На главную
страницу

Борис Ситко
20.05.1914-10.08.1994

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Борис Александрович СИТКО

Борис СиткоНародный артист РСФСР (1970). Лауреат Сталинской премии (1951).
  Борис Александрович Ситко родился 20 мая 1914 г. в маленьком украинском городке – Горловка, в семье музыканта–кларнетиста.
  В юности Борис, от природы наделённый недюжей физической силой, работал в таганрогском цирке лавитором - человеком, страхующим воздушных гимнастов. А затем перешёл работать в оркестр Таганрогского ТРАМА (Театр рабочей молодёжи) кларнетистом. Вот тут-то впору вспомнить о пресловутом Господине Случае, который не единожды играл поворотные роли в актёрских судьбах. В один прекрасный день 18-летний кларнетист, знавший назубок все роли из репертуара вышеназванного театра, вызвался заменить внезапно заболевшего исполнителя одной из ролей в спектакле "Дружная горка". С этого момента и начинается актёрский путь Бориса Александровича Ситко, который продлится, ни много ни мало, 62 года.
  В этом же 1932 г. Борис Александрович становится актёром Таганрогского ТРАМа. Смело можно утверждать, что в те годы Борис Ситко в роли поручика Ржевского в спектакле "Давным-давно". Иркутский областной драматический театр.Театры рабочей молодёжи, существовавшие во многих городах страны, выполняли функции своего рода театральных училищ. Именно из многочисленных ТРАМов в последствии вышла целая плеяда замечательных актёров. В Таганрогском ТРАМе Борис Александрович прослужил всего год - до 1933 г., успев сыграть за это время три роли: Марка Зелова в "Дружной горке", комсорга Леонтьева в "Тревоге" и инженера Мартынова в "Симфонии стали".
  В 1933 г. на Донбассе в Горловке, родном городе Ситко, организовывается ещё один ТРАМ, на этот раз Вседонецкий. В него начинают стекаться актёры из разных уголков страны. Одним из них оказывается и Борис Ситко. На сцене Вседонецкого ТРАМа он проработает два года и успеет сыграть восемь ролей, самой яркой из которых станет роль Марселя в "Интервенции".
  В 1934 г. Борис Ситко уезжает поступать в театральное училище в Москву. После первого же показа он был принят в театр–студию Рубена Николаевича Симонова на Дмитровке. Однако, к огромному огорчению Бориса Александровича, ни учёбе, ни работе у  Симонова не дано было осуществиться по весьма прозаической причине – отсутствовали места в общежитии театра–студии. Не найдя жилья в столице, Ситко с семьёй вынужден уехать из Москвы в город Чапаевск, куда его приглашают работать в местном театре. В Чапаевске он проработает год и сыграет три роли, среди которых роль Половцева в "Поднятой целине"  и Колосов в "Любови Яровой".Борис Ситко. Фотопроба к фильму "Садко".
    В 1936 г. Борис Александрович возвращается в Таганрог. Только теперь уже - в Таганрогский Городской драматический театр. В Гордраме Борис Александрович прослужит три сезона. Три сезона и девятнадцать сыгранных ролей, да ещё каких! Теодоро в "Собаке на сене", Беркутов в "Волках и овцах", Алексей в "Барышне–крестьянке", Незнамов в "Без вины виноватых", Пётр в "Мещанах", две роли в "Анне Карениной": вначале Левин, затем Вронский.
    Сыграв только эти роли, любой актёр может считать, что его творческая жизнь более чем удалась. Однако, несмотря на очевидный успех и более чем радужные перспективы, кочевая актёрская жизнь заносит Бориса Александровича на знаменитую Московскую актёрскую биржу, а уже оттуда его путь лежит в Сибирь, в Иркутский Областной драматический театр.
    Слава Иркутского Драматического театра гремела по всей стране. Туда мечтали попасть многие режиссёры и актёры, но удавалось это единицам. В Иркутске Борис Александрович занял положение премьера и триумфатора: Борис Ситко в роли В.И.Ленина в спектакле Театра Советской армии "Незабываемый 1919-й".на него ставились спектакли, с ним мечтали работать режиссёры, билеты на спектакле с его участием распродавались за считанные часы. Трудно описать словами, чем стал для Ситко этот город и этот театр. Можно сказать лишь одно: Иркутск так и остался с ним навсегда, даже после переезда в Москву. Интересно, что изначально Борис Александрович предполагал поработать в Иркутске всего один сезон и вернуться на родной юг, но, как говорится: "Человек предполагает, а Бог располагает". Жизнь и на этот раз внесла свои коррективы в человеческие планы. Началась война. Отъезд на юг стал невозможен. Вместо одного сезона Иркутскому драмтеатру было отдано одиннадцать лет!
   Одиннадцать лет работы в театре - это целая жизнь, а если за эту жизнь прожито ещё сорок три жизни на сцене, что это? Герман в "Тане", Вальстаков в "Бешенных деньгах", Мишка Буйносов в  "Петре Первом", Протасов в "Детях солнца", Верлен в "Марии Стюарт", адвокат Петушков в "Живом труппе", Сергей в "Парне из нашего города", Ржевский в "Давным–давно", Швандя в "Любови Яровой", Кутузов в "Фельдмаршале Кутузове", Облонский в "Анне Карениной", Тихон  в "Грозе", Лопахин в Борис Ситко в фильме "Заговор обречённых"."Вишнёвом саде", Грозный, Балакирев, Ворошилов, Белугин, Хлынов… Помимо перечисленных  ролей  в 24 года (!) Ситко становится исполнителем роли Ленина сразу в двух нашумевших спектаклях Иркутского драмтеатра: "Ленин в 18-ом году" и "Кремлёвские куранты". Даже в наши дни, подчас такие жестокие и беспощадные ко всему, что связано с "революционно–патриотической тематикой в искусстве", Борис Александрович не разу не пожалел и не устыдился того, что соприкоснулся на сцене с образом "вожака мирового пролетариата". Перед ним, как актёром стояла задача сыграть не идола, не партийного вожака, а человека. Живого, нормального человека. Для того времени это был прорыв, хотя и весьма опасный…
   Работу в Иркутском театре смело можно назвать творческими университетами Бориса Ситко. Именно Иркутский драмтеатр и его художественный руководитель Н.А. Медведев умело "огранили" природный талант артиста. Позже на вопрос о своём театральном образовании Борис Александрович часто отвечал: "Иркутский Драматический театр".
   1948 год становится поворотным годом для Бориса Александровича Ситко. Он приезжает в творческую командировку в Москву. Наивно было бы предположить, что после несостоявшейся учёбы – работы у Рубена Симонова Борис Ситко решил раз и навсегда оставить мечты о работе в столичном театре. По приезде в Москву он показался в ряд столичных театральных трупп. И везде был принят! Его приглашают работать М.И. Царев в Малый театр, Ю.М. Завадский в театр им. Моссовета и А.Д. Попов в Центральный театр Красной Армии. Выбор был весьма сложный. Борис Ситко и Василий Макаров в фильме "Высота".Всё решила встреча "сибирского медведя", прозвище, полученное в Иркутске, и Алексея Дмитриевича Попова. "Сибирский медведь" стоял в кабинете Попова в лучшем костюме и в… валенках. После просьбы Попова крикнуть что-нибудь, комнату сотрясло раскатистое таёжное ого-го!!! С этого "ого-го" началась новая эра в жизни Бориса Александровича – он стал актёром Театра Красной Армии. Театра, которому было отдано 45 лет жизни. До самого конца. В этом театре он обрёл не только роли и звания, но настоящего Режиссёра и Учителя в лице Алексея Дмитриевича Попова. Сразу после прихода в ЦТКА, переименованный позже в Центральный Академический театр Советской Армии, Борис Александрович получил две роли, ставшие его визитной карточкой: роль Ленина в спектакле "Незабываемый 1919-й" и роль Ушакова во "Флаге адмирала".
   В 1950 г. в жизнь Бориса Александровича входит кинематограф. Легенда отечественной кинематографии - Михаил Колотозов утверждаетБорис Ситко в роли адмирала Ушакова в спектакле Театра Советской армии "Флаг адмирала". его на роль Косты Вары в своём фильме "Заговор обречённых". За эту роль и за театральную роль Ушакова Борис Александрович в 36 лет получает сразу две Сталинские премии. Затем к наградам прибавляется и звания – вначале Заслуженный артист РСФСР, а в последствии и Народный артист РСФСР.
   К сожалению, несмотря на триумфальное начало, роман с кино у Бориса Ситко в полной мере не сложился. Если в театре были сыграны сотни ролей, то в кино чуть больше десятка. Наиболее известные из них Коста Вара в "Заговоре обречённых", Дымов в "Высоте", работы в "Фоме Гордееве", в "Случае с ефрейтором Кочетковым" и "Звероловах". Трудно назвать одну–единственную причину, почему "кинематографический роман" не состоялся. Образно говоря, в этом виноваты обе стороны. От одних ролей Борис Александрович отказывался сам (например, так произошло со знаменитым Огурцовым из "Карнавальной ночи"), другие "уплывали" не по его воле: роли в "Цирке" и "Садко" сыграл Сергей Столяров. Со временем кинематограф и вовсе исчез из жизни актёра. Сам Борис Борис СиткоАлександрович считал себя, прежде всего актёром театральным и плодотворная работа в театре была для него важнее ролей в кино. И всё же очень жаль… Жаль, если подумаешь о том, сколько ролей осталось несыгранными…
   Если в кино множество ролей осталось лишь на карточках-фотопробах, то театр по-прежнему радовал актёра яркими интересными ролями. В "Ревизоре" был сыгран Городничий, Кнуров в "Бесприданнице", генерал Любомиров в "Белой палатке", Кутузов в "Давным–давно", Веллуто в "Моей профессии – синьор из общества", наконец, лейб–медик в "Павле I". Этапной ролью этого периода стала для Бориса Александровича роль Пунтилы в вошедшем в анналы театральной истории спектакле "Господин Пунтила и его слуга Матти". Театральная критика по достоинству оценила эту удивительную работу актёра. К счастью, спектакль был снят на плёнку и хранится в Госфильмофонде.
   В 1974 г. Борис Александрович был приглашён Марком Захаровым в театр им. Ленинского комсомола на роль Челнокова в спектакль "Автоград 21". Спектакль имел успех, и Борису Александровичу предложили перейти в труппу "Ленкома".Но Ситко остался верен родному ЦАТСА.
   К сожалению, в последние годы театр не радовал актёра новыми ролями - из прежних работ Бориса Александровича в репертуаре театра остались только две роли: Веллуто в "Моей профессии - сеньор из общества" и лейб–медик в "Павле I". В театр пришло молодое поколение актёров и режиссёров и "старая гвардия", по законам жанра, уступила им место. Жизнь, есть жизнь, но только вряд ли можно найти актёра, не мечтающего о новой роли в любом возрасте. Более того, возраст для этого не только не помеха, но и помощник – носитель уникального многолетнего опыта.
   Нельзя не упомянуть и ещё об одной очень важной части театральной жизни Бориса Ситко. Борис Александрович участвовал во всех шефских поездках Театра Советской Армии по военным частям, в том числе побывал с гастролями в Чернобыле, Афганистане, Борис Ситко в роли Букеева в спектакле Театра Советской армии "Яков Богомолов". Германии.
   Борис Александрович Ситко умер 10 августа 1994 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
   Жена Б.А.Ситко - Татьяна Фёдоровна Рябчук-Ситко, актриса, режиссёр, педагог по технике речи актёра; брат Б.А.Ситко - Георгий Александрович Ситко (1922-1997), народный артист Карельской АССР; дочери Б.А.Ситко - Елена Борисовна Ситко, заслуженная артистка России, актриса Театра им. Пушкина, Ольга Борисовна Ситко - режиссёр телевидения; внучка Б.А.Ситко - Мария Ситко, актриса театра "Современник".

Фильмография:

1. Заговор обречённых - 1950 - Коста Вара
2. Спортивная честь - 1951
3. Земля и люди - 1955
4. Случай с ефрейтором Кочетковым - 1955
5. Пролог - 1956
6. Высота - 1957 - Дымов
7. Звероловы - 1958 - Жарков
8. Фома Гордеев - 1959
9. Простая история - 1960
10. Сердце не прощает - 1961
11. Чудак – человек - 1962
12. Господин Пунтила и слуга его Матти - 1974 - Пунтила


Материалы предоставлены Анастасией Семенихиной, внучкой Бориса Ситко.
Фотографии из семейного архива Бориса Александровича Ситко.

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz