На главную
страницу

Михаил Погоржельский
21.07.1922-08.03.1995

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Михаил Бонифациевич ПОГОРЖЕЛЬСКИЙ

Михаил Погоржельский
Заслуженный артист РСФСР (1966).
  Родился 21 июля 1922 г. в г. Анчикрак Одесской области (Украина). В 1947 г. окончил Ленинградский театральный институт и стал актёром Ленинградского Нового театра. С 1949 г. - актёр Театра им. Моссовета.
  Умер 8 марта 1995 г. в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.


Интеллигент Погоржельский

  Во второй половине пятидесятых годов, в самом начале «оттепели», на смену рабочим и крестьянам, героям войны и революции, на экране появился новый тип героя – герой-интеллигент. У актёров, которым ранее приходилось воплощать на экране выходцев из народа, людей простых и неграмотных, появилась возможность попробовать себя в новом амплуа. Таким мы увидели Бориса Чиркова в незабываемых «Верных друзьях», Василия Меркурьева во многих фильмах 50-60-х годов, Михаила Названова, воплотившего на экране в 50-е годы сразу нескольких русских царей. В ряды старшего поколения влилась талантливая молодёжь, создавшая впоследствии целую галерею интеллигентов. Среди них хочется назвать Олега Стриженова, Алексея Баталова, Василия Ланового, Вячеслава Тихонова, Михаила Ульянова.
  Особо хочется рассказать о замечательном актёре, заслуженном артисте РСФСР – Михаиле Бонифациевиче Погоржельском, чьё имя занимает почетное место среди мастеров отечественного кино и театра. Михаил Бонифациевич запомнился как человек интеллигентный, доброй души, обаятельный и отзывчивый, прекрасный семьянин и отец.
  Он ярко заявил о себе в одной из первых своих работ, фильме Константина Воинова «Трое вышли из леса», где создал сложный психологический образ Павла Строганова, человека, который занял в обществе высокое положение и которого по прошествии многих лет подозревают в предательстве. В многосерийном фильме Сергея Колосова «Операция “Трест”» впервые в советском кино Погоржельский создал образ генерала Врангеля не карикатурно, как это показывалось раньше, а наделил его человеческими качествами, создав интересный психологический рисунок знаменитого исторического деятеля. На протяжении творческого пути в кино Погоржельскому очень часто приходилось воплощать на экране иностранцев. Тому располагали яркие внешние данные актёра, стройная фигура и высокий рост. Гораздо интереснее и насыщеннее Михаил Бонифациевич работал в Театре имени Моссовета, в котором преданно прослужил сорок шесть лет. На протяжении всей жизни рядом с Михаилом Бонифациевичем была любящая супруга, актриса Театра имени Моссовета Ирина Павловна Карташёва. Вместе они счастливо прожили сорок шесть лет, родили прекрасного сына Дмитрия, который впоследствии стал известным корреспондентом телекомпании НТВ в Германии.
Михаил Погоржельский в фильме "Щит и меч"   Родился Михаил Бонифациевич 21 июля 1922 года в городе Анчикрак Одесской области. Впоследствии родители Михаила переехали на постоянное место жительства в Ленинград. Мама, Клавдия Михайловна Воронковская, была врачом-психиатром, работала заместителем главного врача в знаменитой неврологической клинике в Ленинграде. Папа, Бонифаций Михайлович Погоржельский, поляк по национальности, работал главным бухгалтером на одном из предприятий Ленинграда. Михаил рос спортивным мальчиком. Он был высокий, поэтому занимался баскетболом, был членом баскетбольной сборной Ленинграда.
  Окончив школу, Михаил решил пойти учиться в строительный институт. Но так как его с детства всегда привлекала актёрская профессия, поэтому, отучившись год в строительном, Погоржельский подал документы в Ленинградский театральный институт и поступил. Это произошло в сентябре 1940 года. Именно тогда и произошла встреча Михаила и Ирины. Это была любовь с первого взгляда.
  Но, к сожалению, война всё спутала. 22 июня, в первый день войны, все юноши с курса подали заявление на фронт, в том числе и Михаил. Но его кандидатуру отклонили, потому что он не был ещё приписан ни к одной из воинских частей. В этот момент Ирине срочно пришлось уехать из Ленинграда, и буквально через месяц после этого Михаила призвали на фронт. Воевал он в Вышнем Волочке под Ленинградом. Но воевать пришлось недолго, так как в 1942 году Погоржельский был тяжело ранен в ногу. Какой-то молоденький солдатик под шквальным огнём вытащил Михаила Бонифациевича с поля боя на плащ-палатке, но сам, к сожалению, погиб. Погоржельского подобрали и отправили в госпиталь. Ранение было настолько серьёзным, что ему предложили ампутировать ногу, но Михаил наотрез отказался. В этот момент один из врачей подошёл к нему и начал расспрашивать, кто он, откуда и кто его родители. Узнав, что Клавдия Михайловна Воронковская – мать Михаила, он очень удивился. Оказалось, что этот врач был её учеником. «Дайте этого парня мне» - сказал он сёстрам. Погоржельского перевели в другой госпиталь, и этот врач смог вылечить ногу Михаила Бонифациевича часто практиковавшимся в то время способом – американскими червями. На рану наложили червей и загипсовали. Через несколько дней Погоржельский проснулся от страшного зуда под гипсом. Когда его сняли, то увидели, что на месте раны осталась чистая кость, все поражённые участки съели черви.
  Затем Погоржельского перевели в Москву, а его маме послали в Ленинград телеграмму о том, что её сын ранен. По штампу на ней Клавдия Михайловна смогла определить, что Михаил находится в Москве, в районе Сокола, и немедленно выехала к нему. Во время болезни Погоржельский настолько изменился, что мать, зайдя в палату, не узнала его. «Мама!» - крикнул Михаил, увидев мать. Она бросилась к нему…
  Михаил Бонифациевич получил белый билет и был списан с фронта. После ранения у него на всю жизнь остался остромелит, который позднее сильно дал о себе знать. Отвоевав на фронте всего год, Погоржельский тем не менее стал полным кавалером Ордена Славы.
  Оправившись, наконец, после ранения, в 1944 году Погоржельский вернулся в институт, который в то время находился в Томске, а затем в Новосибирске. Там Михаил и Ирина снова встретились и вместе, в мае 1944 года, одним из первых эшелонов вернулись в Ленинград. Ирина Павловна тогда уже была актрисой Александринского театра. Михаил продолжал учёбу в театральном институте. В 1947 году Погоржельский его закончил и сразу же был принят в Ленинградский Новый театр.
Михаил Погоржельский в фильме "Щит и меч"   В этом же году Ирина Карташёва была приглашена Завадским в Театр Моссовета и уехала в Москву. Вскоре Михаил Бонифациевич женился, но брак оказался недолгим, так как он по прежнему любил Ирину и не мог её забыть. Ирина Павловна в свою очередь в Москве тоже вышла замуж, но она также любила Михаила, он был ей дорог. В 1949 году Театр Моссовета был на гастролях в Ленинграде, и в Доме работников искусств была устроена встреча ленинградских и московских артистов. Там Михаил Бонифациевич и Ирина Павловна снова встретились и теперь уже никогда не расставались.
Вернувшись в Москву, Карташёва пошла к Завадскому с просьбой посмотреть Погоржельского. Михаил Бонифациевич понравился Юрию Александровичу, и Погоржельский был зачислен в театр, где его очень хорошо приняли. Он сразу же был введён на роль возлюбленного в спектакль по пьесе Лопе де Вега «Хитроумная влюбленная» и с тех пор очень плотно был занят в репертуаре театра.
  В середине пятидесятых Михаил Бонифациевич был замечен кинематографом. Одной из первых работ стала роль государя Александра Второго в фильме М. Бегалина «Его время придёт», рассказывающего о знаменитом просветителе девятнадцатого века Чокане Валиханове. Затем была небольшая роль в фильме С. Самсонова «Огненные вёрсты», пока, наконец, Погоржельский не сыграл одну из центральных ролей в фильме Константина Воинова «Трое вышли из леса». Именно после этой картины актёра стали часто приглашать сниматься. Погоржельский обладал представительной внешностью, поэтому в кино его чаще использовали в ролях иностранцев, исторических деятелей, представителей науки или власти: фон Зальц в «Щите и мече» В. Басова, Раскольцев в «Меченом атоме» И. Гостева, Деласси в детективе А. Файнциммера «Пятьдесят на пятьдесят», Кознаков в публицистической драме В. Трегубовича «Обратная связь», Борисов в историко-приключенческом фильме «Крах операции “Террор”» А. Бобровского. Одной из последних работ Михаила Бонифациевича в кино стала роль Советчика в постперестроечном детективе Анатолия Иванова «Телохранитель».
  В 1966 году Погоржельскому было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Внутри театра такие события обычно всегда отмечались. Как раз в этот момент Театр Моссовета находился на гастролях в Свердловске, где должен был играться спектакль «Цезарь и Клеопатра», в котором Михаил Бонифациевич исполнял роль Руфия. Придя на спектакль, Погоржельский почувствовал, что среди актеров что-то затевается. По ходу спектакля была сцена, когда из оркестра поднималась лестница, наверху стоял Цезарь-Плятт, к нему забирался Руфий-Погоржельский и говорил: «Слава Цезарю!». Чувствуя готовящийся подвох, Михаил Бонифациевич вскочил на лестницу и воскликнул: «Слава Руфию!». На что Плятт незамедлительно ответил: «И заслуженно!».
  Михаил Бонифациевич был очень скромным человеком, никогда не вмешивался ни в какие конфликты. Обладал большим юмором, много читал. Очень любил природу. На протяжении тридцати лет ездил отдыхать только в одно место – Щелыково, знаменитое имение Островского под Костромой. Погоржельский был очень элегантным человеком, любил красиво одеваться. Бывая в заграничных экспедициях, Михаил Бонифациевич всегда находил время, чтобы приобрести какую-нибудь хорошую вещь, и непременно дорогую.
  В театре у Погоржельского было трое друзей – Аркадий Рубцов, Борис Иванов и Михаил Львов. Все они были фронтовиками. Девятого мая каждого года, в День Победы, у них была традиция собираться вместе и отмечать этот великий праздник. В этот день они никого к себе не допускали, даже жён. И лишь только последние несколько лет этой чести удостоились Ирина Павловна и Ольга Владимировна Якунина, супруга Бориса Иванова.
   6 декабря 1951 года у Михаила Бонифациевича и Ирины Михаил Погоржельский в фильме "Щит и меч"Павловны родился сын Дмитрий. Так как они постоянно были заняты в театре и кино, поэтому воспитанием сына, в основном, занималась бабушка, мама Ирины Павловны. Михаил Бонифациевич был достаточно строгим отцом, но никогда не позволял несправедливости по отношению к сыну. Дима учился в немецкой спецшколе, которая находилась в доме, где жили Погоржельские. Однажды, учась в восьмом классе, Дима спросил родителей: «А вдруг я пойду по вашим стопам?». На что Ирина Павловна ответила: «В наших стопах вдруг не бывает». Окончив школу, Дима поступил на филфак шведского отделения Московского университета, окончив который работал в «Комсомольской правде». Затем Дмитрий перешёл в журнал «Новое время» и вскоре стал редактором международного отдела. Как корреспондент «Нового времени», в 1990 году, он уехал в Германию и уже там перешёл работать на телевидение. На протяжении почти пятнадцати лет Дмитрий с семьёй по прежнему живёт в Германии.
  В начале девяностых годов Погоржельский начал болеть, сказалась военная травма. Ему стало тяжело двигаться, и без палочки он уже не мог обходиться. В 1993 году Михаил Бонифациевич вместе с Ириной Павловной предприняли попытку съездить к сыну в Германию, где Погоржельский в последний раз увидел внука Сашу, которому на тот момент было семь лет.
  Последний год жизни Михаил Бонифациевич плохо себя чувствовал. Он выбыл из репертуара театра, так как больше не мог выходить на сцену. 6 марта 1995 года ему стало очень плохо, поднялась температура, бил жуткий озноб. Его увезли в реанимацию. 8 марта Ирине Павловне позвонили из больницы и сказали, что Михаилу Бонифациевичу хуже. Она сразу же приехала и нашла мужа в полусознательном состоянии. Он попросил кисель, Ирина Павловна помчалась за ним к приятелям через дорогу. Вернувшись, она увидела на мониторе прямую линию. Это произошло в половине второго дня. А вечером Ирина Павловна играла премьеру, «Мадам Бовари». Она была единственной исполнительницей и заменить её было некем…
   Ирина Павловна Карташёва пятьдесят восьмой год работает в Театре имени Моссовета, где по прежнему плотно занята в репертуаре. Единственное, что её огорчает, что в фойе театра, среди портретов выдающихся актеров, не нашлось места для Михаила Погоржельского, который отдал сорок шесть лет своей творческой жизни служению Театру Моссовета.

Алексей Тремасов, декабрь 2004 г., сайт "Характерные актёры российского кино"

Фильмография:
1. Огненные вёрсты - 1957
2. Трое вышли из леса - 1958 - Павел Строганов
3. Василий Суриков - 1959Могила Михаила Погоржельского на Ваганьковском кладбище
4. Когда разводят мосты - 1962
5. Человек без паспорта - 1965
6. Операция "Трест" - 1967
7. Анна Каренина - 1967
8. Щит и меч - 1968 - фон Зальц
9. Он был не один - 1969
10. Город первой любви - 1970
11. Меченый атом - 1972 - Раскольцев
12. Пятьдесят на пятьдесят - 1972 - Деласси
13. Открытая книга - 1973 - Павел Петрович
14. Нейлон 100% - 1973 - Коржов
15. Выбор цели - 1974
16. Два капитана - 1976
17. Жизнь и смерть Фердинанда Люса - 1976 - Шорнбах
18. Вдовы - 1976 - товарищ Киреев
19. Моё дело - 1976
20. Обратная связь - 1977 - Кознаков
21. Артём - 1978
22. Комиссия по расследованию - 1978
23. Особых примет нет - 1978
24. Путешествие в другой город - 1979
25. Крах операции "Террор" - 1980 - Борисов
26. Кодовое название "Южный гром" - 1980
27. Магистраль - 1982
28. Берега в тумане - 1985
29. Шаг - 1988
30. Телохранитель - 1991 - Советчик

Использованные материалы:
Сайт "Характерные актёры российского кино"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия.
Фотография предоставлены Сергеем Лепешкиным, с сайта "Характерные актёры российского кино"

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz