Александр Давидович БЕНИАМИНОВ
Народный артист РСФСР (1967).
Родился 4 (17) июня 1903 г. в Грозном. В
1922 году окончил Драматические курсы
батумского Центрального рабочего клуба, где
одним из педагогов работала М.Л.Роксанова. В
1923-26 годах учился в ГИТИСе. Ещё в 1920 г.,
в Кисловодске, был приглашён в "Бродячий
народный театр" ("Бронарте"), руководимый
будущим кинорежиссёром Г.Рошалем. В годы учёбы
в ГИТИСе параллельно выступал в "Синей блузе",
где исполнял номера преимущественно
сатирического характера, буффонады, пародии.
По приглашению режиссёра Д.Гутмана работал в
Ленинградском театре сатиры (1927-30 гг.), где
окончательно сформировался эксцентрический
талант артиста. В начале 1930-х годов в труппе
Экспериментальной мастерской при Ленинградском
мюзик-холле (руководитель Н.Акимов), в 1936-37
годах - на эстраде. В 1937-41 и с 1946 г. -
актёр Ленинградского Театра комедии п/р
Н.Акимова, где показал себя мастером
углублённых комедийных, лирико-комедийных и
драматических характеров.
В начале Великой Отечественной войны
организовал и возглавил Фронтовой театр
миниатюр, где переиграл множество небольших
сатирических ролей. Одним из первых в стране
выступил с чтением отрывков из поэмы А.Твардовского
"Василий
Тёркин".
Актёр яркого комедийного дарования. В кино -
с 1931 г. Прославился в образах инкассатора
("Семь стариков и одна девушка") и укротителя
("Полосатый рейс"). Последняя роль
Бениаминова – Дедушка в американском фильме
"Москва на Гудзоне".
Театр комедии Акимова принёс
артисту безумную славу. Он играл Мальволио в
"Двенадцатой ночи», Валерио в "Валенсианской
вдове", министра финансов в "Тени", Эрнести в
"Физиках". Когда создатель и руководитель
театра, Николай Акимов, подвергся гонениям
властей и коллег, Бениаминов стал одним из
немногих, кто не отказался от учителя и
протянул ему руку помощи.
После смерти Акимова, слава Александра
Бениаминова несколько померкла. В кино же ему
приходилось играть в основном эпизодические
роли: "Кровь земли" (Быстров), "Год
девятнадцатый" (дирижёр), "Мужество" (Юсуф),
"Мы с вами где-то встречались" (фотограф),
"Дон Кихот" (пастух), "Рождённые жить"
(сумасшедший старик), "Чужой бумажник"
(массовик), "Укротители велосипедов"
(режиссёр), "Сотрудник ЧК" (Фельцер),
"Соломенная шляпка" (дядюшка) и др. Одним
своим появлением он вызывал улыбку. А уж о
"знаменитом бениаминовском лице" друзья и
коллеги вспоминают до сих пор: актёру
достаточно было округлить глаза и сложить губы
бантиком – и он "обезоруживал" даже самых
хмурых зрителей.
О своей работе с Николаем Акимовым, о
театральных буднях и праздниках Александр
Бениаминов написал книгу "Фронтовые записи
артиста", которую он начал ещё будучи на
Ленинградском фронте, а закончил в Америке,
куда эмигрировал в 1978 году. Там же, в США,
он снялся в комедии "Москва на Гудзоне" с
Савелием Крамаровым и Ильёй Баскиным. Правда,
с ними он в кадре не встречался, а работал в
основном с ещё молодым и неизвестным Робином
Уильямсом. После эммиграции Бениаминова, его
фамилию убрали из некоторых фильмов, в которых он снимался. Например,
из "Семи стариков и одной девушки"... Скончался артист
22 марта 1991 г. в Нью-Йорке.
Фильмография :
1.
Кровь земли ("Окно в Азию") - 1931 - рабочий
Быстров
2. Девушка спешит на свидание - 1936 -
телеграфист 3. Год девятнадцатый - 1938
4. Маска - 1938
5. Мужество - 1939 -
Юсуф
6. Мы с вами где-то встречались - 1954 -
фотограф
7. Дон Кихот - 1957 -
пастух
8. Рождённые жить - 1960 -
сумасшедший
старик
9. Полосатый рейс - 1961 -
укротитель
10. Чужой бумажник - 1961 -
массовик
11. Каин XVIII - 1963 -
Учёный
12. Сотрудник ЧК - 1963 -
Фельцер
13. Укротители велосипедов - 1963 -
режиссёр
14. Семь стариков и одна девушка - 1968 -
инкассатор
15. Последнее дело комиссара Берлаха -
1971
16. Дела давно минувших дней... - 1972
17. Соломенная шляпка - 1974 -
дядюшка
18. Царевич Проша - 1974 - волшебник Мопс
19. Как Иванушка-дурачок за чудом ходил -
1976
20. Москва на Гудзоне (США) - 1984 -
дедушка
Использованные материалы:
Энциклопедия "Эстрада России. XX
век"
Сайт "Характерные актёры российского
кино"
Энциклопедия кино Кирилла и
Мефодия
Фото из музея Ленинградского Театра
комедии
|