Михаил
Антонович РОСТОВЦЕВ
Заслуженный артист
Республики (1927). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). Настоящая
фамилия - Эршлер. Родился 10 (22) октября 1872 г. в семье бедного
еврея-часовщика в Таганроге. В 1881
г. пел в синагогальном хоре Любецкого (Ростов-на-Дону). В 1888 г. окончил
Ростовское реальное училище, что считалось большой
удачей. Но однажды бросил всё ради театра – причём, не драматического, а
эстрадного и опереточного. Как и большинство эстрадных артистов его поколения,
нигде театральному мастерству не учился, и очень быстро сделал себе серьёзную
карьеру. В 1882-1888 гг. эпизодически танцевал на сцене
Ростовского театра оперетты, с 1888 г. работал артистом в эстрадных ансамблях. В 1890-94 гг.(под псевдонимом Проценко) - в
украинских труппах Г. И. Деркача и М. Л. Кропивницкого, который стал первым учителем Ростовцева
по сценическрму мастерству, в дальнейшем гастролировал по России. В 1897-1900 и в 1908-1910 гг. – в московских, в 1900-1904 гг.
- в
петербургских антрепризах. В 1905-1908 гг. Ростовцев гастролировал на Дальнем Востоке. В 1907
г. во
Владивостоке дебютировал в оперетте под псевдонимом Ростовцев. В 1911-1918
гг. выступал в петербургских опереточных театрах: "Летний", "Буфф", Панаевский, "Палас". В 1918-1923 гг.
– артист
Театра комической оперы в Петрограде, с 1922 г. – в Ленинградском малом оперном
театре и в ГАТОБ. Ростовцев был одним из тех актёров, кто заставил относиться к
эстраде и оперетте как к серьёзному искусству, поэтому остался в истории одним
из реформаторов оперетты в России. В предреволюционные годы популярность его
была огромной. Разумеется, при нэпе, когда появилось огромное количество
эстрадных театров и мюзик-холлов, почва для эстрадной карьеры была самая
благоприятная. Но Ростовцев вдруг поступает в академический театр: Ленинградский
Малый оперный театр – знаменитый МАЛЕГОТ – где в те годы работали лучшие
режиссёры, художники и композиторы Ленинграда. И там, кроме ролей в опереттах,
он начинает выступать и в операх – в том числе исполняет свои коронные роли:
Дона Бартоло в "Севильском цирюльнике" Россини и Дона Паскуале в одноимённой
опере Доницетти. И после революции Михаил Ростовцев оставался одним из самых
популярных и уважаемых артистов Ленинграда. Он был неизменным украшением
всевозможных юбилеев и творческих вечеров ленинградских деятелей искусства, где
выступал с поздравительными шуточными стихами собственного сочинения. А 50-летие
творческой деятельности самого Ростовцева в 1940 г. праздновалось с
необычайной пышностью. Роли в опереттах: Пуцкин ("Чёрный амулет" Стрельникова), Ферри ("Сильва"
Кальмана), Барон ("Ярмарка невест" Якоби), Дон Педро, Кардинал ("Перикола",
"Прекрасная Елена" Оффенбаха), Зупан ("Цыганский барон" Штрауса),
Бургомистр
("Нищий студент" Миллёкера), Прюнель, Лимбургер ("Ева", "Жёлтая кофта" Легара),
Дон Рамон ("Испанский соловей" Фалля), Ламбертуччо ("Бокаччо" Зуппе). Партии в операх: Дон Бартоло ("Севильский цирюльник"), Дон Паскуале (Доницетти), Цунига ("Кармен"), Пол ("Леди Макбет
Мценского уезда" Шостаковича), Пуляр ("Кола Брюньон" Кабалевского) и др.
Выступал в балете: Коппелиус ("Коппелия" Делиба), Кассандр ("Арлекинада"
Дриго). В кино
поначалу Ростовцев играл, как ни странно, чисто драматические роли. полной
неожиданностью стала для всех его первая главная роль – в фильме Александра
Иванова и Оскара Галлая "Косая линия" он сыграл мрачного и даже зловещего
владельца притона. Но, по большей части, в кино Ростовцев играл комические
эпизоды. Часто его фамилии даже не было в титрах, но его и так узнавали
безошибочно. Самый яркий пример – маленький толстый ветеринарный врач в
"Чапаеве". Его обычно звали для "украшения" картины, он исполнял яркие вставные
номера, в которых зачастую даже не было необходимости ("Первый взвод", "Золотые
огни", "Наследный принц республики"). А в 1936 г. он всё же был приглашён на
главную роль в комедии Михаила Вернера "Девушка спешит на свидание". Фильм был
немедленно объявлен эталоном пошлости и безвкусицы, возрождающим
"безнравственные традиции" дореволюционных курортных комедий. Рецензии, все без
исключения, были разгромные, но массовый успех фильма был настолько велик, что о
снятии картины с экрана не могло быть и речи. Когда после XX-го съезда начали
пересматривать историю кино, и многие фильмы были возвращены из забвения, об
этом фильме писали всё так же пренебрежительно. А в кинотеатрах повторного
фильма он продолжал идти с неизменным успехом. На съёмках "Девушки"
Ростовцеву приходилось бегать, ездить на велосипеде, поднимать тяжести,
подвергаться душу Шарко, а было ему в это время уже за шестьдесят. В результате
он заработал инфаркт и в кино сниматься зарёкся. Появлялся отныне лишь в
крохотных эпизодах – почти массовке. И всё же в 1947 г.
семидесятипятилетний актёр сыграл ещё одну - маленькую, но весьма заметную и до
сих пор всем известную роль – "Доброго жука" в "Золушке" Надежды Кошеверовой и
Михаила Шапиро. Здесь тоже нужно было бегать и танцевать, и по окончании съёмок
Ростовцев слёг со вторым инфарктом. Через год, 19 апреля 1948 г., он умер.
Фильмография:
1. Чужие - 1926 - Зубарев 2. Его Превосходительство
- 1927 - маленький клоун 3. Косая линия - 1928 - Прибылев 4.
Первый взвод - 1933 - штабс-капитан 5. Золотые огни -
1934 - Ростовцев 6. Люблю ли тебя? - 1934 - профессор 7.
Поручик Киже - 1934 - комендант крепости 8. Наследный
принц республики - 1934 - профессор 9. Чапаев - 1934 -
ветврач 10. Девушка спешит на свидание - 1936 - Гуров 11.
Во имя жизни - 1946 - учёный 12. Золушка - 1947 - толстяк
на балу
Использованные материалы:
Сайт "Характерные актёры российского кино" Театральная
энциклопедия Фотографии с сайта "Характерные актёры российского кино"
и из архивов автора.
|