Народный
артист СССР (1947).
Лауреат Ленинской премии (1964, роль Фёдора
Дронова в фильме "Всё остаётся людям").
Лауреат Сталинских премий (1941, "Александр
Невский"; 1946, "Иван Грозный"; 1950,
"Счастливого плавания"; 1951, "Мусоргский";
1951, "Александр Попов").
Кавалер ордена Трудового Красного знамени
(1938, за роль в фильме "Пётр I").
Кавалер ордена Ленина (1939, за исполнение
ролей в фильмах "Пётр I", "Александр Невский"
и "Ленин в 1918 году").
Николай Черкасов родился 14
(27) июля 1903 г. в Петербурге, в семье
железнодорожного служащего Константина
Александровича Черкасова. По семейному
преданию, рождался на свет будущий знаменитый
актёр вяло. Поэтому врачам пришлось
воспользоваться специальными щипцами, отчего у
него на всю жизнь остались над висками две
маленькие вмятинки. Мама - Анна Андриановна -
в своём первенце души не чаяла, постоянно
оберегая его от всяких напастей, следила за
каждым его шагом. От этого Коля и в гимназию
пошёл не с семи лет, как положено, а с
девяти.
В 1909 г. семья Черкасовых,
к тому времени пополнившаяся ещё одним сыном -
Костей, переехала в просторную
четырёхкомнатную квартиру одного из домов в
Десятой роте (затем - 10-я Красноармейская
улица). Отсюда Коля в 1912 г. и пошёл учиться
в гимназию №10. Одноклассники относились к
Коле с уважением: он никогда никого не
задирал, но если его обижали, то спуску никому
не давал. Никогда не был злопамятным. Но за
несдержанность в аттестате у него была выведна
четвёрка по поведению. Отцу это не нравилось,
и он порой наказывал своего старшего сына,
однако это мало помогало. Пересилить свой
характер Коля ещё не умел.
Первый спектакль, который
Николай увидел в своей жизни, был "Руслан и
Людмила" в Мариинском театре. Тогда он ещё
учился в начальных классах гимназии. По словам
самого Черкасова, впечатление у него осталось
волшебное. Однако о театре, как о профессии,
он тогда и не помышлял.
Летом 1917 г. его внезапно
захватила музыка. Интерес к ней у мальчика был
настолько огромный, что он в одиночку посещал
концерты графа Шереметьева, ходил на утренники
в филармонию и даже ездил в Павловск, где
обычно выступали знаменитые музыканты. Его
кумиром был Федор Иванович Шаляпин.
В 1919 г. Черкасов окончил
Петроградскую трудовую школу и вместе с
несколькими друзьями подал заявление в
Военно-медицинскую академию. Но в душе он
сомневался в выборе. Однажды он стал
свидетелем того, как трамвай переехал
прохожего. Брызнувшая на тротуар кровь вызвала
в юноше такой ужас, что он сразу понял: ни о
какой медицине не может быть и речи. Летом
этого же года он поступает в студию мимистов,
руководимую А.Кларком. Проучившись там всего
лишь несколько недель, 16-летний Черкасов был
зачислен мимистом в Петроградский (Мариинский)
академический театр оперы и балета.
Именно здесь юный Николай
Черкасов познакомился с великим басом Фёдором
Шаляпиным, причём весьма своеобразно. На
премьере оперы "Вражья сила" Фёдор Иванович
пел главную партию. Черкасов просочился на
балкон зрительного зала и принялся смешить
гримасами публику. Зрители громко смеялись. На
следующий день Шаляпин вызвал комедианта в
кабинет. "Покажите-ка мне, чем вы вчера
развлекали народ!" - попросил он Черкасова. А
потом долго хохотал, увидев, что тот
вытворяет. Затем нахмурился: "Спасибо,
конечно. Только вот что, давайте условимся: вы
мне, пожалуйста, не мешайте, а я вам не
буду!"
С 1920 г. Черкасов начал
танцевать в спектаклях Студии молодого балета
и экспериментальных пантомимических
постановках театрально-исследовательской
лаборатории Института истории искусств. При
росте почти два метра молодой артист исполнял
характерные роли: Злого гения в "Лебедином
озере", брамина в "Баядерке" и др. Осенью 1923
г. Николай подал заявления одновременно в
Институт сценических искусств и Институт
экранного
искусства. Талантливого юношу приняли в оба
заведения.
В 1925 г., случайно
посмотрев в кинотеатре "Паризиана" фильм о
приключениях комиков Пата и Паташона, Черкасов
и его однокурсник по ИСИ Г.Гуревич решили
воссоздать этот дуэт собственными силами. Чуть
позже Гуревича заменит студент Борис Чирков.
Так в их исполнении появился пародийный танец
"Чарли Чаплин, Пат и Паташон", в котором
Черкасов исполнял роль долговязого Пата. Летом
следующего года студенческая бригада ИСИ
гастролировала по Средней Азии, и самым
удачным номером был именно "Чарли Чаплин, Пат
и Паташон". Этот же номер способствовал
зачислению Черкасова в 1926 г. в Ленинградский
ТЮЗ. В ТЮЗе Черкасов играл и драматические
роли, так, например, в спектакле "Дон Кихот"
он с большим успехом исполнял главную роль.
Однако основным амплуа молодого актёра
по-прежнему считалась комедийная роль
Пата.
В 1927 г. Черкасов окончил
институт. На тот же год приходится и его дебют
в кино. Это была немая картина "Поэт и царь",
в которой молодой актёр сыграл парикмахера
Шарля. Как признается сам Черкасов, впервые
увидев себя на экране, он ужаснулся своей
худобе и высокому росту. Тогда он даже
подумал, что на этом кино для него закрыто. Но
уже в следующем году он был вновь приглашён на
съемки. Следующими его работами в кино стали
роли в картинах "Его превосходительство", "Мой
сын" и "Луна слева". В фильме "Мой сын"
Черкасов вновь играл всё того же долговязого
Пата. Чтобы не стать заложником этого образа,
Черкасов в 1929 г. принял предложение перейти
из ТЮЗа в Ленинградский театр
"Мюзик-холл".
Летом 1929 г. Николай
Черкасов познакомился с юной актрисой Ниной
Николаевной Вейтбрехт, которая вскоре стала
его женой. Первый раз девушка увидела Николая
в том самом танцевальном номере "Чарли Чаплин,
Пат и Паташон". Затем была встреча на
молодёжной вечеринке. "С кем тебя посадить? С
умным или красивым? - спросила Нину хозяйка
дома. "С талантливым!" - "Тогда знакомься,
твой сосед - Коля Черкасов". Он выглядел
смущённым, неловким, неуверенным в себе. В
общем, был совершенно непохож на Пата, который
на сцене вытворял нечто невообразимое.
В октябре 1930 г. умер отец
Черкасова. В те дни актёр был в Москве (он уже
работал в Московском мюзик-холле), но на
похороны отца успел приехать. Мать с женой
просили его не уезжать, но он был связан
работой и бросать её не собирался. Однако
весной 1931 г. у него родилась дочка, и это
решило исход дела: Черкасов вернулся в
Ленинград окончательно и поступил на работу в
только что созданный театр "Комедия". Свой
выбор он объяснял тем, что лишь этот театр
нигде не гастролировал, а молодому отцу это
было крайне необходимо.
Кроме работы в театре,
Черкасов довольно успешно снимался в немом
кино. Летом 1932 г. он удачно сыграл роль
постового милиционера в первом звуковом фильме
"Встречный".
В 1934 г. Черкасов поступил
в труппу Ленинградского академического театра
имени А.С. Пушкина. Этот приход многими тогда
был воспринят с недоумением: зачем нам нужен
актёр-эксцентрик. Действительно первая его
роль в этом театре в комедии "Чужой ребенок"
была
лишена всякой драматургии и строилась на одной
эксцентрике. Однако уже во втором спектакле -
"Вершины счастья" по пьесе Дж. Дос Пассоса -
молодой актёр удачно сыграл роль серьёзного
сыщика Айка Ауэрбаха. Скептики притихли.
И всё же настоящая слава
пришла к Черкасову благодаря кино. В 1934 г.
он снялся в молодёжной комедии Александра
Зархи и Иосифа Хейфица "Горячие денечки".
Вместе с Яниной Жеймо они создали комическую
пару, сопровождающую романтическую пару
основных героев Николая Симонова и Татьяны
Окуневской. Черкасов и Жеймо великолепно
продемонстрировали свои таланты: их пара,
разбитная крошка Кика и смиренный верзила
Колька Лошак, придают всему фильму интонацию
эстрадно-циркового розыгрыша, приглушая
некоторое резонёрство сюжета, что и было
задумано молодыми авторами фильма.
Год спустя режиссер
Владимир Вайншток предложил ему сыграть
профессора Паганеля в "Детях капитана Гранта"
(фильм снимался в августе 1935 - апреле 1936
г.). Успех этого фильма был настолько огромен,
что после него посыпались предложения от
многих режиссёров. Причём роли предлагались
непохожие одна на другую. В 1936 г. Черкасов
начал сниматься одновременно в роли царевича
Алексея в исторической ленте Владимира Петрова
"Пётр Первый" и профессора Полежаева в
исторической драме Александра Зархи и Иосифа
Хейфица "Депутат Балтики". В оба фильма актёр
попал отнюдь не просто.
В первом случае он сам заявился к Владимиру
Петрову и заявил: "Роман Толстого знаю
наизусть и готов сыграть в фильме роль самого
Петра!" Дерзость актёра понравилась режиссеру,
и он попросил гримёра загримировать его.
Однако Пётр Первый из Черкасова явно не
получался. Актёр расстроился, и тогда режиссёр
внезапно предложил ему роль царевича Алексея.
После недолгих колебаний Черкасов
согласился.
С ролью во втором фильме
тоже помогла случайность. Снимаясь в "Петре
Первом", Черкасов захаживал в павильон, где
Александр Зархи работал над фильмом
"Беспокойная старость" (первое название фильма
"Депутат Балтики"). Напомним, что с Зархи
Черкасов был знаком ещё с картины "Горячие
денечки". Неожиданно режиссёр предложил актеру
почитать сценарий: "Может, подыщешь для себя
какую-нибудь роль". Черкасов хотел было
отказаться, ведь он был по горло загружен в
"Петре", но затем согласился.
Прочитав сценарий,
34-летний актер вдруг загорелся ролью пожилого
профессора Полежаева. "Да какой из тебя
старик?" - удивился Зархи. Но Черкасов обладал
удивительной способностью убеждать людей. И
Зархи сломался. На дворе была весна 1936
г.
С ролью Черкасов справился
блестяще. Чудаковатость и старческая
рассеянность персонажа
не отменяли романтической пафосности в
трактовке героя-интеллигента, который с
искренним восторгом принимает идею
революционного обновления мира.
Продемонстрировав в этом фильме способность к
яркому возрастному перевоплощению, Черкасов
одновременно доказал, что готов перейти от
внешней театрализации к внутреннему постижению
неоднозначных характеров реальных исторических
личностей. Премьера "Депутата Балтики"
состоялась 1 января 1937 г. в Ленинградском
Доме кино и вызвала бурю восторга.
Заключительная речь профессора Полежаева
утонула в аплодисментах публики. Ни один
советский фильм ещё не удостаивался таких
оваций. В том же году на Международной
выставке в Париже фильм был удостоен
"Гран-при". А сам актёр был удостоен звания
заслуженного артиста РСФСР.
Летом 1937 г.
Черкасов внезапно принял
предложение сняться в первом советском
фильме о Кавказе в непривычной для себя роли -
горца Беты. Съёмки картины проходили в горах
Кабардино-Балкарии.
Ровно через год
Черкасов начал сниматься в главной роли в
фильме Сергея Эйзенштейна "Александр Невский".
Причём предложение великого мастера застало
актёра врасплох. Одной из причин было то, что
Черкасов в душе боялся режиссёра, поскольку
был наслышан, что тот нередко подавляет
индивидуальность актера. После первой встречи
с Эйзенштейном он понял, что им трудно будет
работать вместе. Их взгляды на образ
Александра Невского расходились. Однако
режиссёр оказался настойчив и уговорил
Черкасова продолжить работу.
В итоге, образ Александра Невского вышел
былинно-возвышенным. Не все знают, что в
первоначальной версии фильма Александр Невский
погибал, отравленный при дворе
татаро-монгольского хана. Причем яд ему втёрли
свои же, русские. Однако после просмотра
фильма с таким финалом Сталин лично
распорядился выкинуть этот эпизод, так как он
не соответствовал "великому патриотическому
произведению". 1 декабря 1938 г. фильм вышел
на экраны. Спустя три месяца вышел ещё один
фильм с участием Николая Черкасова - "Ленин в
1918 году", в котором он сыграл Максима
Горького. За свои работы Николай Черкасов был
удостоен орденов Ленина и Трудового Красного
знамени, а в 1941 г. за роль Александра
Невского - Сталинской премии.
Черкасов очень верил в
Советскую власть. В 1938 г. он подал заявление
в партию и вскоре стал депутатом Верховного
Совета РСФСР. Причём этот пост он не просто
занимал, а действительно старался помогать
людям. Много лет спустя он посчитал, сколько
человек принял. Оказалось - 2565. Но часто
даже самые близкие люди не знали о его добрых
делах. Однажды во время депутатского приема к
Николаю Константиновичу ворвалась женщина с
тремя малышами. Водрузила детей на стол и
заявила,
что ей негде и не на что жить, а потому детей
она оставит прямо в кабинете. Черкасов посадил
семейство в свою черную "Волгу" и поехал по
чиновникам. И пока не устроил мамашу с
детишками, дело это не оставил. Георгий
Товстоногов писал, что если можно было бы
собрать в одно место всех, кому когда-нибудь в
трудную минуту жизни помог Николай
Константинович, пришлось бы арендовать
стадион.
Летом 1939 г. в семье
Черкасовых умерла новорождённая дочь. Пережить
горе помогла работа. Супруги-актёры
отправились в долгую гастрольную поездку по
всей стране.В начале 1941 г. они повторили
попытку завести ребёнка, и на этот раз их
ждала удача - на свет появился мальчик,
которого назвали Андреем. А затем началась
война, которая отняла у них старшую дочь: в
1942 г. она погибла в ленинградскую блокаду
вместе с дедушкой - тестем Черкасова.
В первые месяцы войны
Черкасов вместе с Театром им. Пушкина был
эвакуирован в Новосибирск. Там он создал
концертную агитбригаду и отправился с
концертами на корабли Балтийского флота и в
осаждённый Ленинград. В апреле 1943 г. актёра
вызвали в Алма-Ату для съёмок в фильме "Иван
Грозный" Сергея Эйзенштейна. На экраны картина
вышла в январе 1945 г. (параллельно Черкасов
исполнил её и в спектакле "Иван Грозный -
великий государь"). Роль Ивана Грозного стала
лучшей работой актёра в кино. Здесь были
сведены воедино многие пристрастия актёра - от
выразительной мимики, символики жестов и
умного обыгрывания собственной фигуры до
карнавализации самой жизни жестокого
правителя; от тончайшей психологической
нюансировки его внешнего поведения до
глубокого проникновения в таинственные бездны
души грозного
царя, вынужденного стать таковым и по личным,
и по политическим соображениям. Возможная
психоаналитическая или же, напротив,
диссидентская трактовка образа Ивана Грозного
и всей ленты в целом окажется неизбежно
упрощающей суть совместного творения Черкасова
и Эйзенштейна. Для обоих Иван Грозный -
центральная, ключевая личность их творчества,
возникшая на парадоксальном пересечении ранних
увлечений аттракционами в широком смысле этого
слова и последующего перехода к глубинному
анализу всех составляющих многосложного
характера, а через него - к постижению
исторической действительности, причем в
перспективе ее развития.
После войны на волне успеха
первой серии "Ивана Грозного", съёмочный
коллектив приступил к работе над второй серией
картины. Однако судьба этой части фильма
оказалась печальной. Ещё в процессе работы над
ней у Черкасова и Эйзенштейна появились
существенные разногласия. По мнению актёра, во
второй части Иван Грозный начал превращаться в
человека нерешительного, слабохарактерного,
безвольного. Такое же мнение выразил по этому
поводу и Сталин, который 25 февраля 1947 г.
принял в Кремле Эйзенштейна и Черкасова. Эта
беседа протекала в форме "дружественной"
критики, однако на судьбе фильма это
отразилось печально: фильм положили на полку,
где он пролежал 11 лет. На следующий день
после беседы в Кремле Н.Черкасову было
присвоено звание народного артиста СССР. А
С.Эйзенштейн оказался не у дел и ровно через
год скончался.
Весной 1946 г. состоялась
первая заграничная поездка Черкасова - в
составе делегации деятелей советской
кинематографии он вылетел в Чехословакию на
фестиваль советских фильмов. Через несколько
месяцев после этого судьба вновь забросила его
в эту страну: режиссёр Григорий Александров
предложил актёру одну из главных ролей в своём
новом фильме "Весна", съёмки которого должны
были проходить в Чехословакии. Далеко не все
знают, что сниматься в этой картине Николай
Константинович не хотел. И лишь когда сама
Любовь Орлова, пригласив Черкасова на дачу,
встала перед ним на колени, актёр согласился.
В этом фильме, играя кинорежиссёра Громова,
Черкасов в какой-то степени по-дружески
пародировал своего давнего друга Сергея
Эйзенштейна - чудаковатого, но безумно
талантливого режиссёра. Именно во время этих
съёмок актер чуть не погиб. В тот роковой день
он сидел за рулем автомобиля, в котором, кроме
него, находились ещё двое: Любовь Орлова и
Григорий Александров. На одном из поворотов
машину занесло, и она врезалась в дерево.
Александров сломал ключицу, Черкасову выбило
несколько зубов и сильно повредило лицо.
Орлова не пострадала. Из-за этой аварии
Черкасову пришлось отказаться от главной роли
доктора Петрова в фильме "Во имя жизни" и
сняться в эпизоде - в роли сторожа Лукича.
На рубеже 40-50-х годов
(когда на 16 советских киностудиях снималось
всего 10-15 картин в год) Черкасов без дела не
оставался. Правда, и фильмы, в которых он
снимался, ничего выдающегося собой не
представляли. Это были
историко-биографические
картины, в которых актёр был вынужден
изображать во многом однотипные персоны
русской культуры и науки: Горького ("Академик
Иван Павлов", 1949), Попова ("Александр
Попов", 1949), Стасова ("Мусоргский", 1950,
"Римский-Корсаков", 1953), Маяковского ("Они
знали Маяковского", 1955). Кроме того, он
снялся в эпизодических ролях в картинах:
"Белинский" и "Жуковский". Загруженность
Черкасова в кино в те годы была высокой, но в
Театре имени А.С. Пушкина новых ролей у него
не было. Он играл только в четырёх спектаклях:
"Великий Государь", "Жизнь в цвету", "Борис
Годунов" и "Ревизор". На большее у него просто
не было ни времени, ни сил. Ведь актер
занимался ещё и общественной деятельностью как
член Советского комитета защиты мира. В этом
качестве он объездил чуть ли не полмира.
В 1952 г. свет
увидела книга Черкасова "Записки советского
актёра", которая имела большой успех у
читателей. Получив гонорар за неё, актёр
наконец сумел купить себе сборный щитовой дом
и построился на Карельском перешейке в дачном
посёлке Комарово. От дома актёра на
Кронверкском проспекте туда можно было
добраться на машине всего за полчаса. Соседями
Черкасовых в дачном посёлке была семья
Шостакович.
В марте 1956 г.
Черкасов снялся в главной роли в фильме
Григория Козинцева "Дон Кихот". Эта роль много
для него значила. Во-первых, вот уже несколько
лет он не играл главных ролей в кино,
во-вторых, ещё в бытность свою актёром ТЮЗа (в
1933 году) он играл Дон Кихота. Для съёмок
фильма в Коктебеле была построена
шестнадцатиметровая ветряная мельница.
Дублёром Черкасова был каскадёр Васильев,
которому предстояло вертеться на крыле этой
мельницы. Но Васильева в решающий момент на
площадке не
оказалось. Пришлось самому Николаю
Константиновичу в нескольких дублях зависать
вниз головой. Отметим, что актёру в это время
было уже 53 года. Фильм вышел на экраны весной
1957 г. и имел большой успех. Черкасову вновь
удалось совместить любовь к пластике и
характерности с возвышенным представлением
героя-идеалиста, упрямо воспринимающего
действительность лишь с точки зрения мечты.
Заслуги Черкасова были отмечены на
международном кинофестивале в канадском городе
Статфорде: за исполнение роли Дон Кихота ему
была присуждена премия как лучшему актёру. Не
забывал Черкасов и про театр. В 1957 г. он
начал репетировать роль Хлудова в спектакле
"Бег" по пьесе М. Булгакова. Премьера
состоялась год спустя.
Своего рода идеализм как
самоотверженность в научной работе является
внутренним свойством одного из последних
героев, сыгранных Черкасовым в 1959 г. в
спектакле "Всё остаётся людям" - учёный Фёдор
Дронов, сопротивляясь тяжелой болезни, изо
всех сил продолжает трудиться. В 1962 г.
кинорежиссёр Георгий Натансон решил перенести
эту пьесу на экран. Он вспоминает: "Мне очень
понравилась пьеса Самуила Алёшина -
философская, умная. После "Шумного дня" я
решил взяться за неё. Алёшин предложил
поставить картину на "Ленфильме". Я стал
подбирать актёров и в первую очередь обратился
к Черкасову. Он тогда не снимался уже пять лет
и очень обрадовался моему предложению.
Худсовет "Ленфильма" кинопробы одобрил: и
Попова, и Быстрицкую, и Пилявскую. Про
Черкасова же сказали, что он "творческий
труп". Как можно так говорить об этом великом
актере! Да, он театральный
актёр, может, я не смог его сдержать на
пробах... Но его не утвердили. Тогда я
обратился к Товстоногову, он был последней
инстанцией в Ленинграде, и тот позвонил в
обком, и уже оттуда настояли на кандидатуре
Черкасова. Мы снимали очень легко, весело.
Черкасов всегда шутил, рассказывал истории. И
ни разу не капризничал. А ведь тогда он был
сильно болен, мы не знали об этом. У него была
эмфизема лёгкого, доктора запрещали ему
курить, он стрелял сигареты и покуривал в
ладошку... Никакого преимущества у Черкасова
перед другими актёрами не было, со всеми он
был в добрых отношениях. Необыкновенно нежно
относился к Пилявской, к Быстрицкой, которая
даже немного трепетала. И это после своей
всенародной славы "Тихого Дона"! Помню, на
съемку пришёл Кеша Смоктуновский, в это время
он играл Гамлета у Козинцева и рассказывал о
своих жестких спорах с режиссёром, чего не
было у меня с Черкасовым. Вероятно, мне
счастливо удается создать атмосферу из-за моей
огромной любви к актёрам". За эту работу
Николай Константинович был удостоен Ленинской
премии.
В начале 60-х здоровье
Николая Константиновича заметно ухудшилось. У
него обострилась хроническая эмфизема лёгких,
пошаливало сердце. С 1964 г. актёр ежегодно
вынужден был ложиться в больницу. Этим не
преминули воспользоваться недоброжелатели. В
июне 1964 г., после того как ему была
присуждена Ленинская премия за роль в фильме
"Всё остается людям", актёр был уволен из
театра. Вот как это произошло. В театр пришло
распоряжение сократить актёрские кадры. И
тогда директор театра решил "сократить" в
первую очередь жён актеров, и Нина
Черкасова была в их числе. А когда Черкасов
пытался её защитить, говорил, что она всю
жизнь в Александринке, директор ответил, что
ему надо кого-то сокращать. Тогда Черкасов
сказал, чтобы сократили его, написал
заявление, и его уволили. Для Черкасова это
стало большим ударом. Он снова слёг.
Несмотря на удары судьбы и
ухудшающееся здоровье, актёр не сдавался. В
1965 г. он съездил в свою последнюю
загранкомандировку в Лондон. В мае 1966 г.
нашёл в себе силы провести отчетно-выборную
конференцию Ленинградского отделения ВТО.
Однако здоровье катастрофически ухудшалось. В
августе 1966 г. он вновь лёг в больницу, из
которой уже не вышел. 14 сентября 1966 г.
Черкасова не стало. Его хотели похоронить на
Литераторских мостках в лавре, там, где
похоронены все великие актёры, но
ленинградские власти отказали. Тогда жена
послала телеграмму Косыгину, и тот приказал
разрешить. В последний путь актёра провожали
тысячи ленинградцев.
27 июля 1970 г. имя
Черкасова было присвоено одной из улиц в новом
районе Ленинграда. В марте 1975 г. в некрополе
Александро-Невской лавры был открыт памятник
работы скульптора М.К. Аникушина.
Режиссёр Георгий Натансон
так отозвался о Николае Черкасове: "Сейчас
таких кумиров уже нет: ни артистов, ни оперных
певцов, от которых у поклонниц кружилась
голова". А ведь и правда - хоть кружится
голова у поклонниц от героев "Бригады", им,
этим молодым людям, далеко до обаяния Николая
Черкасова - человека крайне скромного и
невероятно одарённого. Фильмография:
1. Поэт и царь - 1927 - парикмахер
Шарль 2. Его превосходительство - 1927
3. Мой сын - 1928 - Пат 4. Луна слева - 1928
5. Встречный - 1932 - милиционер
6. Счастье - 1932
7. Горячие денёчки - 1935 - Колька
Лошак
8. Граница - 1935
9. Подруги - 1935
10. Депутат Балтики - 1936 - профессор
Полежаев
11. Дети капитана Гранта - 1936 - Жак
Паганель
12. За Советскую Родину - 1937
13. Остров сокровищ - 1937 - Билли
Бонс
14. Пётр Первый - 1937-38 - царевич
Алексей
15. Человек с ружьём - 1938 -
генерал
16. Друзья - 1938 - осетин Бета
17. Александр Невский - 1938 - Князь
Александр Невский
18. Минин и Пожарский - 1939
19. Ленин в 1918 году - 1939 - Максим
Горький
20. 60 дней - 1940 - профессор Антонов, Евгений
Петрович
21. Оборона Царицына - 1942
22. Его зовут Сухэ-Батор - 1942
23. Иван Грозный - 1944-45 - Иван
Грозный
24. Во имя жизни - 1946 - сторож
Лукич
25. Весна - 1947 - Аркадий Громов
26. Новый дом - 1947
27. Пирогов - 1947
28. Счастливого плавания! - 1949 - капитан
Левашёв
29. Сталинградская битва - 1949
30. Академик Иван Павлов - 1949
31. Александр Попов - 1949 - Попов
32. Мусоргский - 1950 - Стасов
33. Римский-Корсаков - 1952
34. Они знали Маяковского - 1955 -
Маяковский 35. Дон Кихот - 1957 - Дон
Кихот
36. Мелодии Дунаевского - 1963
37. Всё остаётся людям - 1963 - академик
Дронов
38. Третья молодость - 1965