На главную
страницу

Лев Свердлин
16.11.1901-29.08.1969

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Лев Свердлин, Елена Кузьмина и Николай Крючков в фильме "У самого синего моря" Лев Свердлин в фильме "Алитет уходит в горы" Лев Свердлин в фильме "Насреддин в Бухаре" Лев Свердлин в фильме "Его зовут Сухэ-Батор" Павел Кадочников и Лев Свердлин в фильме "Повесть о настоящем человеке" Лев Свердлин в фильме "Две жизни" 

Лев Наумович СВЕРДЛИН

Лев Свердлин  Народный артист СССР (1954). Лауреат Сталинских премий (1947,1949 - за театральные работы, 1951 - за роль Залкинда в фильме "Далеко от Москвы").
  Родился 3 (16) ноября 1901 г. в Астрахани. Рано оставшись сиротой, работал с самого детства - сначала в магазине, затем конюхом в цирке, помощником киномеханика, учеником конторщика. В 1921 г. поступил в Театральный техникум имени А.В.Луначарского (курс В.Мейерхольда); учился в Государственных высших театральных мастерских Мейерхольда (ГВЫТМ). В период учебы сыграл роли: Муж Флеранс, Парень ("Великодушный рогоносец" Ф.Кроммелинка, постановка Мейерхольда, 1922, Вольная мастерская Мейерхольда при ГВЫТМ), Чиновник, Кредитор ("Смерть Тарелкина" А.Сухово-Кобылина, постановка Мейерхольда, 1922, Театр ГИТИС, Мастерская Мейерхольда), Третий солдат, Первый солдат, Комиссар ("Земля дыбом" С.Третьякова по пьесе М.Мартине "Ночь", постановка Мейерхольда, 1923, Театр имени Мейерхольда).
 С 1926 г. – в Театре имени Мейерхольда. Играет роли: Тренер, Секретарь французской палаты, Министр, Апаш (Чечётка в кафе "Риш"), Парикмахер в пустыне, Негр, Биомеханист, Руководитель спортплощадки, Рабочий с винтовкой ("Д.Е." (Даешь Европу!) по И.Эренбургу и Б.Келлерману, постановка Мейерхольда, 1924); 1925: Лакей, Танцующий в парке ("Учитель Бубус" А.Файко, постановка Мейерхольда), Акробат, Товарищ жениха, Гость Лев Свердлин("Мандат" Н.Эрдмана, постановка Мейерхольда); 1926: Аркашка Счастливцев ("Лес" А.Островского, постановка Мейерхольда), Первый лодочник ("Рычи, Китай!" С.Третьякова, постановка В.Фёдорова), Седьмой военный, Заезжий офицер ("Ревизор" Н.Гоголя, постановка Мейерхольда, Государственный театр им. Мейерхольда); Телеграфист ("Окно в деревню" (обозрение), коллективная режиссура, 1927); Платон Михайлович, Гусар в кабачке ("Горе уму" А.Грибоедова, постановка Мейерхольда, 1928); 1929: Пьяный с зонтом, Первый шофер, Человек в толпе ("Клоп" В.Маяковского, постановка Мейерхольда), Комдив Бой ("Командарм 2" И.Сельвинского, постановка Мейерхольда), Техсекретарь Дундя ("Выстрел" А.Безыменского, постановка В.Зайчикова, С.Козикова, А.Нестерова); Помощник режиссёра ("Баня" В.Маяковского, постановка Мейерхольда, 1930); Самушкин (Анатоль-Едуард), Танец красного моряка ("Последний решительный" Вс. Вишневского, постановка Мейерхольда, 1931); Гуго Нунбах ("Вступление" Ю.Германа, постановка Мейерхольда, 1933); Сёма Зельцер ("Одна жизнь" Е.Габриловича по роману Н.Островского "Как закалялась сталь", постановка Мейерхольда, 1937 – спектакль не сыграли для зрителей).
  В 1937–41 гг. – в Театре имени Евг.Вахтангова: Сталин ("Человек с ружьём" Н.Погодина, постановка Р.Симонова, 1937); Семён Котко ("Я, сын трудового народа (Шёл солдат с фронта)" В.Катаева, постановка Р.Симонова, 1938); Будённый ("Путь к победе" А.Н.Толстого, постановка Р.Симонова и Б.Захавы, 1939); Багратион ("Фельдмаршал Кутузов" В.Соловьёва, постановка Н.Охлопкова, реж. В.Куза, Л.Шихматов, 1940). Лев Свердлин в роли Полония в спектакле Театра им. Вл. Маяковского "Гамлет"
  С 1943 г. – в Театре Революции (с 1954 г. – Театр имени Вл.Маяковского): Гвоздиков ("Пёстрые рассказы" по А.Чехову, постановка В.Власова, 1944); 1947: Валько ("Молодая гвардия" по А.Фадееву, инсценировка и постановка Н.Охлопкова), Сталин ("Великие дни" Н.Вирты, постановка Н.Охлопкова); Академик Верейский ("Закон чести" А.Штейна, постановка Н.Охлопкова, реж. Е.Зотова, С.Каминка, 1948); Бенджамен ("Леди и джентльмены" Л.Хеллман, постановка Е.Зотовой, 1949); 1950: Тан Шу-и ("Сампаны голубой реки" В.Пушкова, постановка Н.Охлопкова), Степанов ("Директор" С.Алёшина, постановка Н.Акимова); Академик Квашнин ("Третья молодость бр. Тур, постановка В.Дудина, 1952); Тихон ("Гроза" А.Островского, постановка Н.Охлопкова, 1953). 1954: Илья Журбин ("Семья Журбиных" В.Кочетова и С.Кара, постановка Е.Зотовой), Полоний ("Гамлет" У.Шекспира, постановка Н.Охлопкова); Хлебников ("Персональное дело" А.Штейна, постановка Е.Зотовой, 1955); Павел Михайлович ("Сонет Петрарки" Н.Погодина, постановка Е.Зотовой, 1957); Косогоров ("Побег из ночи" бр. Тур, постановка В.Дудина, 1958); Петрищев ("Весенние скрипки" А.Штейна, постановка Е.Зотовой, 1959); Харитонов ("Время любить" Б.Ласкина, постановка Б.Толмазова, 1960); Астронавт Ярослав ("Фауст и смерть" А.Левады, постановка В.Дудина, 1961); Грек ("Нас где-то ждут" А.Арбузова, постановка Н.Охлопкова, 1963); Аздак ("Кавказский меловой круг" Б.Брехта, постановка В.Дудина, 1964); Ксенофонтов ("История болезни" Б.Ласкина, постановка В.Дудина, 1965); Корнелиус Мелоди ("Душа поэта" О'Нила, постановка Л.Свердлина и С.Кузьмина, 1967).
Лев Свердлин в фильме "У самого синего моря"   Роли Л.Свердлина в телеспектаклях: Менделеев ("Менделеев", постановка В.Дудина, 1961), Карл Маркс ("Страницы жизни", постановка В.Дудина, 1961), Старый актёр ("Окинава", постановка Б.Ниренбурга, 1964). Принимал участие в озвучании мультфильмов. В 1924-31 гг. - педагог Узбекской драматической студии в Москве, с 1962 г. – художественный руководитель актёрского курса во ВГИКе, с 1963 г. – в ГИТИСе.
  В кино Свердлин дебютировал в 1925 г., сыграв роль Васи в фильме "На верном следу". Первая его крупная работа - рыбак Юсуф в картине Бориса Барнета "У самого синего моря" (1936). Актёрскими удачами стали отрицательные роли японского шпиона Цоя в фильме "На Дальнем Востоке" (1937) и полковника Усижимы в "Волочаевских днях" (1938) братьев Васильевых.
   Внешность Льва Свердлина способствовала тому, что режиссёры видели в нём прежде всего человека "азиатской национальности". В силу этого многие его персонажи и принадлежали к людям разных национальностей. Он играл японцев, монгола Сухэ-Батора, чукчу Тукая ("Романтики"), Насреддина, ему довелось быть на экране и корейцем, узбеком, якутом… Но в картине В.Пудовкина "Минин и Пожарский" он неожиданно появится в роли боярина Григория Орлова, причём будет выбран (по фотографии, как наиболее яркий типаж) историком - специалистом по представляемому историческому отрезку. Будучи артистом, не ограничивающимся внешним сходством, Свердлин изучал конкретно язык, черты той национальности, которую представлял, поэтому его герои не были абстрактными "восточными" людьми. Современному зрителю, видимо, более известны роли вождя монгольского народа Сухэ-Батора - твёрдого обаятельного Лев Свердлин в фильме "Крейсер "Варяг" человека в фильме 1942 года "Его зовут Сухэ-Батор" (реж. А.Зархи и И.Хейфеца), несколько бесшабашного, наполняющего всё вокруг себя весельем, но вместе с тем мужественного, смелого друга Николая - корреспондента Мишки Вайнштейна ("Жди меня" 1943, реж. А.Столпера и Б.Иванова) и неунывающего народного героя Насреддина из фильма Я.Протазанова "Насреддин в Бухаре" (1943). У Леонида Лукова в фильме "Две жизни" Свердлин превосходно сыграл роль профессора Бороздина - русского интеллигента, трагически погибшего в пылу революции. Молодые зрители обязательно вспомнят его Будённого в картине "Неуловимые мстители" Э.Кеосаяна (1967). С образом легендарного командира Льву Наумовичу пришлось встретиться впервые за 8 лет до "Неуловимых" в фильме Л.Лукова "Олеко Дундич".
  Так случилось, что лучшие свои роли Л.Свердлин сыграл в довоенные и военные годы, хотя сниматься он продолжал почти до самой смерти. Последний его фильм датируется 1968 г. Последнюю роль Свердлин сыграл в фильме таджикского режиссёра Б.Кимягарова "Как велит сердце". Талантливо исполненная роль Каримова оказалась глубоко символичной - человек этот, проживший долгую, наполненную работой жизнь, размышляет о прожитом…
Лев Свердлин в фильме "Ночной патруль"   Летом 1965 г. Свердлин перенёс тяжёлую операцию, после которой в течение нескольких месяцев не мог поправиться. И только в начале октября он смог вернуться на сцену родного Театра им. Маяковского. В течение трёх последующих лет болезнь не давала о себе знать. Но осенью 1968 г., когда Свердлин впервые в жизни был в туристической поездке в Японии, он опять почувствовал лёгкое недомогание. Из-за этого он даже раньше времени стал проситься домой.
  В феврале 1969 г. Свердлин лёг на обследование в больницу. Провёл там 40 дней. Врачи вынесли страшный вердикт: рак поджелудочной железы. Однако Свердлину об этом не сказали. Выписавшись, он через неделю отправился в Ялту на съёмки своего последнего фильма "Как велит сердце". Кончил Свердлин эту работу в начале мая, буквально за неделю до того, как опять лёг в клинику. Там ему сделали операцию, которая ничего уже не решала. Врачи об этом знали, догадался об этом и сам актёр.
  В начале июня Свердлина выписали домой, фактически умирать. В те дни он был мало похож на того Льва Свердлина, которого знали миллионы людей: худой, с желтизной на лице. 29 августа 1969 г. Лев Наумович Свердлин умер.
  Вспоминает П.Меркурьев: "Как в тумане - зал Театра-студии киноактёра, речи, музыка из последнего свердлинского спектакля в исполнении оркестра, пахмутовская "Нежность", которую поют студенты Свердлина, цветы, венки... Запомнились глаза Сухаревской, вслед гробу Свердлина посылающие прощание... Новодевичье кладбище, последние слова Марцевича, последний приют - свежий холм рядом с холмом Бернеса..."

Фильмография:

1. На верном следу - 1925 - Вася
2. Мечтатели - 1934 - Баиз
3. У самого синего моря  - 1935 - Юсуф
4. Отец и сын - 1936 - Отец
5. Цирк - 1936 - зритель в цирке
6. Волочаевские дни - 1937 - Усижима
7. На Дальнем Востоке - 1937 - ЦойЛев Свердлин в фильме "Неуловимые мстители"
8. Всадники - 1939 - Чубенко
9. Минин и Пожарский - 1939 - Григорий Орлов
10. Мои университеты - 1939 - сторож-татарин
11. Юность командиров - 1940 - военрук Строев
12. Романтики - 1941 - Тукай
13. Его зовут Сухэ-Батор - 1942 - Сухэ-Батор
14. Жди меня - 1943 - Миша Вайнштейн
15. Насреддин в Бухаре - 1943 - Насреддин
16. Фронт - 1943 - Гайдар
17. Дни и ночи - 1944 - Проценко
18. Свадьба - 1944 - Шарманщик
19. Белый клык - 1946 - Мэтт
20. Крейсер "Варяг" - 1946 - японский консул
21. Повесть о настоящем человеке - 1948 - Наумов
22. Алитет уходит в горы - 1949 - Алитет
23. Далеко от Москвы - 1950 - Залкинд Михаил Борисович
24. Повесть о лесном великане - 1954 - Владимир Васильевич
25. Дорога - 1955 - Беимбетов
26. Разные судьбы - 1956 - Огнев
27. Ночной патруль - 1957 - комиссар милиции Кречетов
28. Олеко Дундич - 1958 - БудённыйМогила Льва Свердлина на Новодевичьем кладбище
29. Тени ползут - 1959 - профессор Сардарлы
30. Две жизни - 1961 - профессор Бороздин
31. Разноцветные камешки - 1961 - Григорий Афанасьевич
32. Кубинская новелла - 1962 - Максимо Эрнандес
33. Большие и маленькие - 1963 - Андрей Степанович
34. Первый троллейбус - 1963 - отец Светланы
35. Неуловимые мстители - 1966 - Будённый
36. Как велит сердце - 1969 - Ибрагим Каримов
37. Цена - 1969 - Грегори Соломон

Озвучивал мультфильмы:
1. Синдбад-мореход - 1944
2. Палка-выручалка - 1956
3. Исполнение желаний - 1957
4. День рождения - 1959
5. Человечка нарисовал я - 1960
6. Три толстяка - 1963 - Гаспар
7. Горячий камень - 1965
8. Гунан-Батор - 1965
9. Машинка времени - 1967

Использованные материалы:
Энциклопедия "Кругосвет"
Светлана Рухля "Актёр из старых лент", "Ленинградка", 8 февраля 1993 г. (сайт "Театр. Музыка. Кино")
Энциклопедия отечественного кино
Ф.Раззаков "Как уходили кумиры"
Сайт "Аниматор.ру"
Фотографии из Энциклопедии отечественного кино, сайта "Советский экран" и из архива автора.

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz