На главную
страницу

Юрий Юрьев
(15.01.1872-13.03.1948)

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Юрий Михайлович ЮРЬЕВ

Юрий Юрьев
Народный артист СССР (1939). Лауреат Государственной премии СССР (1943).
Родился 3 (15) января 1872 г. в Москве. Вырос в доме дяди, литературного и театрального деятеля Сергея Андреевича Юрьева, переводчика и театрального критика. В 1889 г. поступил в Московское филармоническое училище (класс А.И.Южина), где участвовал в публичных спектаклях по пьесам В.Крылова, Н.Хмельницкого, И.Шпажинского, В.Билибина. Затем перешёл на драматические курсы Московского театрального училища (класс А.П.Ленского). Будучи воспитанником курсов, дебютировал в 1892 г. в спектакле Малого театра "Северные богатыри" Х.Ибсена (Торольф) и обратил на себя внимание публики, коллег, критики. Сбывшаяся мечта о подмостках Малого театра внезапно перечеркнулась: по соображениям ведомственного характера и в интересах укрепления петербургской сцены талантливой молодежью Юрьев в 1893 г. был переведён на службу в Александринский театр, где без перерывов прослужил до 1917 г.
Первые годы сценической работы Юрьева в Александринском театре протекали по обычному в те времена шаблону: частые премьеры, узкое амплуа, отсутствие режиссёра, самостоятельность в работе. В 1893 г. им было сыграно десять ролей, в 1894 г. – пять, в 1895 г. – четырнадцать, в 1896 г. – одиннадцать и т.д. Среди них – Милон в "Недоросле" Д.Фонвизина (1893), Лаэрт в "Гамлете" Шекспира (1893), Молчалин (1895) и Чацкий (1899) в "Горе от ума" А.Грибоедова, Люченцио в "Укрощении строптивой" Шекспира (1895), Герцог в "Скупом рыцаре" А.Пушкина (1896), Аппиани в "Эмилии Галотти" Г.Лессинга (1896), Ромео в "Ромео и Джульетте" Шекспира (1901), Фауст в одноимённой трагедии Гёте (1904) и др. Однако критика долгое время превозносила выступления Юрьева исключительно в "Борцах" М.Чайковского (1898, кн. Ветлужский), "Накипи" П.Боборыкина (1899, Переверзев), пьесах А.Сумбатова-Южина и В.Крылова, противопоставляя эти роли первым пробам актера в классической трагедии (Ипполит в одноименной пьесе Еврипида, 1902, или Полиник в "Эдипе в Колоне" Софокла, 1904).
К 1907 г. Юрьев – зрелый мастер. Поворотом в творческой судьбе актера стало появление под сводами Александринки Всеволода Мейерхольда, чей приход Юрьев искренне приветствовал. Сам склонный к стилизации, Юрьев обрёл в Мейерхольде союзника, гениального режиссёра-стилизатора, талантливо раскрывающего дотоле скрытые возможности актёрских дарований. Будучи истинным театральным традиционалистом, Юрьев занимает центральное место в постановках Мейерхольда в Александринском театре (наряду с Е.Рощиной-Инсаровой, Н.Коваленской, Е.Тиме, Н.Ходотовым), играет Марка ("Шут Тантрис" Э.Хардта, 1910), Дон Жуана ("Дон Жуан" Мольера, 1910), Смолякова ("Красный кабачок" Ю.Беляева, 1911), Каренина ("Живой труп" Л.Толстого, 1912), Леонарда Ферриса ("На полпути" А.Пинеро, 1914), Бориса ("Гроза" А.Островского, 1916), Михаила Кубанина ("Романтики" Д.Мережковского, 1916), Кречинского ("Свадьба Кречинского" А.Сухово-Кобылина, 1917), Арбенина ("Маскарад" М.Лермонтова, 1917).
В то же время Юрьев играл значительные роли и в других спектаклях Александринки: Принц Карл-Генрих в "Старом Гейдельберге" В.Мейер-Ферстера (1908), Фердинанд в "Коварстве и любви" Ф.Шиллера (1909), Глумов в "На всякого мудреца довольно простоты" А.Островского (1909), Акоста в "Уриэле Акосте" К.Гуцкова (1910), Карл Моор в "Разбойниках" Ф.Шиллера (1910), Дон Карлос в "Эрнани" (1913) и Рюи Блаз в одноименной пьесе В.Гюго (1915), Ракитин в "Месяце в деревне" И.Тургенева (1916) и др. Юрий Юрьев
В 1918 г. Юрьев создал в Петрограде "Театр трагедии", который вырос из спектакля "Царь Эдип" Софокла, осуществлённого актёром в помещении цирка Чинизелли по слегка изменённому режиссёрскому плану М.Рейнхардта (в роли Эдипа – Юрьев). По замыслу Юрьева, трагедийное начало должно было выйти за пределы обычного театра и приблизиться к формам массового, общенародного зрелища, каковым оно было в античности. Первой и единственной постановкой "Театра трагедии" стал шекспировский "Макбет" (1918), тяготевший к подчёркнутому примитиву, переносивший зрителей в эпоху раннего средневековья.
В 1919 г. Юрьев вместе с Горьким, Луначарским, Блоком и М.Андреевой принимал деятельное участие в создании Большого драматического театра, программа которого привлекла его своей ориентацией на высокий репертуар. В первые годы существования театра Юрьевым были сыграны несколько крупных ролей: Маркиз Поза ("Дон Карлос" Ф.Шиллера, 1919), шекспировские "Макбет" (1919), "Отелло" (1920), "Король Лир" (1920).
В 1922 г. Юрьев возвращается в стены бывшего Александринского театра – Академического театра драмы им. А.С.Пушкина и становится его художественным руководителем. С 1922 по 1928 г. играет меньше, чем ранее – две-три премьеры в год. Среди ролей: Роберт Чильтерн ("Идеальный муж" О.Уайльда, 1923), Борис Годунов ("Царь Фёдор Иоаннович" А.К.Толстого, 1923), Сарданапал (одноименная пьеса Дж.Г.Байрона, 1924), Дантес ("Пушкин и Дантес" А.Каменский, 1926), Беркутов ("Волки и овцы" А.Островского, 1927), Граф Пален ("Павел I" Д.Мережковского, 1928) и др. Самым значительным созданием тех лет стал образ Марка Антония в "Антонии и Клеопатре" Шекспира.
Сезоны 1929–1932 гг. Юрьев провёл в московском Малом театре (исполнил всего три роли), выступал на эстраде с концертными программами, в том числе в "Вечерах классического монолога". В 1933 г., покинув Малый, ушёл в Театр им. Мейерхольда для создания нового варианта (более жёсткого) образа Кречинского. В 1935 г. возвратился в Ленинград, в Театр им. Пушкина, где играл до 1945 г. (последнее выступление в роли Отелло 12 января 1945 г.); среди прочего создал выдающийся образ Несчастливцева в спектакле "Лес" (1936).
Сотрудничал на радио, выступая в трагическом репертуаре ("Скованный Прометей" Эсхила, "Царь Эдип" Софокла).
В кино - с 1913 года, первые роли - художник Ганс в фильме Якоби "Глаза Баядерки" и Роберт де Роэ в фильме "Душегубец" (Т-во "Танагра" и О-во "Биоскоп"-Берлин, оба фильма снимались за границей). В советский период исполнил две роли: профессор Степанов ("Строгий юноша" Абрама Роома, 1936) и капитан Грант ("Дети капитана Гранта" Владимира Вайнштока, 1936)
В течение всей своей творческой жизни Юрьев много гастролировал, принимал участие в частных спектаклях и антрепризах. В том числе – поездки с М.Ермоловой и Е.Турчаниновой, антрепризами В.Давыдова и П.Ленского, Н.Сазонова и М.Савиной, Л.Яворской, А.Кугеля и др. С 1898 г. Юрьев преподавал на драматических курсах, в школе русской драмы, в Ленинградском театральном институте им. Островского. За книги "Беседы актера", "Записки" и педагогическую деятельность Юрьеву была присвоена степень доктора искусствоведческих наук (1947). Неутомимый труженик, он любил повторять слова, которые написал Т.Сальвини на своём портрете, подаренном молодому Юрьеву: "Труд – это наполовину гений".
Награждён орденом Ленина, другими орденами и медалями. Умер 13 марта 1948 г. в Ленинграде.


Фильмография
:
1. Глаза Баядерки - 1913 - художник Ганс
2. Душегубец - 1913 - Роберт де Роэ
3. Строгий юноша - 1936 - профессор Степанов
4. Дети капитана Гранта - 1936 - капитан Том Грант

Использованные материалы:
Энциклопедия "Кругосвет"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия.

 © 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz