Михаил
Фёдорович РОМАНОВ
Народный артист СССР
(1951).
Родился 16 (28) октября
1896 г. в Петербурге в семье сапожника. С 1908
по 1917 г. учился в Коммерческом училище, с
1917 г. служил конторщиком на заводе. В 1919
г. ушёл добровольцем в Красную Армию,
руководил солдатскими театральными кружками.
Изучал актёрское мастерство на шестимесячных
курсах культработников при политотделе штаба
Петроградского укреплённого района; на
выпускных экзаменах играл роль помещика
Смирнова в "Медведе" А.Чехова (1920). В
1920-21 гг. – артист театра Петроградского
укрепрайона. Первая роль – рабочий Акимов во
"Врагах" М.Горького. В 1921 г. Романов
демобилизовался по болезни и переехал к матери
в село Рождествено (Петроградская губерния,
ныне Ленинградская область), где организовал
самодеятельный театр при Народном доме.
Поставил "Без вины виноватых" и "Позднюю
любовь" А.Островского (играл в этих спектаклях
роли Незнамова и Николая), "Огни Ивановой
ночи" Г.Зудермана, "Революционную свадьбу" В.
Сарду и др. Далее – Петроградский театр
Пролеткульта "Новая драма" (1923–1924), в
котором исполнял роль Мужа в спектакле
"Человек-масса " Э.Толлера (режиссёр
А.Грипич).
В 1924 г. Романов поступил
в Ленинградский Академический театр драмы
имени А.С.Пушкина. Здесь в течение 12 лет (до
1936 г.) переиграл более 50 ролей (в основном
второстепенных или вовсе незначительных) в
спектаклях ярких и очень разных режиссёров:
Феликс Дабльмен, а позже Эллери Джексон Губерд
("Волчьи души" Дж.Лондона, 1924, режиссёр
С.Радлов), Офицер ("Живой труп" Л.Толстого,
1924, режиссёр Е.Карпов), Третий понтер, а
затем князь Звездич ("Маскарад" М.Лермонтова,
1924, режиссёр В.Мейерхольд), Лорд Серстон
("Авантюрист" С.Моэма, 1924, режиссёр
Б.Горин-Горяинов), Фредди ("Пигмалион" Б.Шоу,
1925, режиссёр Л.Вивьен), Лудовико ("Отелло"
У.Шекспира, 1927, режиссёр С.Радлов), Молчалин
("Горе от ума" А.Грибоедова, 1932, режиссёр
Н.Петров), Гильмар Теннесен ("Столпы общества"
Г.Ибсена, 1943, режиссёр Б.Сушкевич) и др.
Несмотря на прекрасную
технику и чёткое амплуа, из множества
сыгранных ролей (некоторые из которых
признавались удачными: Редендорф в "Яде"
А.Луначарского, 1925, режиссёры Н.Петров,
К.Хохлов; Меньшиков в "Петре I" А.Н.Толстого,
1935, режиссёр Б.Сушкевич) ни одна из них не
стала событием.
В 1936 г. судьба Романова
круто меняется: он покидает Театр имени
Пушкина, женится на актрисе
Марии Стрелковой и
после недолгой работы в Ленинградской эстраде
поступает в Киевский русский драматический
театр имени Леси Украинки. Здесь Романов сразу
занял значительное место. Первые роли – дон
Фелипе ("Благочестивая Марта" Тирсо де Молина,
1937, режиссёр Б.Норд), дон Гуан ("Маленькие
трагедии" А.Пушкина, 1937, режиссёры
В.Аксенов, Ю.Недзвецкий). В том же 1937 г.
Романов сыграл Павла Протасова ("Дети солнца"
М.Горького, режиссёр Б.Норд), который предстал
у него "пророком, проповедником, почти
мессией". В этой роли проявилась главная,
трагическая, тема творчества Романова: его
герои добры и открыты миру, но, как Дон Кихот,
беззащитны перед его жестокостью и цинизмом. В
1940 г. выступил в роли Фёдора Протасова
("Живой труп "Л.Толстого), в которой с
наибольшей полнотой раскрыл себя как личность
и как художник. Романов играл Протасова более
20 лет (до конца жизни, всего около 400
представлений). За 22 года работы в Киевском
театре Романов сыграл около 50 ролей, среди
них: Лаврецкий ("Дворянское гнездо"
И.Тургенева, 1941), Хиггинс ("Пигмалион"
Б.Шоу, 1945), Командор ("Каменный властелин"
Л.Украинки, 1946), Телегин ("Хождение по
мукам" А.Н.Толстого, 1946), Тригорин ("Чайка"
А.Чехова, 1950), Арбенин ("Маскарад"
М.Лермонтова, 1952), Окаёмов ("Машенька"
А.Афиногенова, 1959), Войницкий ("Дядя Ваня"
А.Чехова, 1960), Несчастливцев ("Лес"
А.Островского, 1962). Романов поставил здесь
ряд спектаклей, а в 1953-59 гг. возглавлял
театр. Неоднократно приезжал в Москву с
гастролями – не только с труппой Киевского
театра, но и (уникальный случай в середине 20
века) актёром-гастролёром (выступал в роли
Фёдора Протасова в спектаклях Малого театра,
1955, и Театра имени Ленинского комсомола,
1959).
В 1962 г. Романов покинул Киев и переехал в
Москву, вступив в труппу Театра имени
Моссовета, где перед смертью в 1963 г. успел
сыграть только роль Бернарда Шоу в "Милом
лжеце" Дж. Килти с Любовью Орловой в роли
Кэмпбелл (режиссёр Г.Александров).
М.Ф.Романов опубликовал ряд статей,
посвящённых театру и драматургии, в том числе
очерк "О товарищах по искусству"
("Литературная газета"). Статья имела широкий
резонанс в театральных кругах, в прессе
появились ответные публикации, в Доме актера
ВТО состоялось обсуждение проблемы.
Романов много и плодотворно работал на радио.
Сохранились записи его чтецких программ
(А.Пушкин, М.Лермонтов, Л.Толстой, А.Чехов,
М.Горький, Р.Бернс, М.Пришвин, А.Куприн,
сонеты Шекспира) и радиопостановок ("Маскарад"
М.Лермонтова, "Пётр I" А.Н.Толстого, "Небо и
ад" П.Мериме, "Овод" Э.Войнич).
В кино - с 1935 г.
Умер Михаил Романов в Москве 4 сентября 1963
г.
Фильмография:
1. Дети капитана Гранта - 1936
2. Моряки - 1939
3. В дальнем плавании - 1945
4. Зигмунд Колосовский - 1945
5. Голубые дороги - 1947
6. Подвиг разведчика - 1947
7. Третий удар - 1948
8. Пламя гнева - 1955
9. Дети солнца - 1956
10. Иван Франко - 1956
11. Поэма о море - 1958
Использованные материалы:
Сайт "Кругосвет"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Большая Советская Энциклопедия |