёр Львов-Анохин доверил ей сыграть Антигону в одноимённом спектакле по
Жану Аную. Сложнейшую трагическую роль, символ женской стойкости и
бескомпромиссности. И она справилась, да ещё как! Сыграла в паре с Евгением
Леоновым. Блистательный получился дуэт. "Антигона" стала "бомбой", взорвавшей
театральную жизнь Москвы. Случалось, в дни спектакля конная милиция едва
сдерживала толпу на подступах к театру. В исполнительницу главной роли публика
влюбилась сразу. Коллеги же, как водится, отнеслись по-разному. – Лизе многие
завидовали, – считает актриса Майя Менглет. – Говорили, неопытная, мол, да
некрасивая, такая-рассякая. Но иная красавица на сцене, как кувалда, а Лиза,
играя, расцветала, становилась недосягаемой. И за успех свой, кстати сказать,
она заплатила полной мерой – на мой взгляд, это как раз тот случай, когда роль
оказала воздействие и на характер, и на жизнь актрисы: после такого взлета найти
достойную роль было трудно, планка оказалась чересчур высокой. Лиза немало из-за
этого пострадала, оказываясь в вынужденных простоях... Удивительная вещь: всё
та же Антигона, правда, уже в другой постановке, стала и последней ролью
Елизаветы Сергеевны. За несколько дней до смерти она в последний раз вышла на
сцену именно в этом образе.
Могла эмигрировать в
Америку, но отказалась 70-е подарили Никищихиной ещё
несколько интересных театральных работ: Луизу в "Коварстве и любви", Вассу в
нашумевшей постановке Васильева "Первый вариант "Вассы Железновой", Машу
("Прощание в июне"), Лиззи ("Продавец дождя"). Несколько позже она с успехом
сыграла Агафью Тихоновну в "Женитьбе". Ну, а кино… Увы, с кино не ладилось,
найти "своего" режиссёра Никищихиной так и не посчастливилось.
Нереализованность, конечно, мучила, однако мало ли нереализованных талантливых
актёров! Кому-то удаётся "адаптироваться" и вне профессии… Но для Елизаветы
Сергеевны этот вариант исключался: ничто, кроме творчества, её не занимало и не
интересовало. – Я воспринимала её как Гамлета в женском обличье, человека с
ободранной шкурой, – вспоминает актриса и режиссёр Оксана Мысина. – Любую
несправедливость, для кого-то вовсе не приметную, она переживала как вселенское
горе. Перед бытовыми неурядицами терялась. Но, если дело касалось искусства,
загоралась моментально, начинала говорить монологами, вдохновляясь, увлекаясь.
Было видно: внутри всё кипит!.. В начале 70-х брак с Агамировым распался.
Разъехались, не разводясь, но потом окончательно поставили точки над "и".
Елизавета Сергеевна, будучи на гастролях в Ленинграде, прислала телеграмму с
просьбой срочно оформить развод, сообщила, что намерена выйти за другого.
"Другим" оказался ленинградский врач-психиатр Эрнест Лейбов. Он красиво и долго
ухаживал, дарил огромные букеты… Через год после свадьбы Елизавета Сергеевна
родила дочь. А ещё через два Эрнест Борисович объявил о желании уехать в
Америку. Но русскую актрису в Америке ничто не привлекало. Муж эмигрировал, она
– осталась. Очередной попыткой склеить личную жизнь стал брак с писателем и
драматургом Евгением Козловским. – Первые четыре года семья была просто
прекрасная, – вспоминает Екатерина Никищихина, дочь. – Оба они люди творческие,
друг друга понимали. Но потом у мамы начались нелады в театре, Козловского
посадили в Лефортово за публикацию книг на Западе. Какое-то время он не работал,
всё время что-то искал, затем устроился сторожем на стройку. В общем, как-то
всё… Конец наступил сам собой. А с театром случилось вот что: Александр
Товстоногов, сменивший на посту главрежа Бориса Львова-Анохина, категорически
"не видел" Никищихину ни в одной из более или менее крупных ролей. Ничего
страшнее такой ситуации для Елизаветы Сергеевны быть не могло.
"Она была самой лучшей — подругой, женой и
возлюбленной" – Проблемы с алкоголем? Да, в последнее время
они у Лизы были, но я абсолютно не согласна с людьми, называющими её
алкоголичкой! – горячится Майя Менглет. – Несколько последних лет жизни она
вынуждена была работать в театре только по договору, но не путайте причину со
следствием: выпивка была результатом невостребованности, а не
наоборот! Эпизоды в театре. Вторые роли в кино. Хотя – вспомните "Покровские
ворота", "Голос", "Приключения Электроника", "Самоубийцу"… Даже по тому, что
было сыграно Никищихиной в этих фильмах, можно судить о потенциале актрисы… Тем
временем неудачи творческого характера сказывались на всём – даже на отношениях
с дочерью. – В середине 80-х у мамы начались срывы, которые были связаны с её
бедами и переживаниями, – говорит Екатерина Никищихина. – Ко мне эти срывы
отношения не имели, но так или иначе меня касались. К сожалению, я воспринимала
всё слишком лично, тем более что с детства привыкла видеть маму другой –
весёлой, изящной, искрящейся, с потрясающим чувством юмора... Многие наши ссоры
сегодня больно вспоминать. В какой-то момент отношения с дочерью разладились
совершенно. Катя рано вышла замуж, родила сына. Решено было разменять квартиру –
и Елизавета Сергеевна переехала в однокомнатную на "Петровско-Разумовской".
Потом обменяла её на коммуналку в центре, на улице "Правды", говорила, что хочет
перебраться поближе к театру. Ей было безразлично, где, в каких условиях жить.
Главное – ради чего. А работы всё не было. И вдруг – невероятная удача: режиссёр
Михаил Пушкин предложил ей роль Антигоны (а точнее, тени Антигоны – фактически
Антигону играли сразу две актрисы) в своей новаторской постановке. По словам
тех, кто видел, зрелище было дивное. Никищихина дала режиссёру слово: никаких
срывов, ни капли спиртного! Даже с банкета в честь премьеры ушла… Но судьба у
спектакля не задалась: его сыграли только десять раз. Потом "Бурганов-Центр",
предоставлявший сцену, в помещении отказал. Для Елизаветы Сергеевны этот удар
стал роковым – через несколько дней её нашли мёртвой в той самой правдинской
коммуналке. Остановилось сердце. Ей было всего 56. – Мои жёны и подруги
бесились, когда я вспоминал про Лизу, – признаётся Анатолий Агамиров. –
Чувствовали, как я отношусь к ней. Но кто может запретить вспоминать?.. Она была
самой лучшей – подругой, женой и возлюбленной. С ней было интересно жить. Если
бы не Лиза, я не знал бы, что такое настоящее счастье.
Рита
Болотская.
Фильмография:
1. Приятного аппетита (новелла
в киноальманахе "Совершенно серьёзно") - 1961 2. Командировка
- 1961 - парикмахерша 3. Чудак-человек - 1962
- секретарша Ира 4. Полустанок -
1963 5. Похождения зубного врача - 1965 6.
Скверный
анекдот - 1966 - Невеста 7.
Про Клаву Иванову - 1969 8.
Только три
ночи - 1969 9. Вас вызывает Таймыр
- 1970 - певица 10. Расплата - 1970 11. Шаг с крыши - 1970 -
Мадлена 12. Месяц
август - 1971 - Лиза 13. Минута молчания
- 1971 14. Расскажи мне о себе - 1971 15.
Человек на своём месте - 1972 16. Всё дело
в брате - 1976 17. А у нас была тишина... - 1977 18. Расмус-бродяга - 1978 19. И это всё о нём... - 1978
- воспитательница детского сада Елизавета
Игнатьевна 20. Иванцов, Петров, Сидоров - 1978 21.
Шла
собака по роялю - 1978 - Ляля 22. Приключения Электроника - 1979
- Маша 23. Фрак
для шалопая - 1979 24. Комедия давно минувших дней - 1980 - ассистентка 25.
Нора - 1980 26. Единственный мужчина - 1981 27. Крупный разговор
- 1981 28. Там, на неведомых
дорожках... - 1982 - Кикимора 29. Голос - 1982 30.
Не было печали - 1982 - мамаша во дворе 31. Покровские ворота - 1982 -
Нина Орлович 32. Просто
ужас - 1982 - Анна Борисовна 33. Чародеи - 1982 - женщина
из комиссии 34. Торпедоносцы - 1983 35. Мертвые души - 1984 -
жена Собакевича 36. Пеппи Длинныйчулок - 1984 -
Фру Лаура 37. Букет мимозы и другие цветы - 1984 38.
Пеппи-Длинный Чулок - 1984 39. Противостояние - 1985 40.
Обида - 1986 41. Без солнца - 1987 42. Время летать - 1987 43.
Клуб женщин - 1987 44. Виктория - 1987
- директор школы 45. Дикарь
- 1988 46. Светик - 1989 47. Село Степанчиково и его обитатели -
1989 48. Очарованный странник - 1990 49. Самоубийца
- 1990 - Серафима 50. Женщина
для всех - 1991 51. Провинциальный бенефис - 1993 52.
Раскол - 1993 53. Я свободен, я ничей - 1994 54. Любовь -
1997 55. Принцесса на бобах - 1997 56. Тайны дворцовых
переворотов. Фильм 2-ой: Завещание императрицы - 2000
- камер-фрау Крамер
Использованные
материалы: Сайт "Характерные актёры российского кино" Еженедельник
"Собеседник", № 44, 2004 Энциклопедия
кино Кирилла и Мефодия. Фотографии предоставлены Ириной Л., Ильёй
Золкиным, Сергеем Лепешкиным и из архива автора.
|