На главную
страницу

Анатолий Папанов
30.10.1922-07.08.1987

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Анатолий Дмитриевич ПАПАНОВ

Анатолий ПапановНародный артист СССР (1973). Государственная премии СССР (1989 - за роль Копалыча в фильме "Холодное лето 53-го"); Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (1966 - за роль Серпилина в фильме "Живые и мёртвые").
   Анатолий Дмитриевич Папанов родился в г. Вязьме Смоленской области 30 октября 1922 г. в рабочей семье. Отец - Дмитрий Филиппович, мать - Елена Болеславовна, полька и католичка, тайно приняла православную веру, выйдя замуж за русского. Мать приучила сына, а позднее и младшую дочь Нину, обращаться к отцу только на "вы" и воспитала в них веру в Бога. В 30-е годы семья перебралась в Москву, в дом, который стоял рядом с хлебозаводом. Местность эта называлась Малые Кочки (в районе нынешних Лужников). В столице Елена Болеславовна устроилась работать шляпницей-модисткой в ателье, Дмитрий Филиппович - завскладом.
   Свой путь в искусство Анатолий Папанов начинал в клубе завода "Каучук". В этом клубе была студия, драматический коллектив которой прославился, получив первое место на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности за отлично поставленную комедию Шекспира "Укрощение строптивой". Здесь Толя Папанов начинал постигать законы сценического искусства. Прослушивал новичков руководитель студии - известный вахтанговский актёр Василий Куза. Его смутил вульгарный "белый звук" и анархия папановской речи. Толя обещал исправить тяжёлые недостатки и с этим условием был зачислен. Вскоре, к удивлению педагогов, юноша не только ликвидировал неправильный выговор, но "белый звук" превратил из недостатка в достоинство, по которому впоследствии узнавали неповторимую индивидуальность Папанова.
   После школы он пошёл работать литейщиком в ремонтные мастерские 2-го Московского шарикоподшипникового завода, одновременно посещая театральную студию в заводском клубе.
Анатолий Папанов с родителями и сестрой    Помимо игры в студии Папанов довольно часто появлялся в коридорах "Мосфильма", снимаясь в массовке самых различных картин. На его счету было участие в таких фильмах, как "Суворов",  "Минин и Пожарский", "Степан Разин", "Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году" и др. Естественно, мечтой Папанова тогда было попасться однажды на глаза какому-нибудь маститому режиссёру и сыграть пусть крохотный, но эпизод в его картине. Ведь столько было случаев, когда безвестные участники массовки именно так становились затем знаменитыми актёрами. Но, увы, этой мечте Анатолия Дмитриевича тогда не суждено было сбыться. На него никто не обратил внимания. А потом случилось происшествие, которое едва не сломало жизнь Папанову. Случилось это в 1941 году.
   В то время он работал на "Шарикоподшипнике", и в один из дней кто-то из рабочих его бригады совершил кражу: вынес с территории завода несколько строительных деталей. В те времена подобное преступление каралось жестоко. Поэтому, как только обнаружилась кража, на завод приехала милиция и арестовала всю бригаду, в том числе и Папанова. Всех их посадили в Бутырку. Допросы вёл умудренный опытом следователь, который не отличался чрезмерной кровожадностью. Вызвав на допрос Папанова, он, видимо, сразу понял, что этот наивный юноша вряд ли причастен к краже. Поэтому на девятые сутки он распорядился отпустить его из-под ареста.
   Между тем, вернувшись домой, Папанов тут же попал под горячую руку своего отца. Тот не стал ни в чём разбираться, подошёл к сыну и ударом кулака свалил его с ног. В своём рвении наказать сына отец явно переусердствовал: он не Анатолий Папанов в военные годы рассчитал силу удара, и Папанову пришлось в течение нескольких недель проваляться дома. А через три месяца началась война. При первых же отчаянных бомбёжках Москвы погибло здание Театра им. Вахтангова и вместе с ним дежурный ПВО, заслуженный артист РСФСР Василий Васильевич Куза, который руководил Рабочим театром завода "Каучук"...
    "Я попал на передовую юношей, лишь год назад окончившим школу, - рассказывал Анатолий Дмитриевич. - Мои ровесники вынесли на своих хрупких плечах огромную ношу. Но мы верили в победу, жили этой верой, испытывая ненависть к врагу. Перед нами был великий пример Чапаева, Павки Корчагина, героев фильма "Мы из Кронштадта", по нескольку раз виденных фильмов о Максиме, "Семеро смелых". Искусство кино воздействовало на нас неотразимо... Мы спорили, строили планы, мечтали, но многие мои товарищи погибли на моих глазах. Разве забыть, как после двух с половиной часов боя от сорока двух человек осталось тринадцать?.."
   В начале 1942 г. едва не погиб и сам Папанов. Во время одного из боёв на Юго-Западном фронте рядом с ним разорвался снаряд. К счастью, несколько осколков просвистели у него над головой и только один из них угодил ему в ногу. Однако ранение было тяжёлым. После него Папанов около полугода Анатолий Папановпровалялся в госпитале под Махачкалой и в конце концов с 3-й группой инвалидности был комиссован из армии.
   Вернувшись в Москву в октябре 1942 года, Папанов подал документы в Государственный институт театрального искусства им. А. Луначарского. Художественным руководителем института в те годы был народный артист СССР Михаил Тарханов, который и решил судьбу Анатолия Дмитриевича. Прежде чем принять Папанова в институт, М. Тарханов сказал: "Я бы взял тебя, ты парень одаренный. Но как с ногой-то? Будешь ходить без палки? Сможешь? Ведь актёр не должен хромать". Папанов ответил: "Смогу". Да так уверенно, что сомнений в честности его ответа ни у кого не возникло. Его приняли на актёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую артистов и режиссёров МХАТа Марии Николаевны Орловой и Василия Александровича Орлова.
    В ГИТИСе Папанов познакомился со своей будущей женой - Надеждой Каратаевой. "Мы с Толей должны были в этой жизни встретиться обязательно, - рассказывает Надежда Юрьевна. - Оба мы - москвичи, он жил на Малых Кочках, а я рядом - на Пироговке. Даже какое-то время в одной школе учились, но он раньше меня, и поэтому мы не знали друг друга...
   Перед самой войной, в 1941 году, я поступила в ГИТИС на актёрский факультет. Списки принятых в институт вывесили как раз 22 июня, поэтому учиться мне тАнатолий Папановогда не пришлось. Педагоги эвакуировались, а я решила уйти на фронт. Окончила курсы медсестёр и устроилась работать в санитарный поезд. Работала два года. В 1943 году мой поезд расформировали, и меня отпустили на учёбу в ГИТИС. Вот тогда я и увидела впервые Анатолия Дмитриевича. Он был в линялой гимнастёрке, с нашивками ранений, с палочкой. Он хромал после ранения в стопу. У него не было двух пальцев на ноге...
   Сначала у нас с Толей были просто приятельские отношения: мы жили рядом, вместе ездили на трамвае домой. Ездили, разговаривали - так это всё и завязалось.
   Роман наш с Анатолием Дмитриевичем начался во время летних студенческих каникул, когда мы поехали от райкома сомсомола на обслуживание воинских частей в Куйбышев. Потом мы вернулись в Москву, и я сказала маме: "Я, наверное, выйду замуж".
   Толя тогда был худой, шея тонкая. Я ходила к нему домой, он меня познакомил со своей мамой. Жили они бедно, и сказать, что он выгодный жених, было бы неправдой. Единственное, на нашем курсе он был первым учеником.
   Я, признаюсь, была довольно симпатичной девушкой. У меня была коса, и все говорили, что я красавица в русском стиле. И вот я как-то маме говорю: "Я тебя познакомлю с парнем, за которого хочу выйти замуж". Анатолий ПапановОн к нам пришёл, посидели, потом я его проводила до двери - у нас был такой длинный коридор. Вернулась в комнату и спрашиваю: "Мама, ну как?" Она говорит: "Дочка, ну вообще-то он, наверное, хороший парень, только что-то не очень красивый". Это вызвало у нее сомнение: вроде дочка в театральном учится, там, как она считала, одни красавцы, а она вдруг выбрала себе такого, не очень... Я ей говорю: "Мама, он такой талантливый, такой интересный человек!" Она: "Всё-всё-всё, я не возражаю»".
   Для меня 1945 год очень важный и, мало того, очень радостный год. Во-первых, потому что закончилась война, во-вторых, мы закончили ГИТИС, а в-третьих, мы поженились. 9 мая был День Победы, а 20 мая у нас была свадьба.
   Во время нашей свадьбы внезапно погас свет. Мы зажгли свечи, и через некоторое время у всех носы были черные от копоти. Свадьба была, конечно, очень скромная, у меня дома. Нас поздравлял весь курс, кстати, мы единственные на курсе стали мужем и женой...
   Толя переехал ко мне. Я с мамой и отцом жила в "весёленькой" квартире, где в коридор выходило 13 дверей и за каждой проживала семья..."
    Чтобы хоть как-то избавиться от хромоты, Папанов ежедневно делал упражнения. Надя Каратаева, сама невольно морщась от боли, видела: он упорно занимается приседаниями то на одной ноге, то на другой, и казалось, что конца этому Анатолий Папановсамоистязанию не будет. Но Анатолий скоро отбросил палку. К концу четвёртого курса он уже танцевал...
   Осенью 1945 года Папанов и Каратаева закончили ГИТИС. Выпускной экзамен у Анатолия Дмитриевича состоялся 11 ноября. В спектакле "Дети Ванюшина" он играл Константина, который по возрасту был моложе артиста, а в комедии Тирсо де Молины "Дон Хиль - Зелёные Штаны" - глубокого старика. Экзамен Папанов сдал на "отлично". После этого его пригласили сразу в три прославленных столичных театра: в Малый (туда он даже целый месяц ходил на репетиции к режиссёру Алексею Денисовичу Дикому, ставившему в тот сезон "Ревизора"), в Театр имени Вахтангова и МХАТ. Однако он от этих предложений вынужден был отказаться. Дело в том, что его жену распределили в Клайпеду и он предпочел поехать с ней.
   В то время шло активное заселение Прибалтики русскими, поэтому местных жителей (в основном это были немцы) из Клайпеды выселяли и вместо них в их дома селили литовцев и русских. Вновь прибывшим актёрам из Москвы выделили под жильё разрушенный особняк, которыйАнатолий Папанов они восстанавливали собственными силами. Работали актёры в здании местного театра — в прекрасном старинном здании, с бархатными креслами в зале. Однако на фасаде этого здания висела доска, которая возмущала всех актёров — на доске было написано: "С этого балкона выступал Гитлер".
   5 октября 1947 г. Русский драматический театр в Клайпеде (режиссёр - В. М. Третьякова) открыл свои двери для зрителей. 7 ноября, в день годовщины Октября, на его сцене состоялась премьера спектакля "Молодая гвардия", в котором Папанов играл роль Сергея Тюленина. Через 23 дня после этого в газете "Советская Клайпеда" появилась первая в жизни рецензия на его выступление. В ней писалось: "Особенно удачно исполнение роли Сергея Тюленина молодым актёром А. Папановым. Неиссякаемая энергия, инициатива, непосредственность в выражении чувств, страстность, порывистость отличают его. Зритель с первых же минут горячо симпатизирует Тюленину-Папанову".
   Кроме этой роли, на счету Папанова в клайпедском драмтеатре были роли и в других спектаклях: "За тех, кто в море!" (Рекало), "Собака на сене" (Тристан), "Машенька" (Леонид Борисович) и др.
Анатолий Папанов в спектакле "Мистерия-буфф", 1957 г.    Русский драматический театр в Клайпеде просуществовал недолго, несмотря на увлечённость и на самые благородные стремления его создателей. Летом 1948 г. Анатолий Папанов вместе с женой отправился в Москву навестить своих родителей. Неожиданная встреча на Тверском бульваре с режиссёром Андреем Александровичем Гончаровым круто изменила его судьбу. В бытность Папанова студентом ГИТИСа, Гончаров был самым молодым режиссёром в институте, а теперь работал в Театре сатиры. Увидев Папанова, Андрей Александрович обрадовался, они проговорили более получаса, после чего режиссёр сделал ему неожиданное предложение: "Переходи ко мне в театр". И Папанов согласился.
  Он жадно бросился к новой школе, черпал знания и умения от всех и вся. Однако ролей ему долго не давали. Но случай не замедлил явить своё извечное для актёров чудо: заболел актёр в водевиле "Лев Гурыч Синичкин" и Папанов в порядке срочной замены сыграл роль так, что в театре заговорили о нём как о молодом мастере. С 1949 года его стали активно занимать в разных спектаклях, но это были либо не слишком хорошие пьесы, либо не самые интересные роли. Правда, он умел сделать заразительным каждый свой выход на сцену и зрители запоминали персонажи Анатолия Дмитриевича...
Анатолий Папанов    Первые годы работы в Театре сатиры Папанов с женой жили в общежитии, где у них была комнатка в восемь квадратных метров. Их соседями были Вера Васильева с мужем Владимиром Ушаковым и Татьяна Пельтцер со своим знаменитым отцом, актёром и режиссёром Иваном Романовичем. Жили артисты дружно. И хоть в театре Папанову тогда доставались второстепенные роли, не приводившие его в восторг, роптать на судьбу он не любил. Поэтому сносил свою безвестность довольно стоически. Но затем его начало это допекать. Иногда он срывался и тогда в семье происходили ссоры.
   Н.Каратаева вспоминает: "Если у нас бывали ссоры, Анатолий Дмитриевич иногда заявлял: "Я пойду к маме жить". Он приходил к своей маме, а она всегда говорила: "Ты женился, Толя, и, пожалуйста, разбирайся со своей женой у себя дома, а ко мне с этим не ходи. Я не могу вставать на твою сторону и осуждать твою жену". Я ей очень благодарна за это..."
   Ещё одним предметом для конфликтов в семье Папанова было его чрезмерное увлечение алкоголем. Вот что рассказывает актриса Театра сатиры Вера Васильева: "Появился у нас в театре буйный на выдумки, смелый и творчески необычайно Анатолий Папанов на репетициидеятельный актёр Женя Весник. Он тоже был молод, но быстро занял в нашем театре значительное положение. И всё вокруг него кипело. С Толей они крепко подружились, но по темпераменту Женя его перехлёстывал. Словом, к нашему с Надей Каратаевой ужасу, появилась в жизни Толи опасная приятельница - водочка. Тогда к такого рода злу относились проще и, кажется, само зло было менее трагичным, чем сейчас. Так или иначе, но у молодой жены Папанова появились основания для грусти".
   Увлечение Анатолия Дмитриевича Папанова алкоголем было вызвано прежде всего тем, что в театре он был мало востребован как актёр. В то время, как его жена уже считалась ведущей актрисой в репертуаре Театра сатиры, Папанов выходил на сцену в ролях, которые принято называть "Кушать подано". Всё это его угнетало. Перелом в судьбе Папанова наступил в середине 50-х. Причин было две.
   Во-первых, в 1954 г. родилась дочка Лена, во-вторых, в 1955 г. Папанов сыграл свою первую значительную роль - в спектакле "Поцелуй феи". Анатолий Папанов в спектакле "Милый друг" После этого столичные театралы впервые заговорили о Папанове как о талантливом актёре, о том, что у него прекрасные перспективы на будущее. Именно в то время он прекратил свои пьяные застолья. Как вспоминает Н.Каратаева: "Единственный серьёзный конфликт у меня с ним был из-за того, что он стал выпивать. Но у Анатолия Дмитриевича за такой внешней мягкостью скрывалась очень большая сила воли. И он как-то мне сказал: "Всё, я больше не пью". И как отрезал. Банкеты, фуршеты - он ставит себе боржоми, в театре все знали, что Папанов не пьёт".
   Не менее трудно, чем в театре, складывалась актёрская судьба Папанова и в кинематографе. Первую свою крохотную роль в кино он сыграл в 1951 г. - режиссёр Григорий Александров пригласил его сыграть адъютанта в фильме "Композитор Глинка". Затем в течение нескольких лет Папанов не был востребован в кино, пока в 1955 г. молодой тогда режиссёр Эльдар Рязанов не пригласил его попробоваться на роль директора заводского Дворца культуры Огурцова в картине "Карнавальная ночь". Однако сыграть эту роль ему так и не довелось. Как вспоминает сам Э.Рязанов: "Анатолий Дмитриевич мне тогда не понравился: он играл слишком "театрально", в манере, которая, может быть, и уместна в ярко-гротескном спектакле, но противоречит самой природе кино, где едва заметное движение брови уже более чем выразительная мизансцена. Таким образом, наша первая Анатолий Папанов на худсовете встреча с Папановым для меня прошла бесследно, а для него обернулась очередной душевной травмой. Кинематограф в ту пору наносил ему такие травмы постоянно".
   Между тем, потерпев неудачу на кинематографическом фронте, Папанов познал победу на театральной сцене. В конце 50-х в репертуаре Театра сатиры был принят "Дамоклов меч" Назыма Хикмета и и Анатолию Дмитриевичу в нём досталась центральная роль - Боксёра. Спектакль имел огромный успех у зрителей и круто изменил творческую судьбу Папанова. После него на артиста всерьёз обратили внимание кинематографисты. Например, тот же Э.Рязанов. В 1960 г. он задумал снимать фильм "Человек ниоткуда" и на роль Крохалева пригласил Папанова. При этом режиссёру Анатолий Папановпришлось приложить много сил, чтобы уговорить актёра сниматься. К тому времени Папанов полностью уверился в том, что он не "киногеничен", и сниматься наотрез отказывался. Чтобы убедить его в обратном, Рязанову пришлось буквально валяться у него в ногах и чуть ли не за шиворот втягивать его в кинематограф. В конце концов сопротивление Папанова было сломлено.
   Юрий Яковлев, партнёр Папанова по фильму "Человек ниоткуда", вспоминает: "На первых пробах я увидел человека, который стеснялся, боялся, переживал неуверенность в том, что способен осилить сложнейшую актёрскую трансформацию в кино, и я подумал, как мне будет трудно с таким партнёром, а партнёрство для меня - основа творческого бытия на сцене и на съёмочной площадке. После второй и третьей проб мне стало казаться, что партнёрский альянс с Папановым может состояться. Обретя себя в ролях вождя племени Тапи, Профессора и других, столь же противоположных по характерам, Толя раскрепощался в личном общении со мной и другими партнёрами, стал весёлым и добрым, много и сочно шутил. Я любовался его ребяческими проявлениями, которые его как личность очень украшали. Я был рад, что мои опасения остались далеко позади, и наше творческое партнёрство на многие годы переросло во взаимные дружеские симпатии. Позже, встречаясь в концертах, мы неизменно радовались друг другу".
Саша Сесин и Анатолий Папанов в фильме "Наш дом"    К сожалению, фильм "Человек ниоткуда" в то время так и не вышел на широкий экран. Картина была наспех показана в домах творческой интеллигенции, не более двух-трёх дней продержавшись на премьерном экране. Её премьера состоялась только через 28 лет после этого, когда Папанова уже не было в живых.
    Между тем это был не последний совместный фильм в творческой карьере Рязанова и Папанова. Буквально в том же, 1961 г., вышла их новая работа - десятиминутная короткометражка по рассказу И. Ильфа и Е. Петрова "Как создавался Робинзон", в котором наш герой играл Редактора - душителя прекрасных порывов.
   В 1961 г. Папанов также снялся в фильме режиссёров А. Митты и А. Салтыкова "Бей, барабан" в роли поэта Безлошадных и в картине Татьяны Лукашевич "Ход конём" - в роли Фонарёва. Однако обе эти роли не принесли актёру творческого удовлетворения.
   В 1962 г. на Папанова обратили внимание три режиссёра - Евгений Ташков, работавший тогда на Одесской киностудии, Владимир Венгеров и Михаил Ершов (оба - с "Ленфильма"). Первый предложил нашему Валентина Березуцкая и Анатолий Папанов в фильме "Дети Дон Кихота" герою исполнить положительную роль скульптора в своём фильме "Приходите завтра" (в нём Папанова озвучивал другой актёр, так как голос Анатолия Дмитриевича считался некиногеничным), второй в картине "Порожний рейс" - отрицательную роль директора леспромхоза и третий - в фильме "Родная кровь" - эпизодическую роль бывшего мужа главной героини картины (её играла Вия Артмане). Все три фильма вышли в прокат в 1963-64 гг. и имели разный успех у зрителей: "Приходите завтра" собрал 15,4 млн. зрителей, "Порожний рейс" - 23 млн. и приз на Московском кинофестивале, "Родная кровь" - 34,94 млн. (занял 4-е место). Критика отметила прекрасную игру Папанова во всех этих картинах, однако попасть в первую шеренгу тогдашних советских кинозвёзд актёру так и не удалось. Зрители его знали, но о всенародной любви тогда говорить было ещё рано.
    В 1964 г., после выхода фильма "Живые и мёртвые" по роману Константина Симонова, к Папанову пришла всесоюзная слава. Роль генерала Серпилина опрокинула довольно прочно устоявшееся мнение о Папанове как об актёре комедийно-сатирического направления с некоторыми драматическими задатками. В прокате 1964 г. "Живые и мёртвые" заняли 1-е место, собрав на своих просмотрах 41,5 млн. зрителей. В том же году картина получила призы на фестивалях в Москве, Карловых Варах и Акапулько. В 1966 г. фильм был удостоен Государственной премии РСФСР.
Анатолий Папанов в фильме "Живые и мертвые"    Как вспоминает исполнитель главной роли в этом фильме Кирилл Лавров: "Столпер с огромным уважением относился к Папанову. С самого начала чувствовалось, что этот актёр - лидер в картине. О Симонове и говорить нечего: Константин Михайлович не однажды рассказывал мне, как ему нравится Толя и точным попаданием в самую сердцевину образа Серпилина, и в других ролях, и просто по-человечески. Забегая вперёд, скажу, что к Папанову устремлялись душой сразу, без обычной в человеческих отношениях разведки и приглядывания. Так, в "Звёздном городке", куда мы привезли только что смонтированный фильм "Живые и мёртвые" в сопровождении Столпера, Папанова и моём, Юрий Гагарин улучил минуту, чтобы остаться наедине с Толей и со мной, увёл нас в какую-то из дальних комнат клуба космонавтов, и мы незабываемо пообщались за бутылкой кубинского рома".
   После успеха "Живых и мёртвых" спрос на актёра Папанова среди режиссёров возрос неимоверно. Например, в 1964 г. на "Ленфильме" были запущены в производство десять картин, и в восьми из них Анатолий Папанов в фильме "Живые и мертвые" пригласили пробоваться Анатолия Дмитриевича. Он в ответ принял все предложения и был утверждён на все восемь фильмов одновременно, что было довольно редким случаем в советском кинематографе. Позднее он через дирекцию своего театра дал всем вежливый отбой: мол, не могу, занят в спектаклях.
  Однако от предложений режиссёров с "Мосфильма" - Василия Пронина и Евгения Карелова, поступивших в том же году, Папанов не отказался. Оба режиссёра предложили ему главные роли: первый - в картине "Наш дом", второй - в фильме "Дети Дон Кихота". Обе ленты вышли на широкий экран в 1965 г. и имели удачную прокатную судьбу.
   Между тем в том же 1965 г. вспомнил о Папанове режиссёр Э.Рязанов: предложил ему роль Сокол-Кружкина в фильме "Берегись автомобиля!". Однако когда начались съёмки фильма, многие из участников съёмочного процесса вдруг выступили против Папанова. Вот что рассказывает сам Рязанов: "В картине подобрались актёры с иной природой юмора, чем у Анатолия Дмитриевича: Смоктуновский, Ефремов, Евстигнеев, Миронов. Папанов играл своего героя в близкой ему и, казалось, вполне уместной манере гротеска. Но на каком-то этапе работы над фильмом многие заговорили о том, Татьяна Гаврилова, Анатолий Папанов и Андрей Миронов в фильме "Берегись автомобиля" что актёр выпадает из общего ансамбля, нарушает стилистику и целостность фильма. На эту тему собрали даже совещание. По счастью, Папанов о наших злых умыслах не подозревал. Я на какое-то время дрогнул, но присущий мне здравый смысл удержал меня от поспешного решения. Хвалю себя за это, поскольку скоро выяснилось, что Папанов в картине "Берегись автомобиля!" создал одну из лучших своих ролей, а его заразительный клич "Свободу Юрию Деточкину!" обрёл обобщённый смысл и ушёл с экрана на улицы, в поговорку, подобно фольклору".
   В 60-е годы кинематографическая судьба Папанова была насыщена ролями самого различного плана. Среди фильмов с его участием: "Дайте жалобную книгу" (1964, метрдотель Кутайцев),"Иду на грозу" (1965, профессор Аникеев), "В городе С." (1966, Ионыч), "Золотой телёнок" (1968, Васисуалий Лоханкин, причём роль была порезана цензурой), "Служили два товарища" (1968, командир полка), "Виринея" (1968, поп Магара), "Адъютант Его Превосходительства" (1969, батька Ангел), "Бриллиантовая рука" (1969, Лёлик), "Возмездие" (1969, генерал Серпилин) и др.
   В 1967 г. Папанов впервые озвучил Волка в знаменитом мультфильме Вячеслава Котёночкина "Ну, погоди!" и с тех пор стал кумиром миллионов советских детишек. Эта его слава была настолько огромной, что вскоре люди иначе, как Волком актёра уже не называли. Как вспоминает Н.Каратаева: "Вообще-то он немногоАнатолий Папанов и Клара Румянова на озвучке мультфильма "Ну, погоди!" обижался, когда его узнавали только как исполнителя роли Волка. Он говорил: "Да ну вас, как будто, кроме как "Ну, погоди!", я больше ничего не сделал. Часто, в особенности где-нибудь на гастролях, в каком-нибудь городе, идёт он по улице, а дети: "О! Волк! Ну, погоди!" Или однажды был такой случай: он шёл по улице, а женщина увидела его и говорит своему ребёнку: "Ой, смотри, Волк идёт, Волк идёт!" Ему это не очень нравилось, конечно".
   Достаточно активно в 60-е годы Папанов был занят в репертуаре Театра сатиры. На его счету были спектакли: "Двенадцать стульев" (1960, Киса Воробьянинов), "Яблоко раздора" (1961, Крячка), "Дом, где разбиваются сердца" (1962, Манган), "Интервенция" (1967, Бродский), "Доходное место" (1967, Юсов), "Последний парад" (1968, Сенежин) и др.
   В 1966 г. Папанов сыграл главную роль в спектакле "Тёркин на том свете" (премьера состоялась 6 февраля). Однако спектакль продержался в репертуаре театра всего несколько недель и был снят по цензурным соображениям. Для актёров театра, а для Анатолия Дмитриевича в особенности, это было сильным ударом.
   Ещё более сильным потрясением стала для Папанова история, которая случилась с ним в конце того же десятилетия. Что же тогда произошло?
Анатолий Папанов и Георгий Менглет    Будучи на одной вечеринке, Папанов перебрал с выпивкой и, ковыляя в одиночку домой, внезапно почувствовал себя плохо и присел на лавочку. В этот момент его и заметил постовой милиционер. Подойдя к артисту, он в темноте не узнал его и принял за обычного пьянчужку. "Гражданин, здесь сидеть не положено!" - сурово обратился страж порядка к Папанову и решительно взял его за локоть. И тут произошло неожиданное.
   Папанов внезапно взорвался, вскочил с лавки и схватил милиционера за галстук. Тот, в свою очередь попытался вырваться, но Папанов вошёл в раж и рывком сорвал галстук с постового. К счастью, большего он сделать не успел, так как милиционер оказался и моложе, и ловчее, поэтому довольно быстро скрутил пожилого человека. И пришлось актёру прошествовать в ближайшее отделение милиции.
   Уже через несколько дней после этого происшествия весть о нём достигла стен Театра сатиры. В дирекцию пришла бумага из отделения милиции о том, что актёр Папанов, будучи в подпитии, совершил хулиганский поступок по отношению к представителю законной власти. Поэтому милицейское начальство Анатолий Папановтребовало сурово наказать провинившегося. Не выполнить этого наказа дирекция театра не решилась. Буквально в тот же день, когда в театр пришла бумага, было собрано общее собрание коллектива, в повестке которого значился один вопрос - недостойное поведение актёра Папанова. Это собрание длилось около трёх часов.
   Как вспоминают очевидцы, недостатка в выступающих на этом мероприятии не было. Большая часть актёров оказалась на стороне провинившегося и просила руководство театра не наказывать сурово Папанова. Однако нашлись и такие, кто потребовал не только уволить его из коллектива, но и поставить вопрос о лишении его звания заслуженного артиста РСФСР. К счастью, таких оказалось меньшинство и Папанов отделался всего лишь строгим выговором.
   Между тем в 70-е годы актёрская слава Папанова достигла своей наивысшей точки. На всей территории тогдашнего СССР не было человека, кто бы не знал этого актёра. По словам Н. Каратаевой: "Он был очень покладистым актёром. И звёздной болезни у него не было. Бывало, мы с театром выезжаем куда-нибудь на автобусе. Всегда все стараются сесть на первые места, Анатолий Папановчтобы меньше трясло. Он всегда сзади, чтобы никого не беспокоить. "Анатолий Дмитриевич, идите вперёд". - "Ничего, ничего, мне тут хорошо". Многие режиссёры, которые с ним работали, отмечали его скромность и непритязательность..."
   Анатолий Гузенко вспоминал: "Он был человеком невероятной скромности. Были на гастролях в Тбилиси. Начало октября, светит солнце - теплынь. Хорошая жизнь, вино, хачапури, шашлыки. Гуляю по проспекту среди людей, одетых в красивую светлую одежду, и вдруг - мне навстречу идёт... шпион. В плаще-болонье, в берете, надвинутом на самый лоб, и в тёмных очках. Когда шпион подошёл поближе, я понял, что это Папанов. Он так ходил, чтобы его не узнавали, страшно не любил, когда узнают и начинают приставать".
   Между тем в 70-е годы на экраны страны вышли 15 фильмов с участием Папанова. Среди них: "Белорусский вокзал" (1970), "Одиножды один" (1974), "Страх высоты" (1975), "Двенадцать стульев" (т/ф, 1977), "Инкогнито из Петербурга" (1977), "Пена" (1979) и др.
   В 1973 г. А. Папанову было присвоено звание народного артиста СССР.
   А вот в ряды КПСС Анатолий Папанов и Андрей Миронов в фильме "Бриллиантовая рука" Анатолий Дмитриевич тогда так и не вступил, хотя его туда активно зазывали. По этому поводу Н. Каратаева вспоминает: "Несмотря на все уговоры, в партию он не вступал. Как-то мне парторг театра говорит: "Надя, я был в райкоме, и там сказали, что, если ты уговоришь Папанова вступить в партию, тебе дадут звание". Было и такое".
   В начале 70-х Папанов был явно неудовлетворён своим положением в Театре сатиры и даже подумывал об уходе из этого театра. Уходить он собирался во МХАТ, куда в 1974 г. из ЦАТСА перешёл А. Попов. Однако этот переход так и не состоялся. В 1972-77 гг. Папанов получил сразу несколько ролей в спектаклях родного театра: в "Ревизоре" роль Городничего, в "Клопе" - шафера, в "Ремонте" - Макарыча, в "Горе от ума" - Фамусова, в "Беге" - Хлудова.
   В личной жизни Папанов был примерным семьянином. Даже стеснялся этого, а потому несколько демонстративно. как бы со знанием дела, мог бросить на ходу реплику о женских достоинствах какой-нибудь прохожей. А всерьёз поговаривал: "Я однолюб: одна жена, один театр". По словам Н. Каратаевой, за всё время их совместной жизни (а это - 43 года) он ни разу не давал ей поводов усомниться в его супружеской верности. Он также был замечательным отцом для своей единственной дочери Лены. Когда в середине 70-х она вышла замуж за молодого человека, с которым училась на одном курсе театрального института, Папанов с женой купили им однокомнатную квартиру. В 1979 г. у молодых родилась девочка, которую назвали Машей. Ещё одна внучка появилась у Папанова шесть лет спустя - её назвали Надей, в честь бабушки.
Андрей Миронов и Анатолий Папанов в спектакле "Ревизор"    В 1979 г. Папанов впервые выехал в США. Об этой поездке рассказывает Н. Каратаева: "Толя говорит: "Ты знаешь, в Союзе кинематографистов организовывается туристическая поездка в США, но туда берут только членов союза". А я не была членом союза. Так он пошёл к какому-то начальству и сказал: "Я очень хочу поехать, но без жены не могу". И они, как исключение, взяли меня. Это была незабываемая поездка".
   28 августа 1979 г. скончался писатель Константин Симонов, человек, который много сделал для Папанова. Вот как вспоминает об этом событии режиссёр Александр Кравцов: "Мы встретились с Толей в Центральном Доме литераторов... приподняв на повороте лестницы гроб с телом Константина Михайловича Симонова. Толя шёл по одну сторону, я - по другую. Поздоровавшись, страшно разволновались. На улице он схватил меня под руку, до боли сжав локоть, повёл куда глаза глядели:
   - Пойдём, пойдём!.. Это ж надо - где встретились!..
Мы шли по безлюдному кварталу улицы Герцена в сторону Садового кольца, навстречу турникетам, за которыми застыли толпы людей.
   - Ведь он - моя судьба, - шептал Папанов, часто дыша. - Это он сказал Столперу: "Вот - Серпилин! И только этот актёр!" И словно кольцо из земли выдернул: всё по-другому завертелось - вся моя планета... Теперь кусок жизни отрезан... огромный кусок... После такой утраты, чувствую, стану другим. Анатолий Папанов в фильме "Бриллиантовая рука" Ещё не знаю как, но сильно переменюсь... Лишь бы не вылететь из обоймы. Уж больно поздно я в неё попал..."
   Под словом "обойма" Папанов подразумевал своих коллег-артистов. Ведь по-настоящему известным он стал в 1964 г., когда ему уже было 42 года.
   Осенью 1982 г., когда Папанову должно было исполниться 60 лет, ему разрешили приобрести в личное пользование новый автомобиль - "Волгу"-пикап. По словам Анатолия Дмитриевича, "радость от подарка улетучилась, едва я, собрав недостающие деньги, сел за руль. Тут же глушитель отлетел..." 
   П
омимо работы в театре и кино актёр активно занимался общественной деятельностью. Например, был членом Общества защиты природы и возглавлял Всесоюзное общество по баням (вместе с писателем В. Солоухиным). Работа этой организации заключалась в том, чтобы наблюдать, как в банях поддерживается необходимый порядок, улучшается обслуживание и т. д.
   Между тем в 80-е годы Папанов практически не снимался в кино. С 1980 по 1987 год на его счету были роли только в трёх фильмах: "Отцы и деды" (1982), "Время желаний" (1984) и "Холодное лето пятьдесят третьего" (1987).
   За этот же период четыре новые роли он получил в Театре сатиры. Однако полного удовлетворения от большинства этих работ он не испытывал. Его вновь посещали мысли о возможном переходе в другой театр. Анатолий Папанов Но и в этот раз переход не состоялся. Режиссёр В. Андреев вспоминает: "Перейдя на работу в Малый театр (1985), я пригласил Папанова побеседовать о возможности и его перехода на старейшую московскую сцену. Мне было известно, что его что-то не устраивало в Театре сатиры, которому он отдавал всего себя.
   - Не пора ли тебе, такому мастеру, выйти на старейшую русскую сцену? - спросил я без обиняков. - Здесь и "Горе от ума", и "Ревизор" - твой репертуар...
   - Поздно мне, Володя, - сказал он тихо и серьёзно.
   - Ничего не поздно! Ты же моложе многих молодых! Приходи всей семьёй: у тебя же и Надя хорошая актриса, и Лена. Лена к тому же - моя ученица.
   Он не пошёл. Не предал своего театра. Бывало ведь, и поругивал его и обижался. Но предать не мог. Даже ради дочери, которая работала в Театре имени Ермоловой и, следовательно, была в частых разлуках с отцом и матерью".
   В 1983 г. Папанов решил попробовать себя на преподавательском поприще: в ГИТИСе ему доверили руководить иностранным курсом - монгольской студией. Супруга как могла отговаривала его от этой работы, говорила, какой из тебя преподаватель, однако Папанов сделал по-своему. По словам всё того же В. Андреева: Анатолий Папанов в фильме "Бриллиантовая рука" "Ругать он умел только равного. Он стеснялся даже вести со студентами дисциплинарные беседы. Между тем монголы попривыкли к бесшабашности и безответственности наших соотечественников, позволяли себе и похулиганить и даже подраться в общежитии. Декан просил Анатолия Дмитриевича применить власть худрука курса, но тот смущённо отвечал: "Не умею я как-то... об этом!" Воздействовал он на своих учеников какими-то иными средствами, без "втыков". Глядел грустными глазами и тихим голосом упрекал, просил больше так не делать. Студенты готовы были в ноги ему упасть от неловкости за то, что принесли огорчение любимому Мастеру. Он всему учил их на собственном опыте и примере.
   Анатолий Дмитриевич мечтал попробовать себя и в драматургии. Однажды он целое лето, весь отпуск корпел над пьесой, затем прочитал умному человеку и принял его совет к театральному писательству больше не возвращаться.
   В последний год своей жизни Папанов творчески был необычайно активен. Он наконец-то уговорил главного режиссёра Театра сатиры В. Плучека дать ему возможность поставить спектакль. В качестве материала для своей первой режиссёрской работы Папанов Татьяна Божок и Анатолий Папанов в фильме "12 стульев" выбрал пьесу М. Горького "Последние". Работал трепетно, дотошно, радуясь малейшему успеху актёров до слез и так же, до слёз, переживая их неудачи в репетициях. Они говорили: мы такого режиссёра никогда не видели, он к нам относился по-отцовски... До зрителя актёры довели "Последних" уже без Папанова... 
   Как вспоминает Н. Каратаева: "В то время он очень много работал, был очень увлечён репетициями. К сожалению, я в те дни была ему плохой поддержкой. У нас Лена заболела, её положили в больницу, и я пропадала у неё.
   Как-то раз забежала: сидим на кухне, и он говорит: "Послушай, какой я финал к спектаклю придумал"... Принёс магнитофон, включил: "Когда Яков умирает, церковное пение должно звучать. Сначала тихо... потом громче, громче... И в темноте свечи горят... много свечей..." Это был один из лучших моментов спектакля. Он потрясает, а Толя, помню, боялся, что ему запретят такой финал... Готовый спектакль он успел сдать только худсовету..."
   В 1986-87 гг. Папанов снимался в картине режиссёра Андрей Миронов, Валентин Плучек и Анатолий Папанов. Спектакль "Вишнёвый сад", 1984 г. Александра Прошкина "Холодное лето пятьдесят третьего". На роль Копалыча пробовалось несколько актёров, однако режиссёр выбрал именно Папанова. Друзья актёра отговаривали его от съёмок, считали, что он и так сверх меры загружен в театре, в ГИТИСе. Однако наш герой им ответил: "Меня эта тема волнует - я в ней многое могу сказать!"
   Съёмки фильма проходили в Карелии, в 180 километрах от Петрозаводска, в довольно глухой деревне, расположенной на полуострове. Вот что рассказывает об этих съёмках сам режиссёр - А. Прошкин: "Неделю мы работали нормально. Жители нам по мере сил помогали. И никаких неожиданностей не предвиделось, поскольку деревня изолирована с трёх сторон водой. Через неделю наступает первый съёмочный день А. Папанова. Он приехал вовремя, начинаем снимать, и... Ничего не могу понять: куда ни направим камеру, в видоискатель лезут посторонние лодки. Много моторок. И все движутся в нашем направлении. А какие могут быть моторки в пятьдесят третьем году? Стреляем из ракетницы, кричим против ветра в рупор - бесполезно: со всех сторон на нас несутся моторные лодки. Приближаются, причаливают, и мы видим: в каждом судёнышке по два-три ребёнка с дедом или бабкой, в руках у каждого ребёнка почему-то книжка или тетрадка. И все, оказывается, приехали на встречу с "Дедушкой Волком". Мы сдались и прервали съёмки. Правда, киношная администрация в свойственной ей суровой манере попыталась применить "прессинг по всему полю",Анатолий Папанов но вмешался Анатолий Дмитриевич: "Что вы, что вы! Давайте лучше соберёмся как-то вместе!" Собрались, рассадили детей. Он каждому что-то написал, для каждого нашёл свои слова. Я наблюдал эту сцену, забыв о дорогой цене сорванного съёмочного дня. Видел по лицам этих детишек, что они на всю жизнь запомнят встречу с человеком бесконечно доброго сердца..."
   Фильм "Холодное лето пятьдесят третьего" стал последним в жизни Папанова. Отснявшись буквально в последних кадрах этой картины, актёр скончался. Случилось это в первых числах августа 1987 года. О том, как это произошло, рассказывают очевидцы.
   Н. Каратаева: "Мы с театром были на гастролях в Прибалтике. В Вильнюсе гастроли уже закончились, и мы должны были переезжать в Ригу. Днём отыграли "Гнездо глухаря", и Толя стал собираться в Петрозаводск на съёмки "Холодного лета..." Перед отъездом он мне говорит: "Забери в гримерной газеты: будет что в автобусе тебе до Риги читать".
   Вечером после "Фигаро" захожу в гримёрную (у них с Андреем Мироновым была одна гримёрная), забираю газеты. Андрюша посмотрел и говорит: "Господи, неужели вы всё это читаете?"
   Мы попрощались. Андрей тоже уезжал на концерты. Анатолий Папанов в фильме "Холодное лето 53-го" Это был последний день, когда я их обоих видела живыми... Анатолий Дмитриевич полетел самолётом в Петрозаводск. Я ему говорила: "Приезжай оттуда сразу в Ригу". А он сказал, что ещё в Москву заедет, потому что там его студенты, и он должен узнать, как у них с общежитием".
   А. Прошкин: "Пораньше закончив съёмки, 2 августа, я просил Папанова остаться в деревне и хорошо отдохнуть. Театр перебрался из Вильнюса в Ригу - образовалось два свободных дня. Анатолий Дмитриевич настаивал на перелёте в Москву: "Нет-нет-нет! Я обязан туда вырваться. Через месяц начинаются занятия моего курса в ГИТИСе. Надо пробивать общежития, поругаться кое-с-кем и всякое такое. Чтобы ребятам нормально жилось!" Я подозреваю, что он и без того был ходатаем по чужим бедам. Спорить не стал. О чём бесконечно сожалею".
   Н. Каратаева: "В Москве Толя был один. Как потом мне рассказал наш слесарь, он его встретил, и Анатолий Дмитриевич спросил: "Саша, почему у нас нет горячей воды?" Тот в ответ: "Да отключили". - "Ну, ничего, - говорит, - помоюсь холодной". Он всегда любил холодный душ... Разгоряченный, уставший, он встал под холодный душ, и у него случился сердечный приступ.
   Поначалу я была спокойна. И только когда он не прилетел к спектаклю, тревога меня как ножом полоснула. Я начала метаться. Звоню в Москву на пульт: говорят, квартира с охраны снята. Звоню соседке. Она вышла, на окна глянула - свет горит. А мои - дочка с семьёй - были на даче. Позвонила Нине Архиповой, её зять рванул к моим за город. Приехал уже мой зять, перелез с соседнего балкона на наш, выбил стекло... В ванной текАнатолий Папанов в фильме "Холодное лето 53-го" ла вода... ледяная... Потом диагноз поставили: острая сердечная недостаточность".
   Хоронили А. Папанова в закрытом гробу. В тот день тысячи людей пришли на Новодевичье кладбище, чтобы отдать последнюю дань любви замечательному актёру. Вот как рассказывает об этом В. Золотухин: "Я спешил на последнее свидание с Анатолием Дмитриевичем, взял такси у Белорусского вокзала. Когда водитель узнал, куда мне ехать, он открыл дверцу машины и сообщил своим коллегам о смерти Папанова. Они тут же бросились к цветочному базару у станции метро, накупили цветов, отдали мне:
    - Поклонись ему от нас..."
   Имя А. Папанова было неразрывно связано с Театром сатиры, в котором он проработал без малого 40 лет. Однако когда актёра не стало, театр находился на гастролях в Прибалтике и свою поездку не прервал. Он продолжал гастроли даже через неделю, когда ушёл из жизни ещё один прекрасный актёр этого же театра - Андрей Миронов. Лишь только несколько человек из труппы театра приехали в Москву, чтобы участвовать в похоронах.
   Фильм "Холодное лето пятьдесят третьего" вышел на экраны страны в 1988 г. и сразу стал лидером проката: он занял 3-е место, собрав на своих сеансах 41,8 млн. зрителей. Роль А. Папанова в нем озвучивал другой актёр.
   В октябре 1992 г., к 70-летию со дня рождения А. Папанова, родные и близкие актёра поставили на его могиле прекрасный памятник. Часть суммы на него пожертвовал "Фенист-банк".


Фильмография:

Анатолий Папанов 1. Ленин в Октябре - 1937 - эпизод
2. Ленин в 1918 году - 1939 - эпизод
3. Минин и Пожарский - 1939 - эпизод
4. Степан Разин - 1939 - эпизод
5. Суворов - 1940 - эпизод
6. Композитор Глинка - 1952 - адъютант Великого Князя
7. Казаки - 1961
8. Как создавался Робинзон (новелла в киноальманахе "Совершенно серьёзно") - 1961 - редактор
9. Человек идёт за солнцем - 1961 - администратор парка
10. Человек ниоткуда - 1961 - Крохалев и ему подобные
11. Бей, барабан! - 1962 - поэт Безлошадных
12. Порожний рейс - 1962 - Аким Севостьянович
13. Ход конём - 1962 - Фонарёв
14. Яблоко раздора - 1962 - Крячко
15. Живые и мёртвые - 1963 - генерал Серпилин
16. Короткие истории - 1963
17. Приходите завтра - 1963 - Николай Васильевич
18. Родная кровь - 1963 - эпизод
19. Стёжки-дорожки - 1963 - эпизод
20. Дайте жалобную книгу - 1964 - Кутайцев
21. Зелёный огонёк  - 1964
22. Мать и мачеха - 1964 - Филипп
23. Дети Дон Кихота - 1965 - Бондаренко
24. Иду на грозу - 1965 - профессор Аникеев
25. Наш дом - 1965 - Иванов-отец
26. Берегись автомобиля! - 1966 - Семён ВасильевичАнатолий Папанов
27. В городе С. - 1966 - Ионыч
28. Весёлые расплюевские дни - 1966 - Максим Вараввин, капитан Полутатаринов
29. Возмездие - 1967 - генерал Серпилин
30. Бриллиантовая рука - 1968 - Лёлик
31. Виринея - 1968 - поп Магара
32. Золотой телёнок - 1968 - Васисуалий Лоханкин
33. Семь стариков и одна девушка - 1968
34. Служили два товарища - 1968 - командир полка
35. Адъютант Его Превосходительства - 1969 - Батька Ангел
36. В тринадцатом часу ночи - 1969
37. Семейное счастье - 1969 - Чубуков
38. Белорусский вокзал - 1970 - Дубинский
39. В тридевятом царстве... - 1970
40. Любовь Яровая - 1970
41. Сохранившие огонь - 1970
42. Вся королевская рать - 1971
43. Джентльмены удачи - 1971 - командировочный
44. Разрешите взлёт! - 1971 - Сахно
45. Ход белой королевы - 1971 - отец Наташи
46. Дача - 1973
47. Дела сердечные - 1973 - шофёр Борис Иванович
48. Плохой хороший человек - 1973
49. День приёма по личным вопросам - 1974 - ИвановАнатолий Папанов
50. Одиножды один - 1974 - Ваня Каретников
51. Одиннадцать надежд - 1975 - Воронцов
52. Страх высоты - 1975 - следователь Мазин
53. 12 стульев - 1977 - Киса Воробьянинов
54. По семейным обстоятельствам - 1977 - няня
55. Инкогнито из Петербурга - 1977 - Городничий
56. Инженер Графтио - 1979 - Генрих Осипович
57. Всё решает мгновение - 1979 - дед Нади
58. Любовь моя - печаль моя - 1979 - звездочёт
59. Пена - 1979 - Манохин
60. Любовь моя вечная - 1981
61. Иван - 1982 - Иван Климович
62. Отцы и деды - 1982 - дед Луков
63. Ревизор - 1982 - Городничий
64. Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа - 1983
65. Время желаний - 1984 - Владимир Дмитриевич
66. Холодное лето 53-го - 1987 - Копалыч

Озвучивал мультфильмы:
1. Машенька и медведь - 1960
2. Про козла - 1960
3. МУК (Мультипликационный Крокодил) №5 - 1961
4. Муравьишка-хвастунишка - 1961
Анатолий Папанов
5. Фунтик и огурцы - 1961

6. Зелёный змий - 1962
7. Бабушкин козлик. Сказка для взрослых - 1963 - Волк
8. Жизнь и страдания Ивана Семёнова - 1964
9. Кот-рыболов - 1964 - Медведь
10. Кто поедет на выставку - 1964
11. Лягушонок ищет папу - 1964
12. Ваше здоровье - 1965
13. Пастушка и трубочист - 1965 - Козлоногий
14. Портрет – 1965
15. Приключения запятой и точки – 1965
16. Рикки-Тикки-Тави – 1965 – Наг
17. Чьи в лесу шишки? – 1965
18. Про злую мачеху – 1966
19. Хвосты – 1966
20. Зайдите, пожалуйста! – 1966
21. Происхождение вида – 1966
22. Кузнец-колдун – 1967
23. Машинка времени – 1967
24. Ну и рыжик! – 1967
25. Межа – 1967
26. Паравозик из Ромашкова – 1967Анатолий Папанов
27. Раз-два, дружно! – 1967
28. Слонёнок – 1967 – Крокодил
29. Легенда о злом великане – 1967
30. Козлёнок, который считал до десяти – 1968 – Гусь
31. Кот в сапогах – 1968
32. Осторожно, щука! – 1968
33. Русалочка – 1968
34. Чуня – 1968
35. Самый большой друг – 1968
36. Украденный месяц – 1969
37. В стране невыученных уроков – 1969 – землекоп
38. Капризная принцесса – 1969
39. Лиса, медведь и мотоцикл с коляской – 1969
40. Мы ищем Кляксу – 1969
41. Ну, погоди! (Выпуск 1) – 1969 – Волк
42. Бобры идут по следу – 1970
43. Лесная хроника – 1970Гримёрка Анатолия Папанова
44. Мой друг Мартын – 1970
45. Ну, погоди! (Выпуск 2) – 1970 – Волк
46. Обезьяна с острова Саругасима – 1970
47. Отважный Робин Гуд – 1970
48. Ананси (Сказка джунглей) – 1970
49. Как ослик счастье искал – 1971
50. Лабиринт – 1971
51. Ну, погоди! (Выпуск 3) – 1971 – Волк
52. Чужие следы – 1971
53. Ну, погоди! (Выпуск 4) – 1971 – Волк
54. Заветная мечта – 1972
55. Коля, Оля и Архимед – 1972
56. Куда летишь, Витар? – 1972 – браконьер
57. Ну, погоди! (Выпуск 5) – 1972 – Волк
58. Фока – на все руки дока – 1972
59. Ну, погоди! (Выпуск 6) – 1973 – Волк
60. Весёлая карусель №5. Небылицы в лицах – 1973
61. Ну, погоди! (Выпуск 7) – 1973 – Волк
62. Маугли – 1968-73
63. Мешок яблок – 1974 – Волк
64. Молодильные яблоки – 1974
65. Ну, погоди! (Выпуск 8) – 1974 – Волк
66. Уступите мне дорогу – 1975
67. Ну, погоди! (Выпуск 9) – 1976 – Волк
68. Ну, погоди! (Выпуск 10) – 1976 – Волк
69. Как грибы с горохом воевали – 1977 – Царь грибов
70. Ну, погоди! (Выпуск 11) – 1977 – Волк
71. Дед Мороз и серый волк – 1978 – Волк
72. Ну, погоди! (Выпуск 12) – 1978 – Волк
73. Подарок для самого слабого – 1978
74. Чудеса среди бела дня – 1978
75. Летучий корабль – 1979 – Водяной
76. Мореплавание Солнышкина – 1980
77. Ну, погоди! (Выпуск 13) – 1980 – Волк
78. Так сойдёт – 1981
79. Травяная западёнка – 1982
80. Волчище – серый хвостище – 1983
81. Медведь – липовая нога – 1984
82. Ну, погоди! (Выпуск 14) – 1984 – Волк
83. Ну, погоди! (Выпуск 15) – 1985 – Волк
84. Ну, погоди! (Выпуск 16) – 1986 – Волк
85. Ну, погоди! (Выпуск 17) – 1993 – Волк
86. Ну, погоди! (Выпуск 18) – 1993 – Волк


Использованные материалы:
Ф.Раззаков "Досье на звёзд"
А.Кравцов "Жили-были кумиры"
Сайт памяти Анатолия Папанова (www.papanov.ru)
Сайт журнала "Марка"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Сайт "Аниматор.ру"
Фотографии с сайта памяти Анатолия Папанова, сайта журнала "Марка", сайта "Советский экран", сайта "Peoples.ru".
В создании страницы принимала участие Инна Джужа (г.Киев).

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz