Лаймонас НОРЕЙКА
(Laimonas NOREIKA)
Литовский
актер театра и кино, популярный чтец, заслуженный артист Литовской ССР
(1973), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1976), лауреат национальной премии
литературы и искусств Литвы (1993), кавалер литовских правительственных наград.
Родился
27 ноября 1926 г. в литовском городе Йонишкисе. В 18-летнем возрасте, только что по окончании войны, был приглашён в Вильнюсский
драмтеатр, играя в котором, одновременно учился в драматической студии. В
1947 г. впервые мелькнул перед кинокамерой в фильме "Марите". Вскоре,
в составе единственного "литовского" курса, уехал в Москву продолжать учебу в
институте драматического искусства имени А.Луначарского (окончил в 1952 г.).
С
1952 по 1959 год играл в Каунасском музыкальном театре, в 1959-1963 г.г. – в
Каунасском драмтеатре, а в 1963-ом "осел" в Вильнюсском Академическом театре
драмы, на сцене которого сыграны наиболее значительные его роли: Ребцов во
"Врагах" М.Горького, Гаев в чеховских "Трех сёстрах", значительные роли
исторических персонажей Дауспрунгаса, Масальскиса, Мажвидаса в трилогии
драм-поэм замечательного литовского писателя Юстинаса Марцинкявичюса
"Миндаугас", "Кафедра" и "Мажвидас". Играл и в западной классике: Короля Лира,
Виктора в "Цене" А.Миллера. В начале нового века, будучи весьма уже немолодым
человеком, Л.Норейка сделал ещё один вираж и связал последние свои годы с
молодой труппой постмодернистского толка, руководимой талантливым, и в России
известным режиссёром Оскарасом Коршуновым. Опять началась бурная гастрольная
страда. Последний раз Л.Норейка, прекрасно ладивший с молодыми коллегами,
побывал на немецкой сцене в потрясающей бессловесной роли пастуха в современном
прочтении "Короля Эдипа" Софокла. Судьба
Л.Норейка-киноактёра, хотя он и сыграл порядка 50-ти киноролей, более
проблематична. Подлинный его кинодебют состоялся лишь в 1965 г., в знаменитой
картине В.Жалакявичюса "Никто не хотел умирать". Это "роль в роли". Сначала мы
видим странноватого крестьянина, иронически прозванного в деревне "святым Юозапасом",
ведущего двусмысленные разговоры с "красными" братьями Локисами. Потом, в день
решающего поединка, персонаж сбрасывает маску, облачившись в униформу офицера
довоенной Литвы. Л.Норейка не спешит возвышать или осуждать своего героя. "Какая боль! Ты не представляешь…" - беззлобно говорит он убившему его Бронюсу (Б.Оя), и в
этой интонации – не только смирение, но и огромная, в первую очередь, духовная
боль. Так
сильно выписанных, таких амбивалентных ролей в кинодраматургии того времени
было немного. Быть может, немного более оригинальна роль разведчика Крафта в
одесской "Повести о чекисте" (1969, диплом на всесоюзном кинофестивале в Минске
1970 г.), однако до классического Штирлица В.Тихонова и Ладейникова Д.Баниониса
она всё же не поднималась. Пришлось браться и за эпизоды. В финале того же
наипопулярнейшего "Мёртвого сезона" Саввы Кулиша (1968) Ладейникова обменивают
на западного разведчика Николса (Л.Норейка). Банионис присутствует едва ли не в
каждом кадре двухсерийной ленты, Норейка – в 2-3 кадрах. Но он запоминается не
меньше, ибо здесь впервые в советском кино сломан штамп "шпиона-злодея", а,
во-вторых, за считанные секунды экранного времени актёр умеет передать
профессионализм, ум Николса, его огромную заинтересованность в советском
враге-коллеге, даже его веру в свои, естественно, чуждые нам принципы, даже
пунктиры его биографии. Ёмкость искусства Лаймонаса Норейка здесь выступает как
бы в чистейшем виде. Более
объёмные роли попадались актёру в фильмах значительного литовского режиссёра
Альмантаса Грикявичюса. Образы старого Миколаса Джюгаса ("Потерянный кров",
1976) и Джанаса ("Факт",1980) – это преклонение перед литовскими потомственными
крестьянами, но не "кулаками-мироедами", а именно хозяинами работягами,
имеющими собственную систему ценностей. А лорд Мэривейл, сыгранный Л.Норейка в
умной экранизации произведений Г.К.Честертона "Лицо на мишени" (1978), опасные
игры его неординарного, но циничного ума преподнесены на экране легко, с
"черноватым" юмором, жаль, известным только тем, кто лично знал Лаймонаса, и
мало испольованном профессионально. Стареющему
актёру, получая всё меньше ролей, по его собственной инициативе пршлось
отдаться поэзии. Свыше 20 поэтических программ, с которыми он объездил всю родину,
не чураясь малюсеньких посёлков и домов культуры, множество дисков с записями, -
эта прекрасная деятельность, продолжавшаяся буквально до последних дней,
снискала ему славу всеобщего любимца Литвы. Вдумчивый голос актёра, звучавший и
на фоне его похорон, придавал им неповторимую атмосферу. Лаймонас
Норейка скончался 31 мая 2007 г. в Вильнюсе, немного не дожив до своего
81 года.
Фильмография:
1. Марите
- 1947 – Юозас 2. Никто
не хотел умирать - 1965 – "святой Юозапас"/Айтварас
3. Лестница
в небо - 1966 – редактор Аляксинас
4. Эксперимент
доктора Абста - 1967 – доктор Абст 5. Подвиг
Фархада - 1967 – генерал Гофман 6. Мёртвый
сезон - 1968 – Николс 7. Моабитская
тетрадь - 1968 – Розенберг 8. Белые
облака - 1968 – Андреев 9. Чувства
- 1968 - гуманитарий 10. Повесть
о чекисте - 1969 – Николай Крафт 11. Тяжелый
колос - 1969 – Заречный 12. Последний
форт - 1970 – Гейнрих Кнаппе 13. Счастье
Анны - 1970 – муж Анны 14. Схватка
(продолжение "Повести о чекисте") - 1971 – Николай Крафт 15.
Миссия
в Кабуле - 1971 – посол Великобритании 16. Остров
сокровищ - 1971 – доктор Молсис 17. Открытая
книга - 1972 – Лукошевич 18. Хождения
по мукам - 1972 – парижанин 19. Последний
день зимы - 1974 – Стяпас Илгунас 20. Стоянка три
часа - 1975 – Йонас Будрис 21. Приключения
на земле и на море - 1976 – полковник 22. Потерянный
кров - 1976 – Миколас Джюгас 23. Стеклянные
бусы - 1978 – отец 24. Лицо
на мишени - 1978 – лорд Мэривейл 25. Санта
Эсперанса - 1979 – Фелисиндо 26. Факт
- 1980 – Джанас 27. Ответный
ход - 1981 – Губанов 28. 20-е
декабря - 1981 – Эссен 29. Аукцион
- 1982 – барон фон Риттер 30. Репортаж
из Москвы - 1982 – босс 31. Контракт
века - 1985 32. Визит
к Минотавру - 1987 - скрипач Лев Осипович Поляков 33. Стук в дверь - 1989 34.
Гангстеры в океане - 1991
Материалы и фотографии предоставил Саулюс Мацайтис.
|