Анастасия
Платоновна ЗУЕВА
Народная
артистка СССР (1957). Лауреат Сталинской
премии (1952 - за театральные работы).
Родилась 5 (17) декабря
1896 г. в селе Спасском Тульской губернии в
крестьянской семье. В 1915 г. окончила школу
драматического искусства под руководством Н.Г.
Александрова, Н.О. Массалитинова и Н.А.
Подгорного и вступила во 2-ю Студию МХТ, с
1916 г. актриса МХАТа. Константин
Станиславский, полушутя, предрёк тогда ещё
очень молодой актрисе "быть на сцене вечной
старухой". Так оно и вышло. Анастасия
Платоновна не побоялась такой перспективы,
продолжив на сцене МХАТ классическую традицию
трактовки народных образов, идущую от
О.Садовской, утверждённую в театре
Е.Корчагиной-Александровской,
М.Блюменталь-Тамариной, В.Рыжовой. "Отлично
владея приемами острейшей характерности,
культивируя в своем творчестве любовь и
внимание к русской речи, к богатству и
своеобразию фольклорного языка, Зуева с первых
же сценических шагов упорно искала и характер
героини - простой русской женщины-матери,
вложившей в любовь к детям всю себя", - писали
об актрисе театральные критики.
В возрасте 32-х лет
Анастасия Платоновна с успехом сыграла Матушку
в леоновском "Унтиловске", затем - Матрёну
в инсценировке романа Л.Толстого
"Воскресение". Максим Горький, посмотрев
Анастасию Зуеву в роли Матрёны, сказал:
"Лучше, чем в жизни". А вскоре пришла к ней
роль, на много лет удивившая и потрясшая
поколения зрителей не только нашей страны, но
и стран Европы, и Японию. Была это Коробочка,
помещица с умом ребёнка из "Мёртвых душ"
Н.В.Гоголя, инсценированных специально для
Московского Художественного театра Михаилом
Булгаковым.
Среди других ролей: Домна
Пантелевна ("Таланты и поклонники"
Островского), Зобунова, Чугунова ("Егор
Булычёв и другие", "Достигаев и другие"
Горького), мисс Уордл ("Пиквикский клуб" по
Диккенсу), Феклуша, Улита ("Гроза", "Лес"
Островского), Марфа ("Земля" Вирты), Глафира
Фирсовна ("Последняя жертва" Островского),
Анфиса ("Три сестры" Чехова) и др.
В кино актриса впервые
снялась в 1932 г. в фильме "Просперити". Затем
были небольшие роли в картинах "Светлый путь",
"Пир в Жермунке", "Донецкие шахтёры", "Васёк
Трубачёв и его товарищи". Андрей Фролов
пригласил Зуеву на одну из главных ролей -
эксцентричной супруги тренера по боксу - в
"Первую перчатку". Василий Шукшин в картине
"Живёт такой парень" предложил ей сыграть
бабку Марфу, рассказавшую Пашке Колокольникову
историю про голую бабу. Леонид Трауберг
перенёс на экран спектакль "Мертвые души", где
Зуева сыграла одну из лучших своих ролей -
Коробочку. Михаил Швейцер экранизировал
"Воскресение" с Анастасией Платоновной в
образе Матрёны. Александр Роу предложил
актрисе сыграть роль бабушки-сказительнице в
целом ряде своих лучших фильмов-сказок.
Выступала Анастасия
Платоновна Зуева на эстраде и по радио,
участвовала во многих передачах для юношества.
Но всё же главным в её жизни был театр, она
жила им, писала о нём мудрые статьи, была
истинной хранительницей театральных
традиций.
Умерла 23 марта 1986
г. в Москве. Похоронена на Новодевичьем
кладбище.
* * *
В
совсем раннем, молочном детстве Настеньки умер
отец. В селе и округе его называли не
кузнецом, а гравёром. Мать вскоре оказалась
замужем за жандармским полковником, а девочки
- Лиза и Настя, - на руках и на воспитании
тётушки. Человеком она была строгим,
неукоснительно добивалась порядка от всех и
вся, так что ни дядя, а именно она, его
супруга, была фактической управительницей
имения. Владельцы поместья были людьми
порядочными, к тому же добрыми: девочек не
гнали от гостей, сажали за барский стол, при
них вели всякие умные просвещенные беседы.
Лиза была весёлой и шустрой
девочкой, а Настя предпочитала одиночество.
Она была флегматиком. Больше всего на свете
любила рыбную ловлю.
Тётя намеревалась дать
племянницам пристойное образование, устроила
их в московскую гимназию и сама переселилась в
Москву, в Леонтьевский переулок. Умная и
развитая крестьянка водила знакомства с
интеллигенцией, и это во многом помогло
воспитанию и духовному становлению Анастасии и
Елизаветы.
Желание юной Анастасии
Зуевой пробоваться в театральную студию
вызвало... решительный протест тётушки: "Ни
копейки на эту учёбу! В нашем роду актрисы
быть не может!" Однако тётушку подкупило то,
что племянницу приняли на бесплатное
обучение.
С той поры сценарий судьбы
Анастасии Платоновны был неумолимо верен
конфликту победной дороги в искусстве с
ранениями в личной жизни. Сценарий её судьбы
был цепью сложных драматических сюжетов. С
детских лет до заката жизни её жестоко ранили
людские измены и расчетливость.
Она вышла замуж за красавца
железнодорожного инспектора с персональным
вагоном, к тому же почётного гражданина
Москвы. К молодой жене он вскоре отнёсся как к
движимой собственности, тем более что появился
ребёнок - стало быть, собственность
закреплялась. Погуливая на сторону с помощью
персонального вагона, почётный гражданин
однажды позволил себе намотать косу жены на
руку и устроить ей выволочку без всякой вины,
в порядке семейной профилактики. Будущая
великая актриса ушла от мужа. Он болезненно
наказал её - оставил у себя сына. Костя до
студенческих лет воспитывался вдали от влияния
матери... Позже, когда сын, военный инженер,
женился, наступили новые осложнения. В кругу
близких Анастасия Платоновна именовала
невестку, которая "любит считать
деньги", Наташей - по одной из героинь
чеховской пьесы "Три сестры".
Вскоре в жизни Зуевой
сложилась ещё одна чеховская ситуация. Виктора
Александровича Оранского она знала давно - он
заведовал музыкальной частью во Второй студии
МХТ. Устремились они друг к другу, когда он
был уже довольно известным театральным
композитором, а она - знаменитой актрисой.
Не умея быть эгоисткой в
личном счастье, Анастасия Платоновна готова
была облагодетельствовать даже телеграфный
столб. Но столбу это не понадобилось, а
встретилась ей девушка в спортивном платьице с
ракеткой в руках и с заветным желанием стать
актрисой. Зуева привела её в свой дом, стала
готовить к поступлению в театральное училище.
Но девица живо перестроилась, мечты о театре
пустила побоку, выскочила замуж за композитора
Оранского и вместе с ним покинула дом
Анастасии Платоновны.
Это случилось в 1938-м
году. А в 1943-м бывшая девушка с ракеткой
также легко перепорхнула от полуголодного
супруга к кому-то более благополучному, а
бывшему мужу заодно подбросила их общую дочку.
Узнав об этом, сёстры Зуевы привели двух
несчастных в дом Анастасии Платоновны, дружно
отмыли, откормили и подлечили их в четыре
руки, сажая, что называется, в красный угол.
Позже, правда, мамаша истребовала дочь и
алименты от ожившего и заработавшего в полноту
сил композитора, а сам он продолжал жить в
любви и ухоженным.
Никакие уроки - измены,
неблагодарности, открыто расчётливое
использование - ничто не могло изменить
"старосветской" хлебосольности и открытости
зуевского дома.
Война распахнула его двери
ещё шире, чем в мирные годы. Одиннадцать раз
актриса МХАТ А.П.Зуева выезжала на фронт
со своим неизменным партнёром, превосходным
актёром Николаем Ивановичем Дорохиным... Зуева
для бойцов была больше, чем актрисой,
вызывающей восторг фронтовой аудитории. Эта
женщина умела вызвать улыбку солдата в общении
с ним вне сценической площадки... С ней
хотелось сдружиться, и те, кто получал
приглашение посетить её квартиру в Москве, при
случае пользовались этим правом. Койкой
служили стулья, установленные по четыре в ряд,
- получалось целое общежитие с самостоятельным
ложе для каждого из гостей.
Почти все фронтовые поездки
Зуевой были северными, более чем
некомфортными. Она, едва ли не единственная из
актёров, была награждена за участие
в Великой Отечественной войне высшим орденом -
Ленина...
Со временем, чувство к мужу
затмила лишь маленькая внучка Леночка. С
появлением в жизни Анастасии Платоновны этого
существа появились свет и смысл. Она, наконец,
обрела полноту счастья. Воспитывала сама,
только сама. Сажала за общий стол, иной раз
ставила перед ребенком крохотную рюмочку с
молдавским вином...
Прошло время. Ушёл из жизни
Владимир Александрович, которого
Анастасия Платоновна продолжала любить и
после его смерти. Долгое время урна с прахом
дорогого человека хранилась дома у Зуевой : ей
хотелось, чтобы он был погребён там же, где
когда-то похоронят её - на Новодевичьем
кладбище, т.к. ей "полагалось по чину". И
только решительное вмешательство старой
подруги - Аллы Константиновны Тарасовой -
помогло предать урну земле на заветном
кладбище.
Была Анастасия Зуева
настоящей советской актрисой, народной
любимицей, и считала естественными для себя
любые "шефские", то есть бесплатные, встречи с
населением. Была столь же совершенна в
простоте с самыми простыми людьми, сколь
представительной и светской на официальных
приёмах... Охотно и благодарно принимая
правительственные награды, даже любя
повторять, что "правительство любит её", она
ничего общего не имела с типом идеологически
послушных и политически ориентированных
"подданных".
Кротость и наивность
спокойно и вполне естественно уживались в ней
с железной волей, властностью и атакующим
бесстрашием, если дело доходило до
принципиальных вопросов.
В компартию Зуева не
вступала, да, кажется, её и не особенно туда
звали, зная о твёрдом православном
вероисповедании... Анастасия Павловна была
лично знакома и дружна с тремя патриархами
Московскими и всея Руси: преосвященными
Сергием, Алексием Первым, Пименом... Церковь
воздала ей своё признание посмертно: её
отпевали в патриаршем храме. Затем гроб с её
останками, окружённый свечами в тяжёлых
золоченых шандалах, оставался в Богоявленском
соборе почти сутки.
Фильмография:
1. Просперити - 1932
2. Пятый океан - 1940 - мать Наташи
3. Светлый путь - 1940 - старая
ткачиха
4. Пир в Жермунке (новелла в киноальманахе
"Боевой киносборник №6") - 1941
5. Родные поля - 1944
6. Юбилей - 1944 - Мерчуткина
7. Первая перчатка - 1946 -
Привалова
8. Донецкие шахтёры - 1950
9. Ревизор - 1952 - Пошлёпкина
10. Васёк Трубачёв и его товарищи - 1955 -
тётя Дуня
11. Дело №306 - 1956 -
свидетельница
12. Жених с того света - 1958 - Анна
Михайловна
13. Мёртвые души - 1960 - Коробочка
14. Русский сувенир - 1960 - Марья
Спиридоновна
15. Воскресение - 1960-61 - Матрёна Харина
16. Живёт такой парень - 1964 - бабка
Марфа
17. Морозко - 1964 - Сказительница
18. Огонь, вода и... медные трубы - 1967 -
Сказительница
19. Варвара-краса, длинная коса - 1969 -
Сказительница
20. Цветы запоздалые - 1970
21. Поженились старик со старухой - 1971
22. Золотые рога - 1972 -
Сказительница
23. Уходя, оглянись... - 1976
24. Чеховские страницы - 1977
25. И снова Анискин - 1978
26. Там, на неведомых дорожках... - 1982 -
соседка
Озвучивала мультфильмы:
1. Сказка о рыбаке и рыбке - 1950
2. Высокая горка - 1951
3. Волшебная птица - 1953
4. Волшебный магазин - 1953
5. Сказка о царе Салтане - 1984
Использованные материалы:
Сайт "Характерные актёры российского кино"
А.Кравцов "Жили-были кумиры"
Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия
Сайт "Аниматор.ру"
Большая Советская Энциклопедия
Фотографии из БСЭ, с сайтов "Характерные
актёры российского кино", "Советский экран"
и из архивов автора.
Материалы предоставила Инна Джужа (г.Киев). |