На главную
страницу

Михаил Яншин
02.11.1902-17.07.1976

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Михаил Яншин в фильме "Большая перемена"Михаил Яншин в фильме "Последний табор"

Михаил Михайлович ЯНШИН

Михаил Яншин   Народный артист СССР (1955). Лауреат Государственной премии СССР (1975). Лауреат Государственной РСФСР имени К.С.Станиславского (1970, за театральную работу).
  Родился 20 октября (2 ноября) 1902 г. в г. Юхнове  Смоленской губернии (ныне - Калужская область) в семье банковского служащего.  В 1909-1916 гг. - ученик Ольховского городского реального училища в Москве. В 1916-1919 гг. учился в Московском среднем Комиссаровском техническом училище. В 1919 г. - студент Высшего технического училища (ныне МГТУ имени Баумана) в Москве. В том же году ушёл добровольцем в Красную Армию, служил в войсках внутренней охраны, участвовал в подавлении антоновского восстания в Тамбовской губернии.
   В 1922 г. Яншин был принят во 2-ю студию МХТ. Участвовал в массовых сценах спектаклей 2-й Студии и в концертных программах. В сентябре 1924 г. вместе с группой молодых актёров (Н. П. Хмелёв, М. Н. Кедров, Б. Н. Ливанов и др.) вступил в труппу МХАТа. Первыми его ролями стали Выборный в спектакле "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого, Петрушка в "Горе от ума", Добчинский в "Ревизоре". Но заметили молодого актёра только в 1926 г., когда он с оглушительным успехом сыграл Лариосика в спектакле "Дни Турбиных" - смешливо-простоватого юношу, наивного и преисполненного надежд на будущее. Наутро после премьеры Яншин проснулся знаменитым.
   С первых своих работ актёр обнаружил незаурядное чувство юмора, но он никогда не был комиком в прямом смысле этого слова - всегда вводил драматический, лирический подтекст даже в, казалось бы, чисто комедийные роли, сохраняя взволнованную трепетность переживания всех совершающихся событий. И в то же время мастерски умел драматические сюжеты оттенить комедийными красками.
  У Яншина была удивительно располагающая внешность, обаятельная, простодушная улыбка, задушевные интонации, особая, несмотря на его полноту, грациозность движений. Он производил впечатление человека добродушного, мягкого, всё понимающего, и с особенной любовью Михаил Яншин в спектакле "Дни Турбиных"играл именно таких персонажей - нежных сердцем, застенчивых, по-детски доверчиво открытых миру и потому с особой остротой воспринимающих крушение (или угрозу крушения) своей веры в людей. Таким был его Маргаритов в "Поздней любви", несчастный милый старик, переживший настоящую духовную катастрофу (в этой роли Яншин поднимался поистине до трагедийных высот). Таким был его очаровательный сэр Питер Тизл из "Школы злословия", добрый, жизнерадостный толстяк, по-юношески влюблённый в свою жену. Таким был его Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты", Государственная премия СССР, 1975), искренне считающий себя умным и имеющим право учить других. Таким был и Кузовкин ("Нахлебник", Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского, 1970), и Франтишек Абель из знаменитого спектакля "Соло для часов с боем" (1973), мудрый и добрый.
   По сути, в репертуаре актёра было только два однозначно отрицательных героя - наглый корыстолюбец Градобоев в "Горячем сердце" (в этом спектакле Яншин сначала играл роли Жигунова и Сидоренко) и Двоеточие в "Дачниках". Но и они были по-своему обаятельны в своём простодушии и искренности, и в них актёр находил то, что могло бы вызвать сочувствие зрителя.
   Яншин был идеальным чеховским актёром, с мягкой манерой исполнения, богатой интонационной палитрой, умеющий показать мгновенную смену настроения, самые разнообразные оттенки чувств. В "Трёх сёстрах" он сыграл Ферапонта и Чебутыкина, в "Вишнёвом саде" - Симеонова-Пищика, в "Дяде Ване" - Вафлю, тихого приживалу, в душе которого таятся нереализованные надежды на лучшую жизнь, в "Чайке" - деликатного, скромного Сорина.
Михаил Яншин    Яншин довольно активно занимался режиссурой, как правило, ставя добротные, обстоятельные спектакли, насыщенные бытовыми деталями. В 1937-1941 гг. одновременно с работой во МХАТе он был художественным руководителем Цыганского театра "Ромэн" и поставил там яркие спектакли: "Кровавая свадьба" и "Чудесная" башмачница" Гарсиа Лорки, "Действующие лица" Светлова, "За ваше счастье" и "Песню об Урсаре" Ром-Лебедева. Михаил Михайлович устроил для цыганских актёров не только театральный ликбез, но и своего рода университет театральной культуры, введя их в круг мхатовских мастеров. Руководя "Ромэн", он оставался репертуарным актёром родного Художественного театра и, когда пришёл час сделать выбор, естественно, остался в родном доме.
   В июне 1941 г. труппа МХАТ, в составе которой был Яншин, выехала на гастроли в Минск. В 1941–1942 гг. он жил на Кавказе (в том числе в Тбилиси), где организовывал художественную самодеятельность среди бойцов Советской Армии и Флота, готовил концертные программы. Летом 1942 г. Михаил Яншин выехал в Свердловск, где находилась основная часть труппы МХАТ и осенью вместе с ней вернулся в Москву. В 1943 г. выступал с концертами в Ленинграде вместе с Клавдией Шульженко (в Таврическом саду, в Доме Красной Армии на Литейном проспекте). В 1946 г. был награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне".
   Плодтворной порой для московской театральной жизни были годы яншинского художественного руководства Театром имени К.С.Станиславского (1950-63 гг.). Он вырастил больших актёров: Евгения Урбанского, Петра Глебова, Евгения Леонова, Ольгу Бган, Нину Веселовскую. С ним в театр пришёл серьезный, достойный афиши театра с именем Станиславского репертуар: "Наследники Рабурдена" Э.Золя, "Дни Турбиных" Булгакова, "Чайка" Чехова, "Такая любовь" П.Когоута и др. Театральным событием стояли его постановки: "Грибоедов" (1951), "Девицы-красавицы" (1952),Михаил Яншин "Такая любовь" (1959), "Первый день свободы" (1961), "На улице Счастливой" (1963). В 1957 г. во МХАТе Яншин поставил (совместно с английским режиссёром П. М. Лесли) спектакль "Дворянское гнездо" по Тургеневу, сыграв в нём роль Лемма.
   Его режиссура нисколько не напоминает комедийного актёра Яншина. Здесь он лирик, которому улыбка, иногда печальная, была дороже хохота. Театр имени Станиславского при нём любили... Особая тема - судьба этого театра, в котором невесть откуда пошла традиция "съедать" главных режиссёров. Сверхусилий к тому прикладывать не приходилось. А уж к тому, чтобы вытеснить неуютного для начальства Яншина, надо было немного: поставить под сомнение идеологическую линию репертуара, политическую зоркость главного режиссёра, ну и какие-нибудь бытовые мелочи... Всё это было предоставлено мастерами закулисной помойки, и Яншин с горечью на душе покинул свой пост. Говорят, что главные заводилы этой истории скоро сообразили, что нанесли неизлечимую рану прежде всего самим себе и будущему театра, который так и не поднялся до нынешних дней.
  Первая роль Яншина в кино - телеграфист в фильме "Каторга" (1928), а всего он снялся в 37 фильмах (если считать фильмы-спектакли, сюжеты в "Фитиле" и другие короткометражки). Советское кино принимало Яншина как актёра... "ограниченно годного". Он был заявлен фильмом "Заключённые" в качестве законченного сукиного сына, мелкого франтика, растратчика, похотливого трусишки. В чеховской "Свадьбе" Яншин сыграл тоже человечка подлого и беспардонного в минуту ответственности. В "Ревизоре" был замечательным Земляникой, да фильм получился хрестоматийным, и успех у него был спокойный... Зато был ослепительный, сочный сэр Тоби в шекспировской "Двенадцатой ночи"... Михаил Михайлович поспешил родиться: к концу его жизни Михаил Яншин в фильме "Большая перемена"кинематографисты разглядели в его ученике и творческом наследнике Евгении Леонове актёра, способного при явно комедийных данных создавать объёмные образы драматического и даже трагического плана. Сменилась эстетика времени...
   Яншин блистал в комедийных ролях, став подлинным украшением таких фильмов, как "Поручик Киже" (1934, Павел I),"Школа злословия" (1952, Питер Тизл), "На подмостках сцены" (1956, Борзиков), "Сапоги" (1957, Муркин) и других.
   Много времени Яншин проводил дома в кабинете за большим рабочим столом, на середине которого лежали раскрытые роли и, непременно, перепечатанные по его просьбе из разных источников высказывания Гарсии Лорки, испанского поэта и драматурга, о театральном искусстве. Телевизор включался периодически, в основном на спортивных новостях или футбольных трансляциях. Казалось, в этом замкнутом пространстве, куда не доходили шумы улицы, ему не было одиноко... В разговорах никогда не говорил о ролях, над которыми работал. Отделывался общими фразами, давая понять, что не склонен касаться проблем будущего спектакля и роли.
  Михаил Яншин был на редкость музыкален... Он был необыкновенно изящен и пластичен при всей своей полноте и приземистости. Словом, был Мастером в самом совершенном смысле этого понятия. А высший смысл мастерства для него, истинного мхатовца, заключался в том, чтобы зрители ни секунды не замечали, ни на миг не фиксировали, чем, какими средствами он играет. В самых гротескных ролях казалось, что он реализует личностные качества и свойства.
   В беседах и спорах Яншин сознательно никогда не ставил себя выше собеседника. Напротив, мог рассказывать о вещах, которые другие актёры и наедине с собой предпочитают не ворошить. Глядя на мир с позиций парадокса, он и себя вписывал в парадоксальную картину мира. Начиная от рассказа, каким и как пришёл на прослушивания во 2-ю студию МХТ. Шёл не зная броду, но с искренним сердцем. И потому видел себя исполнителем героических ролей при очевидной внешности и внутренних данных комика. Стал читать героический репертуар. Комиссия хохотала до слёз. Михаил Яншин в фильме "Свадьба"Его приняли - он ничего не понял. Но себе не изменил. "С тех пор, - говорил Яншин, - подхожу к каждой роли с самых серьёзных позиций, а люди смеются".
   Михаил Михайлович много работал на озвучании художественных, а также мультипликационных фильмов. Однажды, когда ему пришлось озвучивать огурец в мультфильме, он очень долго выяснял у создателей мультика, что это за огурец. В ответ на удивленные вопросы, зачем это нужно, ответил, что одно дело, когда говорит огурчик, греющийся на грядке, и совсем иное - когда он должен быть закатан хозяйкой в банку. При этом Яншин так выразительно изобразил эти два различных состояния, что художники были вынуждены внести кое-какие поправки в нарисованный ими образ.
   Впоследствии, если было известно, что озвучивать рисованного героя будет Михаил Яншин, художники невольно придавали персонажу черты артиста.
   Яншин часто ездил по стране и успешно выступал с концертами, но с сольными программами не выступал никогда. Дело в том, что его первое сольное выступление перед зрителями произошло при весьма комических обстоятельствах. Когда объявили его номер и он вышел на сцену Колонного зала - а дебют состоялся именно на этой, самой престижной в Москве сцене, - в зале вдруг раздались смешки. Артист оглядел себя с головы до ног, но ничего смешного не обнаружил. Но едва он начал выступление и произнёс первую фразу, снова послышались смешки, на этот раз более громкие. Яншин запнулся, сделал небольшую паузу и попробовал продолжить чтение. Теперь смеялись уже совсем громко, и Яншин, сбитый с толку такой странной реакцией зрительного зала, решил, что всё-таки у него не в порядке костюм, кое-как дочитал свой совсем не смешной рассказ и, красный от смущения, убежал со сцены.
   А произошло вот что. В Колонный зал был принят на работу новый пожарный инспектор, которому до этого в театре служить не приходилось. Он и вышел осматривать объект. Обойдя все коридоры и помещения, он в конце концов оказался на сцене, за спиной у Михаила Яншина - в пожарной форме, при медном шлеме - и расхаживал как ни в чём не бывало.
Михаил Яншин и Михаил Кононов в фильме "Большая перемена"     Яншин увлекался конным спортом, много лет в свободное время работал с лошадьми на ипподроме. В 1934–1956 гг. участвовал в скачках, выиграл три вторых и четыре первых приза на соревнованиях в Москве, Ленинграде, Харькове. Много лет ходил на Московский ипподром. Выигрывал редко, но играл азартно. Однажды до сердечного приступа. Выигрышную комбинацию просчитал правильно, но, когда пошёл делать ставку, по свойственной ему рассеянности, назвал кассирше не тот номер лошади. Вот и прихватило Михаила Михайловича
   В последний раз на сцену родного МХАТа Яншин вышел 19 февраля 1976 г. в роли Чебутыкина в "Трёх сёстрах" и вскоре после этого слёг. У него был рак. Артиста положили в Кунцевскую больницу "кремлёвку", и первое время он ещё верил, что поправится. Но к началу лета все надежды на благоприятный исход улетучились. 17 июля 1976 г. Михаил Михайлович Яншин скончался.
  Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме №56 по Тверской-Ямской улице, где в 1955-74 гг. жил Яншин, установлена мемориальная доска.
   Михаил Михайлович был трижды женат. В ноябре 1926 г. он вступил в брак с ученицей школы МХАТ Вероникой Полонской, с которой разошёлся в 1933 г., через несколько лет после смерти Владимира Маяковского. В 1934 г. Яншин женился на Н.С.Киселёвой (Ляле Чёрной) – актрисе театра "Ромэн". В 1942 г. они развелись и Ляля Чёрная стала женой Николая Хмелёва. Третьей супругой Михаила Яншина в 1955 г. стала актриса Драматического театра им. К.С.Станиславского Нонна Мейер.
Могила Михаила Яншина на Новодевичьем кладбище
Фильмография:
1. Каторга - 1928 - телеграфист
2. Простые сердца - 1928 - паромщик Пётр
3. Города и годы - 1930 - солдат
4. Комета - 1930 - Савва Севрюжкин
5. Черный барак - 1933 - рабочий
6. Окраина - 1933 - солдат
7. Поручик Киже - 1934 - Павел I
8. Последний табор - 1935 - Иван Лихо
9. Заключенные - 1936 - Макс
10. Первая Конная - 1941
11. Свадьба - 1944 - Нюнин
12. Глинка - 1946 - Вяземский
13. Каменный цветок (Уральский сказ) - 1946 - Северьян
14. Секретная миссия - 1950 - немецкий промышленник
15. Незабываемый 1919-й - 1951 - полковник Буткевич
16. Ревизор - 1952 - Земляника
17. Школа злословия - 1952 - Питер Тизл
18. Беззаконие - 1953 - Мигуев
19. Мы с вами где-то встречались - 1954 - начальник станции
20. Шведская спичка - 1954 - Евграф Кузьмич, становой пристав
21. Двенадцатая ночь - 1955 - сэр Тоби
22. На подмостках сцены - 1956 - драматург Борзиков
23. Сапоги - 1958 - Муркин
24. Накануне - 1959 - Увар Иванович
25. Мертвые души - 1960
26. Месть - 1960 - Лев Саввич Турманов
27. Вольный ветер - 1961 - мэр
28. Как мы искали Тишку - 1970
29. Серебряные трубы - 1970
30. Телеграмма - 1971 - Пятипал
31. За всё в ответе - 1972 - Михаил Иванович
32. Большая перемена - 1973 - профессор Волосюк
33. Соло для часов с боем - 1974 - Франтишек Абель

Озвучивал мультфильмы:
1. Пропавшая грамота - 1945
2. Сказка о солдате - 1948
3. Федя Зайцев - 1948 - Человечек
4. Чудесный колокольчик - 1949
5. Девочка в цирке - 1950
6. Ночь перед Рождеством - 1951
7. Полёт на Луну - 1953
8. Стёпа-моряк - 1955
9. Человечка нарисовал я - 1960 - Человечек
10. Внимание! В городе волшебник! - 1963 - доктор Кракс
11. Дюймовочка - 1964 - Крот
12. Жизнь и страдания Ивана Семёнова - 1964
13. Лягушонок ищет папу - 1964 - Бегемот
14. Вовка в Тридевятом царстве - 1965 - царь
15. Пастушка и трубочист - 1965
16. Лягушка-путешественница - 1965
17. Про Бегемота, который боялся прививок - 1966 - Бегемот
18. Зеркальце - 1967
19. Сказки для больших и маленьких - 1967
20. Заяц-симулянт - 1967
21. Козлёнок, который считал до 10 - 1968 - Бык
22. Самый большой друг - 1968
23. Украденный месяц - 1969
24. Волшебные очки - 1970
25. Огонь - 1971


Использованные материалы:
А.Кравцов "Жили-были кумиры..."
Сайт "Советский экран"
Большая Советская Энциклопедия
Энциклопедия "Кругосвет"
Сайт "Аниматор.ру"
Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия
Фотографии из БСЭ, Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия, сайта "Советский экран" и архивов автора.
Материалы предоставлены Инной Джужа (г.Киев)

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz