На главную
страницу

Иван Переверзев
203.09.1914-23.04.1978

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Иван Переверзев в фильме "Иван Никулин - русский матрос" Иван Переверзев в фильме "Первая перчатка" Иван Переверзев в фильме "Первая перчатка"
Иван Переверзев в фильме "Первая перчатка" Иван Переверзев в фильме "Адмирал Ушаков" Иван Переверзев в фильме "Опасные гастроли"
Иван Переверзев в фильме "Новые приключения Неуловимых" Иван Переверзев в фильме "Освобождение" Иван Переверзев в фильме "День ангела"

Иван Фёдорович ПЕРЕВЕРЗЕВ

Иван Переверзев  Народный артист СССР (1975).
  Родился 3 сентября 1914 г. в крестьянской семье в деревне Кузьминки Орловской губернии. Его родители были простые крестьяне, которые с детских лет привили сыну любовь к труду, к родной земле. И еще - они наградили его отменным здоровьем. С детских лет Ваня мечтал стать моряком, собирался поступать в мореходное училище. Родители мечтали, чтобы он получил настоящую рабочую специальность. Для этого и оправили его в Москву к тётке Марусе с наказом: мол, устрой паренька учиться в ремесленное училище. Тетка так и поступила. Вскоре Иван закончил училище по специальности слесарь-наладчик и был определён на завод "Шарикоподшипник". Так и работал бы Переверзев на заводе, может, даже выбился бы в начальники, если бы приятель Ромка не подбил его однажды пойти в артисты. "Ты только погляди на себя! - горячо убеждал друга Роман. - Какой из тебя, к чёрту, слесарь?" И в конце концов зародил в душе Переверзева сомнения. Вскоре они подали заявления в училище при Театре Революции. Ивана приняли, а Романа - нет. И стал Переверзев учиться театральной грамоте.
  Учился он, надо сказать, отменно. Всё ему удавалось, и не зря преподаватели считали Переверзева одним из самых талантливых студентов. Когда в 1938 г. он закончил училище, сам Михаил Астангов дал ему направление в Театр Революции. На сцене этого театра молодой актёр сыграл роли в двух спектаклях: Валентина в "Двух веронцах" и Лаэрта в "Гамлете". И тут на его пути встало большое кино.
  Собственно, Иван Переверзев в фильме "Иван Никулин - русский матрос"с кинематографом Переверзев близко познакомился ещё будучи студентом театрального училища. В 1932 г. он участвовал в массовке в фильме "Дезертир". Затем в 1934 г. ему доверили маленькую роль в картине "Частная жизнь Петра Виноградова". И вот наконец в 1939 г. его пригласили сняться в главной роли в фильме "Вальтер" - о немецких антифашистах. Актёр с удовольствием приступил к съёмкам, однако их вскоре пректратили. После подписания в августе 1939 г. пакта Молотова-Рибентропа антифашистская тема стала нежелательной для кремлёвского руководства. Однако Переверзев без работы не остался: в те дни режиссёр Владимир Корш-Саблин на той киностудии "Советская Беларусь" снимал картину "Моя любовь". Переверзева и часть актёров из "Вальтера" перебросили на эти съёмки. Ивану Фёдоровичу досталась одна из центральных ролей - красавца инженера Гриши. С этой роли и началась всесоюзная известность актёра Переверзева. Фильм с танцами, прогулками под луной, катаниями на лодке в летнем парке полон беспечной радости и неправдоподобных, почти сказочных поворотов. В прокате 1940 г. он занял 5-е место.
  Во время Великой Отечественной войны Переверзев воплотил на экране целую галерею отважных людей: капитан-лейтенант Найдёнов в "Морском ястребе" (1942), полковник Рябинин в "Это было в Донбасе", Никулин в "Иване Никулине, русском матросе"(оба - 1945). Матросскую эпопею можно назвать как угодно - басней, экранизацией народной песни – настолько далека она от реальности, несмотря на то, что снята по мотивам реальной истории, опубликованной Иван Переверзевв газете "Красный флот". Фильм был сделан цветным, поэтому картина воспринималась как волшебная сказка. "Иван Никулин" - это и есть самая настоящая солдатская сказка, с забавными отступлениями-байками, восславляющими русскую смекалку. Былинный богатырь Переверзев - безусловный герой, лидер и командир. Матросы же будто сошли с лубка: весело шутят, невероятными хитростями и бесстрашием побеждают врагов...
  В те же годы в Ташкенте Михаил Ромм создал первый в мире Театр киноактёра, и первой постановкой в нём стали "Без вины виноватые" А.Островского. В этом спектакле играл и Переверзев.
  После войны, в 1946 г.,  Иван Переверзев получил приглашение от режиссёра Андрея Фролова сняться в главной роли в его картине "Первая перчатка". На съёмках этой картины актёр влюбился в свою партнёршу - 19-летнюю актрису Надежду Чередниченко (в то время она была студенткой 2-го курса ВГИКа). Их первая встреча была не очень приятной: Переверзев пришёл на съёмочную площадку подвыпившим, неудачно острил. И он ей не понравился. Но съёмки продолжались, и постепенно неприятное впечатление от первой встречи прошло. Его внимание и настойчивые ухаживания сломали лёд. Она жила в общежитии, питалась скудно, а Переверзев был уже знаменит и, когда водил её в кафе на улице Горького, сорил деньгами. И хотя настоящей любви юная актриса к Ивану Фёдоровичу не испытывала, она в конце концов дала согласие выйти за него замуж. 14 августа 1946 г. (в день её рождения), сразу после съёмок эпизода с воздушными шариками, молодые объявили о своей помолвке. Все участники съёмок бросились их поздравлять.
  Фильм "Первая перчатка" вышел на экраны в 1947 г. и занял в прокате 3-е место. Казалось, что после такого успеха карьера Переверзева резко пойдёт в гору. К сожалению, этого не произошло. Конец 40-х оказался неудачным для советского кинематографа и для многих его актёров. Не снимался тогда и Переверзев. В те годы он всё чаще стал прикладываться к рюмке. Не всё ладилось и в семье. Несмотря на рождение сына Серёжи, сНадежда Чередниченко и Иван Переверзев в фильме "Первая перчатка"овместная жизнь никак не складывалась. В надежде что-то изменить он делал широкие жесты: купил жене машину, новый рояль. Но всё бесполезно, скандалы следовали один за другим. В конце концов в 1951 г., несмотря на все его уговоры, жена забирает ребёнка и уходит из дома. Вскоре Чередниченко вышла замуж за молодого кинооператора, ставшего затем режиссёром, Петра Тодоровского. Этот брак также продержался недолго - всего лишь три года.
  Пережить семейную драму Переверзеву помогает работа: его вновь начинают приглашать сниматься в кино. В 1951 г. на экраны выходит фильм "Тарас Шевченко", в котором Переверзев играет две роли: кочегара Разина и Сигизмунда Сераковского, картина получает Сталинскую премию. Актёр вновь в центре внимания режиссёров. В 1952 г. Михаил Ромм (не по своему желанию) приступает к работе над дилогией: "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы". Главную роль - адмирала Ушакова - предложено играть Переверзеву. Позднее сам актёр вспоминал: "Как только меня утвердили на роль Ушакова, я для Михаила Ильича стал дорогим и близким человеком, а уж мои чувства я не в состоянии выразить словами и по сей день!.. Михаил Ильич создал вокруг меня атмосферу предельного внимания и, я бы даже сказал, обожания...
  Только я расположился в своём номере (фильм снимался в Одессе), как раздался звонок. Звонил Михаил Ильич и просил зайти. В номере он был один и сразу меня Иван Переверзев в фильме "Первая перчатка"удивил своим предложением: "Ванечка, ты в фильме играешь главную роль, адмирала Ушакова. Так вот я прошу тебя на всё время съёмок и в жизни тоже играть адмирала Ушакова. Это во-первых, будет полезно тебе как актёру, да и вообще будет на пользу картине. Вас, актёров, собралось много, и у каждого свой характер, свои привычки, а некоторые, я знаю, могут и лишнюю рюмку выпить, а я с "искусственно весёлыми" артистами не работаю! Аглавное, я хочу, чтобы вы были коллективом, командой на корабле!.. Подробности игры вы разработайте сами. Ты понял меня?" - "Понять-то я понял, только кто будет меня слушать?!" Михаил Ильич с жаром произнёс :"Ты же адмирал, вот и докажи это не только на экране!" Мне ничего не оставалось делать, как согласиться. О предложении Михаила Ильича я рассказал актёрам, всем оно понравилось, и мы быстро выработали правила игры..."Сухого закона" любителям лишней рюмки мы не установили, но была установлена "адмиральская норма" - сто граммов. За нарушение "указа об адмиральской норме" следовало строгое наказание".
  По признанию самого Переверзева, роль Фёдора Ушакова в этом большом историческом проекте была его самой любимой. "За эту роль мне не стыдно, - говорил актёр. - Она отобрала у меня много сил и энергии". Переверзев сыграл адмирала Ушакова - наследника петровских заветов, "русского медведя" - настолько ярко, что тот по силе личности оказался равен Петру Великому.
Владимир Дружников и Иван Переверзев в фильме "Адмирал Ушаков"    Адмирала Ушакова актер наделил многими своими чертами, впрочем, не только он… Как-то в конце 60-х, во время съёмок картины Станислава Говорухина "День ангела" в Херсоне, группа актёров и моряков посетила памятник адмиралу Ушакову. Переверзев встал рядом, и все остолбенели: перед ними стояли то ли два Ушакова, то ли два Переверзева. Сходство их фигур, лиц, роста было потрясающим. Оказалось, что скульптор создавал образ, посмотрев фильм про Ушакова с Переверзевым в главной роли! Так превращался в миф не только Ушаков, но и сам Переверзев.
  Магическое сходство с Фёдором Ушаковым не было случайным. Обоих роднила страсть к морю и кораблям. С детских лет Иван хотел стать моряком, собирался поступать в мореходку. Эту мечту Переверзев потом воплощал в своей параллельной жизни - на киноплёнке. Благородство и бесстрашие переверзевских моряков и капитанов не знает пределов, и вереница этих образов кажется бесконечной…
  В 1953 г. оба фильма выходят на экран. В том же году И.Переверзев вступает в ряды КПСС. После этого фильмы с участием Переверзева вновь стали появляться на свет один за другим. Это были "Герои Шипки", "Урок жизни" (оба - 1955), "Иван Франко", "Во власти золота" (оба - 1956), "Как поймали Семагу", "Полесская легенда" (оба - 1957). Однако только роль в фильме "Урок жизни" Ю.Райзмана - инженера Сергея Ромашко - можно смело отнести к успехам актёра.
Иван Переверзев в фильме "Третий удар"   Однажды судьба свела Переверзева  с тогдашним советским руководителем Никитой Хрущёвым. Причём при обстоятельствах достаточно анекдотичных.
  В тот год Советский Союз с дружественным визитом посетил прогрессивный американский певец Поль Робсон. Хрущёв тогда отдыхал в Крыму, и именно туда для знакомства с ним привезли почётного гостя. Было это в августе 1958 г. В те дни в Крыму отдыхал и Иван Переверзев. Во время торжественного прибытия Робсона актёр стоял в толпе встречающих и заметно выделялся своей крупной фигурой. Видимо, поэтому Робсон и обратил на него внимание. Узнав к тому же, что русского богатыря зовут Иван, певец и вовсе расчувствовался и с этого момента ни на шаг не отпускал от себя актёра.
  В тот же вечер в Ливадийском дворце советский руководитель устроил пышный приём в честь гостя. Тусовка, как теперь говорят, собралась представительная: сплошь партийно-хозяйственная номенклатура и деятели культуры. Поль Робсон важно похаживал среди гостей, а рядом с ним и его новый друг - Иван Переверзев, уже хорошо выпивший.
  Хрущёв, видя, что высокий американский гость всё время крутится возле какого-то актёришки, сделал первую попытку оттеснить Робсона от его нового Иван Переверзевприятеля, но последний оказался на удивление настырным - как только Хрущёв к ним приблизился, он взял американца под руку и отвёл его в сторону. Через некоторое время Хрущёв вновь попытался пойти на сближение, но актёр и на этот раз оказался начеку, новый маневр - и советский руководитель опять остался с носом. Видимо, так могло продолжаться весь вечер, если бы количество выпитого алкоголя не сыграло с Переверзевым злую шутку. К тому времени он уже утратил ощущение реальности настолько, что, когда Хрущёв в третий раз подошёл к ним с твердым намерением отвоевать американского гостя, актёр повернулся к руководителю партии и правительства и громко произнёс:
- Пошёл ты на ...!
  После этого в зале наступила гробовая тишина, которую первыми прервали охранники. Они подхватили невменяемого актёра под руки и буквально вынесли его из дворца. К счастью, плохо владевший русским языком Поль Робсон так и не понял, куда именно послал его друг советского руководителя.
  Как это ни странно, этот случай не отразился на личной и творческой судьбе Переверзева. Хрущёв был человеком с понятием и прекрасно знал, что может сделать с человеком лишняя рюмка водки. Поэтому никаких репрессий против актёра так и не последовало. Болле того, в 1962 г. молодой режиссёр Виктор Комиссаржевский пригласил его на главную роль в фильме "Знакомьтесь, Балуев!" по роману Вадима Кожевникова. В нём Иван Переверзев создал образ руководителя крупной стройки, честного человека и принципиального коммуниста. Вся советская пресса писала об этом фильме в восторженных тонах (начиная от Иван Переверзев"Правды" и заканчивая "Советской Хакасией"). На Московском международном кинофестивале в 1963 г. чиновники от Госкино активно выдвигали фильм на главный приз, но члены жюри фестиваля во главе с Г.Чухраем не испугались задвинуть откровенную поделку и отдали награду фильму Ф.Феллини "8 1/2".
  По поводу исполнения Переверзевым роли в фильме "Знакомьтесь, Балуев!" критик Р.Соболев писал: "Выбор Переверзева на роль Балуева понятен, но... может быть, это было главнейшей ошибкой авторов. Актёр не виноват в том, что так много кинематографистов представляли партийных и советских работников внешне импозантными, но, по существу, эмоционально и интеллектуально упрощёнными людьми... Герои, которых довелось играть Переверзеву, почти всегда были приподняты на котурны, их по-настоящему хорошие качества только декларировались, и потому они были попросту неинтересными людьми.
  В сценарии фильма не было ничего, что позволило бы другому актёру сделать Балуева интереснее, чем он получился у Переверзева. Но нет уверенности, что Балуев, если бы даже такую возможность давал драматический материал, стал бы у Переверзева богаче. Дело в том, что подобные роли были "дежурными" для актёра, у него возникла своеобразная маска".Леонид Куравлев и Иван Переверзев в фильме "Освобождение"
    С середины 50-х годов вновь вернулась в кинематограф и Надежда Чередниченко. В 1961 г. она развелась с Тодоровским и внезапно вернулась к Переверзеву. К тому времени тот успел влюбиться в актрису Аллу Ларионову (их короткий роман случился летом 56-го во время съёмок фильма "Полесская легенда"), заиметь дочь и бросить их. Однако вторая попытка совместной жизни Переверзева и Чередниченко была намного короче первой: они прожили друг с другом всего полтора года (даже снялись в одном фильме) и разошлись. Теперь уже навсегда. После этого И.Переверзев женился снова (на этот раз родился сын) и вновь развёлся.
    Несмотря на то что внешне Переверзев производил впечатление человека благополучного, эдакого ловеласа, он тем не менее в реальной жизни был далёк от этого образа. В доверительных беседах с друзьями он признавался, что никогда не одерживал побед над женщинами и все его женитьбы - результат побед женщин над ним. Голливуд сделал бы из такого актёра второго Фербенкса, героя-любовника. Советский кинематограф отдал ему в распоряжение целую флотилию, но пообщаться с женщинами на экране не дал. Пожалуй, только в "Первой перчатке" мы видим, что Переверзева ждут и любят.
Иван Переверзев с последней женой и сыном  После третьего развода в середине 60-х ему казалось, что его личная жизнь никогда уже не сможет наладиться. Но это оказалось не так. В 1967 г., после успеха фильма "Сильные духом", где Переверзев сыграл роль комиссара Медведева, режиссёр Одесской киностудии Станислав Говорухин пригласил актёра на роль в своей новой приключенческой картине "День ангела". Именно там Переверзев и познакомился с 26-летней Ольгой Соловьёвой - своей будущей женой. 6 января 1968 г. на дне рождения Николая Крючкова (он тоже играл в той картине одну из главных ролей) Переверзев сделал Ольге официальное предложение. Та согласилась. 13 января в Одессе они справили свадьбу (для О.Соловьевой это был второй брак). Вскоре у них родился сын, которого назвали Фёдором.
    В 1966 г. Переверзев мог бы пополнить галерею сыгранных им ролей ещё одной военной ролью - в фильме Г.Поженяна "Прощай!" ему досталась роль адмирала. Однако на съёмках между режиссёром и рядом актёров произошёл конфликт, о котором рассказывает автор музыки к кинофильму М.Таривердиев: "Гриша Поженян, будучи, с одной смтороны, поэтом, а с другой стороны, командиром-моряком (он прошёл всю войну в этом качестве), плохо представлял себе, как нужно общаться с актёрами, тем более знаменитыми, которые иИван Переверзев с последней женой сниматься-то приехали только потому, что любили его как поэта и хорошего мужика. А Гриша стал ими командовать. И очень сильно. Он сразу объявил:
- Здесь два гения. Я и Таривердиев. Все остальные - наши служащие.
Я стал хохотать, думая, что он просто так дурака валяет. Но Переверзев на него очень обиделся.
- Гриша, как твой фильм называется? - спросил он
- "Прощай!"
- Прощай, Гриша! - Переверзев сел в самолёт и улетел в Москву.
- Гриша, что ты делаешь! Ведь уже полкартины снято! - в ужасе говорю я ему.
- Не волнуйся, Мика. Я ведь не только режиссёр, но и автор сценария. Нет вопросов.
  И вот снимают сцену, в которой должен играть Переверзев... Входит вестовой, спрашивает:
- А где товарищ адмирал?
- Убит, товарищ командир, - отвечают ему..."
  В повседневной жизни Переверзев был щедрым и смелым человеком. Его друзья рассказывают, что он никогда не боялся совершать поступки вопреки сложившемуся общественному мнению. Так, когда общественность дружно возмущалась Иван Переверзев в фильме "Чисто английское убийство" поведением таких писателей, как Виктор Некрасов и Владимир Дудинцев, Переверзев не боялся приходить к ним в дом и поддерживать добрым словом.
  В 70-е годы Переверзев снялся в фильмах различных жанров - от военных до детективов : "Освобождение" (фильмы 4-й и 5-й), где он сыграл роль генерала Чуйкова (1972), "Фронт без флангов" (1975), "Фронт за линией фронта" (1977), т/ф "Чисто английское убийство" (1977), "Соль земли" (1979).
  В 1975 году И.Переверзеву присваивают звание народного артиста СССР.
  Между тем телефильм "Чисто английское убийство" стал одним из последних в послужном списке замечательного актера Переверзева. К тому времени, несмотря на то что он бросил пить и курить, его здоровье было уже подорвано. Роль в фильме из-за плохого состояния здоровья он уже озвучить не смог (за него это сделал его старый друг Евгений Весник). 23 апреля 1978 года И.Переверзев Иван Переверзевскончался в возрасте 63 лет. Похоронили актёра на Кунцевском кладбище в Москве.
  Одно из судов Азовского морского пароходства носит имя Ивана Переверзева.

Фильмография:

1. Конвейер смерти - 1933
2. Частная жизнь Петра Виноградова - 1934
3. Моя любовь - 1940 - Гриша
4. Парень из тайги - 1941
5. Волшебное зерно - 1941
6. Морской ястреб - 1942 - Найдёнов
7. Иван Никулин - русский матрос - 1944 - Иван Никулин
8. Это было в Донбассе - 1945 - Рябинин
9. Первая перчатка - 1946 - Никита Крутиков
10. Повесть о "Неистовом" - 1947
11. Третий удар - 1948 - Крейзер
12. Суд чести - 1948
13. Далеко от Москвы - 1950 - эпизод
14. Кавалер Золотой Звезды - 1950 - Бойченко
15. Тарас Шевченко - 1951 - кочегар Разин и Сигизмунд Сераковский
16. Садко - 1952 - Тимофей ЛарионовичМогила Ивана Переверзева на Кунцевском кладбище
17. Покорители вершин - 1952
18. Адмирал Ушаков - 1953 - адмирал Ушаков
19. Корабли штурмуют бастионы - 1953 - адмирал Ушаков
20. Герои Шипки - 1954 - Каторгин
21. Урок жизни - 1955 - Сергей Ромашко
22. Тайна вечной ночи - 1956 - Денисов
23. Иван Франко - 1956
24. Полесская легенда - 1957
25. Во власти золота - 1957
26. Тугой узел - 1957
27. Дело "пёстрых" - 1958
28. Дорогой мой человек - 1958 - Козырев
29. Голубая стрела - 1958 - Бельский
30. Как поймали Семагу - 1958
31. Конец Чирвы Козыря - 1958
32. Киевлянка - 1958
33. Небо зовёт - 1959
34. Домой - 1960
35. Мичман Панин - 1960 - Григорьев
36. Битва в пути - 1961 - Сергей Васильевич Бликин
37. Алые паруса - 1961 - Лонгрен
38. Иду к вам - 1961
39. Молодо-зелено - 1962
40. Тишина - 1963
41. Знакомьтесь, Балуев! - 1963 - Балуев
42. Зачарованная Десна - 1964
43. Одиночество - 1965
44. Чёрный бизнес - 1965
45. Серая болезнь - 1966 - Барабанщиков
46. Прощай! - 1966 - адмирал
47. Сильные духом - 1967 - Медведев
48. Цыган - 1967
49. Поединок в горах - 1967
50. К свету - 1968
51. Новые приключения Неуловимых - 1968 - начальник ЧК
52. День ангела - 1968 - капитан
53. Трембита - 1968 - Прокоп
54. Опасные гастроли - 1969 - генерал-губернатор Одессы
55. Гори, гори, моя звезда - 1969
56. Освобождение - 1970 - Чуйков
57. Сердце Бонивура - 1971
58. Человек в проходном дворе - 1971 - матрос
59. Корона Российской империи, или Снова Неуловимые - 1971 - начальник ЧК
60. Приключения в городе, которого нет - 1974 - Сильвер
61. Фронт без флангов - 1974 - отец Павел
62. Чисто английское убийство - 1974 - Бриггс
63. Обретешь в бою - 1975
64. Соль земли - 1978
65. Фронт за линией фронта - 1978

Использованные материалы:
Ф.Раззаков "Чтобы люди помнили"
Сайт канала "Культура"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Фотографии предоставлены Ириной Л., Инной Джужа, Сергеем Лепешкиным, с сайтов канала "Культура", "Советский экран", "Характерные актёры российского кино" и из архива автора.

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz