Владимир Сергеевич
ВОЛОДИН (Иванов)
Народный
артист РСФСР (1947). Лауреат Сталинской премии (1951 - за участие
в фильме "Кубанские казаки"). Родился
8 (20) июля 1891 г. в Москве, в здании, построенном архитектором
Стасовым возле Чистых прудов. На втором этаже жил Сергей Иванов
с женой и пятью детьми - четырьмя мальчиками и девочкой. Рядом жил
дед, на первом этаже находился его знаменитый трактир. Володин
ещё застал деда, и вечерами помогал половым в трактире: Иванов-старший
стоял за трудовое воспитание внуков. Трактир славился на всю Москву
своим чаем. Извозчики оставляли пролётки у прудов и шли чаёвничать.
Отец,
к которому трактир позже перешёл по наследству, владел ещё и магазином
технических новинок. Он сам был человеком образованным и детей воспитал
такими же: Павел стал врачом, Сергей и Иван - инженерами, Зинаида
окончила гимназию. Вот только Владимир, с детства влюблённый в театр,
хотя и поступил по настоянию отца в землемерное училище, но вскоре
бросил его и пошёл в цирк наниматься ковёрным. - Рыжим! Володичка,
только не это! - плакала мать. - Не позорь семью! Он послушался
и ушёл из цирка. Стал учеником бутафора в театре Корша. Володя в
свои 14 лет был готов выполнять любую работу в театре, лишь бы быть
поближе к сцене. Бутафором он оставался недолго. Молодого парнишку,
каждый вечер стоящего в кулисах и смотрящего во все глаза десятки
раз один и тот же спектакль, заметил актёр Иван Пельтцер. Он отозвал парнишку в сторону и пригласил
его зайти к себе домой: "для серьёзного разговора".
Дома хозяина встретил его попугай, сидевший не в клетке,
а у стола на жёрдочке. - Ваня, как здоровье? - Хорошо, - ответил
Иван Романович. - А ты как? - Много будешь знать - скоро состаришься!
Говорят, что с этим столетним попугаем Пельтцер не расставался
никогда, даже на гастроли брал его с собой. - Ну, читай басню,
- предложил Иван Романович Володе, - только не "Ворону и лисицу"! -
Другой я не знаю, - ответил парнишка. - А стихотворение знаешь? -
Знаю, но короткое: "Муха села на варенье, вот и всё стихотворенье"!
Иван Романович засмеялся: - Спеть можешь? Володя
спел куплет и стал учеником театральной школы Ивана Пельтцера.
В
театре Корша Володин выходил на сцену только в массовках, в бессловесных
ролях - ролей с текстом ему ещё не давали. Днём учился в школе у
Пельтцера, а вечерами делал то же самое - смотрел, как играют мастера
и учился уже у них. Через год Пельтцер ему сказал: -
По-моему, тебе уже нечему учиться. К чему тратить зря время
и деньги! Пора начинать зарабатывать! И предложил своему пятнадцатилетнему
ученику дебют. Но не в театре, а на эстраде. Летом
1909 г. Иван Романович организовал ему первое выступление в популярном
заведении, расположенном рядом с парком Сокольники. Здесь находился
чахлый садик и ресторан с гордым названием "Тиволи". Володин
пел куплеты, танцевал, ему хлопали. Иван Романович первым поздравил
его... С труппой Пельтцера Володин (псевдоним появился
вскоре) играл в Богородском театре, в Сокольническом доме трудолюбия,
и только солидный классический репертуар! В "Без вины виноватых"
- Шмагу, а Пельтцер - Незнамова, в "Ревизоре" Пельтцер
- Хлестаков, Володин - Осип. В горьковском "На дне" Володин
- Бубнов, а в чеховском "Вишнёвом саде" - Фирс. Вопреки
воле учителя, в 1912 г. Владимир Володин вступает в труппу театра
Зона с так называемым "малоформатным репертуаром". Одновременно
работает в кабаре у Балиева.
Володину доставляло несказанное
удовольствие, когда публика смеялась, встречала его репризы взрывами
хохота, когда в текст роли можно было вставить новый анекдот, только
что услышанную шутку. Среди смеющихся, весёлых зрителей он чувствовал
себя, как рыба в воде. Самые нелепые ситуации воспринимал как абсолютно
нормальные, умел оставаться серьёзным даже когда зал грохотал от
смеха. Никогда не признавал стихию веселья чем-то второсортным,
стоящим на ступеньку ниже высокой драмы. С 1921 г. он
выступал в Московском театре музыкальной комедии под руководством
К.А. Марджанова в Зимнем "Эрмитаже", в театре "Альказор", а также на театральных
площадках Украины и Дальнего Востока.
В 1927 г. Володин оказался одним из основателей Московского театра оперетты.
Он играл в первой советской оперетте "Женихи" И.Дунаевского, которую придумал
друг и коллега Володина Сергей Антимонов. Володин был бесподобно музыкален. Его далеко не сильный, хрипловатый голос
обладал потрясающим шармом. Артист свободно преодолевал грань условности -
переход от разговора к музыке. Его богатая фантазия комика постоянно находила
всё новые краски для любой роли, даже для обычного выхода на сцену - он не мог
не удивлять. Среди лучших ролей в Театре оперетты: Яшка-артиллерист ("Свадьба в Малиновке" Б.А. Александрова),
Чашкин ("11 неизвестных" Н.В. Богословского), Бобриков, Данила Трофимович
("Золотая долина" и "Сын клоуна" И.О. Дунаевского)
и др. В кино Владимир Володин прославился в комедиях Григория Александрова "Цирк"
(директор цирка Людвиг Осипович) и "Волга-Волга" (старый лоцман). Он никогда не играл злодеев. Подлецы
и прохвосты у него не получались. Его герои всегда оставались добрыми, пусть
порой и непутёвыми, людьми. Участие Володина в фильмах "Светлый путь"
(комендант Талдыкин), "Первая перчатка" (Привалов), "Кубанские казаки" (Антон Петрович
Мудрецов), "Безумный день" (швейцар) стали настоящим подарком для зрителей.
В последние годы Владимир Сергеевич плохо слышал. Играл
в основном около кулис - в зависимости от того, где сидел суфлёр...
Потом стали возникать и провалы в памяти. И суфлёр уже не помогал.
Однажды перед выходом на сцену у Володина закружилась
голова. Он упал, но поднялся, сумел собраться, вышел на публику
со своей знаменитой прибауткой: "И-а, и-а! Горбацуцер, пуцер,
бамар!" - и доиграл спектакль. Да так, что публика смеялась
до колик и не хотела его отпускать. А когда закрылся занавес, Володин заплакал, уткнувшись в кулису.
Прожил он, оторванный от родного театра, совсем недолго
и скончался 13 февраля 1958 г. на 67-м году жизни. Похоронили
актёра в Москве на Новодевичьем кладбище.
Фильмография:
1. Токарь Алексеев - 1931 2. Цирк - 1936 - директор
цирка 3. Волга-Волга - 1938 - старый лоцман 4.
Светлый путь
-1940 - Талдыкин 5. Патриотка (новелла в к/а
"Боевой киносборник N4") - 1941 6. Первая перчатка -
1946 - Привалов 7. Кубанские
казаки - 1949 - Антон Петрович Мудрецов 8. Чемпион мира - 1954 9. Безумный день
- 1956 - швейцар 10. Драгоценный
подарок - 1956 - Карп Трофимович Сидоренко 11. Новые похождения Кота в сапогах
- 1957 - Зеленщик 12. Мелодии Дунаевского - 1963
Использованные материалы:
Г.Скороходов "В поисках утраченного"
(Владимир Володин. И в кино, и в оперетте) С.Капков "Характерные
актёры российского кино" Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия Фотографии
предоставлены Ириной Л. и из архива автора.
|