На главную
страницу

Константин Параконьев
08.09.1920-29.03.1987

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Константин Иосифович ПАРАКОНЬЕВ

Константин Параконьев  Народный артист Украинской ССР (1979). Лауреат Государственной премии УССР им. Т.Г.Шевченко (1970).
  Он не был баловнем судьбы. С самого начала жизни эта капризная фея возвращалась к нему спиной. Уже позднее, имея зрелый возраст и попробовав хмельной вкус широкого признания и славы, Константин Иосифович напишет в автобиографии: родился 8 сентября 1920 года в Елизаветграде (ныне - Кировоград, Украина). Фамилия - Параконьев. Эти данные о самом себе вошли в энциклопедии и справочники, их воспринимают, как официальные. Немногим известно, что написанные они под жестоким давлением капризной судьбы. Правильно представленная здесь только дата рождения. Остальное - благородная и вынужденная неправда: так диктовала судьба, которая отбивала действительность сложной жизни, которой выпало пережить ровесникам Константина Иосифовича.
  Родился он на самом деле в селе Владимировке настоящего Кировоградского района в семье учителя. Правда, на просвещенской ниве Иосиф Пароконь работал недолго, по неизвестным причинам он принял духовный сан и стал священником. Не думал, не думал тогда кроткий батюшка, что в скором времени произойдёт потрясение, которое перевернёт жизнь из ног на голову: к власти пришли люди с твёрдым убеждением своего идейного вождя, что религия - это есть опиум для народа. Подхватили это указание - тезис - и некоторые Владимировские юноши и девушки, вступив в Комсомол.
  Один из первых комсомольцев села Ефим Василенко оставил воспоминания о тех бушующих годах. Среди многочисленных мероприятий, которые проводила сельская комсомолия, читались лекции на антирелигиозные темы. В пламенных диспутах принимал участие и Иосиф Параконь. Он конечно, мыслил не так, как юные атеисты. И потому не раз слышал под своими окнами песенку:

            Долой, долой монахов,
            Раввинов и попов.
            Мы на небо взберёмся,
            Разгоним всех богов.

  Разогнали. Только не богов, а попов. Да ещё и признали их врагами народа. Священника Параконя в 1937 году репрессировали и сослали на Соловки, где в том же году он был расстрелян. Но о судьбе отца Константин Иосифович до самой смерти так ничего и не узнает. Лишь бы уберечь сына от возможных осложнений, мать отдала маленького Костю родственникам в Зиновьевск. Закончив с отличием школу, юноша, фамилию которого заменили на Параконьев, подался в Киевский институт театрального искусства. Своё "поповское" происхождение пришлось припрятать.
  После института Константин Параконьев попросился на сцену театра родного города, в стенах которого ещё были слышны голоса корифеев, а среди зрителей были такие, кто видел игру Кропивницкого, Карпенко-Карого, Заньковецкой. Не успел молодой актёр прижиться в Кировограде, как в город вошли немцы. Предвидев оккупацию, руководство области тщательно составляло списки эвакуируемых промышленных предприятий, учереждений науки и культуры, даже отдельных лиц. Театр в этот список попадал, но с ограниченным количеством работников. Вчерашнего выпускника театрального института Параконьева в него не включили. А жить надо было. Театр оккупанты не закрывали, лишь контролировали репертуар. Параконьев дебютировал в октябре 1942 года в роли Голенища в спектакле Марка Кропивницкого "Вий". Эта роль станет одной из ведущих в артистической деятельности великого актёра. К ней он возвращался не раз.
  Однако развернуть свой могущественный талант артисту было не просто. После войны его открыто не преследовали: спасало то, что не по своей воле Параконьев остался на оккупированной территории. Но никогда "сотрудничества" с немцами не забывали. Ещё из молодых лет Константин Иосифович проявил себя, как талантливый режиссёр. Он мечтал о режиссуре, видел отдельные произведения в своей постановке. Но его к режиссёрскому пульту не допускали - непременно находился человек, который напоминал "кому надо" об оккупационных годах. Тем более, Параконьев не был членом КПСС, а какой же ты актёр или режиссёр, если не сознаёшь "ведущей и устремляющей силы партии коммунистов"? Константину Иосифовичу поручали небольшие, большей частью эпизодичные роли. И и в них актёр достигал вершин. Так было в драме "Тарас Бульба" (по Гоголю). Премьера спектакля состоялась в марте 1951 года. В нём Параконьеву доверили небольшую роль Кобзаря. Летом театр выехал на гастроли в Вологду. Местная печать отмечала: "Коллектив театра начал свои выступления спектаклем "Тарас Бульба". Центральную роль, роль Тараса Клубня, выполнил артист Г. Семёнов. Актёру удалось создать яркий образ верного сына народа, пламенного патриота и мужественного борца за свободу и независимость страны… Особенно необходимо отметить исполнение артистом К. Параконьевым роли Кобзаря".
  С этого спектакля началось творческое содружество двух выдающихся художников - Константина Параконьева и Михаила Донца. В 1960 году они поставили драму Михаила Старицкого "Маруся Богуславка". Режиссёр поручил сложную роль Хана Гирея Константину Иосифовичу. Успех спектакля был впечатляющим.
  Вообще, 60-е года были чрезвычайно плодотворными в творческой биографии артиста. Кроме актёрской работы, Параконьев поставил несколько спектаклей, в частности "Мартына Борулю" Карпенко-Карого, популярные тогда произведения - "Сержант милиции" И. Лазутина, "Касса маре" И. Друце, "Человек со звезды" К. Ветлингера. Актёра и режиссёра представили к присуждению звания заслуженного артиста республики. Но не успели документы дойти до Киева, как в столицу полетел … донос. "Кто-то" напомнил об оккупации, "службе на немцев". Несмотря на моральную травму, актёр плодотворно работает, создает блестящие образы Фёдора Протасова ("Живой труп" Л. Толстого), актёра Сатина ("На дне" М. Горького) и прочие. Следует отметить, что в те года репертуар театра составлялся, в основном, из пьес русской и зарубежной классики, украинскую представляли преимущественно произведения А. Корнейчука. Учитывая высокое мастерство художника, его огромную популярность у зрителя, руководство театра вторично представляет Параконьєва к присуждению звания заслуженного артиста. Но… снова донос, снова отказ. В конце концов актёру надоели подобные подлые обвинения и он в 1967 году оставляет Кировоград и переезжает работать в Запорожский украинский музыкально-драматический театр им. М. Щорса. Через три года Параконьев создает неповторимый образ Ярослава Мудрого в одноимённой пьесе И. Кочерги. Это была вершина его актёрского таланта. За выполнение роли Ярослава Мудрого Константин Иосифович Параконьев первый среди актёров украинского театра получил Государственную премию УССР им. Т. Г. Шевченко в 1970 году. А ещё через девять лет (1979) ему, в конце концов, присвоили звание народного артиста Украинской ССР. Пусть хоть с опозданием, но заслуженная награда стала достойным признанием оригинального таланта в самом деле народного артиста, деятеля искусств разностороннего направления. Как режиссёр он поставил десяток спектаклей, в нескольких из них выступал как художник. Актёр очаровывал зрителей заметным телосложением - был он высокого роста, стройный, обладал великолепным баритоном, хорошо танцевал. Таким его помнят те, кому посчастливилось видеть артиста на сцене.
  Не стало Константина Иосифовича Параконьева 29 марта 1987 г. Похоронен он в г. Запорожье.

Фильмография:

1. Чудак-человек - 1962
2. Сон - 1964
3. Повесть о женщине - 1973

Материалы предоставил Игорь Сердюк.
При копировании ссылка на сайт обязательна.

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz