Михаил Георгиевич
ЗОННЕНШТРАЛЬ
Родился
5 марта 1956 г. в Москве в семье учёного и конструктора Георгия
Александровича Зонненштраля (1915-1994). В 1979 г. закончил
Московский авиационный институт (МАИ) по специальности радиотехника, работал
радиоинженером в конструкторском бюро. В 1980 г. поступил и в
1984 г. закончил Щукинское училище (мастерская А.Г.Бурова).
Однокурсниками Михаила были Ирина Метлицкая, Светлана
Рябова, Ирина Шмелёва, Василий Фунтиков и другие известные в последствии
актёры отечественного кинематографа. После окончания "Щуки"
Зонненштраль получил приглашения сразу от нескольких московских театров.
Он выбрал Театр сатиры, в котором и проработал актёром и режиссёром
до самой смерти. В 1988 г. на Малой сцене
театра совместно с Валерием Гаркалиным поставил и сыграл спектакль
"Контракт" по пьесе Славомира Мрожека. Постановка стала
событием в театральной жизни Москвы, зрители осаждали Малую сатировскую сцену, на которой два артиста играли
абсурдистскую пьесу, проживая её с абсолютной подлинностью гротескного
существования. После этого спектакля Гаркалина заметил
Валентин Плучек и пригласил в Театр сатиры. Затем на Валерия
Гаркалина
обратил внимание и кинематограф. Следующей
работой Михаила Зонненштраля стал трагифарс по пьесе Артура Копита
с уникальным названием "Папа, папа, бедный папа, Ты не
вылезешь из шкапа, Ты повешен нашей мамой Между платьем и пижамой". В этот
спектакль, премьера которого состоялась в 1991 г., кроме уже набравшего
популярность Валерия Гаркалина, режиссёр пригласил "звезду"
Театра сатиры Ольгу Аросеву. Ольга Александровна вспоминает: "Я люблю быть ученицей перед любым режиссёром. Замечательный у меня был опыт
работы с Мишей Зонненштралем. Тихий, стесняющийся мальчик ходил кругами, пока
наконец не подошел ко мне: "Ольга Александровна! Не хотите внеплановую работу
сделать?" Еле выговорил название: "Папа, папа, бедный папа, ты не вылезешь из
шкапа..." Дал мне пьесу. Я ему говорю: "Да ты обалдел, мальчик! Ты что?! Там с
трупом ходит женщина..." Он стал уговаривать, что знает, как это сделать. Я
согласилась и дала себе клятву, что не буду с ним спорить, даже перебивать, а
буду слушаться. Интересно было, что он мне даст, хотя могла сказать: помолчи, я
знаю, как это сделать. И второй спектакль, "Как пришить старушку", мы уже
замечательно делали." В 1993 г. Зонненштраль обратился к творчеству
Михаила Булгакова и выпустил спектакль "Шизофрения, как и было сказано",
в котором всё тот же Валерий Гаркалин исполнил сразу две роли - Мастера и Понтия Пилата.
Постановка имела ещё более восторженные отклики... Каждый день режиссёр шёл на репетиции по Патриаршим, Садовой... Нередко его
"заносило" в
квартиру 50. Всё это было в спектакле. Да и сам Театр сатиры - практически бывшее
то самое варьете, почти на том месте, где выступал Воланд - приносил своеобразную
мистику спектаклю. В
1995-м Зонненштралем был поставлен спектакль-бенефис для Ольги
Аросевой "Как пришить старушку" - сценический вариант популярной некогда пьесы Джона Патрика ''Дорогая Памела''.
Его и сейчас можно увидеть на сцене Театра сатиры... Через год, в 1996 г., в московском
театре
"Вернисаж" Михаил Зонненштраль поставил спектакль "Каменный гость" (по
А.С.Пушкину) с Анатолием Гузенко в главной роли. А вскоре Театр им. Моссовета
пригласил его для постановки "Заповедника" по повести Сергея Довлатова.
Увы, закончить спектакль талантливый режиссёр не успел. 7 июля 1997 г.
Михаил Зонненштраль трагически погиб. "Заповедник"
был закончен Ольгой Анохиной и до сегодняшнего дня успешно идёт
на "Сцене Под крышей" моссоветовского театра...
Фильмография:
1. Путешествие мсье Перришона - 1986 - Арман 2. Революцией
призванный - 1986 (телефильм-монография) 3. Время
летать - 1987 - диспетчер Алексей 4. Портрет - 1987 - Чертков 5. Шура
и Просвирняк - 1987 - эпизод
Материалы и фотографии предоставлены Екатериной
Зонненштраль. Любое использование материалов - только с разрешения
сайта.
|